Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Насо"
Насо

Полный текст главы "Насо"

U-jew
26 сентября 2017, 11:27

Отбор левитов из рода Гершона для служения

После того, как Моше пересчитал семьи левитов, происходивших от Кеата, и дал им указание об их обязанностях, ему велено было исчислить сынов Гершона, чтобы определить, кто из них годен для служения.

Затем сыновья Аарона определили обязанности каждого левита, а Итамар, четвертый сын Аарона, был поставлен постоянным начальником над сыновьями Гершона.

Левиты, принадлежавшие к роду Гершона, должны были:

1. Готовить к походу полотнища, завесы, покровы и ширмы внутреннего двора и нести их.

2. Петь во время каждодневных утренних и полуденных приношений, а также при всех общинных приношениях олот и при общинных приношениях шламим в праздник Шавуот.

В хоре левитов должно было участвовать не менее двенадцати певцов, а желательно и больше; обычно хору вторили музыкальные инструменты. Быть музыкантами разрешалось даже нелевитам.

Стоя во дворе, люди слышали оркестр и хор левитов.

В Храме в каждый день недели хор пел определенную главу из книги Теилим.

В первый день недели - "Ашему (Вс-шнему) принадлежит земля и все наполняющее ее, вселенная и все живущее в ней" (Теилим 24:1).

Этот стих хорошо подходил для первого дня недели, ибо он напоминает нам о первом дне Творения.

Во второй день - "Велик Ашем и всехвален во граде нашего Б-га, на горе Его святости" (Теилим 48:2).

Во второй день Творения Ашем восставил твердь разделять верхние и нижние воды и назначил верхние сферы Своим обиталищем. По подобию с этим Он предустановил в нижнем мире место особой святости, где Он будет обитать, - "град нашего Б-га, гору Его святости".

В третий день - "Б-г стоит в собрании судей" (Теилим 82:1).

В этот день Б-г собрал воды в моря, осушив тем самым материки, которые будут потом заселены людьми. Но людям разрешено было жить там лишь при условии, что они будут творить справедливость - один из столпов, на которых утверждено человечество. Если же люди извратят справедливость, то Ашем повелит морям затопить сушу, как и случилось потом с людьми из поколения Потока.

В четвертый день - "Б-г отмщения, Ашем, Б-г отмщения, яви Себя!" (Теилим94:1).

В этот день были сотворены небесные тела. Впоследствии Ашем накажет всех тех, кто поклонялся им.

В пятый день - "Радостно пойте Б-гу, Твердыне нашей, с ликованием восклицайте Б-гу Яакова" (Теилим 81:2).

В тот день Всемогущий сотворил миллионы видов птиц и рыб. Всякий, кто лицезреет их, радостно провозглашает хвалу Создателю.

В шестой день - "Ашем царствует; Он облечен величием; облечен Ашем могуществом и препоясан" (Теилим 93:1)

Этот стих подходит для шестого дня, дня завершения великолепного Творения, когда величие Ашема явственно засияло над всей вселенной.

В шабат - "Псалом, песнь на день субботний" (Теилим 92:1).

Этот стих имеет в виду не только тот шабат, что повторяется каждую неделю, но и эпоху, которая наступит после Искупления, - "великий Шабат в истории людского рода".

 

Сынов Мерари подвергают исчислению, чтобы определить их обязанности

Род Мерари последним из всех трех родов левитов прошел исчисление и получил указания относительно своих обязанностей.

Люди из этого рода несли брусья и подножия Мишкана. Их начальником был Итамар, сын Аарона. Он указывал каждому левиту, что тот должен делать.

Однажды получив назначение, левит уже не мог его изменить.

 

Ашем повелевает, чтобы все ритуально нечистые люди покинули стан

Первого нисана, в последний день Освящения Мишкана, Ашем сказал Моше: "Святы все три стана в пустыне. Внутренний стан Шехины свят наивысшей святостью. Окружающий его стан левитов и стан сынов Израиля, окружающий стан левитов, менее святы.

Человеку, ритуально нечистому, придется покинуть, в зависимости от степени его нечистоты, один, два или все три стана".

Ашем объяснил Моше, что эта мицва будет иметь отношение к грядущим поколениям в Эрец Исраэль:

- Стан Шехины в пустыне будет соответствовать территории внутреннего двора Храма.

- Стан левитов в пустыне будет соответствовать всей территории Храмовой Горы, окружающей внутренний двор.

- Стан сынов Израиля в пустыне будет соответствовать территории всего Иерусалима за вычетом Храмовой Горы.

Самым серьезным из всех видов ритуальной нечистоты была цараат.

- Пораженного цараат изгоняли из всех трех станов.

- Заву, заве, ниде или роженице закрывался доступ в два стана Шехины и левитов, но разрешалось оставаться в стане сынов Израиля.

