Полный текст главы "Лех леха" - Ujew

Полный текст главы "Лех леха"

Полный текст главы
Количество просмотров 613 Количество комментариев 0

Третье из десяти испытаний Авраама: он получает повеление оставить свою страну и отправиться в путь к неведомой цели

Оба супруга — Аврам и Сарай — посвятили свои жизни служению Ашему (Вс-шнему): Аврам убеждал мужчин служить Ашему, а, Сарай наставляла женщин.

Но время шло, Авраму было уже семьдесят пять лет, а Ашем пока ни разу не явился ему. Наконец он услышал пророческие слова Ашема: "Оставь свою страну, город, где ты живешь, и дом своего отца!"

Велев Авраму покинуть отчий дом, Ашем как бы сказал: "Аврам, твой дух достиг высот совершенства. Если ты будешь все время жить в одном месте, то как же сможет распространиться слава о тебе? Поброди по свету, чтобы рассказы о тебе всколыхнули как можно больше людей. Кроме того, оставив страну, ты получишь и личную пользу. Если ты останешься здесь, то не удостоишься иметь детей, а если отправишься в чужие края, Я превращу тебя в великий народ. От тебя произойдут евреи".

Существует четыре рода действий, способных изменить волю Небес:

цдака — раздача милостыни, благотворительность,

тфила — молитва,

тшува — совершенствование своего поведения,

шинуй шем — получение другого имени.

Некоторые добавляют к этому перечню:

шинуй маком — перемену места жительства.

Последнее выводится из того факта, что Ашем сказал Авраму (12:1): "Уйди из своей земли... и Я сделаю тебя великим народом". Аврам заслужил право иметь детей только после того, как сменил место жительства. 

Переселение в чужие края подчас помогает смягчить приговор Небес и отменить наказание. Почему? Да потому, что душа человека, изгнанного с родной земли, как правило, смиряется.

Ашем благословил Аврама в таких словах: "Я дам тебе богатство и наделю властью благословлять всякого, кого ты пожелаешь благословить. Твое имя Я прославлю во всем мире. (Это обещание было выполнено еще при жизни Аврама. Авраму было позволено отчеканить монету, на одной стороне которой были выбиты имена — его и Сарай, а на другой — Ицхака и Ривки. Во времена Аврама эта монета имела хождение повсюду). Я благословлю тех, кто тебя благословляет, а проклинающих тебя — прокляну. В честь твоих заслуг весь людской род будет благословен. И еще: благодаря тебе и твоим потомкам дождь и роса вечно будут увлажнять землю".

Когда Аврам услышал повеление Ашема, он спросил: "Как я могу покинуть своего престарелого отца? Я учил других быть добрыми и заботливыми. Как же мне оставить собственного отца? Разве тем самым Твое Имя не будет осквернено?"

— Я освобождаю тебя от обязанности чтить своего отца, — ответил Ашем. — Можешь смело оставить его. Твой отец и братья, которые выглядят вполне дружелюбными, на самом деле замышляют недоброе. Они задумали убийство.

Ашем не открыл Авраму, куда именно тот придет в конце своего пути. Дорога Аврама шла в неизвестном направлении, что делало третье испытание — уход из своего дома — еще более тяжелым.

Это испытание Аврам успешно выдержал. Он ни разу не задал Ашему ни одного вопроса: как долго продлится путешествие? что это за место, которое Ты имеешь в виду? и т.д.

Именно об Авраме говорится в Теплим (119:50): "Без задержки и без сомнений соблюдал Твои заповеди".

Аврам взял с собой жену Сарай и племянника Лота (сына брата Арана), а также людей, которых привел под крылья ШехиныВсе они без промедления отправились в путь.

Уход такого знаменитого человека, как Аврам, не мог остаться незамеченным. При расставании знатные люди вручили ему подарки, а царь Нимрод даже послал ему слугу по имени Элиэзер, чтобы тот прислуживал Авраму в пути.

В своем путешествии Аврам прошел через две страны — Арам Наараим и Арам Нахор — и увидел, что обитатели тех мест проводят всю свою жизнь в еде, питье и празднествах. "Надеюсь, что не этот край мне уготован", — подумал Аврам.

Когда они прибыли в Эрец Канаан, он заметил, что все население занимается обработкой земли. И сказал: "Надеюсь, что этот край — моя доля".

Действительно, Ашем явился Авраму в Шхеме и объявил: "Я дам эту землю твоим потомкам".

Аврам достроил мизбеах (жертвенник) для жертвоприношений, чтобы поблагодарить Ашема за благую весть о том, что его потомки получат Эрец Исраэль.

Однако Аврам не поселился в городе Шхеме, а продолжал путешествовать по стране во всех направлениях. Всю свою жизнь Аврам был в пути. Какова была цель его блужданий по Эрец Исраэль?

1. На каждой остановке Ашем давал Авраму увидеть будущие события, которые произойдут на этом месте с его потомками, и Аврам молился, чтобы тем самым помочь им.

Например, в Шхеме Аврам молился за Яакова и его сыновей, так как узнал, что сыновья Яакова Шимон и Леви будут сражаться с жителями этого города.

В городе Аи он молился, чтобы Ашем смягчил наказание, которое выпадет на долю его потомков из-за того, что Ахан совершит в этом месте прегрешение (см. Иеошуа 7).

2. Согласно алахееврейскому закону, один из способов приобрести поле (после уплаты денег или получения его в подарок) состоит в том, чтобы пройти по нему вдоль и поперек. Когда Аврам блуждал по Эрец Исраэль, он, тем самым, как бы приобрел эту землю себе во владение.

Где бы ни проходил Аврам, он приносил туда Имя Вс-шнего. С тысячами людей спорил он об истинной вере и убеждал их стать его последователями.

