Полный текст главы "Микец" - Ujew

Полный текст главы "Микец"

Полный текст главы
Количество просмотров 509 Количество комментариев 0

Голод охватывает близлежащие земли и продовольствие можно достать только в Египте. Десять братьев Йосефа прибывают в Египет, чтобы закупить хлеба. Самый младший — Биньямин — остается дома, поскольку Яаков опасается за его безопасность. Йосеф узнает братьев, но они его нет. Он обвиняет их в том, что они лазутчики, требует, чтобы они привезли Биньямина из дома в подтверждение своих слов о себе, и заточает Шимона в качестве заложника.

Яаков соглашается отпустить Биньямина только после того, как Йеуда принимает на себя абсолютную ответственность за него. На этот раз Йосеф принимает их с радушием, выпускает Шимона и приглашает братьев на пир в свой дворец. Но затем он подбрасывает свой серебряный кубок в мешок Биньямина. Когда следующим утром братья отправляются домой, их догоняют и возвращают назад. По обнаружении кубка Йосеф заявляет о своем намерении отпустить их домой, оставив «виновника» Биньямина при себе рабом (египетские злоключения братьев описаны в стихах 42:1-44:17).

 

 

 

 

Йосеф толкует сон фараона

В общей сложности Йосеф провел в темнице ровно двенадцать лет. И вот, настал день его освобождения.

Два года подряд фараону снились странные сны, которые он забывал сразу же, как только открывал глаза. И вот в тот день, когда Йосеф наконец-то должен был выйти на свободу, фараон вспомнил сон, который видел последней ночью.

Фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и видит, как семь тучных коров выходят из реки и пасутся в прибрежных тростниковых зарослях. Вслед за ними появляются семь других коров, тощих и изнуренных. Они пожирают семь тучных коров, но остаются такими же изможденными, как и раньше.

Фараон проснулся, перевернулся на другой бок и - опять ему снится почти тот же сон: семь тучных колосьев всходят на одном стебле, но их тут же поглощают семь тощих, побитых ветром. В конце снов фараон видит их толкования - но, как только открывает глаза, - не может ничего вспомнить из этих толкований.

Перепугавшись, фараон вызвал всех своих придворных толкователей, магов и прорицателей и потребовал от них немедленного объяснения необычного сна. Но толкование придворных волшебников не устроило фараона (ибо он чувствовал, что оно не вытекает из сна).

Тогда фараон сделал объявление для всего народа: «Да будет известно всякому в Египте, что каждый, кто может толковать сны, должен немедленно предстать перед царем. Всякий знающий, кто уклонится от этой обязанности, будет казнен; а тот, кому открывается истинный смысл сновидений, - получит большую награду!»

Сотни египетских астрологов и толкователей устремились во дворец, чтобы попытать счастья. Сколько вариантов толкования сна было предложено! Однако ни одно из них не устроило фараона, ибо все они не раскрывали тайну сна.

В это время Ашем заставляет главного виночерпия вспомнить о Йосефе. Главный виночерпий отправил фараону послание, в котором сообщает, что Йосеф умеет толковать сны.

Фараон отправил гонца, велев ему мчаться в темницу, в которой до сих пор сидел Йосеф.

Понятно, что и сны фараона, и их толкования были известны Йосефу благодаря дару Вс-шнего. Он объяснил фараону:

Ашем посылает тебе, о царь, весть: семь тучных коров и семь хороших колосьев зерна, - это одно и то же. Другими словами, Ашем пошлет Египту семь лет изобилия. Семь тощих коров и семь худых колосьев - тоже одно и то же. За семью урожайными годами наступят семь голодных лет. Тощие коровы поглотили тучных, и тощие колосья пожрали тучные - это знак того, что голод придет внезапно и обрушится на страну с такой яростью, что семь лет изобилия сразу же будут забыты. Ашем для того послал тебе два этих сна, чтобы подчеркнуть, что Он обязательно исполнит Свою волю и что предсказанное произойдет в самое ближайшее время.

