Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Еще раз о культуре и духовности
Пекудей

Еще раз о культуре и духовности

рав. Пинхас Гольдшмидт
23 августа 2017, 10:49

Последние четыре недельные главы целиком посвящены вопросам построения Мишкана (переносного Храма в пустыне), изготовления его утвари и одежд Первосвященника — Великого Коэна и остальных коаним, в которых они должны вести храмовую службу Вс-шнему. Вся эта работа была выполнена по инструкциям, данным Вс-шним, мастером Бецалелем, сыном Ури, из колена Йегуды.

В последних поколениях многие еврейские умельцы пытались воссоздать облик Мишкана (естественно, в качестве «живой иллюстрации», а не в культовых целях), в Израиле даже существует Институт Храма, сотрудники которого ставят своей задачей воссоздать Храм царя Соломона и предметы храмового Б-гослужения во всех мельчайших подробностях. Тот, кто видел изготовленные ими экспонаты, может только восхититься эстетическим великолепием Храма, построенного сынами Израиля, когда они жили на своей земле, каждый под своей смоковницей и рядом со своим виноградником.

Часто спрашивают: если так, то почему на протяжении всех поколений, буквально до последних 100—150 лет, мир ничего не слышал о еврейских художниках? Почему евреи не занимались творчеством?

И этот вопрос на самом деле можно понимать шире: каково в целом отношение иудаизма к культуре, к самовыражению через искусство — живопись, поэзию, музыку?

Один из вопросов, который задавали себе ассимилированные немецкие евреи в прошлом столетии: «Как могло случиться, что в колыбели европейской культуры, на родине Гёте, Шиллера и Баха, смогла появиться столь человеконенавистническая идеология, как нацизм?» И этот вопрос без ответа часто был последним, который они задавали себе по пути в газовые камеры.

В сознании русскоязычной интеллигенции понятие духовности тесно связано с понятием «культура». И в самом деле, культура — это точка, где пересекается материальное и духовное. Однако совсем необязательно, что именно духовное начало будет доминировать, возвысит материальное и наполнит его духовным содержанием. Бывает и наоборот — дух становится лишь оболочкой и прикрытием, всего лишь оригинальной и изысканной формой для выражения низменных инстинктов...

Поэтому в иудаизме культура и святость не являются синонимами.

Слово «тарбут», имеющее в современном иврите значение «культура» (примерно соответствуя по смыслу латинскому слову сикига — культивировать, возделывать, умножать, совершенствовать), появляется в Торе в сугубо определенном контексте. Гневаясь на сынов колен Гада, Реувена и Менаше за то, что они пожелали получить свой надел по ту сторону Иордана (не входя в Землю Израиля), Моше говорит им (Бемидбар, 32:14): «И вот, встали вы вместо отцов ваших, порождение («тарбут»; от корня «ров» — множество, можно перевести это и как «размножение», «умножение», «тиражирование») людей грешащих, чтобы добавить еще гнева Вс-шнего на Израиль...»

Итак, слово «тарбут» связано с традицией, передачей из поколения в поколение. Однако в Торе оно появляется исключительно в отрицательном контексте: традиция, культура зла, греха.

В Мишне и Талмуде словом «бней тарбут» — «сыны культуры» именуются... прирученные и дрессированные дикие животные, которые, по мнению рабби Элиэзера в трактате Бава Кама, не считаются потенциально опасными для человека изначально, если не подают признаков агрессии.

Итак, мудрецы говорят нам, что «тарбут» («культура») есть, по сути дела, дрессировка: дрессировка животного, во многих случаях — «дрессировка» человека. Способ заставить его обуздать свои инстинкты и следовать неким диктуемым социумом правилам. Культура может лишь «приручать» человека, но далеко не всегда она способна изменить его изнутри. Яркий пример тому — самые кровожадные тираны прошлого столетия пробовали свои силы в творчестве: Гитлер был неудавшимся художником, а Сталин в юности баловался стихосложением...

Истинный путь к совершенствованию личности заключается в другом.

В Мидраше Шмот Раба мы находим: Сказано (Берейшит, гл. Толдот): «И полюбил Ицхак Эсава»; поэтому вышел Эсав на умножение зла (тарбут раа, «наращивание», «культивация» зла), поскольку отец не обходился с ним с должной строгостью. Как учили мы: пять злодеяний совершил Эсав в день, когда Ицхак собирался благословить его. В этот день он взял силой обрученную с другим девушку, убил человека, заявил о своем отрицании воскрешения мертвых и Самого Творца и продал свое первенство за чечевичную похлебку. А кроме того — желал смерти отца и собирался убить своего брата Яакова, вынудив его бежать из отчего дома...