 

Четвертое из десяти испытаний Аврама: голод в Канаанской земле

Как только Аврам и его семья прибыли в Эрец Канаан, там вспыхнул голод. То был самый жестокий голод из всех, что испытывал мир до тех времен. Но он обошел стороной все другие земли, кроме Эрец Канаан, ибо тот голод был испытанием, ниспосланным Авраму для того, чтобы проверить: восстанет ли он на Всемогущего, когда его постигнет такое бедствие или нет? В конце концов, разве он не по велению Ашема пришел в эту землю и разве Ашем не заверил его, что Он во всем ему будет помогать?

Однако аврамова вера в мудрость Ашема осталась непоколебимой. Он ни разу не произнес ни единого звука жалобы. Правда, он решил, что следует на время оставить Эрец Канаан, пока голод не утихнет. Поэтому однажды он сообщил своей жене и домочадцам: "Отправимся в Египет, ибо я слышал, что пища там в изобилии".

Как можно постичь тот факт, что какой бы скверной ни была ситуация, еврей всегда утверждает: "Все к лучшему"?

Эту черту национального характера мы унаследовали от нашего праотца Авраама, непоколебимого в своем уповании на Ашема. Даже столкнувшись с голодом, Аврам не жаловался, а доверялся Б-жественному Провидению. Поэтому все поколения его потомков смогли, не впадая в отчаяние, вынести кошмарные условия жизни в гетто и тиранию язычников, среди которых жили.

 

Пятое из десяти испытаний Авраама: Сарай забирают во дворец фараона

Аврам и Сарай подошли к границе Египта. Здесь Аврам должен был предупредить Сарай еще об одной надвигающейся опасности.

— Ни в одной земле, даже в Арам Наараим и Арам Нахоре, — объяснил он ей, — не было женщины, равной тебе по красоте. Но теперь мы собираемся войти в страну, населенную чернокожими людьми, поэтому твоя красота станет еще более ослепительной и заметной.

И действительно, в сравнении с Сарой не только темные египтянки, но и все остальные женщины выглядели как обезьяны в сравнении с людьми.

Четыре женщины были исключительно красивы: Сара, Рахав, Авигайл и Эстер.

Поэтому Саре дали еще и другое имя — Иска, что означает "Все говорят о ее красоте".

— Египтяне безжалостны, — объяснил ей Аврам. — Чтобы овладеть тобой, они попытаются убить меня.

Ради безопасности тебя надо спрятать.

Безнравственность египтян была хорошо известна Авраму. И все же он не раздумывал, стоит или не стоит входить к ним, ибо ощущал, что Сарай осеняет Шехина. Но, как всегда, вместо того чтобы полагаться исключительно на чудеса, он принял необходимые меры предосторожности.

Сарай он сообщил так: "Когда мы будем переходить границу, ты будешь сидеть в сундуке, а носильщики сделают вид, будто несут товары".

Но получилось по-другому. Таможенные чиновники обратили внимание на необыкновенной величины сундук и закричали: "Здесь есть вещи, подлежащие обложению! Может быть, тут упрятана дорогая посуда?"

— Если на посуду введена ввозная пошлина, я заплачу, какой бы ни была такса, — сказал Аврам.

— А вдруг ты хочешь ввезти в страну золото или жемчуг?

— Я заплачу любую цену, какую вы потребуете.

— Нет, так просто ты не уйдешь. Твоя покладистость подозрительна, а поэтому мы должны открыть сундук и проверить, что в нем спрятано!

— Но я готов заплатить любую сумму денег, если вы дадите мне пройти беспрепятственно. В противном случае я уплачу только по таксе.

Однако чиновники не обратили внимания на уговоры Аврама. Они открыли сундук и — обнаружили там Сарай. Сначала они были ошеломлены, а потом изумились — настолько прекрасна была женщина. "Она подстать самому царю", — объявили они.

Слух о красоте Сарай разлетелся очень быстро. Тут же пришли стражники из дворца фараона и силой увели Сарай.

— Кто ты и кто тот человек, который тебя сопровождает? — спросил фараон.

— Я Сарай, дочь Арана, а он — мой брат, — ответила Сарай. Так велел ей говорить Аврам, поскольку боялся, что если египтяне обнаружат, что он ее муж, то без колебаний убьют его, чтобы заполучить Сарай.

Впрочем, назвать Аврама братом не было ложью, поскольку Сарай являлась ему племянницей, а родственников всегда можно именовать братом и сестрой.

Фараона обрадовал ответ Сарай. Он послал Авраму дорогие подношения — скот, рабов, золото, серебро и жемчуга — и принялся составлять брачный договор, по которому Сарай было обещано все фараоново золото, серебро и все его слуги. Он также подарил ей землю Гошен.

Теперь у Сарай не было другого выбора как сказать правду. "Я замужняя женщина, — сообщила она фараону, — Аврам — мой муж. Из страха мы держали это в тайне".

— Мне это совершенно безразлично, — ответил фараон. — Я все равно заставлю тебя стать моей женой.

Сарай пала ниц и всю ночь молилась Ашему. "Властелин Вселенной! — громко жаловалась она. — Ты знаешь, что мы ради Тебя оставили свою родину. Аврам отправился в путь, так как ты обещал, что с нами не случится никакой беды. Все, что у нас есть, — это упование на Тебя".

На это Ашем ответил: "Я услышал твою молитву и клянусь, что с тобой не приключится никакого зла. Рядом с тобой, запомни, стоит Мой ангел с жезлом. Как только ты прикажешь ему: бей!, он поразит фараона и его домочадцев".

Конечно же, Сарай использовала такую возможность. Она отдала ангелу приказ — и что? — фурункулы поразили фараона, а заодно и всех его вельмож и рабов. Язва была настолько жуткой и настолько всеобщей, что даже на стенах фараонова дворца появились признаки нарывов. Ашем сказал ангелам: "Случившееся этой ночью — образец для событий будущего. Подобно тому, как фараона ныне постигла кара из-за Аврама и Сарай, так и будущего фараона и египтян поразят бедствия. Случится это, когда придет время освободить еврейский народ из египетского плена".