Истолковав сон, Йосеф сказал в заключение:

Я дам тебе совет, как спастись от голодных лет. Выбери мудрого и понимающего человека, который сможет позаботиться о Египте. Назначь чиновников, которые в изобильные годы будут собирать одну пятую часть урожая в государственные амбары. Это зерно должно храниться до наступления семи голодных лет, и тогда страна не погибнет от голода!

Фараон был очень доволен и решил назначить сообразительного юношу ответственным за осуществление им же самим предложенного плана спасения страны.

 

Йосеф назначен наместником Египта

Царский двор был в смятении и негодовании: «Раб, купленный за двадцать серебряных монет, да еще только что вышедший из тюрьмы, будет править нами?»

Фараон решил успокоить всех: «Этот человек вовсе не раб. Посмотрите, он выглядит как свободный гражданин, принадлежащий к великому и благородному народу. Неужели вы не видите его изящества и аристократичности? По-моему, он похож на человека, привыкшего повелевать».

Тем не менее министры продолжали возражать: «Его нельзя наделять властью! Тебе, о царь, известны законы. Правитель Египта, а также его заместитель, второй человек в государстве, должны владеть семьюдесятью языками. На каких языках, кроме еврейского, может изъясняться твой Йосеф?»

С этим возражением фараон не мог не согласиться. И он пообещал, что проверит Йосефа при первой же возможности.

Ночью Йосеф увидел удивительный сон. Ангел Ашема пришел к нему и сказал: «Я должен обучить тебя семидесяти языкам». Йосеф тут же начал учить их, но это было невозможно. Тогда Ашем сказал ему: «Пришло время - и Я награжу тебя за Кидуш Ашем, который ты совершил, отказавшись от притязаний жены Потифара. Я добавлю к твоему имени букву из Своего Б-жественного Имени, и тебя будут звать - Йеосеф». Как только Йосеф получил новое имя, он сверхъестественным образом смог запомнить все, что ему преподал ангел.

На следующее утро, когда фараон призвал его для испытания, Йосеф мог отвечать ему на любом языке, на котором тот к нему обращался.

После этого фараон заявил своим министрам, что Йосеф доказал свое высокое происхождение - он знал семьдесят языков. После этих слов фараон снял с пальца перстень и надел его на руку Йосефу в знак того, что назначил его своим наместником. После чего Йосефу были выданы тончайшие одежды и золотое ожерелье на шею.

 

Женитьба Йосефа и рождение сыновей

Но в конце концов египетский народ стал выражать недовольство тем, что им стал править бывший раб. Чтобы успокоить египтян, фараон решил выдать замуж за Йосефа дочь Потифара - Аснат.

На самом деле Аснат была не родной, а приемной дочерью Потифара. Ее настоящей матерью была Дина, дочь Яакова, родившая ее от насильника Шхема.

Еще до того, как в Египте наступили голодные годы, Аснат родила Йосефу двух сыновей. Старшего Йосеф назвал Менаше, сказав: «Ашем заставил меня забыть выученное в Торе» («Менаше» происходит от слова нашани - «заставил забыть»).

Однако не надо думать, что Йосеф не занимался Торой во время своего изгнания. Напротив, он все время вспоминал то, чему его обучал Яаков, однако большую часть не мог вспомнить из-за страданий, которые перенес за это время.

Когда родился второй сын, Йосеф назвал его Эфраим, сказав: «Ашем помог мне стать плодовитым в краю нищеты» (корень этого имени имеет значение - «плодовитый»).

 

Семь лет изобилия, за которыми наступил голод

В течение семи лет у египтян не было никаких забот с продовольствием.

Все эти годы Йосеф скрупулезно отделял пятую часть урожая, собираемого со всех египетских земель. Так создавались запасы на предстоящие голодные годы.

Но вот закончились плодородные годы, и наступил голод. Даже в тех домах, где еще оставался хлеб, он вдруг начинал плесневеть и становился негодным для еды.

Все шли к Йосефу за советом, как и где получить какую-либо еду.

- Я дам вам хлеб при одном условии, - сказал Йосеф. - Откажитесь от идолопоклонства и говорите следующие слова: «Благословен Ашем, Который дает пищу всякой плоти!».

