Полный текст главы "Пинхас" - Ujew

Полный текст главы "Пинхас"

Полный текст главы
Количество просмотров 365 Количество комментариев 0

Пинхас получает награду

Ашем (Вс-шний) сказал: "Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри, публично осквернившего Имя Б-га".

Ашем велел Моше: "Провозгласи на все времена, что Пинхас является праведником, сыном праведника. Его поступок был вдохновлен теми же благороднейшими мотивами, которые вдохновляли его отца Элазара и его деда Аарона".

Всемогущий обещал, что "Пинхас получит награду и в этом, и в Грядущем Мире, сказав:

- "Я определил его для священства".

До убийства Зимри Пинхас не был козном. Ашем назначил коэном только Аарона, его сыновей и их будущих потомков. Внуки Аарона, родившиеся до помазания Аарона, не были включены в число кознов.

Пинхас стал коэном за свои личные заслуги: был "помазан" кровью Зимри.

- Кроме того, Ашем обещал, что "потомки Пинхаса будут первосвященниками навеки".

- "Я обещал Пинхасу мир и защиту от тех родственников Зимри, кто попытался убить его из мести".

- "Более того, поскольку Пинхас способствовал установлению мира между еврейским народом и его Небесным Отцом, он будет предвестником мира и в будущем. Он будет появляться, как пророк Элияу, о котором сказано: "И он повернет сердца отцов к детям, а сердца детей к их отцам" (Малахи 3:23)".

(Согласно учению кабалы, Пинхас и Элияу - одно и то же лицо.)

Ашем наградил Пинхаса (Элияу) вечной жизнью, и он взошел на Небеса живым.

Взойдя на небо, Элияу не лишился полностью своего материального тела и сохранил некоторые физические качества, чтобы иметь возможность время от времени посещать эту землю.

Награда Пинхаса была мида кенегед мида. Гнев Небес разгорелся до такой степени, что способен был полностью истребить народ Израиля. Смягчив гнев Всевышнего, Пинхас сохранил жизнь еврейскому народу. За это ему самому была дарована вечная жизнь.

В качестве высказанной в адрес Пинхаса похвалы в Торе сказано, что от убийства Зимри и Козби его не остановило даже их высокое положение.

 

Ашем повелевает Моше напасть на мидьянитов

Сразу же после окончания мора, поразившего тех евреев, которые согрешили с дочерьми Мидьяна, Ашем дал Моше следующие наставления относительно войны против мидьянитов: "Мидьяниты еще не перестали вынашивать против тебя свои планы. Они охвачены гневом из-за того, что тобой убита их принцесса Козби и уничтожены изображения их идолов.

Они замышляют окончательно погубить вас, поэтому поднимитесь и нападите на них, чтобы защитить себя.

Эта война должна вестись по особым законам.

1. Не давайте им шанса заключить мир. И хотя другие народы без предупреждения атакованы быть не могут, на мидьянитов ты должен напасть внезапно.

2. Когда возьмете в осаду их города, уничтожьте в них плодовые деревья".

Тора запрещает евреям вырубать плодовые деревья при осаде вражеских городов (Дварим 20:19). Города Амон, Моав и Мидьян в этом смысле являются исключением.

3. Всевышний предусмотрел также ряд других исключений в правилах ведения войны, касающихся мидьянитов: "В Торе Я приказал вам осадить город лишь с трех сторон, оставив четвертую открытой для бегства. В войне же против мидьянитов ваши войска должны окружить город полностью".

Почему Тора предписывает исключительные законы для Мидьяна, а также для Моава и Амона?

Если другие народы стремились к физическому истреблению сынов Израиля, то эти народы, соблазняя евреев грехом, пытались уничтожить их в духовном аспекте.

Ввергнуть человека в грех - преступление более ужасное, чем убийство. Убийца лишает жизни физической, тот же, кто ведет другого по пути греха, лишает его жизни в Грядущем Мире.

Тора запрещает смешанные браки с прошедшими гиюр мужчинами, ведущими свои истоки от Амона и Моава, однако разрешает браки с обращенными потомками египтян и эдомитов, поскольку последние лишь угрожали евреям мечом, а первые подвергали опасности наше духовное существование, что является гораздо более серьезным преступлением.

Хотя Ашем провозгласил начало войны против Мидьяна сразу же после смерти Зимри, Он велел не созывать еврейскую армию до того, как будет определена численность евреев (Бемидбар 31:3).

Предостерегая Моше против его участия в битве против мидьянитов, Ашем сказал ему: "Однажды эта страна дала тебе приют. Не бросай же камни в колодец, из которого ты пил".

Ашем не вверг в войну моавитян, хотя они тоже заслуживали наказания (за то, что наняли Билама и подстрекали евреев к греху).

Он пощадил их, сделав это в связи со следующим:

1. Моавитяне пытались истребить евреев, страшась того, что евреи разграбят их земли, в то время как мидьяниты не имели никаких причин вредить еврейскому народу.

2. Б-г пощадил их ради великой души Рут, которая в будущем произойдет из их среды.

 

Последняя перепись евреев в пустыне

Ашем повелел, чтобы на сороковой год пребывания в пустыне была осуществлена перепись сынов Израиля на этот раз в равнинах Моава.

Какие у Него были на это причины?

