Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Ки Тиса"
Ки Тиса

Полный текст главы "Ки Тиса"

U-jew
24 сентября 2017, 13:17
Время прочтения Время прочтения: 29 мин.

Исчисление евреев после греха золотого тельца

Вс-шний повелел Моше пересчитать сынов Израиля.

Пересчет сынов Израиля был предпринят уже в третий раз:

- Первая перепись состоялась, когда они отправились в Египет. Тогда семейство Яакова насчитывало семьдесят душ.

- Во второй раз они были сосчитаны, когда покидали Египет. Тогда, как сказано в Торе, их было 600 тысяч мужчин.

- Теперь, на следующий после Йом-Кипура день, в первый год их пребывания в пустыне, сынов Израиля считали в третий раз.

Много евреев погибло во время чумы, последовавшей за грехом тельца, и Ашем хотел определить количество оставшихся в живых.

Хотя Сам Ашем знал, сколько евреев осталось в живых, Он дал эту заповедь сынам Израиля ради них самих. После происшествия с тельцом народы ликовали: «Посмотрите на этот народ, сорок дней назад провозгласивший наасэ венишма на горе Синай! Теперь он сделал золотого тельца! Их грех непростителен, и Ашем никогда снова не сделает их своим народом!». Чтобы опровергнуть это утверждение, Ашем повелел: «Сосчитайте поголовно сынов Израиля». Ашем использовал выражение сеу эт рош, что буквально означает «вознесите головы!». Он объяснил Моше, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом. Таким образом подсчет с помощью пожертвованных евреями монет действительно «поднимет их головы», послужив искуплением золотого тельца.

Услышав слова Вс-шнего, Моше испугался. Он подумал, что от евреев потребуется крупная монета.

«Все не так, как ты думаешь, Моше, - заверил его Ашем. - Вам не понадобится платить Мне ни сто, ни пятьдесят, ни даже тридцать серебряных шекелей. Все, что Я прошу от каждого еврея, это пожертвовать одну мелкую монету, стоимостью полшекеля!»

Пожертвованные во время переписи полшекеля были использованы для изготовления серебряных подножий брусьев Мишкана. Использование полушекелей для их изготовления символизировало, что пожертвования сынов Израиля заложили после их греха новую основу для присутствия среди них Вс-шнего.

Почему Ашем повелел пожертвовать монету в полшекеля, а не целый шекель?

То был знак прощения. Ашем сказал: «Они согрешили по прошествии половины дня после момента, в который ожидали возвращения Моше. Пусть же они поэтому получат искупление за полшекеля. Кроме того, полшекеля равны десяти герам. Полушекель искупает нарушение Десяти Заповедей, которое они совершили, поклонившись тельцу».

Пожертвование полушекеля каждым евреем не является одновременной заповедью, связанной с грехом тельца. Это постоянное пожертвование, которое евреи должны вносить ежегодно. На собранные средства покупались животные для жертвоприношений общины, так что весь народ имел долю в жертвоприношениях.

Левиты, которые не участвовали в происшествии с золотым тельцом, не должны были жертвовать полшекеля во времена Моше. Они, однако, должны были давать ежегодное пожертвование на Храм.

Собранные шекели служили двум целям: они были пожертвованием для Мишкана и в то же время - средством счета, потому что Всевышний запретил считать самих евреев. Он сказал Моше: «Не считай сынов Израиля по головам, иначе произойдет мор».

Причина запрещения заключается в том, что Б-жественное благословение не пребывает на сосчитанном или измеренном.

 

Повеление изготовить сосуд для омовений

Ашем повелел сделать особый медный бассейн с водосточными желобками и поставить его во дворе Мишкана - между Мишканом и Жертвенником. Умывальник (кипор) наполнялся водой каждое утро, чтобы священнослужители могли омыть водой руки и ноги перед началом службы. Если коэн не выполнял заповеди омовения водой, нарушение навлекало на него смерть с Небес.