Известно, что египтяне, будучи идолопоклонниками, не хотели признавать власти Ашема. Поэтому они отказались выполнить требование Йосефа и ушли ни с чем. Но вскоре они вернулись, и на сей раз Йосеф потребовал от них, чтобы они сделали обрезание. Возмущенные египтяне пошли к фараону, чтобы пожаловаться ему на вконец избаловавшегося фаворита и потребовать от фараона снабдить их продовольствием. И фараон ответил им «Разве вы не видите, что происходит? Если в его власти сделать так, что сгнил урожай, запасенный впрок, значит в его власти и погубить нас. Выбора нет - идите и делайте то, что он говорит!».

Египтянам не оставалась ничего другого как пойти и сделать себе обрезание.

 

Законы, принятые Йосефом на время голода

Йосеф постановил:

- Продовольствие будет бесплатно распределяться только среди египтян, но зерно будет продаваться нуждающимся из любой другой страны. (То было неслыханным новшеством, так как все прежние правители старались обеспечивать нужды только своего народа. Однако Йосеф был чуток к страданиям любого человека и готов был помогать любому нуждающемуся.)

- Ни одному чиновнику не будет разрешено продавать зерно в руки раба. Купить или получить зерно могут только главы домов или члены их семей (но не работники или рабы).

- Каждому нуждающемуся будет выдано зерна не больше, чем сможет увезти один осел.

- Зерно можно будет покупать только для своей семьи, но не для торговли. Наказание за нарушение этого пункта будет суровым - смертная казнь.

- Имя и фамилия каждого, прибывающего в страну для покупки зерна, должны быть зарегистрированы в специальной книге.

- Главным надзирателем за продажей зерна был назначен сын Йосефа, Менаше.

Египтяне были восхищены осмотрительностью и проницательностью Йосефа, которому с помощью введения этих законов удалось искусно распределять запасы зерна. Им было невдомек, что эти законы были введены с совершенно другими целями, а именно – чтобы встретиться со своими братьями, так как голод поразил не только Египет, но и другие страны, и поэтому Йосеф не сомневался, что его братья придут в Египет за едой.

 

Братья отправляются в Египет

За зерном в Египет стали съезжаться со всех концов света. Золото, серебро и другие ценности хлынули в египетскую казну, - ведь Ашем обещал Аврааму, что его потомки «выйдут с большим достоянием» (Берешит15:14) из Египта.

На второй год голода Яаков послал сыновей в Египет за зерном.

После продажи Йосефа не было ни одного дня, чтобы братья не говорили друг другу: «Надо бы поискать Йосефа в Египте и вернуть его отцу!» И вот теперь, когда им представилась возможность отправиться в Египет, они очень обрадовались.

В Египет Яаков отправил только десятерых сыновей, оставив Биньямина дома. Он прекрасно понимал, что им предстоит опасное путешествие, и не хотел подвергать опасности жизнь младшего сына.

Исполняя наставления отца, братья вошли в Египет через разные ворота. Вечером того же дня Менаше принес Йосефу список новоприбывших. Бегло просмотрев его, Йосеф обнаружил имя «Реувен бен Яаков». Тогда он более тщательно прочел список и нашел имена - «Шимон бен Яаков» и «Леви бен Яаков».

Тут же Йосеф издал приказ закрыть все хранилища в стране, кроме одного, а страже этого хранилища приказал: «Я вам даю список из нескольких имен. Как только эти люди придут за зерном, немедленно задержите их и пошлите ко мне».

Когда братья пришли во дворец, их тут же ввели к наместнику. Братья не узнали в нем Йосефа.

Правитель стал разговаривать с братьями на египетском языке, а помогал ему Менаше, который переводил ему на египетский язык то, что говорили братья, а им - на еврейский слова властелина.

Как только братья вошли к Йосефу, они пали перед ним ниц. Его первым побуждением было - обойтись с братьями как можно мягче. Однако тот же ангел, который около Шхема сообщил Йосефу о подлинных чувствах его братьев, занял теперь против них обвинительную позицию и заставлял Йосефа быть с ними как можно суровей.