1. Неевреи трижды говорили о своем смешении с евреями, утверждая, что еврейская семья перестала быть чистой. В каждом из этих случаев Ашем принял меры к тому, чтобы правда стала известна всем:

- После Исхода из Египта неевреи распускали слухи о том, что "египтяне были хозяевами над телами мужчин-евреев, а значит, наверняка они владели и их женами". Тогда, желая опровергнуть это обвинение, Ашем велел Своему ангелу сделать всех рождающихся еврейских детей похожими на своих отцов.

Более того, Тора подчеркивает, что от египтянина был рожден только один еврейский ребенок (Ваикра24:10), все же другие евреи имеют незапятнанное происхождение.

- Когда евреи согрешили с моавитскими и мидьянитскими девушками в Шитиме, другие народы вновь предъявили им свои обвинения. На этот раз Ашем приказал, чтобы была сделана перепись, позволяющая установить родословную каждого еврея. Проверяя чистоту происхождения каждого еврея, Он Сам добавлял в начало и конец имени его семьи две буквы Своего Святого Имени - эй и иуд.

- Во времена Эзры народы вновь глумились над евреями, потому что многие из евреев взяли в жены неевреек. Эзра приказал, чтобы эти женщины были изгнаны. Писание сообщает (Эзра 10:17): "И закончили со всем делом о мужьях, которые взяли чужих жен, в первый день первого месяца". Таким образом, чуждый еврейскому народу элемент был изъят Эзрой.

2. Перепись произошла незадолго до смерти Моше.

Скотовладелец нанял пастуха для охраны стада. Поручая ему своих овец, он пересчитал их, а затем, прежде чем принять их обратно, сделал это еще раз.

Аналогично этому Моше, словно пастуху, оберегающему стадо, было поручено охранять евреев в пустыне как духовно, так и физически.

Произведя перепись среди евреев перед своей смертью, Моше тем самым продемонстрировал всем будущим поколениям, что он исполнил возложенную на него задачу. Он оставил после себя 600 000 мужчин, всецело преданных Ашему и Его Торе.

3. Ашем пересчитывает сынов Израиля после каждого мора.

Когда напавший на стадо волк убил несколько овец, пастух пересчитал свое стадо, чтобы увидеть, сколь многие из них пропали.

Подобно этому и Всевышний пересчитал евреев после мора в Шитиме, чтобы показать, сколь сурово наказание за безнравственные деяния.

4. Эта перепись произошла незадолго до вхождения евреев в Эрец Исраэль по той причине, что было необходимо определить, кто из евреев будет иметь право на получение своей доли. Уделы были распределены только между теми, кто к моменту переписи достиг двадцатилетнего возраста.

Прежде всего были пересчитаны колена и общее число людей в них, а уж потом, отдельно, было определено количество левитов.

Левиты не получали земельного удела в Эрец Исраэль. Их перепись являлась знаком уважения к ним. Возможно также, подсчет их численности был вызван необходимостью распределить левитов по городам левитов и выяснить размеры открытого пространства вокруг них.

Эрев рав из переписи были исключены.

Сравнив результаты данной переписи с результатами предыдущей (в разделе Бемидбар), мы увидим, что общее число евреев уменьшилось на 1820 человек (за счет умерших в пустыне и во время мора).

Число левитов, однако, увеличилось на тысячу. Они не были упомянуты в повелении Всевышнего, в соответствии с которым поколение должно было умереть в пустыне.

 

Как была распределена земля

Ашем приказал Моше: "Земля Израиля должна быть разделена на двенадцать частей, размер которых зависит от ценности участка. Маленький, но плодородный участок земли будет равноценен большому, но менее плодоносному".

"Колена Менаше и Эфраима получат две доли. (Однако колену Леви не достанется ничего.)

Дай больше земли многочисленным коленам и меньше - малочисленным".

Это указание Всевышнего допускает следующие две интерпретации:

- По Рамбану, Земля была поделена на двенадцать равных частей, а раздел участков между семьями каждого колена определялся в соответствии с Б-жественным Словом. Большая или меньшая доля каждой семьи зависела от ее численности.

- По мнению Раши, размер каждой из двенадцати частей Эрец Исраэль зависел от числа людей в колене: большое колено получало большую долю, маленькое - малую.

"Тем не менее, - добавил Ашем, - распределение наделов будет происходить в соответствии с Б-жественным жребием".

Так, в результате жребия решалось, какая именно местность будет принадлежать каждому колену, и распределялись земли между его семьями. За распределением земель между семьями отвечал глава каждого колена.

Когда делили Землю во времена Иеошуа, процедура была следующей. Иеошуа и первосвященник Элазар, который носил урим ветумим, собирали народ. На Элазара нисходил дух святости, и он говорил пророческие слова о том, какая территория должна быть отведена каждому колену, например: "Колено Зевулуна получит область Акко".

После этого Иеошуа тянул жребий. Перед ним были две урны, одна содержала жребии, на которых были написаны имена двенадцати колен, а другая - жребий с описанием двенадцати участков земли. Одной рукой Иеошуа вынимал жребий из первой урны, а другой рукой - из второй. Чудесным образом вытянутый жребий, предопределявший часть земли, которой будет владеть то или иное колено, соответствовал пророчеству Элазара. Помимо всего этого, Ашем наделял жребий даром речи, и тот провозглашал: "Я предназначен быть уделом такого-то колена".

Будучи свидетелями этих чудес, колена признавали, что их уделы были определены Б-жественной Волей и принимали их без всяких жалоб.