Итак, фараон был вынужден отпустить Сарай. Он призвал к себе Аврама и извинился перед ним: дескать, ведать не ведал и знать не знал, что Аврам — муж этой прекрасной женщины.

— Возьми свою жену и, пожалуйста, немедленно уходи, — сказал он Авраму. Почему немедленно? Да потому, что фараон хорошо знал своих людей и боялся, что если Сарай задержится во дворце, то ее чести могли нанести урон, несмотря на все случившееся.

Но прежде чем Аврам ушел, фараон поднес ему богатые дары. Более того, он приказал своей дочери Агари стать служанкой Аврама, заявив: "Лучше моей дочери быть служанкой в семье Аврама, нежели принцессой в любом другом доме".

Фараон сам проводил Аврама, за что впоследствии удостоился быть царем над страной, в которой евреи прожили в изгнании двести десять лет.

После того как фараон возвратил Сарай Авраму, слава Аврама разлетелась по всему свету. Все восклицали в восхищении: "Даже египтяне, сведущие в колдовстве, не могли причинить вреда Авраму и Сарай..."

Мы уже знаем, что каждое событие, происшедшее в жизни наших праотцов, стало своего рода прообразом для аналогичного события, случившегося впоследствии с их потомками.

Все, что произошло с Аврамом и Сарай в Египте, нашло зеркальное отражение в событиях, которые затем приключились с евреями в той же стране. а Аврам спустился в Египет из-за голода. Так же и дети Яакова вынуждены были сойти в Египет по той же причине.

- Сарай остерегалась нескромного поведения во дворце фараона, чтобы не дать никому повода для греха. То же самое еврейки в Египте — они остерегались впасть в безнравственность.

- Фараон был поражен язвой за то, что пытался причинить вред Сарай. Язва обрушилась на будущего фараона за вред, который он причинил евреям, и это было одной из "египетских казней". о Аврам ушел от фараона, получив большие богатства. Еврейский народ тоже вынес в свое время огромные ценности из Египта.

 

Лот оставляет Аврама и перебирается в Сдом

Вместе с Аврамом отправился в Эрец Канаан и Лот. Дело в том, что он давно заметил, что с тех пор, как стал жить с Аврамом, его состояние начало умножаться на глазах. При возвращении из Египта в Эрец Канаан Лот сильно разбогател и его верность Авраму ослабла.

Жители Канаана были идолопоклонниками, и Лот в душе склонялся к их культу.

Как только Аврам почувствовал тягу Лота к идолопоклонству, он понял, что настало время отделиться от Лота. Кроме того, возник спор между Аврамом и Лотом, вернее, между их пастухами. Аврам наставлял своих пастухов, чтобы те при переходах надевали на весь скот намордники, дабы он не кормился на чужих лугах. Скот Лота, однако, пасся всегда без намордников. "Вы можете, не дай Б-г, оказаться виновными в воровстве, ибо вашему скоту ничего не стоит щипать траву на лугах, которые вам не принадлежат", — упрекали пастухи Аврама пастухов Лота. Но те нагло отвечали: "В этой стране мы имеем право пасти своих животных на любых лугах. Разве этот край не обещан Авраму? А поскольку он бездетен и у него нет наследника, то наш хозяин Лот наследует за ним как племянник. Поэтому мы тоже наследники Аврама, а значит нам дано право пользоваться всей этой землей".

Аврам увещал Лота: "Остерегись, ведь ты роняешь мою репутацию в глазах жителей этого края. Ты же знаешь, что я здесь чужестранец. Не разрешай своим пастухам пасти стада на чужих лугах!" Но Лот пренебрегал словами Аврама.

Тогда Аврам сказал так: "Отделись от меня! Ты можешь отправиться налево, к югу, а я останусь там, где стою, или, если хочешь, можешь остаться там, где находишься сейчас, а я отправлюсь в правую сторону."

Лот решил пойти на юг и обосноваться в богатом городе Сдоме. Он надеялся на то, что там его состояние увеличится еще больше. При этом он пренебрег тем, что о жителях Сдома шла слава, как об испорченных людях: они предавались распутству, служили идолам, убивали и грабили друг друга, а также всех, кто к ним попадал.

Отделившись от Аврама, Лот на самом деле отделился от Ашема. Он сказал: "Не хочу ни Аврама, ни его Б-га!"

Ашем не показывался Авраму до тех пор, пока с ним был Лот. После того, как Лот ушел, Ашем явился Авраму и заверил его, что утверждение лотовых пастухов, будто у Аврама не будет наследника, необоснованно. Заверил Он его такими примерно словами: "Твои потомки будут как пыль". При этом подразумевалось:

- Как нельзя пересчитать пылинки, так и число твоих потомков будет слишком большим, чтобы сосчитать их.

Пыль можно найти по всему свету. Твои потомки в этом смысле будут как пыль земная, которая распространяется по всему миру.

- Земля плодородна только в соединении с водой. Твои потомки тоже будут благословенны только в том случае, если их заслугой будет изучение и осуществление Торы, которая, как известно, уподобляется воде.

 

Шестое испытание Аврама: Лот захвачен в плен

Однажды в дом Аврама прибыл гонец, великан Ог, с дурной вестью: "Вавилонский царь Амрафель и его союзники пленили твоего племянника Лота".

Указанным Амрафелем был не кто иной как Нимрод, который, вместе с тремя другими царями, победил войско пяти восставших вассальных царей, пытавшихся избавиться от его власти.

Тех четырех царей заставил вести войну против пяти других Сам Ашем. Он сказал так: "Я подстрекну царей сражаться друг с другом, ибо они злодеи. Они погибнут, а их богатства в конечном счете попадут в руки Аврама, который распорядится ими как надлежит".