 

Масло помазания и воскурения

Моше приготовил масло помазания (шемен амишха) следующим образом: Ашем продиктовал ему список лучших благовоний, указывая их качество и вес. Каждый вид пряностей был размельчен по отдельности. Затем пряности смешали и замочили в воде, чтобы вода наполнилась их ароматом. К воде добавили оливковое масло, и эту смесь кипятили, пока вода не испарилась и не осталось лишь пряное масло. Масло помазания хранилось в специальном сосуде и использовалось для помазания первосвященников и царей династии Давида. При освящении Мишкана все его сосуды также были помазаны шемен амишха.

Хотя Моше изготовил лишь двенадцать логов (приблизительно 8-9 литров) масла, этого количества чудом хватило для всех последующих поколений. Им же пользовались и во времена Второго Храма. Сосуд с шемен амишха был спрятан во время разрушения Храма и будет возвращен нам во времена Машиаха.

Моше, кроме того, приготовил кторет (воскурения), смешав одиннадцать благовоний, названных Ашемом. Одно из этих пахучих растений, хелбена, издает резкий запах. Благовония для кторет следовало растолочь и перемешать. Горсть этой смеси ежедневно сжигалась на Золотом жертвеннике.

Для личного пользования запрещалось изготовлять смесь точно в тех же пропорциях, что и для воскурений. На приготовлении кторет для Храма специализировались члены семьи Автинас.

Они настаивали, чтобы секрет этого искусства оставался в их семье, отказываясь посвятить посторонних в используемый ими метод размельчения и смешивания пряностей для получения наилучшей смеси.

Мудрецы, желавшие научить приготовлению кторет и других, привезли группу знатоков из Александрии, чтобы те взяли на себя заботу о кторет. Однако эти умельцы не могли изготовить воскурений, дым которых поднимался бы к небу строго вертикально. А поскольку существует алахическое правило, что дым должен подниматься к Небесам столбом, мудрецы вынуждены были снова обратиться к семье Автинас.

Понимая, что их умение незаменимо, коаним семейства Автинас потребовали удвоения жалования.

«Почему вы с самого начала отказывались научить других искусству приготовления кторет!» - упрекнули их мудрецы. Коаним объяснили: «Наша семья знает, что когда-нибудь Храм будет опустошен. Поэтому мы опасались, что, если секрет приготовления воскурений окажется у недостойных людей, они могут злоупотребить им для идолопоклонства после разрушения Храма».

Мудрецы не приняли этих объяснений, поскольку поведение Автинас показывало, что они сохраняли тайну ради себя, своей славы и денег.

Однако мудрецы похвалили семейство Автинас за другой аспект их поведения: ни одна из невест этого дома никогда не пользовалась никакими благовониями. Автинас не хотели, чтобы люди подозревали их в использовании пряности кторет для личных целей.

Нечто подобное рассказывают наши мудрецы и о семье Гармо из колена Леви, которой была поручена выпечка лэхем апаним.

Талмуд заключает: «Человеку не следует опасаться, что кто-нибудь другой воспользуется заработком или положением, которые были суждены ему Небесами. Никто не теряет свою работу из-за другого, потому что никто не может прикоснуться к тому, что было предназначено другому».

Умельцы из Египта не смогли повторить то, что делали семейства Автинас и Гармо, потому что этим семьям свыше было суждено занять определенное положение в Храме.

 

Бецалель - строитель Мишкана, Аолиав - его помощник

Когда Моше во время своего пребывания на Небесах получил указание о предстоящем сооружении Мишкана, у него создалось впечатление, что ему поручается построить его собственными руками. Но перед тем как Моше покинул Небесный стан, Ашем открыл ему: «Хотя Я объяснил тебе план Мишкана и устройство всех его составных частей, не ты будешь умельцем, который его соорудит. Ты должен быть вождем, а не мастеровым!»

«Кто же тогда построит Мишкан!» - спросил Моше.

«Эта задача будет поручена Бецалелю бен Ури бен Хур», - поведал ему Ашем.

Бецалель был внуком Хура, убитого во время происшествия с золотым тельцом. Сооружение Мишкана внуком Хура должно было искупить вину, приведшую к смерти Хура. Бецалель приходился правнуком сестре Моше Мирьям. Она была вознаграждена мудрым и понятливым потомком, который знал, как построить Мишкан, в награду за страх перед Ашемом, который побудил ее ослушаться приказа египетского фараона убивать еврейских новорожденных.

