Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Обещания не в ущерб жизни
Матот

Обещания не в ущерб жизни

рав Элиягу Эссас
23 августа 2017, 11:10

Начало главы Торы «Матот» готовит нас к тому, что Тора сообщит нам нечто очень важное. По крайней мере, Моше обычно говорил прямо с народом, а теперь обратился к главам колен. О чем же идет речь?

Читаем: «...вот, что повелел Вс-шний... Если кто дает обет Вс-шнему или поклянется клятвой, наложив на себя какой-либо запрет, он не должен нарушать слова своего...» (гл. 30, ст. 2-3).

 

Как будто все понятно и очевидно. Почему Тора считает именно это повеление таким важным?

Прочтем цитату до конца: «...все, что сказал Он - должен сделать» (там же).

 

Установка проста: сказал - выполни. Но реализовать ее на практике бывает совсем не просто. Иногда хочешь выполнить, но не можешь. Или, скажем, хочешь и можешь, но потом выясняется: то, что обещал, - запрещено Торой. Как быть?

 

Этой теме посвящен в Талмуде один из 63-х трактатов. Называется он Недарим (от слова «недер» -клятва, обет).

 

Обратим внимание вот на что. Как уже было сказано, Моше на этот раз говорил с главами колен, а через них - с народом. И в самом тексте заповеди об обетах сказано так: «Если женщина дает обет Вс-шнему и наложит на себя запрет - в доме отца своего (она еще не вышла замуж), в юности своей. И услышит отец ее обет... и промолчит отец, должна она выполнять все обеты свои. Если же в день, когда отец их (обеты) услышал, он воспретит ей (аннулирует обет), они, обеты, потеряют свою силу и не должны выполняться, и Вс-шний простит ей» (гл. 30, ст. 4-6).

 

Как видим, обет, с одной стороны, безусловен и должен выполняться. С другой - если он вредит устройству мира, например, в данном случае молодая женщина своим обетом нарушит порядок жизни в доме, где ее отец отвечает за благополучие семьи, ясно, что такой обет аннулируется.

 

Естественно, в подробностях законов об обетах, изложенных в Шулхан Арухе, говорится, что не стоит отцу вмешиваться в переживания дочери, в ее обеты, если они не мешают нормальному течению жизни в доме.

 

Теперь понятно, почему Моше обратился к главам колен. Они - руководители и отвечают за порядок жизни в своем колене (группе людей). И тот, кто дает обет, даже в целях самоусовершенствования, должен учитывать интересы общества (будь то семья, отдельная община или все общество в целом).

 

А если так, становится ясно: если человек берет на себя недер - обет, который противоречит законам Торы, такой обет недействителен.

 

Как Тора вообще относится к обетам?

 

Частично мы коснулись этой темы в обсуждении недельной главы Нассо. Речь шла об одной из форм обета - отказе от вина... Тот, кто давал такой обет, напомним, назывался назиром. И даже к этой, относительно легкой форме обета, Тора относится не однозначно. С одной стороны, хорошо, что человек берет на себя какие-то обязательства; но плохо, что он, не удовлетворяясь тем, что Тора (а, значит, - Творец мира) запрещает, берет на себя «повышенные обязательства».

 

Почему же тогда Тора не запрещает обеты?

 

Дело в том, что само желание укрепить себя в чем-то, преодолеть дополнительные трудности для «закаливания души» - прямой итог свободы выбора, предоставленной человеку Вс-шним. В этих условиях человек ищет пути, чтобы сделать правильный выбор. Один из путей - принять обет. Но, как говорится в тексте: «...и услышит отец (на Небе!)» и промолчит, то должна она выполнить обеты свои».

 

Тора очерчивает определенные рамки разрешенных и запрещенных обетов. Если человек берет на себя обет, противоречащий законам Торы, «отец не промолчит».


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Война по-еврейски
Полный текст главы "Матот"
Права личности и правила общества
Законы клятв
Слова, слова…