- Самым легким видом была нечистота, возникающая от прикосновения к мертвецу, к трупу животного или к трупу какого-либо из восьми пресмыкающихся, объявленных Торой нечистыми. Такого человека изгоняли только из стана Шехины, он мог оставаться в стане левитов и Израиля.

Ашем объявил: " Мое присутствие обитает во всех трех станах, посему нечистые должны покинуть тот или иной стан, дабы не осквернять его".

Почему же Ашем не провозгласил заповедь об изгнании нечистых сразу после дарования Торы?

Ответ заключается в том, что эта заповедь не была тогда нужна: среди сынов Израиля не было нечистых. Перед дарованием Торы ангелы исцелили все их телесные болезни.

По прошествии сорока дней, когда евреи соорудили золотого тельца, к ним вернулись все их прежние недуги.

Поэтому, когда был воздвигнут Мишкан, Всемогущий дал Моше наставление: "Теперь, когда Я вселился в Свою постоянную обитель в среде сынов Израиля, отошли всех нечистых".

 

Видуй – мицва изустно признавать свои грехи

Если еврей нарушил запрещающую заповедь Торы или не исполнил предписывающую заповедь и сожалеет о своем поступке или упущении, то совершение тшувы – мицва для него.

Тшува состоит из трех главных частей:

1. Искреннее сожаление о содеянном или невыполненном.

2. Изустное признание в совершенном грехе.

3. Твердое решение никогда больше не впадать в этот грех.

В разделе Насо говорится о второй из этих трех частей - о видуе - изустном признании в грехе.

Как происходит видуй? Грешник произносит такие слова: "Вот, Ашем, я согрешил, а теперь сожалею и стыжусь своего поступка и никогда не совершу его снова".

Почему Тора повелевает нам изустно признавать наши неправедные поступки?

Напрашиваются два ответа:

1) исповедуясь Всемогущему в прегрешении, мы тем самым провозглашаем свою веру в то, что Он карает грешников и награждает тех, кто соблюдает Его заповеди;

2) полный устный видуй укрепит грешника в его решении исправиться и поможет ему не отступаться от тшувы.

Ашем говорит: "Как только еврей признает, что поступил плохо, Я преисполняюсь милости к нему".

Всякий, кто произнес видуй перед смертью, имеет удел в Мире Грядущем. Если он не знает, в какие слова облечь свой видуй, то ему надо произнести: "Пусть моя смерть искупит все мои грехи".

Существует особая мицва произносить видуй в Йом Кипур - день, обладающий силой очищать от греха.

 

 

Закон о возмещении украденного у умершего гера (обращенного)

Ашем дал Моше такое наставление: "Вот закон о воре-еврее, укравшем что-либо у другого еврея - открытым ли образом или путем невозвращения залога, или как-нибудь иначе. Если вор, отрицая кражу, дал ложную клятву, а потом пожалел об этом и сознался в содеянном, он должен вернуть потерпевшему украденную сумму и, в дополнение к ней, установленный Торой штраф в одну пятую этой суммы. Если он обнаружит, что потерпевший был гером, который к тому времени скончался, не оставив наследников, он должен выплатить указанное возмещение тем коэнам, которые будут в тот день выполнять свои обязанности в Храме".

Услышав об этой мицве, языческие народы воскликнули: "Как же велик сей Б-г, Издающий законы, выгодные для тех, кто их соблюдает!"

Излагая законы, касающиеся воровства храмового имущества, Ашем снисходительно назвал вора человеком, "который согрешил по ошибке" (Ваикра 5:15). С другой стороны, вор, похитивший имущество своего ближнего, сурово именуется "виновным" (Бемидбар 5:6).

Обычно царь или глава государства бывает весьма обеспокоен, когда грабят лично его, чтобы преступник был сурово наказан. Однако если жертвой воровства оказывается кто-то другой, то наказание бывает более мягким. Всемогущий, наоборот, более снисходителен к прегрешениям против Него лично, нежели ко злу, причиненному человеком своему ближнему.

Это относится не только к греху против еврея, но равным образом и к прегрешению против нееврея, обратившегося в иудаизм.

Законы Торы показывают, как велика любовь Ашема к тем, кто пришел под крылья Шохины.

 

Запрет на удержание доли, причитающейся коэнам и левитам

Во времена Храма еврей-землевладелец должен был отдавать больше десяти процентов своего урожая коэнам и левитам.

Конечно, сделать это было непросто. Скупец мог бы давать без особой охоты или даже обманывать коэнов и левитов, оставляя себе то, что он должен был даровать им. Однако, поступая так, он обманывал бы только самого себя.

Тому, кто отделяет маасер (десятину) от своих плодов, обещано Небом, что он будет осыпан благословениями и посему разбогатеет.