В то время Бецалелю было всего тринадцать лет. Моше удивился, что столь молодому человеку поручена столь грандиозная задача, как сооружение Мишкана.

«Он предназначен для этого с момента Творения», - открыл Ашем пророку. Ни один вождь не возглавлял общину, если это не было суждено ему свыше.

Вс-шний наделил Бецалеля мудростью и разумением, чтобы тот смог успешно выполнить свою миссию. Зная Б-жественную формулу, при помощи которой были созданы небо и земля, он смог создать и Мишкан, что было задачей, равной Сотворению вселенной.

Моше повелел Бецалелю: «Сначала построй Ковчег, затем остальные сосуды и наконец - шатер Мишкана».

«Мой учитель, Моше, - возразил Бецалель, - если кто-то строит дом, то разве он не должен сначала соорудить внешнюю конструкцию, чтобы было куда поставить все, что должно находиться внутри? Если я сначала сооружу Ковчег, то где я его поставлю, когда он будет закончен? Разве Ашем не сказал тебе, что я сначала должен построить сам Мишкан и лишь затем Ковчег и другие принадлежности Мишкана!»

Ашем повелел Моше назначить помощником Бецалеля Аолиава из колена Дана. Аолиав не работал самостоятельно, а помогал Бецалелю на каждом этапе строительства. Ашем объединил в строительстве Мишкана Бецалеля из колена Иеуды и Аолиава из колена Дана. Колено Иеуды было самым многочисленным, а колено Дана - самым маленьким.

Соединив их, Ашем научил евреев не презирать «маленьких» людей, потому что в глазах Всевышнего малый и великий равны.

Человек незначительный, но служащий Ашему всеми своими силами, стоит в одном ряду с более одаренным, потому что Ашем судит человека по побуждениям его сердца.

Сорок дней на Небесах. Сапфировые Скрижали

После дарования Торы Моше сорок дней оставался на Небесах, изучая Тору прямо из уст Ашема.

Ашем обучал Моше принципам Торы, чтобы он смог с их помощью вывести каждую из бесчисленных подробностей, содержащихся в каждом слове, в каждой букве Торы. И хотя Моше учился прилежно, в его сознании не сохранилось ни одной из тех основ Торы, о которых он слышал от Ашема. По прошествии сорока дней интенсивного учения его ум был по-прежнему как чистая доска, и он не мог вспомнить ничего из того, что изучал. Впоследствии Ашем дал ему в качестве Б-жественного дара способность сохранять свои знания.

Неспособность Моше вспомнить изученное объяснялось тем, что он не полностью превратился из существа физического в духовное. Сорок дней, проведенных им на Небесах, были днями духовного возрождения, в чем-то подобными периоду формирования зародыша в чреве матери. Только в конце этих дней он достиг духовного уровня, необходимого для сохранения Торы.

В конце сорока дней Ашем вручил Моше две одинаковые по форме и размеру сапфировые Скрижали (лухот). На них Он начертал Десять Речений (Десять Заповедей).

Ашем начертал Десять Заповедей (Речений) на сапфире, чтобы указать сынам Израиля, что невыполнение заповедей приведет к казни по решению Бейт-Дина через побиение камнями (скила).

Вс-шний счел нужным начертать Десять Заповедей не на одной, а на двух отдельных Скрижалях. Это символизирует:

- небо и землю (чтобы научить нас, что небо и земля были созданы только ради изучения Торы и ее соблюдения);

- жениха и невесту (первая Скрижаль содержит заповеди, касающиеся обязанностей человека по отношению к его Творцу, Который называется женихом Общины Израиля; вторая Скрижаль представляет собой невесту, Общину Израиля, потому что на ней изложены заповеди о взаимоотношениях между людьми);

- двух посланцев Вс-шнего (две Скрижали символизируют двух посланцев, знакомящих еврейский народ с Торой; один из них - Моше, преуспевший в исполнении заповедей, определяющих взаимоотношения человека с его Творцом; второй - добрый, миролюбивый Аарон, служивший прекрасным примером соблюдения заповедей, касающихся взаимоотношений человека с его ближним);

- два мира: земной мир, аолам азэ, и будущий мир, аолам аба (чтобы дать понять, что за выполнение заповедей, начертанных на двух Скрижалях, человек получает в награду оба мира).

