Еврейский календарь
17 Тишрей
5779
Календарь
26 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Ки-Теце"
Ки Теце

Полный текст главы "Ки-Теце"

U-jew
31 августа 2017, 13:21
Время прочтения Время прочтения: 33 мин.

Законы о пленной нееврейке, на которой хочет жениться еврейский воин

Среди неевреев принято считать, что перемена гражданского платья на военную форму освобождает мужчину от принятых в обществе ограничений и разрешает определенные послабления морали.

Тора, напротив, требует от каждого солдата соблюдения самых высоких норм святости (как мы объясним в разделе "От еврейского войска требуется быть святым").

Однако, предвидя, что в условиях военного времени некоторым воинам будет трудно устоять перед соблазном связи с нееврейкой, Тора установила ряд правил для таких ситуаций.

Эти законы имеют силу, только когда нами правит еврейский царь.

Тора предполагает, что разрешение брать нееврейскую женщину охладит страсть воина, ибо побуждение ко злу теряет силу, стоит лишь отменить запрет. Но Тора выдвигает множество условий для заключения такого брака, призванных удержать воина от совершения подобного шага.

Тора разрешает женитьбу на захваченной в плен нееврейке только после соблюдения ряда условий:

Она должна провести месяц очищения и траура в доме будущего супруга. Этот подготовительный период был необходим для нескольких целей:

1. Будущий супруг видел женщину без внешних прикрас, очаровавших его вначале:

- она должна сбрить волосы, которые могли делать ее особенно привлекательной,

- она должна отращивать свои ногти до тех пор, пока они не станут выглядеть уродливо,

- она меняет нарядные одежды на траурное одеяние.

Возможно, наблюдая в течение месяца за такой женщиной, лишенной внешних атрибутов красоты, - в противовес ухоженным и счастливым еврейским женщинам, - мужчина не пожелает стать ее мужем.

2. В то же время этот месяц помогает нееврейке приспособиться к новым условиям жизни. Рыдания и скорбь по поводу расставания с родителями и своим народом помогают ей утешиться, и она начинает привыкать к своему будущему супругу и дому.

3. Ей также дается время на то, чтобы отделить себя от идолов, которым она привыкла служить. Тем самым она подготавливает себя к обращению, ибо может вступить в брак только после того, как станет гийорет (новообращенной). Если она желает обратиться (и соблюдать все заповеди) в первый месяц, то ее принимают. Тем не менее будущий муж должен ждать еще два месяца. Затем он может жениться на этой женщине, и она приобретает те же права, что и еврейка от рождения.

Если невеста отказывается обратиться, еврей может ждать еще некоторое время; но если она продолжает настаивать на своем, то он должен отпустить ее как свободную женщину. Тора запрещает еврею обращать эту нееврейку в рабство или продавать ее.

Тора неохотно разрешает брак с пленной нееврейкой. Наши мудрецы указывают, что брак, базирующийся только на внешних качествах супругов или на "страсти", породит раздоры и, возможно, закончится разрывом.

Отец не может лишить сына-первенца причитающейся ему двойной доли

В соответствии с законом Торы сын-первенец наследует двойную долю имущества отца, который не может лишить его наследства, даже если предпочитает другого сына или если первенца родила менее любимая из двух жен.

"Сын-бунтарь", которого родители передают бейт дину для наказания

Если два свидетеля предупредили тринадцатилетнего мальчика не красть деньги, чтобы купить на них мясо и вино, а затем видели, как он украл деньги у своих родителей, купил мяса и вина и устроил с другими хулиганами самое настоящее обжорство, родители приводят сына в бейт дин, где его подвергают наказанию - порке.

Если мальчик опять совершает этот проступок, родители снова приводят его в бейт дин. На этот раз мальчик подлежит смертной казни (при соблюдении вышеперечисленных условий). Тора предвидит, что в будущем он не остановится перед грабежом и убийством ради удовлетворения своих вожделений, поэтому "лучше пусть он покинет мир невинным, чем отягощенным серьезными преступлениями".

Среди многочисленных условий, которые должны быть соблюдены для того, чтобы казнь состоялась, есть такие:

- Виновному должно быть не меньше тринадцати лет и не больше тринадцати лет и трех месяцев. В противном случае его нельзя казнить.

- Оба его родителя должны быть живы (ибо в бейт дин мальчика должны привести мать и отец).

- Ни один из родителей не должен быть хромым, немым, слепым или глухим.

Гемара утверждает, что в реальной жизни весьма маловероятно (а по одному из мнений, - совершенно невозможно) казнить "сына-бунтаря", так как на практике все необходимые для этого условия не могут быть исполнены.