Распределение индивидуальных наделов земли происходило в соответствии с особой формулой, учитывающей и число вошедших в Эрец Исраэль, и число вышедших из Египта. Согласно этой формуле каждая семья получала свою долю в соответствии с количеством ее членов, вошедших в Эрец Исраэль, однако эти люди (члены семьи) должны были поделить свои наделы между собой уже в соответствии с числом праотцев, вышедших из Египта.

Иеошуа и Калев получили в Эрец Исраэль тройные доли:

- долю вышедших из Египта;

- долю вошедших в Землю;

- специальную долю, дарованную Ашемом.

Калев получил область Хеврона, а Иеошуа попросил отдать в его владение город Тимнат Серах в горах Эфраима.

Они были вознаграждены за свою преданность Ашему, когда противостояли клевете разведчиков.

 

Дочери Целафхада требуют удела в Земле

Человек по имени Целафхад умер в пустыне, оставив пятерых дочерей - Махлу, Хоглу, Ноу, Милку и Тирцу.

Все пятеро были праведными, умными и образованными. К моменту смерти Аарона, после которой и произошли все описываемые события, каждой из них было около сорока лет и они были не замужем, так как не могли найти себе подходящих супругов.

Услыхав от Моше, что Эрец Исраэль будет разделена в соответствии с количеством мужчин, они стали обсуждать этот вопрос между собой.

"Имя нашего отца будет забыто, - говорили они друг другу, потому что у него нет сына, который мог бы получить свой надел в Эрец Исраэль. Так как у нас нет братьев, давайте попросим долю нашего отца в Земле отдать нам, чтобы тем самым увековечить его имя".

Дочери Целафхада были из семьи Махира, принадлежавшей колену Менаше, которое просило разрешения обосноваться на восточной стороне Иордана. Они понимали, что получить надел на этой стороне реки для них было бы проще, так как земля там распределялась не через Б-жественный жребий, а лично Моше. Однако они не удовольствовались возможностью обладать землей на восточном берегу Иордана и решили просить надел в Эрец Исраэль.

Они пришли к десятникам, назначенным над каждыми десятью евреями, и обратились к ним со своей просьбой. Поскольку случай был беспрецедентным, десятники решить его не смогли и послали дочерей Целафхада к судьям, назначенным над каждыми пятьюдесятью евреями.

"Мы оставляем решение по данному вопросу для более великих", - таков был ответ этих высоких авторитетов. Дочери Целафхада пришли к сотенным, а потом и к тысячным. Никто из них не чувствовал себя достаточно компетентным, чтобы решить этот вопрос, и, в конце концов, дочерей Целафхада направили к самому Моше.

В то время когда дочери Целафхада собирались поведать ему о своем деле, Моше объяснял в доме учения законы ибума (левиратного брака). Войдя, они обратились к Моше, Элазару (который исполнял обязанности своего покойного отца Аарона) и Старейшинам.

Дочери Целафхада не желали появляться на людях, но все же преодолели свою природную скромность, поскольку дело их было очень серьезным, и представили его весьма грамотно.

Начала говорить старшая из них:

- Наш отец умер в пустыне (а не в Египте). Так как он принадлежал поколению, вышедшему из Египта, ему полагается удел в Эрец Исраэль.

Вторая дочь продолжала:

- Его не было среди сетовавших, среди злобных сообщников Кораха (все они были лишены своей части в Земле).

Третья дочь подвела итог:

- Он не подстрекал других к греху (что могло бы быть причиной лишения его своей части), но умер в наказание за свой собственный грех.

Согласно одной из точек зрения (Шабат 96), Целафхад был тем человеком, который собирал дрова в шабат (15:32), в соответствии с другой точкой зрения, он был среди маафилим - тех, кто пытался войти в Эрец Исраэль без разрешения (14:44).

Наконец четвертая дочь сделала вывод:

- Почему имя нашего отца должно быть забыто только из-за того, что он не оставил сына? Позволь нам, его дочерям, унаследовать те части земли, которые предназначались ему!

Моше ответил им:

- Вы не имеете права на наследство отца.

- Почему? - спросили они.

- Потому что, согласно законам Торы, женщины не рассматриваются как наследники, - констатировал Моше.

Пытаясь оспорить его слова, дочери Целафхада сказали:

- Если девушки не могут считаться наследниками, тогда наша мать должна выйти замуж за одного из братьев отца по закону ибума. Возможно, у нее будет сын, который унаследует долю нашего отца.

- Раз у вашего отца есть дочери, - отвечал Моше, - правила ибума в этом случае применять нельзя. Ваша мать не может выйти замуж за одного из братьев вашего отца.

- В чем же дело, наш учитель Моше? - спросили ученые женщины. - Если наше положение равноценно положению сыновей при рассмотрении дела с позиции ибума, то не следует ли это правило применить и по отношению к наследованию земли?

Тогда Моше тут же обратился к Ашему с просьбой подтвердить требование дочерей Целафхада.

Почему Моше не признал справедливость их аргументов сам и предпочел подождать решения Ашема?

По этому поводу существует несколько различных мнений:

1. Закон Торы по этому вопросу был сокрыт от Моше.

Назначая судей над народом, Моше объявил: "Любой случай, который слишком труден для вас, приходите разбирать ко мне" (Дварим 1:17). Ему следовало бы сказать: "В любом трудном случае я обращусь с вопросом о том, каков будет закон, к Шехине»

За это Ашем скрыл от него алаху, которую знали даже женщины.