Буквы были прорезаны в камне насквозь, так что заповеди можно было читать с обеих сторон.

 

Почему сыны Израиля согрешили

Нельзя недооценивать величия Поколения Пустыни. После произнесения у горы Синай наасэ венишма евреи напоминали скорее ангелов, чем людей. Они достигли того уровня, на котором находился Адам, пока не согрешил, и Ашем объявил их неподвластными Ангелу Смерти.

Ашем избрал Поколение Пустыни из всех поколений для получения Его Торы, зная, что все они - праведники, - настолько они были сильным духом и держали под контролем свой ецер ара.

Но если так, то почему они споткнулись и совершили грех золотого тельца?

Случай с золотым тельцом должен был доказать, что, как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение. Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-шний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться к Вс-шнему.

Вс-шний оценил проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав (три тысячи человек, или полпроцента общины) со всем пылом служили золотому тельцу.

 

Грех золотого тельца

Перед тем как взойти на Небеса, чтобы получить Скрижали, Моше заверил народ: «Я вернусь ровно через сорок дней до полудня». На это время он назначил своего брата Аарона и сына Мирьям руководить общиной.

Наконец наступило шестнадцатое Тамуза, последний из сорока дней. Вот прошел и полдень. Но где Моше?

Когда Моше не вернулся к полудню, сыны Израиля поняли, что в этот день он не вернется, поскольку на гору он поднялся ранним утром. По их расчетам, сорок дней уже прошли, потому что они включили в это число и день ухода Моше. Но им не следовало считать этот день, так как он не являлся полным двадцатичетырехчасовым циклом (ведь Моше находился в стане в ночь, предшествовавшую этому дню). Раз Моше ушел седьмого сивана, то, по мнению народа, он должен был вернуться шестнадцатого тамуза. На самом же деле он должен был прийти лишь семнадцатого тамуза.

Народ Израиля, состоявший из 600 тысяч мужчин, а также женщин, детей и младенцев, вдруг остро почувствовал, что находится в огромной и страшной пустыне, где обитают хищные звери, змеи и скорпионы, и что он здесь без своего великого вождя, который служил связующим звеном между народом и Всевышним.

И тут евреям явился Сатан и спросил: «Ну, где ваш Моше?»

«Он на Небесах», - ответили ему сыны Израиля.

«Но полдень уже миновал. Странная, согласитесь, задержка, - заметил Сатан. - Так что считайте, что Моше пропал!»

Но сыны Израиля пренебрегли его насмешками.

Тогда Сатан стал посылать им ужасные видения мертвого Моше. Все увидели труп Моше, висевший между небом и землей. Видение было таким четким, что на него можно было указать пальцем.

Столкнувшись с ложным пророчеством, евреи оказались в сложном положении. Ясно и неопровержимо им явилось вроде бы подлинное видение мертвого Моше, и они должны были отвергнуть его именно как ложное пророчество, потому что оно противоречило заверениям Моше.

Эрев рав, разношерстная толпа выходцев из Египта, присоединившихся к сынам Израиля во время Исхода, быстро сдалась перед Сатаном. Отсутствие Моше предоставило эрев рав долгожданную возможность потребовать изменения своего статуса.

Поэтому они воскликнули: «Кто знает, вернется ли когда-нибудь Моше? Ашем может задержать его на Небесах, чтобы говорить с ним о Торе. Или ему причинили вред ангелы!»

Смутьяны подошли к Аарону, Хуру и семидесяти старейшинам и потребовали: «Раз Моше исчез в далеких высях, то все сообщество обречено на гибель. Дайте нам замену! Мы хотим вождя, который предоставит нам равенство с евреями по рождению!»

Хур объяснил народу, что не нужно искать новый объект, на котором будет пребывать Шехина, поскольку народ Израиля, в отличие от всех других народов, ведет Сам Вс-шний. Тогда некоторые из народа, из среды самых низменных элементов, поднялись и забили Хура камнями насмерть.

Эрев рав обратились к старейшинам, потребовав нового вождя, но те отказали им. В конце концов эрев рав обратились к Аарону с требованием: «Дай нам вождя, потому что мы не знаем, что случилось с этим Моше!»