Кроме того, Тора предупреждает: "Тому, кто, несмотря на удачу в делах, отказывается дать коэнам их долю, придется заглаживать грех свой при неприятных обстоятельствах. Он заподозрит жену свою в неверности и вынужден будет принести корбан сота (долю от которого получают коэны)".

 

Сота - процедура, происходившая, когда муж подозревал жену в неверности

Если муж предупреждал свою жену: "Не уединяйся с таким-то и таким-то", а впоследствии двое свидетелей видели, как она все-таки уединилась с тем самым человеком (на время, достаточное, чтобы успеть согрешить), она становилась запретной для своего мужа до тех пор, пока не выполнялись действия, предусмотренные законами о соте. Однако, если хотя бы один свидетель давал показание, что она действительно совершила прелюбодеяние, то никакого испытания ей не устраивалось, и она навсегда становилась запретной для своего мужа.

Некоторые грехи нельзя загладить. Царь Шломо говорил о них так: "Смятое нельзя разгладить" (Коэлет 1:15). Один из таких грехов - прелюбодеяние с замужней женщиной.

Большинство прегрешений можно исправить. Например, украденные деньги можно возместить, похищенного человека можно вернуть. Но грех прелюбодеяния загладить нельзя. Даже если прелюбодей и пожалеет впоследствии о своем поступке, у него нет никаких способов сделать так, чтобы жена когда-либо перестала быть запретной для своего мужа.

Каково значение термина сота, используемого Торой по отношению к женщине, заподозренной в неверности?

1. Сота означает "глупая". (Ибо происходит от слова "глупость".)

Эта женщина не посчиталась с последствиями своего поступка. Страсть или желание ослепили ее и увлекли за собой. Будь она мудра, ее Б-гобоязненность пересилила бы ее дурное начало. Она бы воздержалась от греха - либо из страха его совершить, либо из страха перед наказанием.

Вместо этого она безрассудно уступила преходящему желанию, хотя лучшие ее чувства подсказывали ей, что ее поступок греховен и в конечном счете причинит ей страдания.

2. Это слово означает также "отклоняться, сворачивать".

Еврейский народ следует путем святости и скромности, которому нет подобных среди народов мира.

В современном языке нет перевода термина цниут, ибо в сегодняшнем мире уже не существует связанных с этим словом понятий.

Современное общество во всех сферах жизни одобряет и поощряет стремление к известности. Сегодняшний девиз гласит: "Чем больше шума, крикливой пестроты и показной яркости, тем веселее".

Идея цниута прямо противоположна. Цниут символизирует стремление поменьше выставлять напоказ себя и свои поступки - за исключением тех случаев, когда это делается ради достижения одобряемых Торой целей.

Для женщины это означает стремление одеваться так, чтобы не привлекать к себе внимание посторонних. Женщина должна пленять и ублажать лишь своего мужа. (Этот принцип противоречит той цели, к которой, по общему признанию, стремится современная мода: привлекать внимание к той или иной части или частям тела.)

Женщина, поведение которой заставляет ее мужа заподозрить ее в неверности, отвратилась от путей еврейского народа. Она переняла обычаи и привычки, свойственные нееврейскому миру. Таким образом, она стала сотой - женщиной, сошедшей со стези Торы.

Еврейский закон запрещает мужчине уединяться (это возможно лишь при определенных обстоятельствах) в недоступных для других людей местах даже с двумя женщинами. Этот запрет относится и к самым надежным и скромным людям, а также к таким ситуациям, как визит к врачу, происходящий при отсутствии других людей, или пребывание в служебном помещении по завершении рабочего дня. В случае сомнения следует посоветоваться с кем-либо из авторитетных в аллахе людей.

Тора осуждает мужчину или женщину не только за конкретный, вещественный грех - прелюбодеяние. Нет, он или она считаются виновными в каждом шаге, ведущем к нарушению верности. Следовательно, средства массовой информации, такие как телевидение, журналы и многие газетные статьи и фотографии, вводящие в дом безнравственные идеи, несовместимы с Торой, несмотря на то, что все нееврейское окружение благосклонно их принимает. Несовместимы с ней и светские вечеринки, способствующие проникновению в нашу среду чуждых понятий о нравственности.

Если двое свидетелей подтверждали, что женщина стала сотой, то есть навлекла на себя подозрение, уединившись с определенным мужчиной, несмотря на предупреждение своего мужа, то муж мог или развестись с ней, или сообщить о происшедшем местному бейт дину. Если бейт дин подтверждал показания свидетелей, но женщина настаивала на своей невиновности и готова была выпить воду соты, то судьи передавали дело в Большой Санхедрин (еврейский Верховный Суд, в составе которого был семьдесят один судья и который собирался в особой палате в Храме).

Судьи Санхедрина, чтобы не совершать испытание соты без необходимости, пытались убедить женщину в том, что ей следует признать свою вину.