2. В соответствии с другой точкой зрения, Моше было известно правильное алахическое решение, однако, узнав, что десятники отложили это дело и передали его более высоким авторитетам и что каждый бейт дин в свою очередь воздерживался от вынесения вердикта, он подумал: "Мне следует поступить так же, - есть Тот, Кто более велик, чем я, и я спрошу у Него".

Таким образом, Моше показал судьям всех последующих поколений пример, состоящий в том, что при возникновении необходимости обращения за советом к более высоким авторитетам не следует испытывать никаких колебаний.

Согласно вышесказанному, Моше сознательно изменил свою точку зрения и уже не заявлял, что сам будет решать все сложные вопросы. Его тшува выразилась в публичной передаче этого вопроса суду Ашема.

3. Моше знал, что если в семье не осталось потомка мужского пола, то дочери наследуют имущество своего отца, однако не был уверен, что Целафхад, который был первенцем, имеет в этом случае право на двойную долю. Закон о двойной доле применен здесь быть не мог, так как Эрец Исраэль еще не принадлежал евреям.

4. Моше не был уверен, прощен ли окончательно на Небесах грех Целафхада, и предполагал, что, возможно, Ашем не пожелает наделять землей дочерей этого человека. Положительный ответ Всемогущего подтвердил, что грех Целафхада прощен.

Ашем ответил на вопрос Моше: "Просьба дочерей Целафхада справедлива. Этот закон записан Мной на Небесах". По словам Всевышнего они должны были получить двойную долю: собственную долю Целафхада, а также двойную часть имущества Хэфера, его отца, которую Целафхад наследовал как первенец.

Ашем повелел Моше открыть евреям законы о наследстве, которые он слышал от Него на Синае.

Основные законы Торы о наследстве:

- Сыновья умершего делят имущество поровну, однако первенец получает двойную долю.

- Если имеется наследник мужского пола, дочь покойного не получает ничего, однако если сыновей в семье нет, имущество наследуют дочери.

- Если нет в живых детей, но остались их потомки, то последние наследуют таким же образом, как описано выше. Например, если есть потомки мужского и женского пола, то имущество своего предка наследуют первые.

- После наследников, перечисленных выше, правом на имущество покойного обладают его ближайшие родственники: в первую очередь - предки по отцу, затем братья по отцу, потом дяди по отцу и т.д.

Ашем сказал Моше, чтобы он посоветовал дочерям Целафхада взять мужей из своего колена, колена Йосефа, и, в конце концов, все они, найдя достойных супругов, вышли замуж и имели детей.

Обычно женщина, не родившая до сорока лет, уже не может иметь детей, но Ашем совершил чудо для этих праведниц, и все они были благословлены детьми.

Почему дочери Целафхада не нашли предопределенных им Всевышним супругов в более раннем возрасте?

Ашем беспокоился о том, что перед смертью Моше его ецер ара будет побуждать его гордиться своим высочайшим уровнем святости, достигнутым благодаря тому, что он так долго жил без жены.

Ашем привел к Моше этих пятерых женщин, которые, достигнув сорока лет, все еще не были замужем, ибо желали найти достойных супругов. Узнав об их самоотверженности, Моше не мог не признать, что не имел никаких причин для высокомерия, так как он расстался со своей женой по Б-жественному приказу, в то время как эти женщины добровольно избрали одинокую жизнь, предпочтя ее существованию по низким духовным стандартам.

 

Моше восходит на гору Нево, чтобы увидеть Эрец Исраэль

Когда Моше услышал от Ашема слова: "Ты должен дать дочерям Целафхада их долю", он подумал: "Возможно, Всевышний отменил Свой приказ, запрещающий мне входить в Эрец Йсраэль, и собирается привести меня туда, чтобы я сам распределил Землю".

Однако Ашем объяснил ему: "Мое решение неизменно. Я имею в виду лишь то, что ты поможешь евреям достичь Земли, благословив ее своим взглядом".

"Взойди на гору Аварим (другое название горы Нево) и взгляни на Землю. Затем ты будешь приобщен к своему народу Б-жественным поцелуем, как это было с твоим братом Аароном.

Вы оба согрешили, не сумев освятить Мое Имя у вод Меривы. Ты ничем не лучше, чем твой брат Аарон, и, так же как он, не войдешь в Эрец Исраэль".

Поминая о смерти Моше и Аарона, Тора каждый раз упоминает также и об их грехе. Почему?

Сколько бы раз ни упоминалась смерть Моше и Аарона, Тора всегда добавляет, что они ушли из жизни, потому что согрешили у вод Меривы. Моше просил Ашема раскрыть его грех всем евреям, дабы они поняли, что он, в отличие от других людей своего поколения, не был вовлечен в инцидент с разведчиками.

Выполняя повеление Ашема, Моше взошел на гору и осмотрел границы будущих наделов всех колен, озаряя Землю лучами благословения.

 

Ашем назначает Иеошуа преемником Моше

Узнав, что дочери Целафхада унаследуют имущество своего отца, Моше подумал: "Настало время просить Ашема, чтобы мои сыновья унаследовали мое положение".

Он молился: "Властелин Вселенной, назначь моего преемника до того, как я умру. Не допусти, чтобы община была подобна стаду без пастуха. Мне бы хотелось, чтобы мое место занял один из моих сыновей.