Йосеф обвинил братьев в том, что они пришли высматривать землю. Желая оправдаться, братья рассказали о том, откуда они родом, и своем брате, которого они продали в рабство. Они сожалели о содеянном поступке и были готовы выкупить его за большие деньги, если бы такая возможность была, а также готовы убить его хозяина, если он откажется продать им их брата либо погибнуть сами.

Йосеф ответил:

- Вот тут-то вы и выдали себя! Я был прав, когда говорил, что вы пришли сюда, чтобы убить жителей этого города. Чем вы можете доказать, что говорите правду? Клянусь жизнью фараона, что вы не выйдете из Египта, пока ваш младший брат не придет сюда!

Йосеф приказал братьям:

- Пусть один из вас приведет брата из земли Ханаана, в то время как остальные останутся здесь и будут помещены в темницу. Вот тогда я смогу быть уверен, что вы говорите правду!

Таким образом все братья оказались в темнице. На третий день Йосеф сказал им:

- Если вы дорожите своими жизнями, сделайте так: пусть один из вас останется в темнице, а остальные пойдут домой, чтобы принести зерно вашим голодным семьям. Вернуться же вы должны вместе с вашим младшим братом. Так ваши слова будут проверены, и вы не умрете.

Йосеф сочувствовал сейчас своим братьям, и ему было жаль отца, которому предстояло страдать теперь и за Биньямина, когда узнает, что его нужно отпустить в Египет для вызволения всех остальных братьев. Однако он счел более важным продолжать действовать именно так, ибо теперь не сомневался - его пророческие сны должны сбыться! Ему должны поклониться все одиннадцать братьев! Поэтому он собрал всю свою волю и не раскрыл братьям, кто он такой.

Вечером Йосеф вызвал семьдесят стражников и объявил им: «Я разоблачил преступников! Возьмите под стражу одного из них!»

Йосеф приказал взять под стражу Шимона, ибо хотел отделить того от Леви. Опыт показывал, что при желании они вместе могут натворить большие беды, как уже однажды случилось в Шхеме.

Йосеф приказал своему домоправителю: «Наполни мешки братьев зерном!» А потом тихонько прибавил: «Положи им в мешки и деньги, уплаченные за зерно».

Братья погрузили купленное зерно на своих ослов и ушли домой с тяжелым сердцем, оставив Шимона в египетской темнице. Как их теперь встретит отец?

Впереди их ждала еще одна неприятность. Когда они остановились на ночлег, Леви развязал свой мешок, чтобы дать ослу корм, и обнаружил, что деньги, которые он заплатил за зерно, каким-то образом оказались на старом месте. Он обратился к братьям: «Мои деньги на прежнем месте! Я нашел их в мешке с зерном».

Йеуда успокоил братьев в надежде, что, как только в доме кончится запас продуктов, Яаков разрешит им отправиться в Египет вместе с Биньямином.

И, действительно, как только были съедены все продукты, Яаков сказал:

- Пойдите еще раз в Египет и купите немного зерна. В ответ на это Йеуда сказал ему:

- Мы пойдем только в том случае, если ты отпустишь также и Биньямина!

Яаков согласился отпустить с ними младшего сына и дал сыновьям такие наставления:

- Принесите правителю Египта подарок - отборнейшие плоды Эрец Исраэлъ. Чтобы заплатить за новое зерно, принесите ему денег вдвое больше, чем предлагали ему в первый раз, ибо вполне может быть, что за это время цена на зерно поднялась. Верните также деньги, которые вы обнаружили, вернувшись домой. А теперь, берите Биньямина и идите к тому человеку!

Итак, братья отправились в Египет, откуда через некоторое время сообщили отцу о своем прибытии.

 

Йосеф приглашает братьев на обед

Увидев братьев, Йосеф больше всего обрадовался встрече с Биньямином. Он позвал Менаше и сказал ему: «Приведи этих людей ко мне во дворец и приготовь все для их приема - в полдень они будут у меня на обеде! Но пусть они сами забьют животных и проследят за тем, чтобы был отделен гид анаше (седалищный нерв, запрещенный в пищу), а ты потом приготовь еду и распорядись относительно шабата». (Отсюда мы узнаем, что Йосеф не прекращал соблюдать шабат и другие предписания Торы даже находясь в Египте.)