Они хотели сделать изображение, на котором будет пребывать Шехина Вс-шнего.

Почему евреи выбрали именно изображение тельца? Дело в том, что они страстно желали воскресить то видение на горе Синай, в котором они увидели Всемогущего в окружении четырех животных, впряженных в Небесную Колесницу. Одно из этих животных напоминало быка.

Аарон твердо знал, что в конце концов Моше вернется, но он рассуждал так: «Если они убьют и меня, то их преступление уже нельзя будет простить, потому что исполнится стих (Эйха, 2:20) “Коэн и пророк убиты в святилище Вс-шнего”, поскольку я и коэн, и пророк».

Чтобы оттянуть время и задержать осуществление их плана, Аарон приказал: «Принесите мне золотые серьги ваших жен и детей». Он надеялся, что женщины не захотят расстаться со своими драгоценностями; между мужьями и женами возникнут споры, и так пройдет еще один день, после которого Моше наверняка вернется.

И в самом деле, женщины отказались расстаться со своими драгоценностями. Но не потому что были очень к ним привязаны, а потому что не хотели отдать их на изготовление идола.

Преданность женщин Вс-шнему была вознаграждена. Все мужчины этого поколения, сделавшего тельца, умерли в пустыне и не попали в Эрец Исраэль, а все женщины остались в живых и вошли в Святую Землю. Более того, в качестве особого праздника женщинам был дан Рош-Ходеш (новомесячье), чтобы они праздновали его во все поколения.

Существует обычай, по которому женщины воздерживаются от работы в Рош Ходеш. И это хороший обычай.

Кроме женщин, в приношениях золота для тельца не участвовало и колено Леви. Так же поступили все вожди и все праведники Общины Израиля.

Несмотря на отказ женщин, план Аарона потерпел неудачу, потому что мужчины жертвовали золото очень рьяно.

Приняв золото, Аарон бросил его в огонь, чтобы оно расплавилось, и приготовил резец, чтобы сделать изображение.

И тут два египетских мага, Янус и Ямбрус (сыновья пророка-злодея Билама), пустили в ход свое искусство. Один из них взял две трети золота, а другой - оставшуюся треть. Они смогли направить на золото отсвет изображения быка Небесной Колесницы. Другой человек, Миха, который маленьким ребенком был замурован в стену в Египте, а потом спасен Моше, помог им, бросив в огонь табличку с надписью «Але, шор», «Появись, бык». То была та самая табличка, которую Моше бросил в реку Нил, чтобы поднять из вод гроб Иосефа (перед самым выходом евреев из Египта).

И вот из огня появился ревущий как гром и бьющий копытами живой телец. Так Вс-шний разрешил Сатану совратить сынов Израиля.

Ашем сказал Аарону: «Ты оступился из-за деяний двух нечестивцев, Януса и Ямбруса, поэтому Я возьму жизнь двух твоих сыновей!»

Аарон был вознагражден Вс-шним за добрые намерения, но наказан за внешнюю сторону своего поведения - за участие в изготовлении тельца. Поскольку Аарон был праведником, на него было наложено суровое наказание смертью сыновей. Ведь чем праведнее человек, тем суровее возмездие.

В дополнение к первому изваянию, которое было объявлено главным, эрев рав соорудили еще двенадцать тельцов, по одному для каждого колена. Указывая на них, эрев рав воскликнули: «Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта!»

Сыны Израиля отнеслись к тельцу по-разному. Одни считали его посредником, на котором будет пребывать Присутствие Вс-шнего. Другие собирались поклоняться самому тельцу. Третьи обрадовались ему как возможности сбросить жесткие нравственные ограничения, накладываемые Торой, и воспользовались его появлением как предлогом для оправдания распущенного поведения. И каждую из этих групп Ашем наказал в соответствии с ее мыслями и намерениями.

Народ хотел построить жертвенник и собирался молиться Ашему, чтобы на жертвенник снизошел Небесный огонь. Аарон, однако, потребовал, чтобы сооружение жертвенника поручили ему одному. В действительности же он думал: «Если жертвенник будут строить все, то каждый принесет по камню и постройка вскоре будет закончена. Я же задержу его сооружение до вечера, так что до завтра не будет никаких жертвоприношений. А к тому времени вернется Моше!» Аарон знал, что этот жертвенник не станет местом пребывания Шехины. Тем не менее он согласился на его сооружение, потому что готов был скорее принять вину на себя, чем допустить, чтобы за грех его строительства были наказаны сыны Израиля.