Если женщина признавала, что она осквернена, то ей велели оставить своего мужа и дело прекращалось.

Если же она настаивала на своей чистоте, то ее отводили к восточным воротам, воротам Никанора (служившим для входа в женское отделение Храма), дабы никто из входивших не мог ее не заметить.

Однако до того, как приступить к ритуалу, ее в разорванной одежде и с распущенными волосами водили по Храмовой горе взад и вперед, так что процедура искусственно удлинялась. Таким образом надеялись изнурить ее, чтобы она призналась.

Если она все же не признавала себя виновной, то в конце концов ее ставили за пределами двора напротив Восточных ворот и процедура испытания соты начиналась.

 

 

Соту приводят к клятве и подвергают позору

Теперь сота была выставлена на всеобщее обозрение, ибо азару (часть храмового двора, отведенную для женщин) наполняла толпа женщин. Придти сюда в этот день было мицвой, ибо конец соты призван был послужить для них предостережением.

Коэн заклинал ее клятвой, содержавшей в себе проклятие. Он приступал к клятве с такой речью: "Ты собираешься испить горьких вод соты, качества коих сверхъестественны. Если ты чиста, то сия клятва не повредит тебе и воды не нанесут тебе ущерба. Но если чужой мужчина осквернил тебя, то эта вода заставит опасть бедро твое, а затем и все твои конечности. Чрево твое вздуется и лопнет. Та же участь постигнет и прелюбодея.

Имя твое станет притчей во языцех. Люди будут проклинать друг друга такими словами: "Да постигнет тебя тот же конец, что и такую-то!", и, принося клятву, они станут говорить: "Если я говорю неправду, пусть я погибну так же, как погибла такая-то!"

Сота подтверждала, дважды отвечая "Амен (быть по сему)". Этот дважды произнесенный ответ означал: "Амен, я никогда не осквернялась с тем самым человеком, против которого предостерегал меня мой муж; амен, и никакой другой мужчина не осквернял меня".

Кроме того, этот двойной амен подразумевал, что как в прошлом она никогда не была осквернена, так и в будущем она никогда не осквернит себя.

Коэн приносил пергамент и писал на нем отрывок из Торы, содержащий ту самую клятву, которую он только что заставил ее произнести. (Бемидбар5:19-21, исключая фразы: "И заклянет ее коэн и скажет жене", "Тут заклянет коэн жену...", "И пусть скажет жена: амен, амен".)

Он писал этот документ по законам написания Сефер Торы, стираемыми водой чернилами и полностью записывая четырехбуквенное Имя Ашема, встречающееся в тексте дважды (5:21).

Он приносил глиняный сосуд, наполнял его водой из киора (сосуда для омовения), сыпал туда прах, взятый с пола внутренней части Храма и горькую траву, чтобы сделать эту воду "горькой водой". И, наконец, он окунал туда пергамент и держал его там до тех пор, пока от написанных на нем букв не оставалось и следа.

Каково символическое значение различных частей этой церемонии?

 

Использовавшийся сосуд был глиняным, с тем чтобы:

1. Напомнить согрешившей женщине о том, что напитки прелюбодею она подавала в дорогих кубках. По принципу мида кенегед мида ей подавали воды соты в дешевом глиняном кувшине.

2. Показать сострадание, которое проявляет Ашем даже к соте.

После окончания церемонии этот сосуд разбивали и поступок женщины предавали забвению. Медный же сосуд невозможно разбить, и он всегда напоминал бы людям об этой самой соте.

 

Воду брали из сосуда для омовений.

В Мишкане сосуд для омовений был изготовлен из медных зеркал, пожертвованных благочестивыми женщинами, покинувшими Египет.

Киор призван был напомнить соте о том, что, хотя эти еврейки и жили среди нечистых египтян, они оставались чисты. Как же могла она, выросшая среди чистоты, унизиться и осквернить себя?

 

Почему воду смешивали с прахом?

1. Подразумевается, что если сота окажется невиновной, она будет вознаграждена за свое унижение. Всемогущий обещает сделать ее матерью такого сына, который своим величием будет подобен Аврааму, называвшему себя "прахом и пеплом". С другой стороны, если она окажется нечиста, то возвратится в прах.

2. Она получает наказание мида кенегед мида. Пируя с прелюбодеем, она вкушала деликатесы. За это ее заставляют теперь глотать питье, имеющее вкус праха.

 

Почему Имя Всемогущего растворяют в воде?

Стирать Имя Ашема запрещено. Однако для испытания соты Он сделал исключение, чтобы показать, как велика важность сохранения согласия между мужем и женой. Он считает, что когда между ними вспыхивает ссора, ради их примирения стоит даже, если это необходимо, стереть Великое и Святое Его Имя.

