Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Опасность насмешки
Корах

Опасность насмешки

23 августа 2017, 10:53

Читая про восстание Кораха, трудно не удивиться его бессмысленной попытке  бросить вызов Моше Рабейну. Хотя стоит заметить, что в тот момент Корах сумел убедить большое количество людей в обоснованности его аргументов против Моше и Аарона.  Не смотря на то, что восстание началось с нескольких человек, к его разгару, говорит нам Тора,  он (Корах) собрал целую группу против Моше и Аарона. Как же он сумел инициировать такой мощный бунт против тех, кто вывел еврейский народ из пустыни и показал им бесчисленные чудеса?

 

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратить внимание на другую проблему в нашей недельной главе.  Одним из главных доводов Кораха и поддерживающих его было несогласие с назначением Первосвященника (Коэн Гадоль).  Корах утверждал, что выбор являлся актом фаворитизма Моше к своему брату. После того, как мятежники были наказаны различными ужасными страданиями, Б-г приказал Моше доказать, что божественное назначение Аарона было сделано проверкой его посоха – когда посох расцвел, доказывая, что Аарон заслуживает титул Первосвященника.  После этого чуда  все недовольство исчезло.

 

Рав Лейб Хазман спрашивает, почему Б-г приказал испытание посохом только ПОСЛЕ великих наказаний, которые Он послал.  Если бы чудо с посохом произошло в самом начале,  оно могло бы послужить  доказательством недействительности доводов против Моше и Аарона, тем самым делая наказание ненужным. Он обращает внимание на очень важный урок в психологии человека. Корах знал, что он не одержит победу над Моше в битве логики, так как Моше был крепок в своей позиции. Также Корах понимал, что Моше нереально победить рациональными путями. Именно поэтому он обратился к разрушающему оружию насмешки, с помощью которого он смог унизить Моше и Аарона не используя никаких логических доводов. Мы видим это объяснение в словах Раши, который объясняет, каким образом Корах сумел убедить так много людей согласиться с ним; Тора говорит, что Корах собрал людей против Моше и Аарона. Вопрос состоит в том, как же он сумел преуспеть в таком колоссальном деле.  Раши говорит, что он смог сделать это с помощью «слов насмешки».

 

Рав Хазман продолжает, что насмешники игнорируют силу разума и пробуждают животное начало человека, где логика бессильна. Это объясняет нам смысл пасука (стиха) Мишлей, который призывает нас не осуждать насмешников; насмешники не заинтересованы в логических аргументах, скорее они хотят, чтобы человек продолжал со своим стилем жизни и унизят любые попытки что-то изменить. Другой пасук Мишлей говорит, что единственный способ смирить насмешника – через страдания.  «Подготовь наказание насмешникам» Месилат Йешарим объясняет, что в идеале человек должен расти и учиться на своих ошибках через изучение Торы и самосозерцание, однако на насмешника не действуют данные методы, так что единственный выход – это страдания.

 

 

Поэтому, продолжает рав Хазман, Б-г послал чудо посоха только после наказания, которое постигло Кораха и его сторонников. Сила насмешек игнорировать логику настолько сильна, что она может отвергнуть явные чудеса, если они конфликтуют с интересами насмешника.  Если бы чудо случилось перед наказанием, мятежники нашли бы способ принизить его с помощью издевательских комментариев.  И только после  разрушительных наказаний насмешники были сокрушены и только те кто спаслись смогли  лицезреть чудо расцветающего посоха.

 

Это объясняет как Корах смог сподвигнуть множество людей на необдуманные действия и подвергнуть сомнению Моше Рабейну.  Насмешки настолько затмили разум людей, что они стали абсолютно слепы к опасностям, которые ждали их на пути с Корахом. Месилат Йешарим четко описывает разрушающую природу насмешек.  Он говорит, что это один из главных факторов, которые делает людей открытыми к греху.  Насмешки не дают человеку серьезно анализировать ситуацию, в которой он находится, так как они превращают все серьезные проблемы в шутку.  Человек не станет вслушиваться в упреки, скорее начнет высмеивать того, кто упрекает вместо того, что задуматься над своим поведением. На самом деле, насмешки появляются с необходимостью избежать проблемы, с которыми человек должен разобраться для полноценного служения Вс-нему. Согласитесь, что намного легче высмеять возможность духовного роста, чем разобраться со своими проблемами.

 

Корах использовал насмешки, чтобы обмануть других, но йецер ара использует их также для того, чтобы обмануть нас самих, а все для того, чтобы воспрепятствовать нашему духовному развитию. Мы учим от рав Хазмана, что единственный способ ослабить силу насмешек – это наказание. Чем страдать без причины, намного продуктивней «страдать» меньшей болью мусара. Это возможно различными способами; изучение таких трудов мусара, как Месилат Йешарим, в котором проблема насмешек рассматривается досконально; искреннее принятие упреков от Раввинов или друзей; другой способ – это честный самоанализ своих поступков. Бесспорно, данные варианты более желанны, чем страдания.

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Править = служить
Наука доверять
Полный текст главы "Корах"
Уроки восстания
Законы выкупа первенцев