Исцеление черного сердца - Ujew

Исцеление черного сердца

Исцеление черного сердца
Количество просмотров 330 Количество комментариев 2

Jobbik, известная как Движение за лучшую Венгрию, - ультранационалистичесая венгерская политическая партия, которую называли фашистской, неонацистской, расистской и антисемитской. Она обвинила евреев в том, что они входят в сферу западных экономический интересов, пытающихся контролировать мир - клевета, еще известная как Протоколы Сионских мудрецов - вымысел, созданный членами царской секретной службой в Париже, в конце 1890-х, и раскрытый в 1921 The Times.

Однажды партия Jobbik запросила список всех евреев, что заседают в правительстве. Как ни печально, на парламентский выборах в Венгрии в апреле 2014 года партия получила более 20% голосов, что сделало ее третьей по величине.

До 2012 года одним из ведущих членов был Чанад Сегеди. Он был восходящей звездой движения, за спиной его обсуждали как великого лидера. Так было до одного дня в 2012, когда Сегеди узнал, что он еврей.

Некоторые члены партии захотели остановить его прогресс, поэтому проводили свое время в поисках того, что смогло бы нанести ущерб Сегеди. Они выяснили, что его бабушка по материнской линии была еврейкой, пережившей Освенцим. Таковым был и его дедушка по материнской линии. Половина семьи Сегеди были убиты во время Холокоста.

Противники Сегеди начали распространять слухи о его еврейской родословной в интернете. Вскоре он и сам услышал об этом и решил проверить, правдивы ли слухи. Да. После Освенцима его бабушка и дедушка, когда-то глубоко верующие евреи, решили полностью скрыть свою идентичность. Когда матери Сегеди было 14 лет, ее отец раскрыл ей тайну, но велел больше никому не говорить. Однако, теперь и Сегеди узнал всю правду о себе.

Он решил уйти из партии и узнать больше об Иудаизме. Он отправился к местному раввину, который сперва подумал, что его визит был просто шуткой. Тем не менее, Сегеди позволили приходить в общину и посещать уроки. Сегеди говорил, что первое время люди были удивлены его присутствием и смотрели на него как на прокаженного. Но он упорствовал. Сегодня он посещает синагогу, соблюдает Шаббат, изучает иврит, называет себя Давидом, а в 2013 сделал обрезание.

Когда он впервые признал правду о своих корнях, один из его друзей сказал: “Лучше всего было бы, если бы мы тебя пристрелили, чтобы ты мог быть похоронен как настоящий венгр”. Другой друг призывал его к публичному извинению. Именно этот комментарий заставил Сегеди уйти из партии: “Я подумал, погодите-ка минутку, я должен извинится за то, что моя семья была убита в Освенциме?”.

Осознание того, что он еврей начало менять не только его жизнь, но и взгляд на мир. Сегодня он считает, что его задача, как политика, заключается в отстаивании прав для каждого человека.

История Сегеди - не просто интересная сплетня. Эта история ведет нас к самому сердцу странной, чреватой природы самого нашего существования, как моральных существ.

Человеком нас делают рациональность, рефлексы и возможность мыслить и анализировать вещи. Мы сочувствуем и сопереживаем с раннего возраста. Даже новорожденные малыши начинают плакать, когда слышат плач другого ребенка. У нас есть зеркальные нейроны в мозгу, которые заставляют нас вздрагивать, когда мы видим чью то боль. Хомо сапиенс - животное с моралью.

Тем не менее, большая часть истории была омрачена насилием, угнетением, несправедливостью, коррупцией, агрессиями и войнами. Исторически сложилось так, что не имеет существенного значение, кем были персонажи в этих историях - варварами или горожанами высокой цивилизации.

Древние греки, мастера искусства, архитектуры, драмы, поэзии, философии и науки, тратили себя на междоусобную Пелопонесскую войну между Афинами и Спартой. Они никогда так и не оправились полностью. Это был конец золотого века Греции.

В 1890-х годах Финский университет Парижа и Вены были ведущими центрами европейской цивилизации. Но кроме того, они были мировыми лидерами в антисемитизме; в Париже это был Дрейфус, а в Вене - антисемитский мер, Карл Люгер, которого позднее Гитлер назвал своим вдохновителем.

Читайте также: Подсказки от Б-га

Когда мы хороши, мы только чуточку не достаем до ангелов; когда мы плохи - мы превосходим всяких демонов. Что делает нас духовными? И что, несмотря на все это, заставляет человечество быть таким бесчеловечным?

Платон считал, что добродетель - это знание. Если мы знаем, что то-то не так, мы просто этого не совершаем. Аристотель считал, что добродетель - привычка, которой учат с детства и которая становится частью нашего характера.

Дэвид Хьюм и Адам Смит, два интеллектуальных великана Шотландского Просвещения, полагали, что мораль исходит из эмоций и чувств. Кант считал, что она приходит через рациональность. Моральный принцип - это тот, который мы готовы подставить под всех. Поэтому ложь не может быть моральной, так как мы не хотим, чтобы другие лгали нам.

Все эти взгляды по-своему правдивы, мы можем найти подобные выражение в раввинской литературе. В духе Платона мудрецы говорили, что человек поступает плохо, просто потому что не был обучен тому, что такое хорошо. Маймонид, как и Аристотель, считал, что добродетель исходит из частой практики.