 

В книге Пеле Йоэц есть несколько мест, имеющих прямое отношение к нашей теме:

К мужу. Он должен заботиться о том, чтобы не причинить страданий своей жене. Если мужу ничего не стоит довести жену до слез, то Небо накажет его.

Муж: он обязан терпеливо сносить слова и дела своей жены и чтить ее ради чести Шехины.

К жене. Она должна чувствовать нужды и желания своего мужа. Наши Мудрецы учат: "Какую из женщин считать достойной хвалы? Жену, которая выполняет желания своего мужа". Они рассказывают историю о муже и жене, происходивших из разных мест, так что ей трудно было понять его выговор.

Однажды муж велел жене приготовить "две чечевицы", имея в виду две порции похлебки, но она поняла его слова буквально и сварила два крошечных чечевичных зернышка.

В другой раз он попросил у нее тыкву, и она дала ему свечи. В ярости он закричал: "Зачем мне эти свечи?! Иди и разбей их о ворота!"

Но жена решила, что он хочет, чтобы она разбила их о голову Бавы бен Буты, величайшего мудреца того времени, ибо муж называл ворота арамейским словом бава.

Она покорно отправилась к Баве бен Буте и ударила его двумя свечами по голове.

"За что ты так поступаешь со мной?" - спросил ее Бава бен Бута.

"Так велел мне мой муж", - ответила она.

Бава бен Бута, великий своей мудростью, догадался о недоразумении и сказал ей: "Ты - хорошая жена, раз слушаешься своего мужа. Да родишь ты двух сыновей, таких как Бава бен Бута!"

Жене поручены не только заботы о том, как накормить и ублажить мужа. Она должна поддерживать его дух, когда он сломлен болезнями, денежными или другими заботами; и, превыше всего остального, она должна поощрять его и помогать ему в изучении Торы.

Оба они должны воспринимать сердцем тот урок, который дает им Сам Всемогущий, приказывая ради согласия стереть Свое Имя. Когда между супругами возникает спор, каждый из них должен быть готов пожертвовать во имя согласия своим достоинством, честью и личными прихотями.

Следующей частью ритуала было выставление соты на публичный позор.

Раньше она украшала себя с греховными помыслами: поэтому теперь устраивали так, чтобы она выглядела отталкивающе.

Коэн подходил к ней и делал надрыв на верхней части одеяния. Если на ней были какие-либо драгоценности или украшения, он снимал их.

Затем коэн должен был открыть ее волосы, чтобы опозорить ее. Если он отказывался сделать это, его спрашивали: "Уж не считаешь ли ты, что твое достоинство превыше достоинства Всемогущего?"

Почему соте открывают волосы?

Ей говорили: "Еврейке запрещено появляться на людях с непокрытыми волосами (Ктубот 72а). Ты отвратилась от путей дочерей еврейских и вела себя как язычница. Теперь ты получаешь то, что хотела: видом своим ты будешь подобна язычнице".

Кроме того, открытие волос было справедливым наказанием мида кенегед мида. Раз она втайне от всех украшала их для него, то теперь она представала перед людьми с растрепанными волосами.

Каков смысл этих слов: "Твоя жена будет как плодовитая лоза в сокровенных частях твоего дома; сыновья твои как масличные ветви вокруг твоей трапезы" (Теилим 128:3)?

Эти слова обещают жене, поведение которой проникнуто духом цниута, что она уподобится плодовитой лозе и дети ее будут как масличные ветви.

Р. Хизкияу учил: "Горе тому мужу, который дозволяет жене показывать хотя бы часть своих волос. Открывая волосы ради того, чтобы выглядеть красивее, она лишает своих сыновей возможности стать выдающимися евреями".

И это говорится о цниуте внутри твоего дома; насколько же осторожнее должна вести себя женщина на людях!

После того, как одежду соты разрывали, приносили веревку, сделанную из льна, взращенного в земле Египетской, и обматывали вокруг нее, чтобы разорванные одеяния не спали с нее.

При чем тут египетская веревка?

Она призвана намекнуть на то, что сота подражала безнравственным делам египетской земли.

Подытоживая законы о соте, мы видим, что все они представляют собой воздаяние мида кенегед мида за ее грехи.

- Когда она согрешила, она пренебрегла честью Всемогущего и честью своего мужа; поэтому и ее саму подвергли унижению.

- Как стояла она перед прелюбодеем, чтобы обрести благосклонность в его глазах, так приходилось ей предстать и перед всем народом, и люди смотрели на ее позор.

- Она наводила красоту на лицо свое; поэтому горькие воды делали его бледным.

- Она подкрашивала глаза свои; поэтому от горьких вод ее глаза делались выпученными.

- Она заплетала волосы в косы; поэтому теперь их разлохмачивали.

- Она выставляла напоказ свои подкрашенные ногти; поэтому под воздействием вод ее ногти выпадали.

- Она носила красивый пояс; поэтому теперь ее обвязывали простой египетской веревкой.