Есть такое правило: Ашем для того бережет имущество нечестивых, чтобы его могли унаследовать праведники.

Ашем устроил войну четырех царей против пяти, чтобы в конечном счете все их владения оказались в распоряжении Аврама.

Среди покоренных городов был и Сдом, царь которого был пленен, его имущество разграблено, а жители уведены в плен. Причем Лот, живший в Сдоме, оказался среди пленников.

Конечно, причина, по которой Ог принес Авраму эту новость, была небескорыстной. Он сказал себе: "Я знаю Аврама. Он наверняка бросится на войну, чтобы освободить Лота. Бросится — и погибнет в битве. Тогда я, Ог, один из знаменитейших и сильнейших людей на свете, возьму Сарай в жены!"

Придя к Авраму, Ог застал его пекущим мацот, пресные лепешки, так как был вечер перед праздником Песах. Великан притворился, будто заинтересовался этой заповедью, намекнув тем самым, что, якобы, собирается обратиться в веру Аврама. Именно из-за этого притворства он получил кличку Ог, что означает "лепешка из мацы" (Ог происходит от слова уга, лепешка).

— Битва четырех царей против пяти была жестокой, — сообщил Ог. — Четыре царя сразили всех великанов в месте под названием Аштарот. Я единственный, кто уцелел.

Огу было отлично известно, что старого аврамова врага Нимрода больше интересовал Аврам, чем Лот.

И действительно, пленив Лота, цари-победители объявили: "Мы начинаем с Лота, а кончим Аврамом! Аврам тоже ясно понимал, что станет желанной целью для вражеских стрел. Тем не менее, ни минуты не колеблясь, он поспешил на освобождение Лота.

Почему Аврам решил, что Лота надо срочно освобождать? Разве он сам не отделился от Лота, узнав, что тот — недостойный человек? Тем не менее, несмотря на то что Лот не заслуживал помощи, Аврам увидел в нем предка праведницы Рут из Моава, родоначальницы династии Давида, праматери будущего Машиаха. Только в этом качестве Лот был достоин поддержки.

Но, когда Аврам захотел взять с собой на войну учеников, те воспротивились.

— Как ты надеешься выиграть битву против четырех могущественных царей, которые победили войско пяти других царей? — спросили они, полные сомнения.

— Если понадобится, — ответил Аврам, — я пожертвую своей жизнью ради освящения Имени Всевышнего.

— Можем ли мы совершить больший кидуш Ашем, чем освобождение жертвы от рук притеснителей?

Тем самым Аврам преподал своим последователям — а их было ровно триста восемнадцать человек — урок великой заповеди спасения людских жизней. Но поскольку они продолжали сомневаться, он предложил им золото и серебро в обмен на помощь в сражении. Затем он воззвал, как предписывает Тора: "Пусть тот, кто страшится, что согрешил, не идет в битву, а возвратится домой!" При этих словах все последователи Аврама покинули его, кроме его великого ученика Элиэзера.

И сказал Ашем: "Я наделю Элиэзера силой всех трехсот восемнадцати человек, что остались позади".

Цифровые значения букв имени Элиэзер составляют 318; это указывает на то, что его достоинства равнялись достоинствам всех учеников Аврама вместе взятых.

В Талмуде приведены два мнения. Первое из них состоит в том, что Аврам призвал на войну 318 человек (причем некоторые наши мудрецы критикуют его за то, что ради войны он оторвал их от изучения Торы). Согласно второй точке зрения, лишь Элиэзер сопровождал его на войну. Мидраш склоняется ко второму мнению.

Настала ночь. Всю ее первую половину Аврам и Элиэзер преследовали врага, а Анер, Эшкол и Мамре — друзья Аврама — помогали им тем, что охраняли имущество. На ногах Аврама чудесным образом оказались сапоги-скороходы (то есть Ашем сделал так, что маленький отряд перемещался с поразительной скоростью), и скоро преследователи прибыли в Дан, самую северную точку Эрец Исраэль. Неожиданно Аврам почувствовал слабость — из-за того, что впоследствии в этом месте один из его потомков, царь Иеровоам, установил идолов.

Стояла пасхальная ночь, и Ашем сказал: "В первую часть ночи ты, Аврам, готовый отдать жизнь, старался ради Моей славы. За это Я наполню вторую часть пасхальной ночи чудесами. Совершатся они в Египте, когда твои потомки будут выходить из него".

Тем временем Аврам продолжал преследовать врага и вскоре прибыл в город Хова, в окрестностях Дамаска. Там он сразился с четырьмя царями, и Ашем помог ему сверхъестественным способом. Всякий раз, когда Аврам подымал горсть земли, чтобы швырнуть ее во врага, она превращалась в луки и стрелы, а когда Амрафель выпускал стрелы, они превращались в прах.

Итак, Аврам одержал блестящую победу. Были убиты шестнадцать вражеских царей и военачальников, и среди них Нимрод.

Когда война кончилась, освобожденные Аврамом цари и их подданные собрались в долине Шаве, где, соорудив из кедровых деревьев подиум и усадив на него Аврама, они встали вокруг и запели славословие: "Ты наш властелин! Ты наш князь! Ты наш Бог!"

Аврам отверг все эти титулы. "В мире — один Царь! В мире один Б-г!" — ответил он твердо.

В этот момент вышел вперед сдомский царь и, подойдя к Авраму, поздравил и воздал почести победителю. В честь заслуг Аврама с этим царем только что произошло чудо. После поражения в битве с четырьмя царями он и царь Аморы спасались вместе. Поскольку местность была усеяна ямами, полными извести, они упали в одну из них. В обычном случае любой человек, упавший в подобную известковую ловушку, вряд ли может выбраться наружу. Но с царем Сдома случилось невероятное — он вылез и тем самым избежал смерти. Чудо произошло исключительно в честь Аврама, поскольку там были люди, не верившие в то, что Аврам невридимым вышел из нимродовой печи. Теперь они увидели, что сдомский царь живым выбрался из топкой ямы, и поверили, что подобные чудеса по силам Вс-шнему.

