Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Шабат в начале или в конце?
Ки Тиса

Шабат в начале или в конце?

рав Джонатан Сакс
22 февраля 2018, 13:00
Время прочтения Время прочтения: 6 мин.

Тора рассказывает чрезвычайно длинную и детальную историю о создании Скинии дважды: первый раз - как Б-жественное наставление, второй - как человеческую реализацию. В обоих случаях строительство сопоставляется с заповедью о Субботе.

В этом есть галахические и теологические последствия. Во-первых, согласно еврейской традиции, сопоставление предназначалось для обозначения того, что заповедь соблюдения Шабата превосходит строительство Скинии. Это не только седьмой день, на который заканчивается обычная работа, этот день приносит и отдых от святого труда - сооружение дома для Г-спода. Действительно, устная традиция определила “работу”, запрещенную в Субботу, включая 39 наименований труда, необходимых для постройки Святилища.

На более метафизическом уровне скиния отображает создание вселенной Б-гом. Как и Б-жественная работа, человеческая деятельность тоже заканчивается в Шабат. Святость места занимает вторую ступень после времени.

Однако, между инструкцией, данной Б-гом, и указанием, данным Моше, есть заметная разница. В первом случае заповедь о Шабате появляется в конце, после детальной инструкции. Во втором случае, она появляется вначале. Почему так?

Талмуд в трактате о Шабате поднимает такой вопрос: что делать, если вы вдали от человеческого обитания и забыли, какой “сегодня” день? Как соблюсти Шабат? Талмуд дает два ответа:

Рав Гуна сказал: “Если человек путешествует, находится в дороге или в пустыне и не знает, когда наступит Суббота, он должен отсчитать шесть дней (от последнего дня, который он помнит) и соблюсти его”. Рав Гия говорил: “Он должен соблюсти один день, а затем отсчитать шесть дней”. В чем разница? Одно утверждение говорит о создании мира, второе говорит о том, что это похоже на случай Адама.

С точки зрения Б-га, Шабат - это седьмой день. Однако, с точки зрения человека, созданного на шестой день, Шабат - это первый день. Дискуссия заключается в том, какой из вариантов нам следует принять.

Таким образом, на элементарном уровне, мы понимаем, почему Суббота идет в последнюю очередь, когда об этом говорит Б-г, и почему она стоит на первом месте, когда об этом говорит Моше (человек). Для Г-спода, Шабат - это последний день, для человека - первый. Однако на кону нечто более фундаментальное.

Когда дело доходит до Б-жественного творения, между намерением и выполнением нет разрыва. Г-сподь сказал и мир возник. В отношении Б-га Исаия говорит:

Я знаю конец с самого начала,

С древних времен, что еще впереди.

Я говорю: Моя цель устоит,

И я сделаю, что захочу.

Б-г знает заранее, как все случится.  С людьми все иначе. Часто мы не видим результат на заре деяния. Великий писатель не знает, как закончится роман, пока не напишет его; композитор не знает какой будет симфония; художник не знает, какой будет картина в финале. Креативность чревата риском. “Закон непреднамеренных последствий” говорит о том, что революции редко заканчивались так, как планировалось. Программа, созданная для помощи, может иметь совершенно обратный эффект. Хайек придумал фразу “фатальная самонадеянность” для того, что он видел неизбежным провалом социальной инженерии, - идея о том, что можно заранее спланировать поведение человека. Нет, мы не можем этого сделать.

Один из вариантов - позволить вещам случится так, как они должны случится. Такое смирение, однако, совершенно противоречит еврейскому взгляду на историю. Мудрецы сказали: “Если вы встречаете слово vayehi (и это случилось), то знайте - это прелюдия к трагедии”. Когда вещи просто случаются, у них редко бывает счастливый финал.

Читайте также: Падение — это часть подъема

Другой вариант (уникальный, насколько мне известно, для иудаизма) - это раскрыть финал в самом начале. Таково значение Шабата. Шабат - это не просто день отдыха, это и ожидание “конца истории”, мессианского времени. В этот день мы восстанавливаем утраченную гармонию Эдемского сада. Мы не стремимся делать, мы довольны тем, что мы просто есть. Нам запрещено управлять миром, вместо этого мы просто празднуем его как произведение искусства, созданное Б-гом. Нам нельзя проявлять власть или господство не только над людьми, но и над домашними животными. Бедный и богатый празднуют Субботу одинаково, с равным достоинством и свободой.

Ни одна утопия никогда не была реализована (слово utopia, кстати, означает место), с одним исключением - мир грядущий. Причина кроется в том, что мы репетируем его каждую неделю, один из семи дней. Суббота - генеральная репетиция идеального общества, которое еще не наступило, но обязательно наступит, ведь мы знаем к чему мы стремимся - мы испытали это в самом начале.

Теперь мы начинаем ощущать символическую драму создания скинии в полном объеме. В пустыне, задолго до того, как израильтяне перешли Иордан и вошли в землю обетованную, Б-г велел им создать миниатюрную вселенную. Это было бы местом тщательно откалиброванного порядка - поскольку вселенная является таким местом. В настоящее время ученые называют это “антропольным принципом”, заключение о том, что законы физики и химии точно настроены на возникновение жизни (смотрите книгу Королевского Астронома, сэра Мартина Риса, “Просто шесть чисел: глубокие силы, что формируют вселенную”). Так же и скиния должна была быть точной в своей конструкции и размерах. Создание скинии было символическим прототипом создания общества. Как это было земным домом Г-сподним, таким будет и общество, если израильтяне будут соблюдать законы Б-жьи.

Конечным результатом такого общества является гармония существования, которую мы до сих пор еще не познали, живя в мире труда и усилий, конфликтов и конкуренции. Однако Б-г хотел, чтобы мы знали к чему стремимся, чтобы мы не сбились с пути в пустыне времени. Вот почему когда дело дошло до создания скинии человеком, Шабат встал на первое место, хотя в глобальном масштабе “исторический Шабат” (мессианский век, мир грядущий) наступит только в конце. Г-сподь “открыл нам конец в самом начале” - исполненный отдых после творческого труда и мир, который в один день займет место раздора - для того, чтобы мы одним глазком увидели место назначения перед тем, как начнем путешествие. Только тот, кто знает куда он идет, достигнет своей цели, независимо от скорости движения.  

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Еврей-феминист
Царь Соломон
Реки времен
До какого состояния надо напиться в Пурим?
Как король Марокко евреев от нацистов спас