Тебе известно, о Всевышний, что характеры у людей очень разные. Некоторые быстро возбуждаются, в то время как другие остаются спокойными и скрытными. Дай им такого лидера, который мог бы руководить всеми ими с должной мудростью, не теряя достоинства, несмотря на то, что его будут провоцировать на это.

Более того, он должен быть готовым к тому, что ему самому придется вести войска в битву (не уподобляться царям-неевреям, которые, оставаясь дома, посылают сражаться своих генералов)".

Моше лично возглавлял евреев во время войны против Сихона и Ога, и подобно этому его преемник Иеошуа находился во главе армии при завоевании Эрец Исраэль. (Впоследствии царь Давид также руководил каждой военной кампанией.)

Обращаясь к Всевышнему, Моше продолжал: "О Ашем, выбери лидера, который всецело посвятит себя решению проблем общины, делая это с готовностью и усердием; выбери лидера, у которого есть великие заслуги и который будет молиться за народ".

Ашем отвечал: "Я уже избрал будущего лидера: "Тот, кто охраняет смоковницу, будет вкушать ее плоды, и тот, кто служит своему хозяину, будет удостоен почестей" (Мишлей 27:18). Хотя твои сыновья так же мудры, как твой ученик Иеошуа, и никто не может заменить тебя (поскольку никто не может достичь твоего уровня мудрости, ты веришь, что твои сыновья не менее других достойны занять твое место), тем не менее твои сыновья не равны Иеошуа в любви к Торе. Иеошуа отдавал все свои силы обретению мудрости, потому что он очень любит Тору. В его исключительном стремлении служить тебе, его учителю, он пренебрегал своим собственным достоинством. Каждый день он приходит в дом учения очень рано и уходит поздно, для того чтобы привести в порядок скамейки (учителей, которые сидели на них) и коврики (учеников, которые сидели на полу).

Его преданность Торе неподражаема. Теперь он пожнет плоды своей любви к ней. Он поведет еврейский народ".

Избрание Иеошуа Ашемом показывает нам, что для получения высочайшей награды Небес одного лишь тщательного изучения Торы недостаточно: ее удостаивается только тот, кто посвящает себя Торе полностью.

Ашем успокаивал Моше: "Хотя твоим преемником назначен Иеошуа, твоя семья будет по-прежнему занимать выдающееся положение. Сын твоего брата Элазар будет давать Иеошуа пророческие советы с помощью урим ветумим, которые он носит.

Иеошуа имеет все необходимые качества, чтобы стать лидером. Он исполнен духом пророчества, мудростью, пониманием и Б-гобоязненностью и не потеряет самообладания, если с ним будет спорить народ, но будет управлять им мудро и с той мягкостью, которая позволит постигнуть истину.

Так как Иеошуа не достиг твоей мудрости, передай часть своей мудрости ему. Подведи его и возложи на него свою правую руку. Таким образом ты наполнишь его той мудростью, которая нужна ему как лидеру".

Повелев Моше поделиться с Иеошуа своей мудростью, Ашем не сделал этого Сам, желая показать всему еврейскому народу, что именно Моше избрал Иеошуа своим преемником.

В присутствии первосвященника Элазара, а также Санхедрина Моше возложил обе руки на Иеошуа, и, таким образом, его слава перешла на Иеошуа, причем это произошло в двух аспектах:

1. Поскольку лицо Моше было озарено лучами Славы Шехины, этими лучами осветилось и лицо Иеошуа. Однако сияние вокруг лица Иеошуа не могло сравниться с сиянием, озарявшим лицо Моше, оно было лишь его отражением, подобно лунному свету, отражающему сверкающие лучи солнца.

2. Действия Моше были вызваны необходимостью передать Иеошуа пророческий дух и свою мудрость, но и тут Иеошуа дано было получить лишь долю величия Моше.

Хотя Ашем сказал Моше возложить на Иеошуа только правую руку, он великодушно возложил на него обе руки. Он назначил Иеошуа своим преемником с радостью в сердце, не испытывая горечи в связи с тем, что ни его сыновья, ни его племянники не стали его преемниками.

Ашем повелел Иеошуа приступить к публичному учению народа, пока жив Моше, для того чтобы никто в дальнейшем не мог заявить, что "Иеошуа не осмеливался учить, пока Моше был жив".

 

Назначение жертвоприношений и причины, по которым Тора поясняет их законы

В конце этого раздела объясняются законы ежедневного жертвоприношения тамид, а также дополнительных жертвоприношений (мусаф). Почему речь об этом идет именно здесь?

1. Моше умолял Всемогущего назначить нового лидера перед тем, как он уйдет из этого мира: избрав того, кто будет молиться во имя благополучия народа и защищать евреев, если они согрешат.

Всемогущий сказал ему: "Вместо того чтобы страшиться того, что после твоей смерти евреи будут ощущать отсутствие посредника между собой и мною, обеспечь хорошее их служение Мне. Наставь их о законах жертвоприношения тамид. Эти жертвоприношения объединят их (для их покупки каждый еврей должен внести монету достоинством в полшекеля) и даруют им благословения Небес".

2. После наставления Моше относительно распределения Земли Ашем поведал ему о законах тех жертвоприношений, которые евреи будут обязаны приносить только после прихода в Эрец Исраэль - в пустыне они не приносили ни жертвоприношения мусаф, ни несахим (возлияния). Таким образом, законы этих жертвоприношений, объясненные в разделе Ваикра, были даны евреям в конце их сорокалетнего пребывания в пустыне, непосредственно перед входом в Эрец Исраэль.