— Верни мне только пленников, — попросил Авраама сдомский царь. — Вся остальная добыча — твоя. Если бы враг нас уничтожил, он забрал бы все имущество. Но поскольку ты нас спас, наши богатства твои!

При этом он предложил Авраму сокровища всех царей и полководцев.

— Уж не думаешь ли ты, — ответил Аврам, что мне нужны твое золото, серебро и камни? Я ничего не возьму из этих трофеев — от нитки до ремешка от обуви, чтобы ты потом не утверждал: "Благодаря мне обогатился Аврам!" Дай только Анеру, Эшколу и Мамре то, что они заслужили, охраняя наши пожитки".

За это Ашем сказал Авраму так: "Поскольку ты отказался даже от нитки, твои потомки будут удостоены нитей цицит. Поскольку ты отказался даже от ремешка для обуви, твои потомки удостоятся заповеди халица, совершаемой с помощью обуви".

Отказавшись от добычи, Аврам на весь мир освятил Имя Создателя. Тем самым, он заявил, что не он одержал победу, а Ашем, Который и вел войну.

Кроме того, ни один народ впоследствии не мог сказать: "Аврам пошел на битву, чтобы приобрести богатства".

Аврам был щедро вознагражден Ашемом за то, что отказался от трофеев, предложенных сдомским царем.

Аврам вернул царю Сдома все, что тому принадлежало ранее, а также возвратил взятых в плен мужчин и женщин, жителей Сдома, и среди них Лота. Однако он не возвратил детей. Забрав их к себе домой, он начал учить их служить Ашему, надеясь при этом, что дети, еще не испорченные существа, станут добродетельными, поскольку теперь они не испытывают дурного влияния Сдома. Тут Аврам преуспел. Все дети признали впоследствии веру в Ашема и стали последователями Аврама.

Когда Аврам, возвращаясь домой на юг, приблизился к окрестностям Иерусалима, навстречу вышел один из самых великих людей того времени. То был Шем, сын Ноаха, известный под именен Малки Цедек (Справедливый Царь), регулярно приносивший жертвы Ашему и возглавлявший ешивув которой обучали знанию об истинном Б-ге.

Малки Цедек приготовил для Аврама хлеб и вино. Кроме того, он хотел открыть ему новые идеи, касающиеся Торы.

Так как Аврам и Шем жили на большом расстоянии друг от друга, они не были знакомы и оба ждали этой встречи со страхом. Аврам думал так: "Шем наверняка меня проклянет. Я возвращусь с войны, на которой убил не только его сына Кедарлаомера, царя эламского, но и трех его внуков". Шем тоже трепетал: "Аврам должен ненавидеть меня. Мои нечестивые потомки навлекли на него смертельную опасность". И оба не догадывались о беспримерной праведности друг друга.

На самом деле Аврам шел в Иерусалим для того, чтобы успокоить Шема, а Шем готовился встретить Аврама подношениями, чтобы показать ему, что в его душе нет к нему дурных чувств.

И вот встретились два великих человека. Шем благословил Аврама: "Благословен будь Аврам у Б-га Всевышнего, Владетеля неба и земли, и благословен будь Б-г Всевышний, Который заставил твоих врагов пасть пред тобою!" — воскликнул он.

Ашем собирался сделать Шема праотцом коанимсвященников, но, поскольку тот благословил Аврама раньше, чем его Творца, Ашем отнял священство у Шема и передал его Авраму.

Встретившись, Аврам отдал Шему, как священнику, десятую часть от трофеев Сдома и Аморы и имущества Лота. Аврам был первым человеком, который отделил от своего дохода маасер, десятую часть.

 

Завет "между частями": Ашем обещает Авраму потомство

После того как Аврам выиграл битву у четырех царей, им овладел страх. Его мучила такая мысль:

"На войне я убивал людей. Не могло ли так случится, что среди них были праведники?"

— Не бойся! — утешил его Ашем. — Ты выдернул сорняки с поля.

Но Аврам все же не почувствовал облегчения. "Возможно, всю долю, которая причитается мне в грядущем мире, я уже получил здесь, на земле? После чудесного спасения из нимродовой печи я не менее чудесным образом оказался победителем войска четырех могущественных царей. Не слишком ли много чудес? Уж не лишаюсь ли я тем самым своей награды в олам аба (грядущем мире)? Но и на это Ашем ответил: "Несмотря на все чудеса, выпавшие на твою долю, Я ничего не вычел из твоей будущей награды. Ты заслужил все чудеса, которые Я свершил для тебя, ибо ты ничего не сделал ради собственной выгоды, а только лишь ради Меня. Поэтому твоя награда полностью сохраняется до наступления олам аба".

— Можно ли мне высказать одну просьбу? — спросил Аврам.

— Проси обо всем, что пожелаешь, — ответил Ашем.

— Все, что я получил до сих пор, не имеет никакой ценности, ибо я бесплоден и у меня нет детей.

Почему Аврам жаждал получить детей? Да потому, что он хотел положить начало народу, который служил бы Ашему.

— Кто займет мое место, после того, как я умру? — вопросил он. — Будет ли это Лот, жаждущий стать моим наследником, или им должен стать мой непревзойденный ученик Элиэзер, который учит людей моей вере?

— Никто из них не будет наследовать тебе, — пообещал Ашем. — Твой собственный сын займет твое место.

— Властелин Вселенной! Согласно звездам, я не способен иметь сына.

— Забудь об астрологии. Твоя судьба выше предсказания звезд. Мазал (естественный ход вещей, направляемый созвездиями) не властен над еврейским народом.

Есть правило для всего еврейского народа: его судьба, мазал, не предопределена раз и навсегда. Евреи способны изменять ее с помощью молитвы, благотворительности и духовных достижений.

