Вера – универсальная и личная - Ujew

Вера – универсальная и личная

Вера – универсальная и личная
Количество просмотров 506 Количество комментариев 0

Фараон видит два сна. Один: семь худых коров поедают семь упитанных; второй: семь дряблых качанов кукурузы поглощают семь здоровых. Он понимает, что эти сны важны, и просит своих мудрецов растолковать их. Однако ни у кого не получается это сделать. Затем его слуга вспоминает, что в тюрьме он встретил молодого человека, который очень точно толковал сны. Этот человек просил слугу - провести кампанию в честь его освобождения, но слуга забыл это сделать. Теперь он вспомнил о нем. Йосефа приводят к Фараону. Услышав природу снов, он сразу же толкует их: грядут семь лет достатка, после которых наступят семь лет разрушительного голода.

На первый взгляд это обычная история. Человек, незаконно заключенный в тюрьму, получает свободу. Юноша оказывается мудрее, чем законные мудрецы. Более того, учитывая стиль повествования Торы, простой сторонник Авраама побеждает жреческую элиту Египта в их собственной игре. Термин, который используется для мудрецов, которые консультируют Фараона, - это chartumim. Скорее всего, почти определенно, этот термин относится к официальному классу адептов, декодерам Б-жественных тайн, специалистам оккультизма, которые читают предзнаменования и толкуют сны.

Техническим термином для такого рода интерпретации сна является одноименность; практика предсказания, когда сон воспринимается как сообщение (обычно предупреждение), отправленное Б-гом или духом мертвого в душу человека. Такая практика часто и широко использовалась в древнем Египте, Греции и Месопотамии. Толкователи снов в те времена имели высокий статус, были приближенными к правителям и их дворам, имели большое влияние. Не случайно двое толкователей снов Йосеф и Даниэль делают это в чужой среде, Йосеф в Египте, Даниэль в Месопотамии/Вавилоне. Пусть Тора и придает значение снам, но все равно видит их как языческую практику, связанную с магией и мифом. Вот почему Тора уходит глубоко в рассказы о Йосефе и Даниэле - чтобы подчеркнуть, что они искали не оккультные толкования, а свои, посланные самим Б-гом.

Под поверхностью, однако, кроются более глубокие мотивы для этой игры. В этой статье я хочу рассмотреть один из них, который имеет огромные последствия для иудаизма в целом.  

Три раза слово Элоким появляется в Генезисе. Первый раз когда Йосеф явно отрицает личные навыки интерпретировать сны: “Я не могу это делать”, ответил Йосеф, “Но Б-г (Элоким) даст Фараону ответ, который он хочет”.

Второй раз и третий - произнесены самим Фараоном, после того, как Йосеф растолковал сны, указал на проблему (голод), предложил решение (откладывать зерно в года достатка), и посоветовал ему назначить мудрого и ответственного человека “следить за проектом”.

План казался хорошим и самому Фараону и всем его должностным лицам. Фараон спросил их: “Можем ли мы найти кого-нибудь похожего на этого человека, в котором дух Г-спода (Элоким)?” Затем он добавил, обращаясь к Йосефу: “Так как Б-г (Элоким) наделил этими знаниями тебя, то нет никого мудрее и ответственнее тебя. Ты будешь управлять моим дворцом ...”

Что происходит в этом эпизоде? Египетский Фараон не имел отношения к монотеистической культуре. Напротив, Египет - это место множества богов: Солнце, Нил и т.д. Для понимания - был когда-то период во времена правления Аменхотепа 4, когда официальная религия была реформирована в направлении не монотеизма, но монолатизма (поклонение одному богу, не оспаривая существование других). Однако, этот период был весьма коротким и не во времена жизни Йосефа. Весь религиозный образ Египта основан на их вере во множество богов. Почему тогда Йосеф считает это само собой разумеющимся - что Фараон поймет его намек на Б-га (Фараон сам дважды использовал это слово). Каково значение слова Элоким?

Как мы уже говорили ранее, в других исследованиях, ТАНАХ в целом и другие книги используют два основных слова для Б-га: четырехбуквенное имя, которое мы называем Хашем и Элоким. Мудрецы понимали разницу между Б-г-справедливость (Элоким) и Б-г-милосердие (Хашем). Это привело к их знаменитому комментарию начала Торы: “Вначале Элоким создал …”, имея в виду, что Б-г хотел создать мир под атрибутом справедливости, однако, позже осознал, что на одной только справедливости далеко не уехать. Поэтому Он объединил справедливость с милосердием и состраданием. Благодаря этой смеси человек и выживает.

