Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Дети Аарона – ученики Моше
Пинхас

Дети Аарона – ученики Моше

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:10

Под поверхностью недельной главы “Пинхас” кроется проницательная история. В контексте молитвы Моше мы видим, что Б-г назначает преемника лидером еврейского народа.

 

Один намек дается в обращении Б-га к Моше: “После того, что ты увидел, ты тоже будешь предан своему народу, как и твой брат Аарон”. Раши заинтригован явно ненужным словом “тоже”, и комментирует его: “Моше хотел умереть, как Аарон”.

 

В каком смысле Моше завидовал своему брату? Может в том смысле, что он хотел умереть безболезненно, как и Аарон? Вряд ли, ведь он не боялся боли. Неужели он завидовал популярности брата? Когда Аарон умер, его оплакивали “все дети Израиля”, это то, чего Тора не говорит в отношении Моше. Следовательно вариант с завистью тоже отпадает. Моше знал, что лидерство не значит популярность, и не искал ее. Он не мог сделать то, что должен был и достичь популярности.

 

Сойфер дает объяснение, которое кажется весьма правильным: Аарон имел честь знать то, что его дети пойдут по его стопам. Элиэзар, его сын, был назначен первосвященником еще при его жизни. Действительно, до сих пор коэны являются прямыми потомками Аарона. Согласно Сойферу, Моше хотел увидеть одного из своих сыновей в качестве лидера еврейского народа. Но этому не суждено было случится.

 

Раши приходит к такому же выводу, отмечая вторую подсказку. Отрывок, где Моше просит Б-га назначить преемника, следует сразу после рассказа о дочери Зелофехада, когда он просил разрешения наследовать долю земли в Израиле. Раши связывает два эпизода: “Когда Моше услышал, что Б-г велел ему отдать Зелофехад своим дочерям, он сказал себе: “Пришло время и мне высказать свою просьбу - чтобы сыновья мои унаследовали мою должность”. Б-г ответил ему так: “Я решил иначе. Йеошуа заслуживает награду за то, что служил тебе и никогда не покидал твоей палатки”. Молитва Моше не была услышана.

 

Будучи внимательными к каждой детали, и мудрецы и Раши восстановили повествование, которое лежит прямо под поверхностью библейского текста. Что случилось с детьми Моше? Был ли он, великий лидер, глубоко внутри разочарован тем, что его дети не наследовали его роль? Какой более глубокий смысл до нас хотят донести? Есть ли нечто важное в разочаровании Моше? Неужели Б-г каким-то образом обеспечил ему утешение?

 

Моше и Аарон олицетворяют две большие роли в еврейской преемственности - родителя и учителя. Родитель передает еврейское наследие своим детям, учитель - своим ученикам. Аарон был архетипическим родителем, Моше - отличным примером учителя (по сей день мы называем его Моше Рабейну, “Моше наш учитель”). Аарона сменил его сын, а Моше - его ученик Йегошуа.

 

Мудрецы всегда отмечали, что лидерство по Торе не переходит автоматически через поколения. В Талмуде говорится: Будьте осторожны, не пренебрегайте детьми бедных; написано: “Вода будет вытекать из его ведер”, что означает “от бедных среди них”. Почему для ученых не принято рожать детей, которые станут учеными? Рав Йосеф сказал, что может никто и не скажет, что Тора их наследие. Рав Шиша сказал, что они не должны быть высокомерными по отношению к общине. Мар Зутра сказал, что они ведут себя властно, по отношению к сообществу.

 

 

Если бы лидерство было династическим вопросом наследства, то Иудаизм сразу бы стал обществом привилегий и иерархии. Мудрецы были против этого. У каждого есть своя доля в Торе. Это равное достояние каждого еврея. Об этом четко говорится в Маймониде: Израиль был коронован тремя коронами: короной Торы, короной священства, и короной суверенитета. Короной священства был награжден Аарон … корона суверенитета была дана Давиду … а корона Торы предназначена для всего Израиля. Ведь “Моше заповедал нам Тору, как собрание Иакова”. Тот, кто хочет этого, может это достичь. Не думайте, что две другие короны величественнее короны Торы. Все вполне наоборот.

 

Это одно из величайших высказываний в иудаизме - корона Торы доступна тому, кто ее ищет. Существовали сообщества, которые стремились создать равенство путем равномерного распределения власти и богатства. Ни у кого не удалось воплотить это в жизнь целиком. У евреев подход был иным. Общество равного достоинства - это то общество, где важнейший вид знаний (Тора) о том, как же нам жить эту жизнь, доступен каждому. С древнейших времен и по сегодня, еврейский народ представлял собой серию общин, которые жили вокруг школ, что поддерживались коммунальными фондами, так что никто не должен был быть исключен.

 

Мудрецы установили прочную связь между домом и школой, родителем и учителем. Маймонид постановляет:Каждый ученый в Израиле обязан учить своих учеников, которые просят от него помощи в учении, даже если они не являются его детьми. Согласно традиции, термин “ваши дети” включает и учеников, потому что ученики называются детьми.

 

В том же духе он пишет и в другом месте: Так же как человек обязан чтить своего отца, точно так же он должен почитать своего учителя. И должен это делать даже в большей степени, ведь его отец дал ему жизнь в этом мире, а учитель обеспечивает жизнь в грядущем.

 

Связь также работает и в обратном направлении. Во всех книгах всегда роль родителя определяется с точки зрения преподавания и обучения. “Вам стоит старательно обучать своих детей этим вещам”. “Когда ребенок тебя спросит … ты должен ответить ему”. Образование - это беседа между поколениями, между родителями и детьми. Один стих объясняет почему Авраам был избран - он был отцом новой веры. “Я избрал его, чтобы он направил своих детей и семью следовать путями Б-жими, и делать то, что правильно и справедливо”. Авраам был избран играть и роль отца и роль учителя.

 

Моше был лишен возможности увидеть, что его дети наследуют его дело, так что его личное разочарование станет источником надежды для будущих поколений. Лидерство в Торе не является прерогативой элиты. Оно не идет сквозь династию. Круг претендентов не ограничивается теми, кто произошел от великих родителей. Оно открыто для каждого из нас, нужно только приложить все усилия, включая энергию и время. В то же время Моше получил большое утешение. Подобно тому, как по сей день коэны - это сыновья Аарона, точно так каждый, кто изучает Тору является учеником Моше. Некоторые получают привилегию быть родителем, а некоторые - учителем. Оба звания - это то, что мы оставляем после себя. Родитель как учитель, учитель как родитель - величайшие роли в Торе. Одна увековечена в Аароне, другая - в Моше.         

 

Автор: рав. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Женщина-воин
Влияние и сила
Полный текст главы "Пинхас"
Экстремист Пинхас
Законы работ, запрещенных в праздники