Во всей Письменной и Устной Торе мы не встречаем слово «тарбут» в положительном контексте — только как «умножение зла». И подобно тому как мы говорили, что в культуре дух зачастую становится лишь оболочкой и прикрытием для выражения низменных инстинктов, так же и соприкосновение в человеческом сознании Б־жественного и земного может превратиться в идолопоклонство — обожествление материальных сил. А Тора предостерегает нас: «Богов-масок не делайте себе!», т.е. не надевайте маску Б-жественного ни на какие умозрительные образы, ни на какие силы или явления природы — ибо это приносит человечеству лишь новое рабство, а не освобождение.

Иудаизм не отрицает красоту и эстетику — однако они никогда не бывают самоцелью, ведь тогда они превращаются в идолопоклонство. Тора строго запрещает создание каких-либо образов и форм, «обозначающих» (а следовательно, неизбежно подменяющих) Б-га. Потому внешняя красота должна быть лишь достойной формой, отражением высокого духовного содержания, и примером тому служит история построения Мишкана.

Шмот, гл. 31: (1) «И сказал Вс-вышний Моше: (2) «Вот Я позвал по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура из колена Йегуды. (3) И наполнил Я его духом Б-га, мудростью, пониманием, знанием и способностью ко всякому ремеслу: (4) Измышлять замыслы, чтобы воплощать их в золоте, в серебре и в меди, (5) В обработке камня для оправ, в обработке дерева, работать во всех видах ремесла. (6) А также Я назначил с ним Отолиава, сына Ахисамаха, из колена Дана, и в сердце каждого мудрого сердцем Я вложил мудрость, чтобы они могли сделать то, что Я повелел тебе».

Комментатор р. Авраам ибн Эзра объясняет: «“...и в сердце каждого мудрого сердцем я вложил мудрость”, — ибо Бецалель и так был наполнен мудростью и в явных и скрытых смыслах Торы, и в естественных науках. Но что особо выделяло его среди мудрецов поколения — то, что он был еще и искуснейшим мастером в различных ремеслах, ибо большинство людей, занимающихся постижением мудрости, не владеют ремеслом».

И, интерпретируя в нашем контексте слова Ибн Эзры, можно сказать, что сегодня те, кто занимаются науками и искусством, как правило, далеки от Торы и от веры, не приемлют Б-жественной мудрости, необходимой каждому человеку. Люди же религиозные, для которых Тора — основа всей жизни, мало осведомлены в светской культуре.

Бецалель соединил в себе оба этих начала: премудрость в науках и искусстве — с «мудростью сердца», которая есть не что иное, как трепет перед Небесами, как сказал царь Давид в Псалмах: «Начало мудрости — трепет перед Вс-шним...»

Мишкан и Храм были местом постоянного пребывания в мире Б-жественного Присутствия — Шхины, самой возвышенной духовности, доминирующей над материей, и поэтому величайшим шедевром еврейского искусства был именно Мишкан, Дом Вс-шнего, где красота была средством приблизиться к познанию путей Творца.

Человек способен по-настоящему духовно возвыситься не посредством внешней «дрессировки», а только лишь изменяя себя изнутри. Как сказал пророк (Иехезкель, гл. 18):

Отбросьте от себя все злодеяния ваши, которые сделали вы, и сделайте себе новое сердце и новый дух, [ибо] зачем умирать вам, дом Израиля?

И сказано (там же, гл. 36): И дам Я вам сердце новое, и дух новый дам вам, и удалю каменное сердце из плоти вашей, и дам вам сердце из плоти. И Дух Мой вселю в вас, и сделаю [так], что по законам Моим идти будете, и установления Мои будете хранить и делать...

Для истинной культуры, возвышающей человека и не оставляющей возможности для лицемерия, требуется прежде всего «новое сердце».

Ведь когда человек должен принять судьбоносное решение, связанное с жизнью и смертью, — не внешняя культура будет влиять на это решение, но то, что в глубинах его сердца.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Лагерь и путешествия
За гранью святости
Полный текст главы "Пекудей"
Последний отчет
Законы запрета делать скульптуры и формы подобные тем, которые были в Храме