Тем не менее еврей обязан изучать этот раздел Торы, и ему обещана за это награда, ибо само изучение святых слов Б-га соединяет еврея с Ним.

Кроме того, из этой главы мы можем извлечь много практических уроков, например:

1. Родители могут не обращать внимания на непослушание сына и на его обжорство. Они могут считать его поведение относительно безобидным. Однако Тора заявляет: "Не миритесь с его дурным поведением! Если вы не вмешаетесь, все может окончиться плачевно!"

Этот раздел, таким образом, учит родителей обязанности воспитывать своих детей в духе изучения Торы и исполнения заповедей, укорять их и внушать им истинные еврейские ценности.

2. Раздел о "сыне-бунтаре" показывает, до какой степени должна доходить наша любовь к Б-гу. Хотя любовь родителей к детям является самой сильной естественной связью, Тора требует от нас встать над своими чувствами и самим привести сына в бейт дин, чтобы его подвергли наказанию, если он преступил заповеди Ашема (Вс-шний).

Ашем поместил раздел о "сыне-бунтаре" после раздела о пленной нееврейке, чтобы предупредить, что женитьба на нееврейке может привести к появлению на свет "сына-бунтаря". Поэтому твои страдания от рук собственного сына, наоборот, подтверждают истинность Торы и справедливость путей Б-га".

Необходимо похоронить мертвого в день казни

Тора предупреждает еврейский суд: "Когда вы повесите преступника после побиения его камнями, никогда не оставляйте тело казненного на ночь, ибо это унизит Имя Всемогущего".

Почему это может оскорбить Ашема?

Евреи - дети Всевышнего, и вид непогребенного тела еврея плохо отразится, если можно так сказать, на Самом Ашеме.

Тора говорит также, что длительное пребывание тела на виселице "оскверняет святость Эрец Исраэль". Кроме того, ночью дикие животные или птицы могут повредить труп, и упавшие остатки их ужасной трапезы тоже оскверняют Землю.

Поэтому еврейский суд отдает преступника в руки палача перед самым заходом солнца, а сразу после захода тело снимают и предают земле.

Похоронить еврея в день его смерти является заповедью (если только отсрочка похорон не связана с особыми почестями, которые оказывают умершему). Если умерший не имел родственников, то каждый еврей обязан предать тело земле (мет мицва).

Заповедь возвращать владельцу утраченное имущество

Если кто-то находит потерянный другим евреем предмет, он обязан вернуть его, даже если стоимость находки составляет всего лишь пруту (около пяти центов).

Владелец предмета должен подробно описать его, чтобы доказать, что вещь действительно принадлежит ему.

Если вы не знаете, кому принадлежит найденное, следует хранить находку дома, пока не объявится владелец. Если найден свежий продукт питания, который может испортиться, или животное, за которым трудно ухаживать, надо продать найденное, а деньги сохранить для хозяина. Тем временем делают публичное заявление о находке с описанием найденной вещи.

Во времена Храма за пределами Иерусалима существовал "камень потерянных вещей", куда приходили люди, нашедшие что-то и желающие объявить об этом, и те, кто потерял что-то и хотел бы навести справки об утерянном.

После разрушения Храма заявления о пропажах и находках стали делать в синагогах и домах учения.

Необходимо помогать еврею нагружать и разгружать поклажу

Если на дороге один еврей повстречает другого, в то время как тот пытается положить груз на животное или на плечо другого человека, то он обязан ему помочь, однако может попросить за это вознаграждение.

Если еврей встречает другого еврея, занимающегося разгрузкой, и никто больше не может ему в этом помочь, то следует оказать содействие бесплатно.

Тора учит нас поступать милосердно в отношении наших близких. Наградой нам будет Б-жественное сострадание, ибо "с тем, кто поступает милосердно, и Небеса будут обращаться милосердно".

Допустим, вы встречаете двух евреев, один из которых навьючивает животное, а другой, наоборот, снимает поклажу. Кому следует помочь в первую очередь?

Заповедь предписывает вначале помочь тому, кто разгружает (чтобы освободить от бремени животное). Есть только одно исключение: если вы недолюбливаете еврея, который занят погрузкой, то именно ему следует помочь в первую очередь, дабы подавить неприязнь в своем сердце!

Мужчина не может носить женские одежды и наоборот

Еврей не может надевать костюмы, которые обычно носят женщины, и точно так же еврейка не может носить мужскую одежду. Тора требует уважать и сохранять различия между полами, установленные Б-гом.

Наши мудрецы запретили мужчинам выдергивать седые волосы, носить женские драгоценности и украшения, сбривать волосы, которые обычно удаляют женщины.

Согласно Мидрашу, оружие является исключительно мужским атрибутом, поэтому женщинам запрещено носить его.