Ашем сказал Моше: "Обрати внимание людей на то, что я не нуждаюсь в жертвоприношениях".

"Мир - Мой. Я создал всех животных, которых вы приносите Мне".

"Более того, Мне не нужна ни еда, ни питье. Я полностью отделен от физического мира и не нуждаюсь в земных приношениях, представляющих собой продукты питания".

"Даже если бы Я и нуждался в еде, Я бы не доверил свое питание жестоким существам". (Все человеческие существа жестоки в сравнении с Ашемом - Источником Милосердия.)

"Почему Я приказал вам приносить жертвы? Я желаю их сладкого аромата - удовлетворения тем, что вы выполнили Мою мицву. Соблюдая законы жертвоприношений, вы приближаете себя ко Мне".

 

Корбан тамид (ежедневное жертвоприношение)

Ашем повелел кознам совершать общинное жертвоприношение, в виде двух годовалых ягнят, не имеющих никаких пороков. Одного ягненка приносили в жертву утром, другого - после полудня.

Почему Всемогущий повелел приносить общинные жертвы утром и после полудня?

Утреннее общественное жертвоприношение заглаживало грехи, совершенные ночью, а послеполуденное - совершенные днем.

Ашем приказал: "Каждое приношение ягненка должно сопровождаться мучным приношением (минха) и возлиянием на жертвенник (несех).

 

Маомадот - представители народа, присутствующие при жертвоприношении

Ашем повелел, чтобы тот, кто приносил жертву, присутствовал и при возложении ее на жертвенник.

Поскольку вся нация присутствовать при принесении ежедневной общественной жертвы, естественно, не могла, от каждой общины были назначены ее представители.

Еще ранние пророки Шмуэль и Давид выделяли среди коэнов и левитов двадцать четыре группы; на такое же количество групп, представляющих всю нацию, подразделялись и остальные израильтяне. Каждую неделю новые группы коэнов и левитов восходили в Иерусалим, чтобы осуществить ежедневное жертвоприношение, сопровождающееся соответствующим этому случаю пением. Представители жителей Иерусалима по очереди присутствовали при совершении ритуала принесения ежедневных корбанот. Представители других групп израильтян во всех городах Эрец Исраэль принимали участие в ежедневных жертвоприношениях, собираясь вместе, читая Тору и моля о том, чтобы Ашем принял их жертвы. Эта категория израильтян должна была соблюдать пост четыре дня в неделю:

- в понедельник, чтобы получить прощение за грехи путешествующих по океану;

- во вторник, ради помилования совершающих путешествие по пустыне;

- в среду, чтобы малолетних детей не поразила аскара. (Обычно слово "аскара" переводится как дифтерия, болезнь, поражающая вначале желудок, а затем горло. Маленькие дети очень восприимчивы к ней из-за слабой сопротивляемости организма.);

- в четверг, чтобы у беременных женщин не произошел выкидыш, а у кормящих было достаточно молока для младенцев.

В эрев шабат они не постились из почтения к празднику. В воскресенье также не соблюдали пост, чтобы шабат - день наслаждения - не перешел в день, когда необходимо поститься.

Таким образом, представители всех общин Эрец Исраэль принимали участие в жертвоприношениях.

 

Жертвоприношения мусаф

Слово мусаф означает "дополнительный". Кроме ежедневных жертвоприношений тамид, Тора велит приносить дополнительные жертвоприношения в шабат и йом тов.

Эти специальные жертвоприношения нужны для того, чтобы мы помнили и ценили святость шабатайом това и новомесячья.

 

Жертвоприношения мусаф в шабат

Помимо жертв тамид, в шабат приносилась жертва мусаф, состоящая из двух ягнят.

Хотя шабат - день отдыха от физической работы и наслаждения пищей, данный аспект представляет собой лишь часть его предназначения. Физический отдых должен сочетаться с отдыхом духовным, состоящим в наслаждении почитания Ашема и изучения Торы. Мы упоминаем эти две черты шабата, произнося слова молитвы: "День отдыха и святости Ты дал Своему народу".

 

Жертвоприношение мусаф в Рош ходеш (новомесячие)

Рош ходеш, знаменующий начало нового месяца по еврейскому календарю, считается памятным днем. Он не несет в себе такой святости как шабат и йом тов, однако евреи отмечают его особенность, собираясь вместе для изучения Торы.

В Рош ходеш приносятся следующие дополнительные жертвы:

- ола: два быка, баран и семь ягнят (сопровождаемые минхой и несахим). Эти животные символизируют наших праотцев;

Быки напоминают нам об Аврааме, зарезавшем трех телят, чтобы накормить гостей; баран - об Ицхаке, вместо которого на жертвенник был возложен баран; ягнята - об Яакове, отделившем свое стадо от стада Лавана.

- хатат: козел.

 

Жертвоприношения мусаф в Песах и Шавуот

Ашем приказал, чтобы в течение всех семи дней Пеcaxa приносились следующие жертвы мусаф:

- ола: два быка, баран и семь ягнят;

- хатат: козел.

Эти жертвоприношения также сопровождались минхой и несахим.

Такие же жертвы мусаф приносились и в Шавуот.

 

Особое приношение двух пшеничных хлебов в Шавуот

Одно из названий праздника Шавуот - "Праздник первинков".