Читайте также: Молчите о том, что вам снится

Философ-поэт одиннадцатого века, Иуда ха-Леви, предложил иное различие, основанное не на этнических атрибутах, а на способах отношений: “Древние люди поклонялись силам природы, которых они олицетворяли как богов”. Каждый из них был известен как Эл или Элоах; следовательно, слово Эл в целом означает “силу, власть, элемент природы”.

Главное различие между этими системами убеждений и иудаизмом заключалось в том, что иудаизм считал, что силы природы не являлись независимыми и автономными. Они, по мнению иудаизма, представляли собой единое целое, одну творческую волю, Автора всего сущего. Поэтому Тора говорит об Элокиме во множественном числе, подразумевая “сумму всех сил, единство всех сил”. Элоким - это абстрактное существительное, обозначающее “сумму всего сущего; причину, формирующую все взаимодействия в аспекте единой творческой силы, которая породила их”. Двигаясь от древнего мира к современному, мы можем сказать, что Элоким - это Б-г, открытый наукой: Большой взрыв, различные силы, что делают вселенную такой, какой она есть и генетический код, который сформировал жизнь из простейшей бактерии.

Хашем, однако, слово иной логической формы. Согласно тому же Халеви, это истинное имя Б-га. Точно также, как у “первого патриарха” (общее описание) было имя Авраам, а у “лидера, что вывел людей из Египта” было имя Моше, так и у “создателя всего” (Элоким) есть имя Хашем. Разница между именами собственными и общими описаниями огромна. У вещей есть общие названия, и только у человека есть истинное имя. Называя кого-то по имени, мы открываем себя перед ними и приглашаем их открыться перед нами. Известное различие, предложенное Кантом, гласит о том, что мы рассматриваем людей как цели, а не средства, как объекты, ценные сами по себе, а не просто инструменты для удовлетворения наших желаний. Слово Хашем представляет собой революцию в религиозной жизни человечества. Это означает, что мы относимся к совокупности бытия не как ученые (нечто, что можно понять и контролировать), а как поэты (стоять перед этим в благоговении и трепете).

Элоким - это Б-г, которого мы встречаем в природе. Хашем - это Б-г, с которым мы имеем личные взаимоотношения (прежде всего эти отношения заключаются в речи, вербальном общении, разговоре, диалоге, словах). Элоким - это аспект Б-га, который мы можем найти в природе; Хашем - аспект Б-га, раскрытый для нас в откровении.

Одна из самых ярких особенностей иудаизма - это напряжение, которое он воплощает между универсальным и конкретным. Тора начинается с персонажей и событий, значение которых заключается в том, что они являются универсальными архетипами: Адам и Ева, Каин и Авель, Ноах и потоп, строители Вавилона. Их истории рассказывают нам о человеческой природе как таковой: послушание и восстание, вера и братоубийство, высокомерие и возмездие, технология и насилие, порядок, который создаёт Б-г и хаос, который создаем мы. И только к двенадцатой главе Берешита Тора переходит к конкретике - к одной семье, а именно Авраам и Сара.

Двойственность и ее последовательность - от универсального к конкретному, не являются маргинальными для иудаизма. Это можно даже назвать основной структурой, глубиной грамматики еврейского разума. Два примера хорошо это проиллюстрируют.

Первый - birkat hamazon “грация после трапезы”. Первый параграф абсолютно универсальный. Мы говорим о Б-ге, который “кормит мир изяществом”, который “обеспечивает едой каждое живое существо”, который “кормит и поддерживает нас всех”. Второй параграф насыщен конкретикой. В нем говорится о вещах, характерных для иудаизма и еврейского народа: земля (Израиль), которую Он даровал нам как наследие; история наших предков (“за то, что вывел нас … из земли Египетской, и освободил от рабства”); завет, который Он “поместил в нашу кровь” и “Тору, которой нас обучают”. Эти понятия не универсальны, именно они и отличают иудаизм и еврейский народ от всего остального.

Второй пример - это благословения, которые мы произносим перед Shema, утром и вечером. В обоих случаях первые благословения универсальны - они говорят о природе и космосе, свете и тьме, о движении жизни, когда мы переходим от дня к ночи (и наоборот). Здесь нет ничего, что касается евреев или иудаизма, Израиля или его завета с Б-гом. Однако уже второй параграф, говорит об особенном взаимоотношении между Б-гом и Израилем. В изысканной подаче здесь говорится о любви, что несёт Б-г по отношению к его народу, и о выражении этой любви в Торе, что Он нам даровал. Здесь молитва поднимается на высоты поэтичные и страстные.

