Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Подсказки от Б-га
Мишпатим

Подсказки от Б-га

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:04

Вначале в главе Итро были “асерет хадиброт” - 10 заповедей или еще их называют основными принципами. В Мишпатим появляются детали, и вот с чего они начинаются:

Если ты покупаешь еврейского слугу, то продержать его можешь лишь 6 лет. На 7-й год он свободен и может уйти… Но если он заявит, что любит своего хозяина, свою жену и детей и не хочет уходить, то хозяин обязан принять его перед судьями. Хозяину положено отвести слугу к двери и проткнуть его ухо шилом. Тогда он останется прислуживать до конца жизни”.

Возникает очевидный вопрос - почему такое начало? В Торе 613 заповедей, почему Мишпатим, первый кодекс законов, начинается именно так?

Ответ, к счастью, такой же очевидный. Народ Израиля только что вышел из египетского рабства. Должна была быть причина, ибо Б-г знал, что это случится. Очевидно Он планировал чтобы это случилось, так как столетиями раньше сказал об этом Аврааму:

Солнце садилось, и Авраам проваливался в глубокий сон, густая и ужасная темнота накрывала его. Тут Б-г сказал ему: “Будь уверен, что на протяжении 400 лет твои потомки будут чужаками, не на своей земле, там их поработят и будут с ними плохо обращаться””.

Наверное, это было первым необходимым испытанием евревв, как нации. С самого начала истории человечества Б-г свободы искал свободное поклонение свободных людей. Один за другим люди злоупотребляли этой свободой: сначала Адам и Ева, затем Каин, потом поколение Потопа и строителей Вавилонской башни.

Б-г попробовал еще раз, на этот раз не со всем человечеством, а с одним мужчиной, одной женщиной, одной семьей, которая стала бы зачинщиком свободы. Но свобода нелегкий труд. Мы ищем свободу для себя, но отрицаем свободу других, когда она противоречит нашей. Права сокрыта в том, что на через три поколения детей Авраама, братья Йосефа были готовы продать того в рабство: трагедия, которая не закончилась пока Иегуда не был готов пожертвовать собственной свободой для освобождения Беньямина.

Понадобился глубокий, тесный, личный, горький и изнуряющий опыт всех евреев, чтобы превратить их в нацию, которая не будет отдавать своих братьев и сестер в рабство, нацию, которая сможет построить свободное общество - сложнейшее из всех достижений человеческого царства.

Так что не удивительно, что первые заповеди, данные на Синае, связаны именно с рабством.

Скорее было бы удивительно, если бы они начинались с чего-то другого. И вот здесь возникает настоящий вопрос - если Б-г против рабства, если он расценивает это как оскорбление по отношению к человечеству, почему он не прекратил все это сразу же? Пусть в ограниченном и упорядоченном виде, но все же почему он позволил этому продолжаться? Мыслимо ли что Б-г, в силах которого добыть воду из камня, превратить море в пустыню, не может изменить поведение человека? Неужели есть сферы, в которых Всемогущий бессилен?

В 2008 экономист Ричард Талер и профессор Касс Санстейн опубликовали замечательную книгу “Толчок”. В книге они говорят о проблеме в логике свободы. С одной стороны, свобода зависит от не чрезмерного законодательства. Имеется в виду - создание места, где у людей есть право выбора.

С другой стороны, мы ведь знаем, что люди не всегда будут делать правильный выбор. Люди, предоставленные сами себе, будут принимать рациональные решения - старая, и уже не рабочая теория, на которой основывалась классическая экономика. Мы очень-очень нерациональны - открытие, в которое еврейские академики внесли основной вклад. Психологи Соломон Аш и Стэнли Милгрэм показали, как сильно на нас влияет желание соответствовать даже тогда, когда другие люди делают что-то неправильно. Израильские экономисты Даниел Канеман и Амос Тверски, в свою очередь, показали, что даже принимая экономические решения мы часто просчитываемся в прогнозировании их результатов, вместе с тем не признаем своих мотиваций. Это открытие, за которое Канеман получил Нобелевскую премию.

Как можно уберечь людей от совершения губительных поступков, не отбирая при этом их свободу? Талер и Санстейн утверждают, что существуют косвенные пути такого влияния. Например, в кафе можно разместить здоровую еду на уровне глаз, а фастфуд напротив - убрать в менее доступное и заметное место. Вполне реально тонко регулировать то, что люди называют “архитектура выбора”.

Это именно то, что делает Б-г в отношении рабства. Да, Он не искореняет его полностью, но Он приводит в действие процесс, который пусть и столетиями позже, но приведет людей к собственному, искреннему отказу от рабства.

Еврейский раб может уйти через шесть лет. Если слуга дошел до того, что ему привыклись условия, в которых он живет и он не хочет уходить - ему положено пройти церемонию заклеймения. На этой церемонии рабу прокалывают ухо, что остается видимым знаком позора. На Шабат рабов нельзя было заставлять работать. Все эти условия существовали для того, чтобы вместо пожизненного срока, превратить рабство во временный процесс. Общество должно осознать, что рабство - это унижение, а не сам собой разумеющийся факт вписанный в сценарий человечества.

Почему именно таким образом? Потому что человек сам должен отказаться от рабства, независимо от того, есть ли уже у него свобода или нет. Понадобился огромный террор после Французской Революции, чтобы показать, насколько был не прав Руссо, когда он написал в Социальном Контракте, что если понадобиться, человека заставят быть свободным. Такое себе противоречие, которое по мнению Джакоба Талмона (автор “Французской Революции”) привело к тоталитарной демократии.

Маймонид говорит о том, что Б-г может изменить природу, но Он не может, или попросту, не хочет менять природу человека. Все потому, что Иудаизм построен на принципе человеческой свободы. Именно поэтому он не мог искоренить рабство за одну ночь, но он смог изменить архитектуру нашего выбора. Иными словами - Он подталкивает нас, сигнализируя, что рабство - это плохо, но мы сами должны к этому прийти, искренне это осознав. Понадобилось очень много времени, в той же Америке не обошлось без гражданской войны. Но в конечном итоге мы к этому пришли…

Есть вещи, в которых Б-г дает нам подсказки, а остальное - мы уже сами.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Исцеление черного сердца
Уши, которые видели все
Полный текст главы "Мишпатим"
Покой в мире важнее любых благ
Если бык боднул корову