Итак, Ашем пообещал Авраму: "Твои потомки будут многочисленны, как звезды на небе!" Аврам сразу же поверил Ашему и не стал просить о знамении, которое бы подтвердило эти слова.

Как могущественна вера! Именно за свою веру удостоился Аврам унаследовать и этот мир, и мир грядущий. Настолько важно для человека быть исполненным веры!

Вот одна история на эту же тему. На тему веры и нашего долга перед ней.

 

Ашем обещает Авраму, что его дети унаследуют Эрец Исраэль

Предсказав Авраму рождение сына, Ашем дал ему еще одно обещание — его потомки унаследуют Эрец Исраэль.

— Как могу я убедиться в этом? — спросил Аврам.

— Дай мне, пожалуйста, знамение, что они действительно унаследуют Страну.

Дать знамение Аврам попросил из страха перед тем, что, если его потомки согрешат, Ашем тут же изгонит их из Святой Земли.

Ашем заверил Аврама: "Даже если они будут грешить, Я приготовил для них средство искупления — жертвоприношения". Затем Ашем показал Авраму сущность этих будущих жертвоприношений. Он велел ему приготовить трех тельцов, трех козлят, трех баранов, одного домашнего голубя и одного дикого голубя, которые представляют различные виды жертвоприношений.

Три тельца представляли:

а) тельца, приносимого в жертву на Йом Кипур; а тельца, жертвуемого в том случае, когда еврейский суд неверно истолковал алаху, еврейский закон;

б) телку, которую приносили в жертву особым способом в случае, если был обнаружен труп человека, убитого неизвестно кем.

Три козленка представляли:

а) двух козлов, приносимых в жертву Ашему на Йом Кипур;

б) козла, приносимого отдельным человеком в жертву за свой грех.

Три барана представляли:

а) жертву, приносимую человеком, наверняка знающим, что он согрешил;

б) жертву, приносимую человеком, сомневающимся в том, совершил ли он прегрешение;

в) ягненка, приносимого в жертву за прегрешение, совершенное отдельным человеком.

Ашем повелел Авраму разрезать на части всех животных, кроме одной птицы, что символизировало будущие сложные правила принесения жертв в Храме.

Затем Ашем явил Авраму видения отдаленного будущего. Глубокий сон сошел на Аврама, и во сне он увидел, как его потомки влачат жалкую рабскую долю в египетском изгнании. "Я избавлю их из египетского плена и покараю их мучителей", — объявил Ашем. Но видения продолжались. Авраму было показано, как его потомков уводят из их страны, чтобы снова отправить в четыре изгнания — одно за другим: сначала вавилонское, потом мидийское, затем греческое и наконец римское.

— Знай же, — сказал Ашем, — подобно тому как Я покараю египетских супостатов, точно так же Я буду судить всех мучителей еврейского народа. И подобно тому как Я рассею евреев, Я соберу их всех вместе. Другими словами, как Я сделаю их рабами, так Я освобожу их из рабства.

Затем Ашем объяснил Авраму: "Есть и другой путь. Вместо того, чтобы, во искупление грехов, изгонять их из Святой земли, Я могу действовать иначе. Смотри!" И перед Аврамом предстала страшная картина — пылающая печь Генном. Ашем продолжал: "Наказание за грехи не обязательно приходит в этом мире. Очиститься от греха можно и на адском огне в мире грядущем. Теперь, Аврам, выбирай. Какое наказание более подобает твоим потомкам, если они согрешат, — Генном или изгнание?"

То был мучительный выбор. С одной стороны, Аврам знал, что страдания в нашем преходящем мире переносятся легче, нежели муки Геином. Но как он может взять на себя ответственность согласиться на изгнание для своих потомков, если нет уверенности, выживут ли они при этом? Может, они растворятся среди народов и совсем исчезнут?

Но когда Ашем заверил Аврама, что еврейский народ никогда не сойдет со сцены истории, будет ли он рассеян или останется в Израиле, — только тогда Аврам решил в пользу наказания изгнанием.

Так Ашем заключил завет с Аврамом, известный под названием Завет "между частями", по которому Авраму обещано, что его потомки изгонят из земли Канаанской десять живущих там народов (семь во времена Иеошуа и еще три во времена Машиаха) и получат во владение Эрец Исраэль.

 

Аврам женится на Агари и она рожает Ишмаэля

Вот уже десять лет прожили в Эрец Исраэль Аврам и Сара, но у них по-прежнему не было детей.

Сарай сказала Авраму: "Я знаю, почему я бездетна. Люди говорят, что в таких случаях надо носить амулеты или принимать определенные лекарства. Но мне все это не поможет. Истина в том, что Ашем не захотел, чтобы я вынашивала ребенка. Поэтому остается одно — приобрести такие заслуги, которые сделали бы меня достойной стать матерью твоего сына".

И в самом деле, у Ашема было много причин не давать Сарай детей. Одна из них заключалась в том, что Он хотел, чтобы Сарай молила Его о детях. Кроме того, Ашем хотел, чтобы ребенок, рожденный от Аврама и Сарай, был свободен от всех дурных качеств, которые Сарай могла унаследовать от своих предков-идолопоклонников. Поэтому Он ждал, пока она не состарится. Рожденный в преклонные годы матери ребенок, зачатый к тому же сверхъестественным образом, не мог унаследовать ни одного из скверных свойств прародителей Сарай.

Авраму Сарай сказала так: "Женись на моей служанке, египетской принцессе Агари: может, из-за того, что я приведу в дом соперницу, Ашем смилостивится надо мной".

Воистину, Сарай обладала сильным характером. Она не только предложила Авраму взять другую жену, но и ласковыми словами убедила служанку, что, несмотря на то что Аврам старик, быть его женой почетно.