- Она грешила своими руками и ногами; поэтому теперь они отсыхали.

- Она угощала прелюбодея изысканными лакомствами; поэтому ее жертвоприношение состояло из ячменя - пищи для скота.

- Она подавала прелюбодею вина в прекрасных кубках, поэтому теперь ее заставляют пить горькие воды из глиняной кружки.

- Она скрывала свои поступки; поэтому теперь их предавали гласности. Когда действие горьких вод наконец проявлялось, становилось ясно, что ни один человек не может укрыться от всевидящего Ока Всемогущего.

Ее страдания, до последней мелочи соответствовавшие принципу мида кенегед мида, показывали, что Б-жественное Провидение воздает каждому по делам его.

Все, что делали с сотой, кажется безжалостным, но на самом деле это шло ей во благо. Каждая часть, из которых складывались ее публичный позор и страдания, искупала ту или иную сторону ее прегрешения. Таким образом она избавлялась от гораздо больших страданий в Мире Грядущем.

 

Приношения соты

Коэн готовил минху (мучную жертву), приносившуюся от имени соты, муж соты давал ячменную муку для минхи.

Эта минха отличалась от обычных мучных приношений такими четырьмя особенностями:

1. Мука изготовлялась из ячменя, а не из пшеницы, как обычно.

Почему? Сота поступила по-скотски. Мида кенегед мида, ее приношение делалось из зерна, идущего в корм скоту.

Кроме того, она кормила прелюбодея яствами, поэтому ее приношение было из пищи животных.

2. Для этой минхи использовался кемах - сорт муки, негодный для выпечки.

3. Масло не смешивалось с этой минхой и не добавлялось в нее, в отличие от обычных мучных приношений.

Почему? Масло символизирует духовный свет, но эта женщина ходила во тьме.

4. Эту минху не посыпали левоной (благовонием), хотя обычно левоной окропляли каждую минху.

Отсутствие благовония намекало на то, что сота сошла с пути цниута, "благоуханного аромата", присущего еврейскому народу.

Кроме того, Сару, Ривку, Рахель и Лею - наших праматерей, отличавшихся чистотой и скромностью, - уподобляют кторет, благовонным воскурениям. В жертвоприношении соты не было благовоний, ибо она отклонилась от пути наших праматерей.

Почему же сота вообще должна была приносить жертву?

Эта жертва даровала искупление ее мужу. Он тоже был виноват в том, что мало выговаривал жене, когда впервые заметил в ее поведении нескромность. Он не обратил должного внимания на ее поведение, что, в конце концов, привело к необходимости растворить в воде Великое и Святое Имя.

Тора предостерегает еврейского мужа: "Если заметишь, что жена твоя отклонилась от путей цниута, будь мужчиной! Действуй, а не смотри на это сквозь пальцы!"

Если он услышит, как она кричит неподобающим образом; если он замечает, что она ходит в места, куда ей не следовало бы ходить; если она одевается или веселится без должной скромности, да приступит он к действию.

Ибо перестала она блюсти цниут, стезей которого всегда шли еврейские женщины.

 

Чудо горьких вод

Наконец женщине давали воду, чтобы она выпила ее.

Если в этот миг ей становилось страшно и она отказывалась пить, ее ободряли такими словами: "Дочь моя, отбрось сомнения и испей эту воду. Она вредит только тому, кто согрешил. Если ты чиста, она не нанесет тебе ни малейшего ущерба".

Если она упорствовала в своем отказе, но по-прежнему утверждала, что чиста, ее силой заставляли проглотить эту воду, ибо в ней было растворено Святое Имя Ашема.

После того, как она выпивала воду, коэн выполнял обряд возмахания жертвоприношением. Подложив свою руку под руку женщины, он махал чашей, в которой находилась минха, взад и вперед, вниз и вверх, как машем мы в Суккот Четырьмя Видами. Затем пригоршню минхи сжигали на жертвеннике, а остаток отдавали коэнам.

Если женщина была виновна, горькие воды действовали мгновенно. Лицо ее явственно бледнело (мида кенегед мида, ибо она румянила и подкрашивала его с запретными помыслами); глаза вспучивались (в наказание за то, что она ради греха подкрашивала их), как и все жилы в ее теле.

Ее живот, а вслед за ним бедра вздувались. Прочие ее члены отсыхали, и она умирала.

Одновременно горькие воды свершали кару и над прелюбодеем.

Как только воды начинали действовать на соту, те же самые проявления развивались и у него, где бы он в тот момент ни находился. Они оба страдали и умирали в одно время.

Не всякая сота умирала сразу после того, как выпивала воду. Если в прошлом она поощряла своего мужа и детей изучать Тору, то эта заслуга спасала ее от немедленной смерти. Хотя все симптомы соты начинали появляться на ее теле, обезображивая его и причиняя ей физические страдания, тем не менее она оставалась в живых.