Аарон объявил с печалью в голосе: «Завтра состоится празднество в честь Ашема!» Тем самым он недвусмысленно заявил, что праздник готовится в честь Ашема, а не в честь тельца. Но в словах Аарона содержалось также трагическое пророчество, и отсюда была его печаль. Действительно, будет «праздник Ашема» на следующий день. Но то будет праздник уничтожения грешников из среды Израиля.

На следующее утро эрев рав поднялись раньше всех. Они стали восхвалять тельца как бога.

В тот самый момент, когда народ поклонялся идолам, Ашем на Небесах наносил Десять Речений на две сапфировые Скрижали в дар Своему народу, чтобы дать ему вечную жизнь.

Эрев рав побудили первенцев Израиля также принести жертвы тельцу. С тех пор первенцы утратили свое право совершать служение. Это право было передано колену Леви.

Хотя тельцу поклонялись в основном неевреи, а практически только эрев рав, Ашем, как мы уже сказали, посчитал виновными всех сынов Израиля, поскольку те не протестовали против поведения грешников.

Как только в стане Израиля появился телец, Облако Славы ушло. Так евреи остались без Б-жественной защиты. В довершение всего 600 тысяч ангелов спустились сверху и сняли с еврейского народа Небесные драгоценности, данные ему во время дарования Торы, - две Б-жественные короны, которые каждый еврей получил за произнесение слов наасэ венишма. Эти короны делали евреев неподвластными Ангелу Смерти. Согрешив и лишившись своего духовного величия, наши предки вновь стали смертными.

Если бы не память об АвраамеИцхаке и Яакове, Ашем в этот раз уничтожил бы всю Общину Израиля.

 

Моше защищает Общину Израиля

После происшествия с золотым тельцом Ашем на Небесах обратился к Моше с суровыми словами: «Сойди вниз! Ты больше не вождь этому народу! Я возвысил тебя ради них, однако не прошло сорок дней после дарования Торы, как они согрешили. Горе невесте, которая стала развратничать еще под хупой (свадебным балдахином)!»

Ашем упрекнул Моше: «Когда сыны Израиля покинули Египет, ты захотел, чтобы эрев рав присоединился к ним. Я советовал тебе не допускать этого, но ты - по своей доброте и скромности - попросил Меня принять их, несмотря на их недостойные качества. Теперь эти самые эрев рав соорудили золотого тельца и склонили сынов Израиля к греху!»

Моше был поражен. Он не знал, как ему реагировать на такое поразительное известие, и не мог произнести ни слова.

Сам Вс-шний подсказал Моше, что делать дальше. Он потребовал: «Оставь Меня - и Я уничтожу их!» Из слов «оставь Меня» (а ведь Моше еще не вымолвил ни одного слова в защиту Израиля) Моше понял, что должен заступиться за еврейский народ.

Ашем сказал Моше: «Они заслуживают уничтожения. Я увидел, что они - народ жестоковыйный!»

Сыны Израиля - народ упрямый. Они были наделены упрямством для того, чтобы с ее помощью достичь духовного величия. Она позволяет им посвятить себя служению Вс-шнему, отвергнуть все материальные устремления и пожертвовать своей жизнью ради Него.

Ашем не только предложил Моше произвести от него великий народ вместо Общины Израиля, которая будет уничтожена, но сразу же отправил пятерых ангелов, чтобы уничтожить еврейский народ.