Изгнание наседки из гнезда, прежде чем взять птенца или яйцо

Если еврей находит гнездо кашерной птицы, он не может взять птенца или яйцо, пока птица-мать находится в гнезде. Ему следует вначале отогнать птицу. Если она возвращается, следует отсылать ее снова и снова. Только после этого еврей может взять птенца или яйца.

Поступившему таким образом Тора обещает: "С тобой все будет благополучно, и твои дни продлятся (ты проживешь долго)".

Награда за заповеди будет не в этом мире, а в Мире Грядущем. Именно там "продлеваются дни" еврея за исполнение заповеди отсылания наседки.

Заповедь делать ограждения на крыше, крыльце или вокруг ямы и убирать из своего владения опасные предметы

Если вы живете в доме с крышей (которой пользуются люди), крыльцом или другим местом, с которого можно упасть, то вы обязаны оградить его. По закону высота ограждения должна быть не менее десяти тефахим (около одного метра).

Конечно же, Б-г защищает великих праведников от несчастий, как Он защищал их праотцев. Тем не менее мы должны принимать меры предосторожности против несчастных случаев, ибо Б-г желает, чтобы мы поступали в соответствии с законами природы, созданной Им. (Правило таково: "Тот, кто рассчитывает на чудо, не удостоится чуда, совершенного ради него".)

В доме нельзя оставлять ненадежные и представляющие опасность предметы, например, сломанную лестницу.

Если человек получил травму или умер из-за того, что владелец дома не принял мер предосторожности, то вина за случившееся лежит на хозяине. Хотя ни один инцидент не происходит "случайно", то есть без ведома Б-га, тем не менее каждый домовладелец предупреждается не быть тем посредником, из-за оплошности которого происходит несчастье.

Мы не можем сажать в винограднике другие виды растений

Тора запрещает еврею, имеющему виноградник в Эрец Исраэль, сеять в нем зерновые или сажать некоторые другие растения.

Наши мудрецы распространили этот запрет и на страны за пределами Святой Земли, включив в него сеяние овощей в винограднике.

Нельзя запрягать в одно ярмо различные виды животных

Продолжая тему о невозможности смешения разных видов, Тора запрещает запрягать в одно ярмо разных животных. Запрет действителен даже тогда, когда животные не пашут, а лишь тянут повозку.

Если разные животные запряжены в одно ярмо, то они испытывают неудобство. Например, бык пережевывает жвачку, а осел - нет. Осел видит запряженного с ним быка постоянно "жующим", в то время как он должен поститься.

Согласно Рамбаму, эта заповедь предотвращает запрещенное скрещивание животных. (Земледельцы обычно содержат работающих вместе животных в одном стойле.)

Тора предупреждает: "Не паши одновременно на кашерном быке и некашерном осле".

Так Тора намекает на то, что праведник никогда и ни в каком предприятии не должен соединяться с нечестивцем (даже если дело выглядит благочестивым).

Цепочка заповедей, которая тянется от начала этого раздела, указывает, что одна заповедь неизбежно ведет к другой, подобно тому, как один грех следует по пятам другого.

Раздел начинается с:

- женитьбы на пленной нееврейке, которая приводит к:

- ненависти к этой жене и

- рождению сына-бунтаря, совершающего преступление, за которое следует наказание смертной казнью.

Если родители потакают своему сыну-бунтарю и не приводят его в суд, он, скорее всего, станет преступником, которого, в конце концов, казнят. Поэтому

- запрет оставлять на ночь труп повешенного появляется здесь как бы на своем "законном" месте.

Затем в разделе перечислены заповеди, каждая из которых логично вытекает из предыдущей:

- Отсылание наседки из гнезда.

Тот, кто исполнит эту заповедь, удостоится собственного:

- дома, в котором сможет исполнить заповедь ограждения опасных мест. За это он будет награжден:

- виноградником, владея которым сможет исполнять заповедь не сажать вместе разные виды растений.

Исполнение этой заповеди приведет к тому, что он станет владельцем:

- стойла с быками и ослами, что даст ему возможность исполнить заповедь не впрягать их в одно ярмо.

Затем в разделе помещено предостережение не носить одежды, изготовленной из смеси шерсти и льна. При соблюдении этой заповеди еврей удостоится

- носить прекрасную одежду, к которой сможет прикрепить цицит.

Запрещенные браки

Моше объяснил, что следующим группам людей запрещено вступать в брак с еврейкой или евреем (однако они могут вступать в браки с герами, обращенными):

- Человеку, который не может производить на свет детей, так как его репродуктивные органы повреждены или удалены в результате человеческого вмешательства (На человека с врожденным дефектом или с дефектом, приобретенным в результате болезни, этот запрет не распространяется.)