В Шавуот в жертву приносились два испеченных из пшеничной муки (она должна быть смолота из пшеницы нового урожая) дрожжевых хлеба. До этого нельзя было использовать для минхи зерно нового урожая.

Тем не менее после принесения омера в Песах использовать в пищу плоды нового урожая Торой дозволяется.

В канун Шавуота во дворе Храма мололи пшеницу, а затем полученная мука двенадцать раз просеивалась, благодаря чему достигалась очень высокая степень ее чистоты. Каждый хлеб выпекался из одного омера (около двух кг) муки и имел форму кирпича (чьи размеры устанавливает алаха).

Утром в Шавуот коэн совершал церемонию возмахания Двумя хлебами (тнуфа). Приносили в жертву животных (в дополнение к этой жертве в дар Всевышнему приносилась мука), и их кровью окроплялся жертвенник. Затем на жертвенное животное возлагались два хлеба, и коэн вторично совершал тнуфу.

После этого один из хлебов отдавался первосвященнику, а второй - коэнам, которые съедали их во дворе Храма днем в Шавуот и в следующую за ним ночь.

 

Жертвоприношение мусаф в Рош Ашана

В Рош Ашана жертвоприношение мусаф составляли два быка, баран и семь ягнят (ола), а также козел(хатат).

Поскольку Рош Ашана приходится на первое тишрея, то есть начало нового месяца, то приносили также имусаф Рош ходеш.

Если Рош Ашана совпадал с Шабатом, то приносили еще и мусаф шабата. Очередность приношения трех упомянутых мусафим, была такой: мусаф шабата, затем мусаф Рош ходеша и, наконец, мусаф Рош Ашана.

В отличие от мусафим, приносимых в другие праздники, о мусаф Рош Ашана Тора не говорит: "И вы принесете их", но "и вы сделаете их". Ашем возвестил евреям: "Если через раскаяние вы придете к искуплению своих грехов в Рош Ашана, Я буду расценивать это как ваше второе рождение. И тогда вы будете подобны чистым, только что родившимся творениям".

 

Йом тoв Рош Ашана и мицва трубления в шофар

Говоря о Рош Ашана, Тора заявляет "Он будет для вас днем трубления" (29:1).

В Письменной Торе нет никаких других упоминаний об особенностях Рош Ашана и о мицве "трубить в шофар". Однако Устная Тора учит, что первого тишри Б-г вершит Свой суд, решая, каким странам в грядущем году будет уготован мир, каким - войны, каким - голод, а каким - изобилие еды. Рассмотрев поступки каждого индивидуума, Небесный Суд выносит ему приговор о жизни или смерти.

Первый человек, Адам, был осужден за свой грех первого тишри, и Б-г был к нему снисходителен. Всемогущий установил, что ежегодно в этот день будет совершаться суд над потомками Адама и что Он будет смягчать этот суд Своим милосердием.

В Рош Ашана нам заповедано слушать звуки шофара (бараньего рога).

Когда Ашем слышит звук шофара, Он покидает Свой Трон Судьи, чтобы воссесть на Трон Милосердия.

Ашем говорит: "Трубите в бараний рог в Рош Ашана, чтобы благодаря этому Я вспомнил о возложенном на жертвенник Ицхаке (замененном впоследствии на барана), и Я буду считать, будто вы приносите в жертву себя".

Несмотря на строгость и трепет Дня Суда, Рош Ашана называется праздником. В этот день совершают праздничные трапезы и надевают красивую одежду.

Почему мы радуемся в этот торжественный день?

Мы радуемся милости Всемогущего, ежегодно дающего нам возможность уплатить Ему наши долги. В течение года человек обзаводится большим количеством дурных привычек и совершает много грехов. Если бы он никогда не пытался очиститься от них, то в какой-то момент заслужил бы смерть или какое-либо другое суровое наказание. Рош Ашана - это праздник, в который еврей, еще раз подтвердив, что он полностью находится во власти Ашема, вновь возвращается к Нему.

Мы радуемся и этому ежегодному напоминанию, и тому, что имеем повод еще раз принять на себя Власть Ашема.

Более того, нашу радость укрепляет уверенность в том, что, приняв нашу тшуву, Всемогущий разорвет вынесенный нам Свой суровый приговор и впишет нас на этот год в Книгу Жизни и Благополучия.

 

Йом Кипур и его мусаф

В Йом Кипур приносятся следующие жертвы:

- мусаф

- бык, баран и семь ягнят (жертва ола);

- козел (жертва хатат).

Жертва ола сопровождается приношением минхи и несахим.

Установлены специальные жертвоприношения для Йом Кипура, которые перечислены в разделе Ахарей Мот (книга Ваикра).

Йом Кипур - это День Искупления, самый святой день в году. В этот день, как и в шабат, запрещены все виды работ. Более того, в Йом Кипур мы воздерживаемся от еды и питья, от умывания с целью освежиться, от использования косметики, а также от ношения кожаной обуви. Еда и работа в Йом Кипур наказываются "отрезанием души".

С момента Создания этот день был определен как день тшувы, день обращенной к Ашему мольбы о прощении, в этот день десятого тишри Моше вернулся с Синая со вторыми Скрижалями, которые Ашем даровал евреям в знак прощения греха золотого тельца.

Наши молитвы в Йом Кипур содержат видуй (устное признание наших грехов, исповедь), являющийся одним из важнейших элементов тшувы.

