Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Лагерь и путешествия
Пекудей

Лагерь и путешествия

рав Джонатан Сакс
02 марта 2018, 10:58

Прямо в конце книги Шмот есть текстовое несоответствие, настолько незаметное, что его легко упустить. Однако, согласно Раши, именно оно содержит одну из величайших подсказок относительно еврейской идентичности.

Во-первых, исток. Скиния, наконец, завершена. Ее сооружение заняло достаточно много места в рассказе. Ни одна другая история в пустыне не имеет такого подробного описания. Теперь, первого нисана, ровно год спустя после того, как Моше велел людям начинать готовиться к исходу, он собирает балки и завесы, ставит мебель и посуду, и помещает все это по своим местам. Существует безошибочная параллель между словами, которые Тора использует для описания завершения работы Моше и Г-спода: И Моше закончил (vayechal) работу (hamelakhah). И Г-сподь на седьмой день закончил (vayechal) работу (melakhto), что Он проделал.

Следующие строки содержат результат: Затем облако нависло над Палатой Собрания, слава Г-сподня наполнила скинию.

Суть и ясна и революционна. Создание израильтянами святилища было предназначено для того, чтобы отобразить параллель между человеческим творением и Б-жественным созданием вселенной. Создавая мир, Б-г создал дом для человечества. Создавая скинию, человек создал дом для Б-га.

С человеческой точки зрения, Г-сподь заполняет пространство, которое мы создаем для Него. Его слава существует там, где мы отказываемся от своей собственной. Огромное значение строительства заключается в том, что израильтяне во всем повиновались Б-гу, а не импровизировали сами. Конкретная территория, которую мы называем “святой” - это то место, где мы встречаем Г-спода не в Его условиях, а в наших. И это тоже один из способов Б-га придать человечеству достоинства. Это мы построили для Него дом, чтобы Он мог его наполнить. По словам знаменитого фильма: “Если ты его построишь, он придет”.

Берешит начинается с того, что Б-г создает космос. Шмот заканчивается тем, что человек создает микрокосмос - миниатюрную символическую вселенную. Весь рассказ на протяжении Генезис-Исход являет собой широкий диапазон, который начинается и заканчивается концепцией наполненного Б-гом пространства. Единственная разница начала и конца заключается в том, что начинается все с работы, проделанной Г-сподом-Создателем, а заканчивается работой, сделанной мужчинами и женщинами-создателями. Вся запутанная история заключалась в рассказе с одной темой: передача власти и ответственности за создание - с небес на землю, от Б-га к Его подобию, названному человеком.

Это была предыстория. Однако финальные строки книги продолжают свой рассказ, намереваясь сообщить нам о взаимоотношении “облака славы” и скинии. Мы помним, что скиния не была фиксированным сооружением. Она была сделана таким образом, что ее можно было перемещать. Ее легко можно было разобрать и перенести ее составляющие к следующему месту, к новому этапу путешествия. Когда снова пришло время израильтянам продолжать свое путешествие, облако вышло из Палаты Свиданий, своего обычного места для отдыха, и указало направление, в котором люди должны были двигаться. Вот как Тора это описывает:

Когда облако возвышалось над скинией, израильтяне продолжали идти вперед во всех своих путешествиях; но если облако не возвышалось, они не продолжали свой путь до тех пор, пока оно не возвышалось вновь. Итак, облако Г-спода было над скинией днем, а ночью в нем горел огонь, в глазах всего дома Израилева, во всех их путешествиях.

Есть небольшая, но существенная разница между двумя примерами фразы bechol mas’ehem - во всех их путешествиях. В первом случае слова должны быть поняты буквально. Когда облако возвышалось над скинией, израильтяне знали, что пришло время продолжать путешествие. Однако, во втором случае, буквально их воспринимать уже нельзя. Облако не находилось над скинией во всех их путешествиях. Напротив - оно было там только тогда, когда они переставали путешествовать и разбивали лагерь.

Отметив это, Раши дает следующий комментарий:

Место, где они располагали лагерь, также называется massa, путешествие. Потому что из места лагеря они всегда начинали новое путешествие, поэтому все они и называются путешествиями.

Раши выразился в краткой форме: «Место, где они разбивали лагерь, также называлось путешествием» - экзистенциальная истина в сердце еврейской идентичности. Поэтому до тех пор, пока мы не достигнем места назначения, даже место отдыха будет называться путешествием, ибо мы знаем, что мы здесь ненадолго. Все еще есть путь, который нам нужно пройти.

По словам поэта Роберта Фроста:

Леса милы, темны, глубоки

Но есть обещанья, что я должен сдержать

И километры пути впереди, некогда спать

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

За гранью святости
Полный текст главы "Пекудей"
Последний отчет
Еще раз о культуре и духовности
Законы запрета делать скульптуры и формы подобные тем, которые были в Храме