Тора, таким образом, запрещает стерилизацию. В древние времена кастрация была обычным делом при дворах нееврейских царей и почиталась за честь среди благородных людей, служивших царю.

- Мамзеру - человеку, рожденному от связи, которую Тора запрещает как кровосмесительную и заслуживающую наказания карэт или смерти по приговору еврейского суда.

Исключение составляет сын ниды, который не является мамзером.

Термин мамзер образован сочетанием слов мум зар (чуждый дефект). Этот тип брака, вполне обычный среди неевреев, чужд и непривычен нашему народу.

Мамзер не может жениться на урожденной еврейке, но может вступить в брак с мамзерет и гийорет.

- Мужчинам Амона и Моава.

Хотя народы Амона и Моава происходили от Лота (племянника Авраама, которому Авраам спас жизнь), они отплатили евреям, потомкам Авраама, злом:

Амон: амонитяне не отблагодарили евреев за доброе отношение Авраама к их предку Лоту и даже не предложили им хлеба и воды, когда те, выйдя из пустыни, достигли пределов их земли. Отказ путникам в гостеприимстве продемонстрировал принципиальное отсутствие у них человеческой порядочности.

Моав: моавитяне наняли колдуна Билама проклясть евреев. По злодейскому совету Билама многих евреев соблазнили и вовлекли в распутство в Шитиме.

Б-г запретил еврейкам выходить замуж за мужчин из Амона и Моава, даже если те обратились в иудаизм; однако мужчины-евреи могли заключать браки с амонитянками и моавитянками после их обращения. (Поэтому моавитянке Рут было разрешено выйти замуж за еврея Боаза.)

Почему Тора проводит различие между мужчинами и женщинами? Грехи, в которых виновны народы Амона и Моава, совершали их мужчины, а не женщины; по обычаю ответственными за приглашение путников были амонитские мужчины, а не женщины (для них приветствие путника было неприличным поступком). Билама тоже пригласили мужчины.

То, что мужчинам Амона было навеки отказано в присоединении к Общине Израиля, подчеркивает важность гостеприимства.

- Эдомиты могут вступать в брак с евреями через два поколения.

Тора приказывает нам принимать обращенных эдомитов. Они (как мужчины, так и женщины) могут вступать в брак с прочими обратившимися, и тогда их внукам разрешается вступать в брак с евреями.

Эдомиты собрали огромную армию, чтобы сыны Израиля не вступили в их землю, но мы должны забыть об этом негостеприимстве и вспомнить о том, что они - наши родственники, потомки Авраама. (Эдомиты предложили евреям хлеб и воду.)

Почему же к эдомитам, встретившим нас с обнаженными мечами, мы должны относиться более благосклонно, нежели к моавитянам?

Мужчины Амона и Моава никогда не могут вступать в брак с еврейками, и нам предписано "не искать мира с Моавом и Амоном", то есть, вступая в сражение, мы не предлагаем им вначале мир; мы поражаем их мужчин, женщин и даже детей, срубаем их фруктовые деревья в ходе осады - делаем то, что обычно делать запрещено (Рамбан 23:7, Бемидбар раба).

Причина в том, что, нанимая Билама, Моав стремился склонить наш народ к греху. Введение другого в грех - это форма духовного распада, худшая, нежели физическое разрушение.

- Египтяне могут вступать в брак с евреями через два поколения.

Один талмид хахам, ученик рабби Акивы, был египетским пером. Он пояснял: "Я женился на обращенной египтянке и для своего сына подберу дочь обращенного египтянина. Таким образом, они будут "вторым поколением", после чего Тора разрешает моим внукам вступать в брак с евреями по рождению".

Тора приказывает нам принимать обращенных египтян и разрешает их внукам вступать в брак с евреями, хотя мы так горько страдали в Египте. Нас настоятельно призывают помнить, что "мы были чужестранцами в египетской земле". Египтяне предоставили семье Яакова убежище, когда они пришли в Египет из-за голода в Ханаане. Мы должны платить добром за их первоначальную доброту.

Щедрость Торы к египтянам показывает уникальную доброту Ашема. Ведь как тяжело человеку забыть о несправедливости со стороны своего ближнего!

Но, несмотря на то, что египтяне поработили нас и бросали наших младенцев в Нил, Б-г приказал в Своей Торе: "Не отказывайте египтянину (во вступлении в брак с евреем в третьем поколении), ибо вы были пришельцами в его стране. Отплатите им за гостеприимство, которое они оказывали вам, пока был жив Йосэф".

В настоящее время мы можем вступать в брак с герами любого происхождения, ибо завоеватель Санхерив согнал народы с родных земель и перемешал их, и поэтому мы более не можем идентифицировать нации, на которые распространяется ограничение.