Когда Агарь стала второй женой Аврама, Сарай отнеслась к ней с величайшим уважением. Принимая гостей, она всегда предлагала им приветствовать также и Агарь, говоря примерно так: "Прошу вас, войдите в шатер Агари и поздоровайтесь с ней". Но Агарь не ответила своей бывшей госпоже добром за добро. Более того, едва она поняла, что ждет ребенка, как сразу же принялась говорить почтенным женщинам, которых Сарай посылала проведать ее: "Моя госпожа Сарай отнюдь не такая, за какую себя выдает. Вы думаете, она праведница, но это далеко не так, уж я-то знаю. И если вы сомневаетесь в моих словах, то скажите, почему Всевышний до сих пор не даровал ей детей? А я — глядите — уже беременна!"

На это Сарай сказала: "Зачем мне спорить с ней? Лучше я поговорю с Аврамом". После чего пошла и пожаловалась мужу: "Храня молчание и не укоряя Агарь за то, что она оскорбляет меня, ты лишаешь меня защиты, которую обязан оказывать. Да рассудит нас Ашем!"

Поскольку Сарай сказала: "Да рассудит нас Ашем", она не дожила до возраста ста семидесяти пяти лет, как Аврам, а умерла сорока восемью годами раньше. Всякого, кто, подобно Сарай, требует от Ашема суровой справедливости по отношению к другим людям, на Небесах ожидает точно такой же строгий и скрупулезный суд.

В ответ Аврам сказал Сарай: "Поступай с Агарью, как считаешь нужным".

Сначала Сарай решила наказывать Агарь лишь тогда, когда они были наедине, чтобы не срамить ее при людях. Но заметив, что Агарь не исправляется, а продолжает вести себя высокомерно, она выставила ее на всеобщий позор, дав ей унизительное поручение носить воду в купальню. В результате та потеряла ребенка, которого носила.

Сарай наказала Агарь, как учитель наказывает ученика для его же пользы, чтобы тот исправился. Наказание было очень тяжелым, но и поведение ученика было непростительным.

В конце концов, не выдержав, Агарь бежала из дома Аврама в пустыню, но Ашем через ангелов сообщил ей, что она должна немедленно вернуться к госпоже и покориться ей.

Четыре ангела явились к Агари. Причем Агарь, увидев их, не выказала никакого страха, ибо привыкла к их виду еще в доме Аврама. Кстати сказать, Маноах, отец богатыря Шимшона, живший во времена Судей, когда ему явился ангел, в ужасе упал лицом на землю и заявил своей жене: "Мы наверняка умрем, ибо лицезрели Б-жественное существо!" (Шофтим 13:25). Отсюда мы видим, что древние поколения превосходят более поздние своим духовным уровнем.

Один из ангелов успокоил Агарь таким известием: "Вот, ты вскоре снова станешь беременной и зачнешь сына. Дай ему имя Ишмаэль, ибо Ашем узрел твою скорбь". (Буквально: Всевышний слышит).

Четырем людям дал Ашем имя до их рождения. а Ицхаку, ибо сказано (Берешит 17:19): "Сара, твоя жена, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак".

– Шломо, ибо сказал Ашем Давиду (Диврей Аямим I 22:9): "Вот у тебя родится сын, имя ему будет Шломо".

– Иошияу, ибо сказано (Мелахим I 13:2): "Вот, родится ребенок дому Давида по имени Иошияу".

– Ишмаэлю, ибо сказано было Агари (16:11): "Родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль".

Получение имени еще до рождения предвещает величие. И действительно:

- Ицхак дал начало еврейскому народу. Он был первым ребенком, оба родителя которого были праведниками.

- Шломо построил Храм в Иерусалиме.

- Во времена Иошеяу Десять колен были возвращены в Эрец Исраэлъ.

Что касается Ишмаэля, то он для того получил свое имя до рождения, чтобы показать, какой в нем был заложен потенциал величия. Если бы его потомки преодолели в себе порочные наклонности, они могли бы удостоиться дарования Торы.

Второй ангел предсказал Агари: "Твой сын будет дикарем, который проведет жизнь в пустыне, охотясь на зверей. На всех он станет подымать руку, и все будут нападать на него в ответ".

Конечно, Ишмаэль мог бы употребить свою страсть к охоте для служения Ашему, для отмщения Его врагам, но он выбрал судьбу разбойника.

Еще один ангел предсказал Агари, что могущественный вавилонский император Навуходнецар будет одним из потомков ее сына Ишмаэля.

И, наконец, четвертый ангел приказал ей вернуться в дом Аврама.

Агарь утешилась. "За мои страдания мне обещан сын, который породит владык", — сказала она и вернулась в дом Аврама. Немного спустя, когда Авраму исполнилось восемьдесят шесть лет, она родила обещанного сына. Благодаря пророческому озарению Аврам назвал его Ишмаэлем. Он знал о словах, сказанных ангелом Агари, хотя и не присутствовал при их встрече.

 

Восьмое испытание Аврама — обрезание

Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, он получил повеление сделать себе обрезание. Еще не родился Ицхак. Более того — он еще не был зачат. Но именно потому Ашем и захотел, чтобы Авраам сделал себе обрезание, чтобы Ицхак был свят с самого рождения.

Ашем так объяснил Авраму свой приказ: "Пока ты не обрезан — ты несовершенен. Совершив брит-милу(обрезание), ты достигнешь новой ступени святости и встанешь над законами природы. Двадцать поколений я "ждал", когда ты придешь и совершишь обрезание. Но учти: если ты откажешься выполнить эту мицвуЯ возвращу мир в небытие".

— Если эта мицва так важна, — спросил Аврам, — то почему Ты не заповедал ее первому человеку, Адаму?

— Не задавай вопросов, — сказал Ашем. — Именно ты — тот человек, который сочтен достойным этой мицвы.