Моше весьма искусно защищал Общину Израиля, так что его молитва искупила наш народ - и защищает по сей день. Моше отказался от предложения Вс-шнего стать праотцем нового народа. Он возражал: «Царь Вселенной, если стул с тремя ножками начинает качаться, то как может оставаться устойчивым стул с одной лишь ножкой? Если заслуг трех патриархов - Авраама, Ицхака и Яакова - недостаточно, чтобы защитить Общину Израиля от Твоего гнева, то как же могу я, один человек, надеяться защитить их? Если мои потомки когда-либо согрешат, то заслуг одного человека будет, конечно, недостаточно, чтобы спасти их от смерти! Кроме того, я не могу принять Твое предложение, потому что мне будет стыдно перед Авраамом, Ицхаком и Лаковом. Они подумают: “Какой эгоистичный вождь достался Общине! Он пользуется случаем, чтобы возвыситься, вместо того чтобы просить о милосердии ко всей Общине!” Пусть покинут Тебя Твои мысли об уничтожении!»

Так Моше своими молитвами спас Общину Израиля от немедленного уничтожения. Однако, несмотря на все просьбы, он спустился с Небес, не добившись прощения за совершенный народом грех.

Только позднее, после уничтожения тельца, наказания грешников и еще сорока дней, проведенных Моше в молитве на Небесах, Ашем простил сынов Израиля.

Итак, Моше в страхе покинул Небеса. В одной руке он нес чудесные сапфировые Скрижали, которые, несмотря на внушительные размеры, были невесомы и сами перемещались в пространстве.

 

Моше разбивает Скрижали

Спустившись к подножию горы, Моше обнаружил своего верного ученика Иегошуа, который ждал его там все сорок дней. Вместе они приблизились к стану и услышали бурные звуки празднества вокруг тельца.

Они вошли в стан и увидели золотого тельца, и веселье и танцы вокруг него. Лицо Моше запылало от гнева. Моше собрался уходить, чтобы вернуть Скрижали Вс-шнему, но старейшины заметили его и бросились ему вслед. Они схватили Скрижали. Моше пытался оттолкнуть их, завязалась борьба. Но Моше был сильнее, чем все семьдесят старейшин, вместе взятых. Он вырвал Скрижали из их рук, но, взглянув на Скрижали, увидел, что все написанное на них исчезает прямо на глазах.

Скрижали, которые держал в руках Моше, превратились в обычные (пусть и драгоценные) камни. Поднял их Моше и со всех сил бросил на землю. Они тут же разбились.

Моше поступил таким образом по нескольким причинам.

Прежде всего, он опасался, что приговор Вс-шнего Общине Израиля будет более суровым, если евреи получат Скрижали. Но если у них не будет Скрижалей, то они будут наказаны менее строго.

Более того, разбив Скрижали, Моше намеревался спорить с Ашемом: «Я так же виновен, как и они. Если Ты простишь их, то прости и меня за то, что я разбил Скрижали. Но если Ты откажешься простить их, пусть я тоже буду виновен!»

Почему Моше не разбил Скрижали сразу после того как Ашем сказал ему, что евреи сделали идола? Моше ждал, пока воочию не увидел преступление.

Вс-шний одобрил поступок Моше, воскликнув: «Яшир коах! Ты хорошо сделал, разбив Скрижали!»

Уничтожение Скрижалей было замещением уничтожения еврейского народа.

В момент уничтожения Первых Скрижалей на Небесах было постановлено, что с этого времени Израиль будет изучать Тору в бедности, страданиях, рабстве и изгнании. Но за усилия держаться Торы, несмотря на все трудности, награда евреев будет удвоена и утроена во времена Машиаха.

 

Смерть поклонявшихся тельцу и испытание Израиля водой «соты»

Взглянув на народ, Моше увидел, что Шехина покинула стан. На лбу всех идолопоклонников появились пятна проказы.

В тот миг, когда Моше вступил в лагерь, его брат Аарон стоял возле тельца с молотком в руке, словно намереваясь нанести на изваянии последние штрихи. Дело в том, что Аарон собирался сказать народу, что телец еще не закончен, и таким образом помешать ему поклоняться. Но Моше, увидев брата стоящим с инструментом и доделывающим идола, понял ситуацию неправильно. Он впал в ярость и готов был убить собственного брата.

«Что тебе сделал этот народ, что ты ввел его в великий грех?» - закричал Моше на Аарона.

Аарон защищался: «Пусть гнев моего учителя не обрушится на меня, - просил он. - Тебе известно, что самые низкие из народа имеют привычку всегда испытывать Ашема. Не зная, что ты еще жив, они потребовали от меня найти тебе замену. Я спросил у них, есть ли у кого-либо золото, и они поспешно отдали мне все золото, которое у них было. Тогда я бросил его в огонь. Знал ли я, что получится этот телец?» Оправдания Аарона убедили Моше в чистоте его намерений, но он понял, что образ действий Аарона был ошибочен.