Читайте также: Слушай, Израиль. А не смотри

Двойственность имеет выражение в виде двух заветов: один с Ноахом и всем человечеством после потопа; второй с Авраамом и его потомками, подробно изложенном на горе Синай. С одной стороны есть завет с семью заповедями: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не богохульствовать и не практиковать жестокость по отношению к животным, а также заповедь об установлении правосудия. Эти пункты - минимальные требования к человечеству в целом, основы любого крепкого и морально адекватного общества. С другой стороны - есть подробный перечень из 613 заповедей, которые являют собой конституцию Израиля.

Двойственность, однако, выработана не только в форме закона и этики, завета и заповедей, она также выражается и в двойной эпистемологии иудаизма, его двойственной схеме человеческого знания. Есть такое выражение в Мидраше: “Если вам скажут, что есть мудрость (каббала) среди народов - поверьте; если вам скажут, что среди народов есть Тора - не верьте этому”.

Разница между Каббалой и Торой заключается в том, что Каббала - это истина, которую мы открываем, а Тора - это истина, которую мы наследуем. Каббала - это универсальное наследие человечества, в силу того, что мы созданы “по образу и подобию” Б-га. Тора - это своеобразное наследие Израиля. Каббала раскрывает нам Б-га в природе, в то время как Тора - это слово Б-га в откровении. Каббала - это онтологическая истина (как все обстоит в природе), Тора - это заветная истина (как все должно быть). Каббалу можно определить как нечто, позволяющее нам видеть вселенную как творение Б-жье, а людей - как подобие и образ Б-га. Тора - завет Б-га с еврейским народом, архитектура святости и письменная конституция Израиля как нации, находящейся под суверенитетом Б-га.  

Итак, существуют универсалии иудаизма - творение, человечество в подобии Б-га, завет с Ноахом и знание-Кабалла. Кроме того, существует и конкретика - откровение, Израиль как “первенец Б-га”, завет с Авраамом и еврейским народом у горы Синай, знание-Тора. Первая олицетворяет Б-га для всего человечества, вторая - особые, близкие и личные отношения, которые Он имеет с еврейским народом. Имя первого - Элоким, второго - Хашем.

Теперь мы можем понять, почему Берешит говорит о том, что Элоким понятен всем людям, независимо от того, принадлежат они к семье Авраама или нет.

Именно поэтому Йосеф и предположил, что египтяне поймут идею и образ Элоким, даже если им не известно имя Хашем. Египет вполне может понять Элокима - природу природы, но не поймет Хашема - личных отношений Г-спода Б-га.

Иудаизм был, и по сей день остается, уникальным в своем сочетании универсального и точного. Мы верим в то, что Б-г - Б-г всего человечества. Он создал все. Он доступен каждому. Он заботится о каждом. Он заключил завет со всеми нами.

Тем не менее, существуют отношения с Б-гом, которые уникальны для еврейского народа. Этот народ поставил свою национальную жизнь под его прямой суверенитет. Как сказал русский (нееврейский) мыслитель, Николай Бердяев о смысле истории:

Я помню, как материалистическая трактовка истории, которую я пытался проверить в свои юные года, примеряв ее к судьбам народов, сломалась, как только я добрался до евреев, чья судьба казалась совершенно необъяснимой с этой самой материалистической точки зрения … Выживание этого народа - таинственное и замечательное явление, демонстрирующее, что жизнь этого народа регулируется чем-то особенным, превосходящим процессы адаптации, предлагаемые материалистической интерпретацией истории. Выживание всего народа в целом, их сопротивление разрушениям, выносливость и роковая роль, которую они играют в истории - все это указывает на особую и таинственную основу их судьбы.

В двадцать первом веке, мы ищем пути для того, чтобы избежать “столкновения цивилизаций”; сейчас, как никогда, я считаю, что человечество может многому научиться у древних и тому, как они видели человеческую природу. Мы все - “образ и подобие Б-га”. Существуют основополагающие принципы человеческого достоинства - завет Ноаха, человеческая мудрость (каббала), и в этом аспекте Б-га мы называем Элоким. Но, кроме того, существует множество способов, благодаря которым люди и цивилизации определяют их отношения с Автором всего бытия. Мы не можем судить их, за исключением тех случаев, когда они не соблюдают основные, универсальные принципы человеческой морали (святость жизни, целостность семьи, правосудие и т.д.). Мы, как евреи, в безопасности в наших отношениях с Б-гом; с Б-гом, который открыл себя в интимности любви, выразил себя в Торе. Призыв веры в ее особенностях и универсалиях, заключается в том, что мы должны быть верны нашему наследию и быть благословением для других, независимо от их собственного наследия.   

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.