В зависимости от своих заслуг, она могла прожить после этого даже два или три года. Затем погибала ужасной смертью соты: живот ее вздувался и члены отсыхали.

Какое же воздействие оказывало испытание соты на невинную женщину?

На такую женщину воды действовали, как успокаивающее и исцеляющее снадобье. Члены ее делались крепче, лицо начинало сиять; если она страдала от какой-либо боли, то обретала исцеление.

Если она была бездетна, то впоследствии у нее рождался ребенок.

Хотя всякая сота виновна была в грехе, ибо она уединялась с чужим мужчиной, пережитый ею публичный позор и унижение искупали ее проступок.

Зачем нужны были чудеса с сотой, и почему испытания соты были прекращены

Испытание соты - одно из явных чудес, происходивших в среде народа Израиля. Ашем сотворял чудо, чтобы предохранить народ от греха прелюбодеяния и поддерживать высокий уровень святости.

Горькие воды оказывали свое действие только в том случае, если муж подозреваемой женщины сам был чист от греха безнравственности, и, более того, всю жизнь безупречно соблюдал законы Торы, касающиеся его отношений с женой.

Если же он не удовлетворял этим условиям, горькие воды никак не проявляли своей силы.

Во времена Второго храма нравственность еврейского народа, которая находилась на высочайшем уровне, пришла в упадок. Поэтому горькие воды не оказывали действия, и Великое и Святое Имя стиралось втуне.

Мы должны стремиться к этому предписанному Торой уровню, защищая наши дома от проникновения чуждых представлений о нравственности. Шехина может обитать только в таком доме, где мысли, слова и дела всех членов семьи проникнуты святостью.

Если поступки главы семьи не преисполнены святости или если он не выговаривает своей жене и домочадцам за допущенное ими умаление святости, то он совершает прегрешение.

 

Назир

Если человек хотел дать обет незирута (назарейства), то он должен был следовать законам, перечисленным в этом разделе.

Эти законы входят в категорию добровольных обетов, принимаемых отдельными людьми (раздел Матот, Бемидбар 30).

Тем не менее они помещены были здесь:

1. Потому что законы о незируте отличны от законов, касающихся обычных людских обетов.

2. Тора хотела поместить их рядом с законами о соте, чтобы навести на мысль о том, что человеку, видевшему, как соту подвергали всенародному позору, и понявшему, таким образом, пагубное влияние неумеренного питья (ведущего к безнравственности), следовало подумать об обете воздержания от вина.

По каким причинам человек мог захотеть стать назиром?

Это могло произойти из-за какого-то неприятного случая в его жизни, вызванного вредоносным действием вина. Это желание могло возникнуть также из уверенности человека в том, что воздержание от земных радостей будет для него благом. Он мог почувствовать, что слишком занят служением своему телу и не может сосредоточиться на изучении Торы и на мицвот. Только решительный шаг, который круто изменил бы его привычки и заставил его отказаться от своих обычных удовольствий, может спасти его, И поэтому он мог дать обет, что станет на какое-то определенное время назиром, в надежде на то, что достигнет таким образом святости, которая возвысит его и сделает лучше, чем он был прежде, хоть она и покинет его по прошествии срока незирута.

Человек, - будь то мужчина или женщина, - произнесший слова: "Я хочу стать назиром (незирой)", обязан в следующие тридцать дней воздерживаться от:

1) вина и всех блюд и напитков, получаемых из винограда;

2) стрижки волос;

3) прикосновения к мертвому телу.

Почему Ашем запретил назиру пить вино, стричь волосы и дотрагиваться до покойников?

Хинух объясняет, что в Торе выбраны именно эти ограничения, потому что, хотя они, в отличие от поста, и не ослабляют тело, но помогают человеку властвовать над своими желаниями.

Обсудим же теперь эти запреты подробнее.

1. "Назиру нельзя пить вино". Человек, выпивший вина, теряет ясность мысли (и потому не может выносить суждения по вопросам алахи). Употребление спиртного - одна из главных причин безнравственного поведения.

Кроме того, воздерживающийся от вина отстраняет себя от участия в вечеринках и пирушках. А раз он не сидит с приятелями за чашей, у него находится время задуматься над своей жизнью. Он пересмотрит свои пути и дела и исправит их.

Назиру запрещено не только пить вино, но даже есть виноград или изюм, включая косточки и кожуру.

Если он близко подходит к винограднику, его предостерегают: "Не ходи через него, ступай в обход!"

Так мудрецы учат нас принципу, что наилучший способ остеречься греха - сторониться всякого искушения.

2. "Ему нельзя стричь свои волосы".

Люди стригут волосы для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Отпуская длинные волосы и, как того требует закон, сбривая их начисто по окончании незирута, назир изгоняет помыслы об украшении своего тела. Таким образом он сторонится суетных желаний.