Моше немедленно схватил тельца, сжег его, раздробил остатки и смешал его пыль с водой. Воду он взял в реке, которая, благодаря особому чуду, потекла вдруг с горы. Этой жидкой смеси Ашем придал свойства горькой воды соты. (Сота - замужняя женщина, которую муж подозревает в прелюбодеянии. Ее верность испытывали, заставляя ее пить специально приготовленную воду, от которой она погибала, если была виновна).

После этого Моше напоил приготовленной водой весь народ. На следующее утро грешники из среды народа были найдены мертвыми (их животы вспучились от воды соты). Тем же, кто оказался невиновен, Моше дал особое благословение, чтобы возместить пройденную ими унизительную процедуру. Он обещал: «Ваши дети обязательно войдут в Эрец Исраэль!», - т.е. поступил с ними, как с прошедшей испытание сотой, которой Ашем дает возмещение, благословляя ее потомством.

Наказание Аарона, участвовавшего в изготовлении тельца, было аналогично наказанию соты. Вс-шний сказал: «Как прелюбодеи, согрешившие с чьей-то женой, наказываются вместе с отпрысками, так и твои сыновья умрут!»

На Небесах первоначально было решено, что погибнут все четверо сыновей Аарона, но позже Моше своей молитвой спас двоих из них, и смертный приговор свершился лишь над Надавом и Авиу (как об этом рассказано в разделе Шмини).

Моше обратился к народу с возгласом: «Кто за Ашема - ко мне!» - ибо Моше нужны были люди, которые смогут составить Бейт-Дин, чтобы казнить грешников.

Почему идолопоклонники были наказаны тремя различными видами смертной казни?

- Поклонявшегося тельцу, которого видели как минимум два свидетеля и который был предупрежден перед тем, как согрешил, но все же совершил грех, приговаривал к смерти Бейт-Дин Моше (состоявший из левитов).

- Тех, кого видели свидетели, но кто не был предупрежден, подвергали испытанию водой соты.

- Те, кто согрешили без свидетелей и без предупреждения, умерли от чумы.

На призыв Моше откликнулось лишь колено Леви, поскольку все остальные колена (кроме вождей и отдельных праведников) жертвовали драгоценности на тельца.

Моше повелел им: «Составьте суды, чтобы судить народ. Всякий, кто будет признан виновным в служении тельцу, несмотря на то что его предостерегали, причем он поклонялся при свидетелях, - будет казнен Бейт-Дином от Имени Вс-шнего».

Левиты казнили мечом три тысячи человек, всех из числа эрев рав.

Позднее Ашем наслал чуму, чтобы наказать всех тех, кто поклонялся тельцу, но был неподсуден Бейт-Дину из-за отсутствия свидетелей, и тех, кто сам лично не служил тельцу, но одобрил это служение в своем сердце.

На следующее утро Моше сообщил народу, что вернется на Небеса, чтобы умолять Вс-шнего о прощении.

 

Моше спасает народ от уничтожения

Девятнадцатого тамуза Моше вновь взошел на Небеса. Он оставался там сорок дней, до двадцать девятого ава, чтобы умолить Ашема простить сынов Израиля.

Моше начал свою защиту с развернутого признания (видуй) того огромного зла, которое было совершено сынами Израиля. Только после этого он привел несколько соображений, показывающих, что их вина не столь велика.

Он молился: «Царь Вселенной, Ты Сам сделал так, что они согрешили, потому что Ты нагрузил их золотом и серебром при Исходе из Египта. Лев возбуждается, если перед ним ставят поднос с мясом».

«Почему Ты пылаешь гневом против Своего народа, который Ты вывел из Египта? - спрашивал он. - Они

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Камуфляж в ЦАХАЛЕ
Как становятся солдатами ЦАХАЛ
Топ 5 религиозных мифов
Пообещал – выполняй? Устные договоренности с точки зрения еврейского закона
Этично ли обзаводиться семьей, не имея дохода