Еврейской армии заповедано быть святой

Как мы объяснили в разделе Шофтим, Б-г заповедал, что еврейская армия должна состоять только из праведников. (В нее не допускались евреи, нарушающие заповеди.)

Кроме того, Моше внушал воинам: "Б-г позволит Своей Шехине пребывать среди вас и будет спасать вас от врагов, только если вы будете праведны. Остерегайтесь аморальности, даже в том, что вы видите и о чем думаете; остерегайтесь сквернословия; храните себя от злоречия (лашон ара)".

Тора приказывает воинам охранять себя физически и духовно "от всякого зла".

Физически - они должны соблюдать в лагере чистоту и отводить место за его пределами для исполнения своих естественных надобностей. Духовно - должны беречь себя от прегрешений любого рода.

Почему в ходе войны святости уделяется такое внимание?

1. В среде военных распространена распущенность. Именно поэтому Тора особо подчеркивает необходимость вести себя достойно.

2. "Сатана обвиняет в минуту опасности". Во время войны на Небесах рассматривают список грехов и заслуг солдата, поэтому воин особенно должен остерегаться греха.

3. Стих поясняет: "Б-г (ковчег, на котором покоится Шехина) находится посреди вашего лагеря. Если Он увидит ваше нескромное поведение, то отвернется от вас". Б-г обитает среди воинов лишь тогда, когда они святы.

Хофец Хаим в одном из своих писем упоминает, что стих: "Если Он увидит ваше нескромное поведение, то отвернется от вас", относится не только к армии, но и ко всей еврейской общине. Соблюдение законов скромности (цниюта) является необходимым условием пребывания Шехины.

Нельзя возвращать раба хозяину, если раб искал убежища в Эрец Исраэль

Если хананейский раб бежал от своего хозяина, который живет за пределами Эрец Исраэль, чтобы найти убежище в Святой Земле, запрещено возвращать его хозяину. Наоборот, он должен стать свободным и приобрести, тем самым, статус полноправного еврея. Тогда он сможет служить Ашему в Святой Земле.

Хозяин обязан позволить своим работникам беспрепятственно угощаться во время работы плодами земли

Если землевладелец нанимает работников для обработки своего поля или виноградника, он должен разрешать им свободно употреблять в пищу те плоды, с которыми они работают. В рабочие часы работники могут есть сколько душе угодно, но им ничего нельзя брать домой.

Хинух поясняет, что снисходительное позволение работнику угоститься производимыми им продуктами является особой добротой, которую Ашем проявляет к работнику. Тот, кто целый день работает с плодами поля или сада, будет сильно страдать, если ему не будет позволено вкусить от этих плодов.

Еврейская жена не считается разведенной, пока муж не даст ей гет - документ о разводе

Тора не требует, чтобы несовместимые в жизни муж и жена были привязаны друг к другу до конца своих дней.

Это правда, что евреи предыдущих поколений предпринимали гигантские усилия, чтобы сохранить семьи даже в случае серьезных раздоров, и наши источники полны рассказами об этом.

Однако, если развод все же неизбежен, Тора заповедует еврею дать своей жене гет - документ о разводе.

Точно так же, как заключение еврейского брака является законным только если имели место кидушин и хупа, так и развод требует гета, документа, текст которого предполагает соблюдение многих алахических деталей. Какие-либо отступления от алахически выверенного текста или стиля делают гет недействительным.

Если гет не имеет силы с точки зрения алахи, то "разведенная" женщина продолжает считаться замужней, ее новый брак - прелюбодеянием, а дети, рожденные в этом браке, мамзерами (им запрещено вступать в брак с евреями по рождению).

Мы видим, что невежество в этом вопросе может нанести непоправимый ущерб последующим поколениям. Чтобы избежать ужасных последствий, развод следует оформлять только в компетентных еврейских судах (батей дин). Обращение за разводом к консервативным или реформистским "раввинам" в конечном счете обернется страшной трагедией.

Гет охраняет святость брака (подобно кидушин - брачной церемонии, исполняемой публично и перед свидетелями). Многочисленные алахические детали написания гета также предотвращают поспешные "разводы", вызванные, например, гневливостью мужа.

Если еврей развелся с женой, и она вторично вышла замуж, Тора запрещает ее первому мужу вновь вступать с ней в брак, даже если она снова стала свободной в результате смерти второго мужа или развода с ним. Этот запрет мешает заранее подготовленному обмену женами под маской законности.

Наши мудрецы учили: "О муже, любящем жену, как самого себя, почитающем ее более себя, который ведет своих сынов и дочерей праведным путем и рано женит их, стих говорит: "И ты узнаешь, что твой шатер пребывает в мире" (Иов 5:24).

