Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Слова, слова…
Матот

Слова, слова…

U-jew
23 августа 2017, 10:55

Меня всегда очень интриговало то, как обычно заключают сделку в бриллиантовой индустрии. Стороны просто пожимают руки и говорят "мазаль и броха" ("успех и благословение"). Как только эти слова произнесены, сделка считается заключенной и имеет такую же силу, как любая другая транзакция, юридически подтвержденная контрактом.

 

Надо отдать должное бриллиантовому сообществу, в их индустрии слово – это слово. Ведь бывает, что контракт не стоит даже той бумаги, на которой он написан. А здесь же произнесенное слово несет юридическую силу и считается не подлежащим отзыву. Интересно, что принцип "мазаль и броха" признается при судебных разбирательствах по всему миру.

 

Глава Торы "Матот" начинается с постановления, касающегося святости наших слов: "И говорил Моше главам колен сынов Израиля: … Если кто даст обет Г-споду, или поклянется клятвою, … то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать".

 

Слово – это слово. Обещание – это обещание. И произносимые нами слова – священны и нерушимы. Если мы не обращаем внимания на то, что мы говорим, мы оскверняем свои слова. Именно поэтому религиозные люди в качестве предостосторожности добавляют в своей речи слова "бли недер" – "без обещаний" – когда говорят что-то, что может прозвучать как обет. Таким образом, если что-либо помешает им сделать желаемое, это не станет тяжким грехом нарушения данного обета. Но это, конечно же, ни коим образом не умаляет важности наших слов, и не устраняет необходимость сдерживать обещания, даже если они и не обязательно являются обетами

 

Вопрос в том, почему данное предписание было дано именно "главам колен"? Очевидно, что оно относится к каждому из нас. Простой ответ состоит в том, что обычно именно лидеры дают больше всего обещаний, поэтому это им надо быть в первую очередь осторожными.

 

Политики печально известны своими предвыборными обещаниями, которые потом, когда их избирают, они редко выполняют. Есть история про одного кандидата, который пообещал понизить налоги в случае его избрания. Как только он занял свой пост, он поднял налоги. Когда избиратели выразили свое возмущение этим, политик признал, что он соврал. Наивный электорат счел данное признание верхом искренности и решил, что данный политик – самый честный из тех, кого им доводилось встречать. Мы в самом деле очень доверчивые люди.

 

Существует множество книг на тему деловой этики. И, несмотря на то, что в этой сфере есть множество законов и нюансов, в конечном итоге, решающим критерием для деловой этики является, держишь ты свое слово или нет. Выполнил ли ты свои обязательства или всячески увиливал и обходил их стороной? Не имеет значения, как ведут себя другие компании. Не важно, насколько нечистоплотны наши конкуренты. Мы должны все равно держать свои обещания, и это самое важное.

 

Касается ли это деловых взаимоотношения или обещания пожертвовать деньги на благотворительность, наше слово должно быть непреложным. Даже если нас пугают сиюминутные финансовые затраты, мы можем быть уверены в том, что с течением времени, заработанная нами честностью и надежностью репутация компенсирует нам все кратковременные потери.

 

Оставьте дешевый пиар политикам. Слово еврея должно быть священным.

 

Автор: р-н Йоси Голдман. Перевод Анны Адамской

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Война по-еврейски
Полный текст главы "Матот"
Права личности и правила общества
Обещания не в ущерб жизни
Законы клятв