Эти идеи помогают углубить вопрос. Если знание, эмоции и разум привели нас к морали, то почему люди до сих пор испытывают ненависть, вредят и убивают? Дать полный ответ не хватило бы и жизни, но короткий ответ очень прост. Мы - племенные животные. Мы формируемся в группы, а мораль - и причина, и следствие этого факта. По отношению к людям, к которым мы относимся или с которыми мы связаны, мы способны к альтруизму. Но по отношению к незнакомцам мы испытываем страх, а вот он-то и способен превратить нас в монстров.

По словам Джонатана Хайдта, мораль связывает нас и ослепляет. Связывает с другими в связи взаимного альтруизма. Слепит по отношению к тем, кто стоит вне этой связки. Мораль превращает меня в нас ради общего блага. Но создание нас автоматически влечет за собой и появление такого понятия, как они - кто-то не такой как мы. Даже самые универсалистские религии, основанные на принципе любви и сострадания, часто воспринимали тех, кто вне их веры как неверных, антихристов, детей тьмы и т.д. Они совершали действия неописуемой жестокости во имя Б-га.

Ни платоновские знания, ни нравственность Адама Смита, ни кантский разум не смогли излечить черное сердце. Вот почему два предложения пронизывают недельную главу Мишпатим, как солнце, появившееся из-за толстых мрачных облаков:

Никоим образом не должны вы обижать или притеснять незнакомца на пути своем. Помните, вы сами некогда были чужаками, на земле египетской.

Вы не должны притеснять незнакомцев. Вы знаете какого это, быть чужаком, вы и сами были чужаками на земле египетской.

Величайшие преступления человечества были совершены против незнакомца, постороннего, того, кто не такой как мы. Признание человечеством незнакомца было историческим слабым местом в большинстве культур. Греки считали всех варварами. Немцы называли евреев паразитами, раком в организме нации.

Дегуманизация всех моральных сил в мире не спасет нас от зла. Знание замалчивается, эмоции обезболиваются и извращаются. Нацисты убедили себя (и других) в том, что при истреблении евреев они совершали моральную службу арийской расе. Самоубийцы взрыватели уверены, что действуют ради славы Б-жьей. Существует такое понятие, как альтруистическое зло.

Тора подчеркивает это снова и снова, раввины говорят, что призыв любить незнакомца появляется в Торе 36 раз. Еврейский закон противопоставляет тот факт, что забота о незнакомце не является тем, на что мы можем положить наши моральные ресурсы знания, сопереживания и рациональности. Самые навязчивые идеи, которые приносят нам наилучшие результаты - наша генетическая склонность жертвовать ради близких и родных, но эта же склонность может и вызывать у нас наихудший результат - страх перед незнакомцем. Мы - племенные существа, и мы боимся членов другого племени.

Обратите внимание, что эти заповеди даны вскоре после исхода. Неравнодушие к незнакомцу - это то, с чем израильтяне должны были столкнутся прежде, чем войдут в свою землю и построят там общество и государство. Б-г подразумевает то, что мы не научимся заботится и быть лояльными по отношению к незнакомцу до тех пор, пока не прочувствуем на своей шкуре какого это, быть чужаком. Те, кто забывает, что такое быть чужаком, начинают притеснять незнакомцев, а если дети Авраама угнетают чужаков, почему они были выбраны как партнеры Г-спода?

Эмпатии, сочувствия, знания и рациональности, обычно достаточно для того, чтобы позволить нам жить в мире с другими. Но не в трудные времена. Проблема возникает во времена перемен и срыва, когда люди испытывают страх и тревогу. Вот почему защита так важна, вот почему Тора говорит о памяти и истории - о вещах, которые идут в самое сердце нашей идентичности. Мы должны помнить, что и мы когда-то были чужаками. Когда-то и мы были незнакомцами для других, угнетенными жертвами. В разгар свободы мы обязаны напомнить себе, что значит быть рабом.

То, что произошло с Сегеди, именно тем и является - разворот и смена ролей. Он был ненавистником, который обнаружил, что принадлежит к ненавистной ему стороне. Именно смена роли, факт того, что он был евреем, исцелил его от антисемитизма. Для него это было открытием, которое изменило всю жизнь. Тора говорит нам, что опыт наших предков в Египте, точно также должен быть событием, меняющим жизни. Будучи чужими, испытав страдания чужаков, мы стали народом, призванным заботится о них.

Лучший способ исцелить людей от антисемитизма - это заставить их почувствовать какого это, быть евреем. Лучший способ исцелить враждебность к незнакомцам - это помнить, что для кого-то и мы с вами чужаки. Память и смена ролей - самые мощные ресурсы, благодаря которым мы можем и должны вылечить тьму, которая иногда затмевает душу человека.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

2 комментариев
  • Аватар пользователя
    Vasiliy Korop
    11 февраля 2018, 08:42
    Можно ли поставить знак равенства между чужим и незнакомым?
    • Аватар пользователя
      Mila Lerner
      23 февраля 2018, 11:05
      Нет. Чужое — это то, что не принадлежит нам. Мы можем об этом что-то знать, моем даже быть экспертами по чужому. А вот незнакомое — это то, о чем мы вообще ничего не знаем. И, кстати, это может быть что-то, принадлежащее нам

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.