Краткое изложение ряда заповедей из этого раздела

В первый год после женитьбы новобрачного освобождают от военной и гражданской службы. В этот же период он не должен покидать свой город.

Этот период очень важен для привыкания друг к другу и возникновения привязанности. Пребывая со своей женой, муж строит фундамент счастливого семейного очага.

- Если еврей одалживает другому деньги, он не может брать в качестве залога какую-либо утварь, необходимую для приготовления пищи, например, жернова.

- Тот, кто дал взаймы, не имеет права перешагнуть порог дома своего должника с целью забрать предмет, предложенный в качестве залога. Ему надо стоять у дверей и ждать. Так надо поступать даже в том случае, если за залогом явился посланец бейт дина.

- Если еврей заметит у себя на теле признаки цараат, он не может вырывать волосы в местах поражений или делать с ними что-либо (то есть, не должен избавляться от проявлений болезни). Он должен показать цараат, как она есть, коэну и ждать его указаний.

- Запрещено во время пахоты надевать намордник на животное, чтобы помешать ему есть зерновые.

Помнить, как Б-г наказал Мирьям, чтобы воздерживаться от злоречия

Если во время разговора нам трудно удержаться от злоречия (лашон ара) или других запрещенных речей, Тора заповедует нам вспомнить о наказании за этот грех.

Во времена Храма Б-г наказывал злоязычников цараат. Пораженный цараат должен был жить за пределами города, и его могли изгнать из общества на всю жизнь. Ему нельзя было смешиваться даже с другими нечистыми людьми, изгнанными из города. Он должен был разорвать свою одежду, накрыть голову, как при трауре, и объявлять всем о своей нечистоте.

Следует помнить, что даже праведная Мирьям, которая говорила о своем брате с положительными намерениями, была, тем не менее, наказана и оставалась за пределами лагеря семь дней. Как же велико должно быть наказание менее заслуженного человека!

"Храни свой язык от зла!" Следя за своим языком, вы избавляете мир от зла. Злоречие приводит в мир болезни.

Запрещено брать залог у вдовы

Давая деньги в долг вдове, нельзя брать у нее залог. При этом не имеет значения, богата она или бедна. Бейт дин также не может брать залог у вдовы.

Тора учит нас относиться к вдовам с особым вниманием.

Дары для бедных во время жатвы

Если еврей владеет полем, он должен исполнять три заповеди в пользу бедных:

1. Пэа - оставлять несжатым край своего поля.

Тора не указывает точный размер пэа, который землевладелец должен оставлять неубранным для нищих. Наши мудрецы постановили оставлять, по крайней мере, 1/60 часть урожая.

Ашем объявляет: "Под Небесами все принадлежит Мне" (Иов 41:3).

Таким образом, оставляя пэа и другие части урожая, мы тем самым признаем, что истинным владельцем поля является Б-г. Он дал его нам, и мы уважаем Его волю о необходимости делить наш урожай с менее удачливыми братьями.

2. Лекет - оставление одного или двух отдельных колосков. Если жнец случайно уронит один или два колоска, то не должен поднимать их; пускай остаются на земле для нищих. Однако уронивший одновременно три колоска и более может их собрать.

3. Шикха - не возвращаться, чтобы взять забытые снопы. Если при сборе урожая земледелец забывает один или два небольших снопа (весом не более двух сэа - около семи килограммов - каждый), он должен оставить их бедным.

В соответствии с Торой, законы о дарах бедным относятся только к полям в Эрец Исраэль. Однако наши мудрецы постановили, что эти законы применимы также и в странах, граничащих с Эрец Исраэль.

Дары бедным из виноградников и оливковых рощ

Владелец виноградника должен отделить беднякам четыре типа даров:

1. Пэа - долю урожая винограда: подобно землевладельцу, который должен оставлять полоску неубранной земли, хозяин виноградника оставляет бедным часть урожая винограда.

2. Перет - отдельные гроздья: одна или две грозди винограда, которые сборщик уронил в ходе уборки урожая, должны быть оставлены для нищих.

3. Олелот - недоразвитые кисти: нельзя собирать недоразвитые кисти

винограда. Отличить недоразвитые кисти можно по двум признакам:

а) они не имеют типичной для грозди формы, когда центральный стебель разветвляется и дает несколько более мелких кистей; в недоразвитой грозди виноградины растут прямо от центрального ствола;

б) на конце грозди нет скопления виноградин. В полностью сформировавшейся кисти многочисленные виноградины висят, тесно прилегая друг к другу в самом конце ствола.

Если одновременно присутствуют оба признака, то владелец виноградника не может собирать такие грозди, ибо они принадлежат беднякам.

4. Шикха - забытые гроздья: гроздья, по ошибке оставленные в винограднике во время сбора урожая, не могут быть собраны позднее; их следует оставить бедным.