Мицва начинать Йом Кипур раньше и завершать его празднование позже, добавляя к нему от будних дней. Таким образом, мы начинаем пост до захода солнца и чуть задерживаем его окончание.

 

Жертвоприношения мусаф в Суккот

В каждый из семи дней Суккот приносились особые жертвы мусаф.

- В первый день мусаф состоял из тринадцати быков, двух баранов и четырнадцати ягнят (ола), а также одного козла (хатат).

Принесение в жертву этих животных обязательно сопровождалось минхой и несахим.

- Во второй день Суккот количество быков уменьшалось на один, и, таким образом, в жертву приносилось двенадцать быков, число других корбанот оставалось неизменным.

- В каждый последующий день Суккот количество быков уменьшалось на один, и в конечном итоге в седьмой день этого праздника в жертву приносили семь быков.

Семьдесят быков, животных, известных своей незаурядной физической силой, символизировали семьдесят народов мира, также отличающихся физической силой; слабые же и беззащитные ягнята "представляли" еврейский народ.

Количество приносимых в жертву быков каждый день уменьшается, и это означает, что постепенно уменьшится число народов, которые не служат Ашему; число ягнят остается неизменным, и это намек на то, что еврейский народ во все времена обязательно выживет.

Общее число ягнят девяносто восемь говорит о том, что жертвоприношения защищают нас от девяносто восьми проклятий, упомянутых в разделе Ки таво.

Почему Ашем приказал приносить в жертву семьдесят быков? Эти жертвоприношения искупают грехи семидесяти народов. Благодаря корбанот, приносимым евреями за народы мира, последние защищены от несчастий.

Когда был разрушен Храм, неевреи также ощутили эту потерю, ибо, совершая жертвоприношения, евреи способствовали благополучию всего мира.

Евреи жаловались Ашему: "Владыка Вселенной, неевреи должны быть доброжелательны к нам за усилия, прилагаемые нами ради их благополучия, но вместо этого они ненавидят нас. Как сказано: "В ответ на мою любовь они ненавидят меня, а я погружен в молитву (Теплим 109:4)".

 

Шмини Ацерет - отдельный праздник

В течение семи дней Суккот евреи приносят жертвы, благословляя тем самым семьдесят народов мира. На обращенные ко Всемогущему жалобы о том, что их усилия не ценятся неевреями, евреям было сказано: "Я дам вам дополнительный йом тов, Шмини Ацерет, Восьмой заключительный день, в который вы будете приносить жертвы только за себя".

Жертвоприношение мусаф в Шмини Ацерет состоит из быка, барана и семи ягнят (сопровождаемыхминхот и несахим), а также козла для жертвы хатат. Почему этот мусаф проще, чем мусаф Суккот?

В Шмини Ацерет жертвы приносятся только ради евреев, а не ради семидесяти народов, как в Суккот. Шмини Ацерет - день, когда Ашем встречается с народом Израиля наедине, поэтому совершаемые в этот день жертвоприношения менее обильны, чем в Суккот.

Какой смысл заключен в названии Шмини Ацерет?

1. Как было объяснено выше, Всемогущий еще на один день удерживает (оцер) евреев в Храме.

2. Ашем оттягивает (оцер) тот момент, когда нам вновь будет дозволено работать. Работа в Шмини Ацерет, как и в другие праздники, запрещена.

3. Как и в другие праздники, в Шмини Ацерет мицва предписывает нам после принесения жертв оставаться на ночь в Иерусалиме. Таким образом, уже само название Шмини Ацерет подразумевает, что в этот праздник евреи всю ночь проводят в Храме.

В действительности же Ашем намеревался устроить Шмини Ацерет через пятьдесят дней после Суккот, подобно тому как через пятьдесят дней после Песаха начинается Шавуот, однако Он уменьшил этот промежуток, чтобы избавить евреев от неудобств.

Весной, когда обычно стоит мягкая и приятная погода и люди не возражают против путешествий, Ашем дает еврейскому народу два праздника – Песах и Шавуот, праздники, в которые все мужчины обязаны совершать паломничество в Иерусалимский Храм.

Однако, не желая причинять нам неудобства и избавляя нас от дополнительного путешествия в Иерусалим во время холодного и дождливого сезона, Он сделал так, чтобы Шмини Ацерет следовал непосредственно за Суккот.

Ашем намеревался даровать еврейскому народу по празднику в каждый летний месяц, но из-за наших грехов эта привилегия нами была утрачена.

В месяце нисан Ашем дал нам Песах, в ияре - Песах Катан (Малый Песах); в сиване - Шавуот. Он хотел также, чтобы у нас были праздники в тамузе, аве, элуле, но мы оказались недостойны их. Всемогущий компенсировал нам это тремя следующими друг за другом праздниками в месяце тишри -Рош Ашана, Йом Кипур и Суккот (Шмини Ацерет изначально предназначен для месяца тишри).

Ашем сказал: "Когда у неевреев праздник, они злоупотребляют им: обжираются, пьянствуют, становятся легкомысленными и воинственными, чаще всего следуя ненавистными Мне путями.

Еврейскому народу Я могу дать дополнительный йом тов без всяких колебаний. Они едят и пьют за праздничной трапезой, пребывая в радостном настроении от исполнения мицвы, а затем направляются в синагоги и дома учения, чтобы произнести дополнительные молитвы и принести Мне дополнительные жертвы (во времена Храма)".

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.