Но Аврам продолжал возражать:

- До сегодняшнего дня мне удавалось влиять на людей. Они верили мне и шли за мной. Но теперь они будут меня остерегаться. Кто захочет подвергаться этой кровавой операции?

— Об этом не беспокойся. Пусть не тревожит тебя твоя популярность среди смертных, Я остаюсь с тобой, так что удача тебя не оставит. Но, выполнив мицву обрезания, ты поможешь миру выстоять. И еще: ради этой мицвы Я заключу с тобой завет: если твои дети будут ее соблюдать, они унаследуют Эрец Исраэль. Кроме того, Я изменю твое имя. До сих пор ты был Аврам — отец, то есть уважаемый человек страны Арам. После обрезания ты станешь Авраам — отец многих народов.

Сумма цифровых значений букв имени Авраам составляет 248. В этом заключен намек на то, что после брит-милы Аврам достиг совершенства во владении всеми 248 членами своего тела.

Вновь заключенный брит (договор, завет) значил: "Отныне твои потомки обязаны соблюдать мицву об обрезании. Пусть каждый новорожденный младенец мужского пола будет обрезан на восьмой день после своего рождения".

Очевидно, Ашем хотел выделить особым признаком Свой избранный народ. Конечно, Он с самого начала мог наделить человеческий род совершенством. Но в замыслы Всевышнего входило показать нам, что, подобно тому как мы должны физически улучшить себя посредством брит-милы, мы обязаны выполнить основную задачу своей жизни — совершенствоваться духовно.

Затем Ашем сказал Аврааму о Сарай: "До сегодняшнего дня твою жену звали Сарай, "моя принцесса", что означало, что она была принцессой в твоем доме. Отныне ее имя будет Сара — принцесса для всего мира".

Как только Ашем убрал букву йод, стоявшую в конце имени Сарай, эта буква взлетела к Престолу Ашема, чтобы пожаловаться: "Справедливо ли убрать меня из имени праведницы Сарай? Если я самая маленькая из букв, то значит меня можно обижать?"

Ашем утешил ее: "Раньше тобой заканчивалось женское имя, в будущем Я поставлю тебя в начало имени мужского. Это произойдет, когда Моше даст своему ученику Ошеа новое имя Йеошуа" (Бемидбар13:16).

В этом мидраше выражена основополагающая мысль о том, что наши мудрецы были как бы теми корнями, из которых выросло древо еврейского народа. Даже самый незначительный компонент, содержащийся в корне, позже определенным образом проявляется в конечном продукте дерева — его плоде. Какой бы привкус, сладкий или горький, ни сопутствовал корню, в итоге он обязательно обнаружится в своем воздействии на будущие поколения. Последняя буква из имени Сарай, самая маленькая буква алфавита йод, — стала первой для Йеошуа, потомка Сарай.

В заключение Ашем пообещал Аврааму, что Сара вновь обретет молодость и родит ему сына. Услышав это, Авраам пал ниц и радостно засмеялся — настолько он обрадовался, что в преклонные годы чудесным образом заимеет сына.

— Я не достоин такой награды, — сказал он Ашему. — Мне достаточно уже того, чтобы Ишмаэль жил в страхе перед Тобой.

Но Ашем вновь подтвердил Свое обещание и велел Аврааму назвать будущего сына Ицхаком.

После этого Ашем оставил Авраама, который отправился посоветоваться со своими учениками Анером, Эшколом и Мамре относительно заповеди брит-милы.

Конечно же, эти слова наших мудрецов не означают, что Авраам спрашивал у своих учеников, выполнять ему мицву или нет. Дело в том, что Авраам колебался, как ему совершить брит-милу — тайно от людей или открыто. Почему? Да потому, что если бы его враги услышали, что он со всеми своими домашними лежит ослабевший после брит-милы, они могли бы напасть на него.

Авнер ответил: "Ты должен совершить обрезание тайно, иначе родственники тех царей, которых ты убил, придут напасть на тебя". Эшкол посоветовал: "Не делай обрезания вообще. Для человека преклонных лет такая операция опасна. Ты можешь потерять так много крови, что это окажется смертельным". Не удовлетворившись этими советами, Авраам спросил у Мамре, что думает тот. "Ашем посредством чуда спас тебя из пылающей печи, — ответил Мамре. — Сверхъестественным образом Он спас тебя и от царей. Почему бы тебе не совершить брит-милу открыто?"

За эти мудрые слова Ашем вознаградил Мамре тем, что впоследствии явился в видении Аврааму не где-нибудь в другом месте, а именно на принадлежащей Мамре земле, Элоней Мамре.

— Кто сделает мне обрезание? — спросил Авраам у Ашема.

— Ты сам, — последовал ответ.

Авраам взял меч и... испугался. Он был стар и руки его тряслись. Тогда Ашем как бы взялся за меч вместе с Авраамом и держался за него, пока обрезание не было завершено.

Обрезание было совершено открыто. В тот же день, так же открыто, были обрезаны все его домочадцы, числом в триста восемнадцать человек, не считая рабов. Среди обрезанных были его ученики Анер, Эшкол и Мамре. Сыну Авраама Ишмаэлю исполнилось в это время тринадцать лет, но и он беспрекословно дал отцу сделать ему брит-милу.

Все, что человек делает или говорит, имеет далеко идущие последствия. Никогда не надо недооценивать даже ничтожнейшее из своих слов или действий.

- Из-за того, что Ишмаэль, хоть ему и было тринадцать лет, дал сделать себе обрезание, его потомки заняли со временем господствующее положение в мире.

- Из-за нескольких сказанных Авраамом слов его потомки были изгнаны в Египет. Что это за слова? Когда Ашем пообещал Аврааму в наследство Эрец Исраэль, тот потребовал знамения, спросив при этом (Берешит 15:8): "Откуда я узнаю, что унаследую ее?"

Именно на эти слова Ашем ответил (15:13): "Знай же, что пришельцами будет твое потомство в чужой земле".

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.