Владелец оливковой рощи также должен оставить бедным все вышеперечисленные дары урожая.

Молкот - наказание плетьми

За нарушение определенных запрещающих заповедей, например, килаим, вводится наказание плетьми.

Моше объяснил, как должен поступать бейт дин в таких случаях. При этом наказании пользовались двумя хлыстами: один, сделанный из кожи быка, другой - из кожи осла, имея в виду слова пророка (Йешаяу 1:3): "Знает вол своего хозяина, а осел - ясли своего господина".

Ашем сказал: "Пускай шкура животного, который знает своего господина, накажет того, кто не признает своего Господина".

Наша Устная Традиция учит, что нельзя давать более тридцати девяти ударов бичом.

Письменная Тора не дает точных указаний, а лишь говорит: "Числом (близким к числу) сорок (то есть тридцать девять) ты можешь высечь его".

Почему Письменная Тора упоминает число сорок?

Чтобы намекнуть: грешник на самом деле заслужил сорок ударов, так как:

- он нарушил закон Торы, данный Моше на сороковой день его пребывания на Небесах;

- он заставил свое тело, сформировавшееся в утробе матери на сороковой день после зачатия, совершить прегрешение, и поэтому его тело подвергается наказанию.

Однако Б-г в Своем милосердии никогда не дает воли Своему гневу, и поэтому Он повелел, чтобы грешник был освобожден от полного наказания в сорок ударов плетью.

Бейт дин призывает эксперта, который устанавливает, сколько ударов плетью может выдержать грешник. Если это число не делится на три, то берут ближайшее меньшее число, кратное трем, так как 2/3 ударов должны прийтись на спину, а 1/3 - на грудь. Например, если эксперт считает, что виновный человек может вынести пять ударов, то ему дают лишь три. Если грешник напуган так сильно, что во время наказания непроизвольно мочится, то наказание тотчас же прекращают.

Во время порки старший судья произносит слова Писания: "Если ты не будешь оберегаться, чтобы исполнять все слова этой Торы ... Б-г поразит тебя разящими ударами" (Дварим 28:58-59).

Наказание плетьми показывает любовь Б-га к еврейскому народу, ибо "того, кого любит Б-г, Он подвергает наказанию" (Мишлей 3:12). Стыд и унижение, которые испытывает грешник, искупают его грех. Наказание плетьми дает ему полное прощение, даже если он заслуживает наказания карэт (отрезания души).

Судьям запрещено наказывать грешника даже одним лишним ударом плетью. Отсюда мы делаем вывод, что ни одному еврею нельзя бить своего ближнего. Даже если кто-то просто поднял руку на ближнего (но не ударил его), он считается "злодеем".

Ибум - левиратный брак

Тора запрещает еврею жениться на вдове своего брата. Однако в одном случае такая женитьба является заповедью: если брат скончался бездетным (у него никогда не было детей ни от одной женщины), то человек обязан жениться на вдове своего брата. Такой брак называется ибум. Он - проявление доброты к покойному.

На простом уровне бездетный мужчина получает утешение при мысли, что в случае его смерти вдова выйдет замуж за его брата.

Согласно кабалистическим книгам, ибум помогает душе усопшего в мире душ, ибо только после ибума она обретает истинный покой. Первенец, появившийся в результате ибума, считается "сыном умершего", что добавляет заслуг покойному.

Если против ибума имеются веские причины, например, пара абсолютно не подходит друг другу, то совершается особая процедура по освобождению вдовы. Эта процедура называется халица. (Авторитеты Торы постановили, что в наши дни мы всегда должны исполнять халицу, так как ибум необходимо совершать исключительно "во имя Небес", а сегодня мы не можем быть уверены в чистоте намерений.)

Вдова и брат умершего предстают перед судьями. Женщина произносит на Святом Языке слова Торы (Дварим 27:7): "Брат моего мужа отказывается восстановить имя своего брата в Израиле, он не хочет исполнять ибум". Брат мужа подтверждает (25:8): "Я не хочу брать ее". Затем процедура халицы совершается следующим образом. Брат умершего прислоняется к стене, вдова развязывает шнурки его ботинок и снимает один из них. Этот ботинок должен быть целиком изготовлен из кожи, закрывать большую часть ступни и иметь прочие особые характеристики. Поэтому обычно пользуются специальным "ботинком для халицы".

Женщина плюет на пол перед своим деверем и произносит на Святом Языке: "Так будет сделано мужчине, который не хочет отстроить дом своего брата, а назовут его имя в Израиле "дом человека со снятым ботинком".

Заповедь для собравшихся три раза возгласить "Халуц анааль", что значит: "Человек со снятым (женой его брата) ботинком".

