Уроки восстания - Ujew

Уроки восстания

Уроки восстания
Количество просмотров 367 Количество комментариев 0

Восстание в главе Торы «Корах» было самым опасным вызовом для Моше как лидера за все 40 лет, которые он водил людей по пустыне. Сложно четко уловить ход событий, возможно потому, что все происходило буйно и хаотично. Однако рассказ дает понять, что повстанцы относились к разным группам, и поэтому у каждого из них была своя причина для негодований:

 

Корах, сын Изхара, внук Кехата, чьим отцом был сам Леви, вместе с Датаном и Авирамом - сыновьями Элиава и Оном - сыном Пелета (потомки Рувима), восстали против Моше - вожди с репутацией, избранные на собрании. Они объединились против Моше и Аарона и обратились к ним со словами: “Вы зашли слишком далеко! Ибо все общество свято и Г-сподь среди них. Почему же вы поднимаете себя над народом Б-жим?”

 

Разбираясь в различных фракциях, Раши предполагает, что Корах, первопроходец восстания, был огорчен тем, что Моше назначил Аарона первосвященником. Моше был сыном Амрама, старшего сына Кехата. Корах был первенцем второго сына Кехата, поэтому считал, что именно он должен был занять эту должность. Тот факт, что Моше назначил своего брата на эту роль, поразил Корея как неприемлемый фаворитизм.

 

Ибн Эзра предполагал, что люди из колена Рувина чувствовали, что они, как потомки Яакова, имели право на руководящие должности. Он также добавил, что возможно последней каплей стало то, что Моше назначил Иегошуа бин Нуна своим преемником. Иегошуа бин Нун пришел из колена Эфраима - сына Йосефа. Возможно это возродило воспоминания о старом конфликте между сыновьями Леи (Рувин был первенцем) и Рахэль (Йосиф был ее сыном).

 

250 других повстанцев, как предполагает тот же Ибн Эзра, были первенцами, которые были не согласны с тем, что особая служба после происшествия с Золотым Тельцом перешла от первенцев к племени Леви.

 

Каждая группа имела основания чувствовать себя преданными при распределении руководящих должностей. Ирония в данном случае безошибочна: они представляют себя как демократы, эгалитаристы: “Все общество свято … каждый из них … Почему же вы поднимаете себя выше Б-жьего народа?”. Они говорят, что “каждый должен быть лидером”, а имеют в виду, что “я должен быть лидером”.

 

Что касается времени восстания, то Рамбан безусловно прав, приурочивая его к периоду погрома разведчиков, и последующим решением о том, что люди не войдут на свою землю аж до следующего поколения. Пока израильтяне, несмотря на их жалобы, были уверены, что двигаются к месту назначения, у Кораха и других недовольных не было реальных шансов побудить народ к восстанию. Когда же люди поняли, что не доживут до пересечения Иордана, Корах понял, что восстание возможно. Люди были разочарованы и было нечего терять.

 

До сих пор история Кораха остается весьма реалистичной. Лидер способен мотивировать своих людей, создав мечту. Но путешествие от реальности к идеалу, от начальной точки к месту назначения, чревато неудачами и разочарованиями. Вот тогда лидерам и грозит опасность свержения, или порой даже убийства. Корах является вечным символом архетипа: амбициозный человек с холодным расчетом, который разжигает недовольство лидером, обвиняя его в том, что тот является самолюбивым тираном. Он выступает против лидера во имя свободы, а в действительности просто хочет самостоятельно стать этим самым тираном.

 

 

Необычно то, как заканчивается эта история. Первоначально Моше предложил простой тест. И повстанцы, и Аарон должны были приготовить смесь на следующий день. Затем Б-г, должен был сообщить, чей вариант Он выбирает. Однако до этого Моше обнаружил, что был спровоцирован презрительным отношением Датана и Авирама. Чувствуя, что ситуация может выйти из-под контроля, он искал немедленного и драматического решения.

 

Моше сказал: “Вы поймете, что Г-сподь послал меня выполнять все эти вещи; все происходящее - это не мои личные желания; если они умрут, если их жизнь будет такой как у всего человечества - не Г-сподь меня послал. Но если Б-г принесет что-то невиданное, так, что земля откроет рот и поглотит их все со всем, что им принадлежит, и они живыми спустятся в преисподнюю, то вы узнаете, что эти люди отвергли Г-спода Б-га”.

 

Едва он успел закончить говорить, как земля открылась и поглотила мятежников. Чудо, на которое рассчитывал Моше свершилось. Согласно стандартному типу повествования, мы ожидаем сейчас, что эта ситуация закончит восстание и оправдает Моше. Небеса ответили на его призыв самым драматичным образом. Он оправдан. Конец восстания. Конец истории.

 

А вот как раз именно это и не происходит в конце. Это мощный колько Тора сложна - ее послание всегда настолько неожиданны. Вместо новостей об окончании восстания, мы читаем следующее:

 

 На следующий день люди начали возмущаться на Моше и Аарона, “Вы убили людей Б-жьих” - кричали они.

На этот раз вмешался сам Б-г. Он велел Моше собрать 12 членов, по одному от каждой группы и отправить их на ночь в скинию для собраний. На следующее утро эти 12 человек несли имя Аарона и племени Леви, оно цвело, распускалось и разрасталось, и был на нем миндаль. И только тогда восстание закончилось.

 

Это удивительная развязка, и ее посыл весьма глубок. Применение силы никогда не прекращает конфликт, а лишь сыплет соль на рану. Даже чудо, произошедшее с землей, не обеспечило Моше оправдания, которое он искал.

 

То, что закончило конфликт, было чем-то иным: видимый признак того, что Аарон избран самим Б-гом. Нежное чудо мертвого дерева, вернувшегося к жизни и пустившего плоды, предвосхищает знаменитые слова книги Притчей о Торе:

Это дерево жизни для тех, кто раскрывает ей свои объятья;

Те, кто прикоснуться к ней, будут благословлены.

 

Моше и Аарона обвинили в том, что те провалили свою миссию. Они вывели людей из Египта, чтобы привести их на землю Израиля. После фиаско разведчиков, эта надежда умерла. Ветвь, которая ожила, стала символом того, что надежда еще не мертва, а просто отложена. Следующее поколение будет жить, оно доберется до назначенного места. Б-г - это Б-г жизни, то, к чему Он прикасается, не умирает.

 

Эпизод из Кораха учит нас, что существует два способа разрешения конфликта: силой и убеждением. Первое - сводит на нет вашего противника; второе - вербует вашего противника, серьезно относясь к его проблеме и обращаясь к ней. Сила никогда не решает конфликт, даже в случае с Моше, даже если эта сила являет собой чудо. Никогда еще не было такого решительного вмешательства, как то чудо, которое проглотило Кораха и его единомышленников. Однако это не разрешило проблемы, а только усугубило ее. После того, как это произошло, те, кто не принимал участия в восстании, начали жаловаться, что “он убил народ Б-жий”. А разрешило конфликт маленькое чудо, которое показало, что Аарон был истинным избранником Б-га жизни. Недаром этому стиху, который называет Тору “деревом жизни”, предшествуют такие слова:

Его пути - пути приятностей;

И все эти пути являют собой мир.

 

Именно такое разрешение конфликтов в иудаизме - не силой, а приятностью и миром.

 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.