Услышав, что их приглашают во дворец наместника царя, братья насторожились.

Они поразмыслили и решили, что их ведут к нему домой из-за тех денег, которые они обнаружили в своих сумках на обратном пути. «Теперь он обвинит нас и найдет повод сделать нас своими рабами», - решили они и подошли к надзирателю дома Йосефа - Менаше, чтобы тот объяснил им, в чем дело.

Менаше, ответил им:

- Я знаю, о каких деньгах идет речь, но вы не должны ничего бояться, ибо ваши деньги положил обратно я сам и сделал это намеренно. Ваш Б-г, Б-г ваших отцов, вернул вам ваше богатство!

Затем он пригласил братьев во дворец Йосефа, который вышел им навстречу вместе с Шимоном. Им был оказан теплый прием - они смогли помыться после тяжелой дороги и покормить уставших ослов.

Увидев Биньямина, Йосеф обрадовался, ибо Биньямин был похож на Рахель, их мать.

- У тебя есть дети? - спросил Йосеф Биньямина.

- Есть, - ответил Биньямин.

- Сколько?

- Десять.

- Как их зовут?

Биньямин назвал их имена: Бела, Бехер, Ашбель, Гера, Нааман, Ахи, Рош, Мупим, Хупим, Эрд. На это Йосеф заметил:

- Какие странные имена.

- Видишь ли, - объяснил Биньямин, - у меня был брат от моей матери. Он был особенный человек, и поэтому я назвал своих детей в память о нем:

- Бела - его увели чужеземцы, и я не знаю, где он.

- Бехер - он был первенцем у нашей матери.

- Ашбель - возможно, он попал в плен.

- Гера - скорее всего, он живет в чужой стране.

- Нааман - его дела были чудесны.

- Ахи - он был мне братом и по отцу, и по матери.

- Рош - для меня он был наставником, и ему было суждено стать вождем-наставником также и моих братьев.

- Мупим - он был прекрасен и телом, и душой. Он знал все законы, алахот,которые передал ему мой отец от Шема и Эвера.

- Хупим - его не было на моей свадьбе, и я не был на его свадьбе.

- Эрд - лицо его было подобно розе. Это имя также напоминает фразу, однажды произнесенную моим отцом: “В скорби сойду в могилу, от того что потерял его”.

Йосеф был чрезвычайно растроган этим. “Да будет Б-г милостив к тебе, мой сын”, - благословил он его.

Даже после того как братья привели к нему Биньямина, Йосеф по-прежнему вел себя с ними как чужой. Он испытывал их, чтобы проверить, пожертвуют ли они ради Биньямина своими жизнями, чтобы тем самым искупить равнодушие к прошлым страданиям Йосефа.

Йосеф рассадил братьев так, чтобы за каждым из четырех столов сидели сыновья одной матери. Когда очередь дошла до Биньямина, Йосеф сказал: “У него нет матери, и у меня нет матери! Пусть сядет рядом со мной”.

Братья были в изумлении, они никак не могли понять, что все это значит. Впервые за двадцать два года после продажи Йосефа они пили вино - все эти годы они воздерживались от вина в знак раскаяния в совершенном преступлении.

В середине трапезы Йосеф приказал, чтобы ему принесли астрологическую карту, по которой он предсказывает будущее и попросил Биньямина определить, где сейчас находиться его брат Йосеф.

Биньямин сделал необходимые расчеты и нашел, что его брат Йосеф сидит сейчас рядом с ним. Он был потрясен.

Йосеф прошептал ему:

Это правда. Я - Йосеф, твой брат. Но не открывай этого твоим братьям. Я отошлю тебя вместе с ними и найду повод, чтобы вас привели обратно в город. Затем я заберу тебя от них и посмотрю, готовы ли они отдать свои жизни, чтобы спасти тебя. Если они станут защищать тебя, я буду знать, что они раскаялись в своих прошлых проступках. Тогда я откроюсь им. Но, если они дадут мне заключить тебя в темницу, не открою им, кто я на самом деле.