После процедуры халицы судьи пишут гет-халица - документ, удостоверяющий, что женщина освобождается от необходимости выходить замуж за своего деверя и может выйти замуж за любого еврея.

Кабалистические книги указывают, что если ибум невозможен, то халица засчитывается в заслугу усопшему.

Запрет использования неверных весов и мер

Тора приказывает еврею пользоваться только точными мерами и весами.

Нельзя не только использовать их в делах, но даже просто держать в доме.

Тот, кто совершает мошенничество с помощью неправильных весов или мер, ненавистен в глазах Ашема, сказавшего: "Ты можешь обмануть своего ближнего, но ты не можешь обмануть Меня. Как Я знал обо всех первенцах в Египте (даже о рожденных вне брака), так знаю о тех, кто бесчестен с весами и мерами, и накажу их".

Мошенничество навлекает многие проклятия, среди которых:

- обнищание;

- нападение врага. История Амалека следует за запретом на пользование неверными мерами и весами, дабы подчеркнуть эту причинную взаимосвязь.

Б-г обещает наградить материальным избытком того, кто скрупулезно честен в торговле при измерении и взвешивании.

Заповедь помнить о зле, причиненном нам Амалеком, и о необходимости уничтожить его

Тора приказывает нам вспоминать и в мыслях, и в речи о зле, причиненном нам Амалеком, а также о том, как его наказал Б-г.

Чтобы исполнить эту заповедь, мы должны читать отрывок об Амалеке, который называется паршат Захор (Дварим 25:17-19), каждый год в Шабат перед Пуримом.

Кроме того, Б-г приказал царю, правящему в Эрец Исраэль, уничтожить Амалека.

Почему именно Амалек был выделен среди всех прочих наций для особого наказания?

1. Об Амалеке сказано: "Он не боялся Б-га". После чудес, связанных с Исходом, все народы осознали, что Б-жественное Присутствие обитало в среде Общины Израиля, и поэтому не осмеливались нападать на евреев. Однако Амалек действовал с полнейшим пренебрежением и презрением к чести Всемогущего, как если бы подняв руку на Б-жественный Трон Славы. Своим бесстыдным осквернением Имени Б-га он вдохновил и другие нации последовать своему примеру. Его окончательное уничтожение позволит восстановить славу Имени Всемогущего.

2. Амалек не мог предъявить ни одного из оправданий, которыми объясняли свои действия антисемиты как в древние времена, так и в наши дни: например, страх потерять свое состояние, зависть или стремление к выгоде и почестям.

Когда Амалек напал на евреев, они были далеко от его земель и никак его не провоцировали. Им двигала только ненависть к еврейскому народу, который он хотел уничтожить.

Мало того, что Амалек ненавидел Б-га и наш народ; сама манера нападения с его стороны была злобной и крайне нечестной. Без предварительного предупреждения Амалек приблизился к еврейскому лагерю с тыла и напал на тех евреев, которые были изгнаны Облаками и которые поэтому остались без защиты.

Затем амалекитяне выманили из Облаков других евреев. Они звали: "Реувен, Шимон, Леви — выходите! (Они внимательно изучили имена евреев по египетским архивам.) Мы — торговые люди и хотим предложить вам дело!" Как только те выходили за пределы Облаков Славы, амалекитяне убивали их.

Б-г сделал нападение Амалека успешным, ибо евреи небрежно относились к изучению Торы и соблюдению заповедей в месте под названием Рефидим.

Пренебрежение изучением Торы немедленно приводит к тому, что на нас нападает Амалек, неевреи. Мы можем сражаться с силами Амалека только одним оружием - интенсификацией изучения Торы (Рабби Эльхонон Вассерман).

Если проявить небрежность при обучении детей Торе, то они на всю оставшуюся жизнь приобретут неверные представления, которые, возможно, приведут к пагубным последствиям.

Мы видим, что любая небрежность или неточность со стороны ребе может привести к печальным последствиям, поэтому точность и ясность при обучении Торе имеет жизненно важное значение.

Следующие заповеди, которые встречаются в разделе Ки тэце, были уже объяснены в прочих разделах:

- не надевать шаатнез (Ваикра, Кедошим);

- надевать цицит (Бемцдбар, Шлах);

- не одалживать деньги под процент (Шмот, Пекудей);

- исполнять обеты и обещания (Бемидбар, Матот);

- аккуратно выдавать плату работнику (Ваикра, Кедошим);

- не извращать суд (Шмот, Мишпатим).

 

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Изгнание во благо
Рош а-Шана: только свободный человек может предстать перед судом
Готовьте деньги: у нас Пурим!
Еврейская этика фармацевтических компаний
Как быть достойным гостем на Шабат?