Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Вера – это бесстрашие жить
Ноах

Вера – это бесстрашие жить

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 10:59

У каждого из нас на духовном пути встречаются указатели, которые порой меняют направление жизни, ведя нас новой дорогой. В моей жизни тоже случился такой момент, когда я был удостоен чести учиться в раввинском колледже с одним из лучших раввинских ученых нашего времени – с Ребе Нахумом Рабиновичем.

Он был и остается величайшим: один из мудрейших маймонидских ученых современности, силен как в светских науках, так и во всей раввинской литературе, один из смелейших на моей памяти. Он был образцом тандема духовного и интеллектуального мужества, который в наше время, к сожалению, встречается редко. 

Случай не был особенным. Он вел обычный урок по Торе. Глава про Ноаха. Но Мидраш, который он процитировал был необычный. И саму цитату не так легко было найти. Оказалось, она была из книги Бабера Танхума, изданной в 1885 году его дедом Шломо. Это очень ранний текст, некоторые относят его к 5 веку н.э. А удивительное состоит в том, что в нем есть совпадения с древним Мидрашом Эламдену, который остался у нас, увы, лишь частично.

Текст состоит из двух частей - комментариев к словам Б-га, которые он сказал Ною, “И сказал Б-г Ною “Покинь ковчег”. Мидраш говорит “И спросил Ноах себя “Если я поднялся на ковчег с разрешения Б-га, Могу ли я покинуть его без разрешения?”. И тогда Б-г ответил “Тебе нужно разрешение? Я даю его тебе”. Далее Мидраш говорит “И сказал Б-г Ною “Покинь ковчег”.

Потом Мидраш добавляет “Реб Юда бар Илай сказал “если бы я был там, я бы разрушил ковчег и выбрался оттуда”.

Что имел в виду Реб Рабинович, рассказывая нам этот мидраш? Мы не должны ждать разрешения, когда дело касается восстановления разрушенного мира. Б-г дает нам Его добро, и ждет, что мы продолжим двигаться вперед.

Это упоминается в комментариях Раши, которые стали началом понимания почему Б-г создал евреев от Авраама, а не от Ноя. Как говорит Тора “Ноах шел с Б-гом, а Аврааму Он велел идти впереди Него”. Так что смысл мысли был не новым, но драма и сила Мидраша были ошеломляющими.

Вдруг я осознал, что это важная часть веры в иудаизме: обладать мужеством, создавать что-то новое, идти новыми дорогами навстречу неизвестному. Именно так поступили Авраам и Сара, покинув свою землю и отчий дом. Это то, что делали израильтяне в дни Моше, когда ходили по пустыне, ведомые Облаками Славы днем и огнем ночью.

Вера, по сути, – это храбрость перед лицом риском даже когда ты “идешь через долину смертной тени, не боясь несчастий, ибо Б-г идет с тобой”. Нужно было иметь достаточно веры, чтобы опровергать религии древнего мира, особенно когда они разрастались в величайших империях того времени. Нужно было быть очень верующим, чтобы оставаться евреем во времена древней Греции и Александрийской империи.

Именно вера помогла Ребе Иегошуа бен Гамла уже в первом веке построить всемирную систему обязательного образования. И все та же вера заставила Ребе Йохана бен Закай осознать, что иудаизм может пережить и потерю независимости, и потерю Земли и Храма, имея основу из академии ученых и научную культуру.

Даже в современном мире, где большая часть выдающихся умов еврейства потеряли свою веру или отказались от нее, – древний рефлекс сохранился. А как иначе мы можем объяснить феномен, где меньшинства в Европе и США пополняли и продолжают пополнять мир великими людьми, каждый из которых являет собой первооткрывателя в той или иной степени? Эйнштейн в физике, Дюркгейм в социологии, Леви-Стросс в антропологии, Мелер и Шонберг в музыке, целый ряд инновационной экономики от Девида Рикардо (закон сравнительных преимуществ), Джон Нейман (теория игр), Милтон Фрайдман (монетарная теория), Даниел Канеман и Амос Твесрки (поведенческая экономика).

Евреи возглавляли целые отрасли психиатрии, психотерапии и психоанализа. Начиная с Фрейда и его окружения - В.Франкл (логотерапия), Аарон Бек (когнитивная психотерапия), Мартин Селигман (позитивистская психология). Первопроходцы Голливуда почти все были евреями. Даже в популярной музыке достижения ошеломляют, начиная с Ирвинга Берлина и Джорджа Гершвина, мастеров американских мюзиклов, заканчивая Бобом Диланом и Леонардом Коэном, величайшими авторами популярной музыки в ХХ веке.

Во многих случаях судьба новатора – критика, презрение, сопротивление и игнорирование. Ты должен быть готовым к одиночеству, в лучшем случае к тому, чтобы быть непонятым, в худшем – опозоренным. Как сказал когда-то Эйнштейн: “Если моя теория относительности будет доказана - Германия скажет, что я немец, а Франция - что я гражданин мира. В случае провала Франция назовет меня немцем, а Германия вспомнит, что я еврей”. Из своей истории еврейство знает, что для того, чтобы стать первооткрывателем нужно быть готовым к пустыне…

Такова была вера сионистов. С самого начала они знали, – одни с 1860-х, другие после погромов в 1880-х, Герцель после суда Дрейфуса, – что европейское Просвещение и эмансипация потерпят неудачу, и все же, не взирая на огромные научные и политические достижения, в континентальной Европе не было места для евреев. Есть евреи религиозные, есть светские, но все они отчетливо понимали то, что так просто объяснил Мидраш Танхума: когда дело касается восстановления разрушенного мира или разбитой мечты, мы не ждем небесного разрешения. Небо говорит нам продолжать вперед.

Естественно у нас нет полной свободы творить все, что нам хочется. Ибо не все новшества конструктивны. Некоторые из них могут и впрямь нести разрушительную силу. Но Творец показывает, чего Он хочет от нас принципом “продолжать двигаться вперед”. Он хочет, чтобы мы, Его величайшее творение, были созидательны. Именно это делает иудаизм уникальным явлением, для которого положение и жизни людей есть величайшими ценностями.

Вера – это храбрость перед риском во имя Б-га или евреев, перед началом дальней дороги, на которой встретятся опасности. Но нужно не забывать, что Б-г будет идти рядом с нами, поддавая нам сил, если мы будем ровнять на него свои желания.

Вера – это не определенность, но это смелость и бесстрашие жить в неопределенности.

 

 Перевод Анастасия Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Два праведника
Как строить Башню
Полный текст главы "Ноах"
Законы женитьбы и запрещенных связей
Несмываемые чернила Торы