Каждый из братьев получил от Йосефа по подарку. Больше всех повезло Биньямину, который получил сразу несколько подарков, поскольку Йосеф сообщил своей жене и сыновьям, что Биньямин - его родной брат по линии матери.

 

Братьям предъявлено обвинение в краже кубка у Йосефа

Братья оставались у Йосефа до конца шабата. Рано утром, когда все еще спали, Йосеф дал Менаше распоряжение наполнить мешки братьев зерном, каждому возвратить его деньги, а в сумку младшего, кроме денег, подложить и серебряный кубок.

На рассвете Йосеф попрощался с братьями, и они отправились в обратную дорогу.

Братья находились еще в пределах города, когда Йосеф приказал Менаше:

- Отправляйся за ними в погоню и потребуй, чтобы они вернули мне кубок. Скажи им: “Почему вы отплатили злом на добро? Зачем украли кубок? Разве не с помощью этого кубка мой хозяин вершит волшебство? Это очень дурной поступок”.

Менаше догнал их в дороге и передал слова, сказанные отцом. Братья ответили ему:

- Мы хорошо знаем, что воровство запрещено по закону. Ведь мы вернули деньги, которые нашли в своих мешках. Если кубок найдется в чьем-нибудь мешке, мы все согласны стать рабами нашего господина!

- Вы правы, - ответил им Менаше. - Если кто-то один среди вас вор, следует наказать всех. Но я обойдусь с вами более великодушно и потребую в рабы только того, кто взял кубок!

Братья сняли с ослов свою поклажу и дали Менаше проверить ее.

Чтобы его не заподозрили в том, что обвинение ложно, Менаше начал с поклажи Реувена, старшего. Наконец он дошел до сумы Биньямина - и на виду у изумленных братьев вынул из его сумки кубок.

- Вор, сын воровки! - закричали братья на Биньямина. - Твоя мать, Рахель, украла у Лавана его терафим. Таков и ты!

Биньямин им ответил, что то, что сейчас происходит – это наказание за то, что обманули отца, обмакнув в кровь одежды Йосефа, и за то, что продали своего брата.

Братья разорвали свои одежды. Теперь пришло время, и Ашем наказывал их по принципу мида кенегед мидаза (око за око) за то, что, продав Йосефа в рабство, они заставили Яакова разорвать одежду в трауре по сыну.

Каждый из них снова нагрузил своего осла, и они вернулись во дворец, чтобы пасть ниц перед Йосефом.

Так исполнился пророческий сон Йосефа о том, что одиннадцать звезд поклонятся ему.

Когда братья предстали перед Йосефом, Йеуда ответил:

- Что мы теперь можем сказать нашему господину? Как можем оправдаться? Деньги, которые мы нашли в наших сумах, были делом твоих рук - ты подложил их. То, что происходит сейчас, тоже подстроено тобой. Мы невиновны в краже кубка, но получаем наказание от Ашема за тяжкий грех, совершенный нами много лет назад. А теперь - мы готовы стать твоими рабами вместе с нашим младшим братом.

Произнеся эту фразу, Йеуда тем самым исполнил еще одно наказание: за то, что братья продали Йосефа, они теперь были вынуждены сами покориться рабству.

- Я отнюдь не собираюсь делать вас рабами, - сказал Йосеф. - Лишь тот человек, в чьем мешке был найден кубок, станет моим рабом. Остальные могут возвратиться с миром к отцу!

Итак, Йосеф был некогда продан за двадцать серебряных монет - за серебро. Теперь искупление этого греха пришло с помощью серебряного кубка.

Услышав суровое заключение Йосефа, братья отступили в сторону, и лишь Йеуда, поручившийся за Биньямина перед отцом, остался стоять на месте.

Ашем подверг Йеуду самым большим мучениям, ибо именно он предложил продать Йосефа. Братья всегда прислушивались к его мнению и подчинились бы ему и в тот раз, если бы он потребовал от них - не прикасаться к Йосефу. Теперь он искупал свою вину.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.