Хотя длинные волосы назира не соответствуют нашему представлению о красоте, Тора называет их венцом (6:7). На назире покоится Шехина, ибо он соблюдает законы незирута.

3. "Назиру нельзя дотрагиваться до покойника". Почему назиру запрещено всякое соприкосновение с мертвым телом?

Всякого, кто сам себя освящает, Небо удостаивает дополнительной святости. Всемогущий награждает назира такой же святостью, какой обладает первосвященник. Как первосвященнику нельзя осквернять себя даже ради ближайших родственников, так и назиру запрещено стать ритуально нечистым даже ради ближайших родственников.

Высочайшая его святость не может терпеть нечистоты, причиняемой мертвым телом.

 

Завершение незирута

Когда истекает срок незирута, назиру нельзя пить вино, пока он не принесет жертвы.

Он должен принести следующие три вида жертв:

- овечку в жертву хатат

- барашка в жертву ола.

- барана в жертву шламим, которая должна сопровождаться принесением минхи.

Почему от назира требовалась жертва хатат - жертва за грех?

Согласно одному из мнений мудрецов, человек, давший обет стать назиром, совершает грех. Тора разрешает ему удовольствия и хочет, чтобы он их вкушал, а он воздерживается от них.

Обет незирута - решительный шаг. Давать его нежелательно, если человек не чувствует, что такая мера необходима для самоусовершенствования. Предпочтительнее сдерживать себя в употреблении вина и земных удовольствий, не давая при этом обета воздержания.

После шхиты жертвы шламим назир сбривал все волосы на теле. Волосы эти становились священными и их бросали в жертвенный огонь, когда приносили шламим.

 

Что должен был сделать назир, если он становился ритуально нечистым

Если во время своего незирута назир дотрагивался до мертвого тела, он отсчитывал семь дней очищения от нечистоты. На седьмой день его брили, а на восьмой он должен был принести:

- ягненка в жертву ашам;

- птицу в жертву хатат;

- птицу в жертву ола.

Все истекшие дни его незирута становились недействительными, и он должен был начать незирут заново.

 

Биркат коаним - благословение коэнов

Коэнам было заповедано благословлять еврейский народ каждодневно во время дневных молитв.

В наши дни в диаспоре коэны благословляют народ только в дни праздников. В Эрец Исраэль, однако, они делают это ежедневно.

Коэны благословляют народ во время утренней молитвы, так как им запрещено произносить благословения, выпив перед этим вино, а во время трапезы могли употребить алкогольные напитки.

Благословение коэнов произносится в завершении молитвы шмонэ эсре.

Ашем велел Моше заповедать коэнам: "Так благословляйте сынов Израиля..."

"Так" означает, что коэны должны даровать благословение следующим образом:

- стоя;

- воздев руки к Небу.

Почему они еще и раздвигают пальцы?

Когда евреи узнали, что благословлять их будут коэны, они зароптали.

"Властелин Вселенной, - сказали они, - почему Ты благословляешь нас через коэнов? Мы хотим, чтобы Ты благословлял нас без посредников!"

И ответил Ашем: "Хоть Я и повелел, чтобы коэны благословляли вас, Я тоже буду при сем".

Когда коэны раздвигают пальцы, образовавшаяся между ними пустота как бы подразумевает "Сам Всемогущий стоит за нами". В Храме Шехина пребывала за плечами коэнов, и ее можно было бы увидеть через промежутки между их пальцами. Народу запрещено было смотреть на Шехину во время коэнского благословения. (В наши дни во время благословения не принято смотреть на коэнов.)

Кроме того, коэны должны:

- повернуться лицом к общине;

- произносить благословение на лашон акодеш, в Храме - произносить четырехбуквенное Имя Ашема так, как оно написано.

Ашем предварил это благословение необычным выражением: "так", намекая на нашего праотца Авраама, которого Он благословил такими словами: "Таким будет твое потомство" (Берешит 15:5).

Какое же благословение крылось в этих словах?

Ашем предварил коэнское благословение словом "так", дабы указать, что истинное благословение для еврейского народа в том, чтобы каждый из его сынов вырос таким, как наши праотцы.

Перед биркат коаним коэны произносят такое благословение: "Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь Вселенной, освятивший нас святостью Аарона и заповедавший нам благословлять Твой народ, Израиль, с любовью".

Почему в этом благословении упоминается Аарон?

Коэны, потомки Аарона, удостоены чести даровать народу Израиля благословение миром в честь Аарона, любившего мир и устанавливавшего согласие всюду, где он замечал споры или раздоры.

Биркат коаним состоит из трех стихов.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Неверная жена
Две версии морали
Отсутствие похвалы - тоже похвала
О назареях, монахах и сексуальном воздержании
Законыскромной одежды