Еврейский календарь
17 Тишрей
5779
Календарь
26 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Величайшее испытание иудаизма
Ки Таво

Величайшее испытание иудаизма

рав Джонатан Сакс
31 августа 2017, 12:07
Время прочтения Время прочтения: 9 мин.

Дважды в Торе, один раз в главе Бехукотай, второй - в главе Ки-Таво, Моше дает несколько пророчеств о страданиях, которые постигнут еврейский народ, если они не выполнят свою миссию. Эти строки пугают, по сей день мы произносим их так тихо, что они едва различимы. Нам они известны как “tochachah”, что в буквальном смысле означает “демонстрация”.

Не стоит интерпретировать эти строки как проповедь, мол “или ты сделаешь это, или с тобой случится нечто неприятное”. Это не в стиле Б-га или Моше. Они не хотели, чтобы израильтяне выполняли свое призвание из-за страха; Б-г хотел, чтобы его народ делал это добровольно, по любви. Можно даже сказать, что эти предсказания являют собой форму страстной мольбы, ведь они представляют будущее, которого не хочет ни Б-г, ни Моше. Но таков риск еврейской миссии: маленький народ среди могущественных империй, радикальная вера среди враждебных сил, обязательство бросить вызов идолам эпохи, и условие, что ждет нас беда, если мы провалим нашу задачу.

Есть множество различий между двумя tochachot. Первая из них - косвенная речь Г-спода, вторая - прямая речь Моше. Первая относится к израильтянам в целом (используется второе лицо множественного числа), а вторая адресована отдельным личностям (обращение в единственном числе). Первая заканчивается на утешительной ноте: несмотря на все плохое, что может случится, Б-г не оставит еврейский народ, Он помнит свое соглашение. А вот вторая не имеет утешительного конца. Согласно Нахманиду, первая “демонстрация” относится к событиям, связанным с разрушением Первого Храма, тогда как вторая - со Вторым Храмом и страданиями евреев от римлян. Однако есть еще одна разница.

В главе Бехукотай Б-г говорил о серьезном нарушении между Израилем и его Спасителем. Язык весьма груб: “если вы отвергните Мои заповеди и возненавидите Мои законы … если вы будете враждебны по отношению ко Мне”. Здесь на карту поставлено активное восстание израильтян против Б-га. В Ки Таво изложение немного иное: оно не говорит о намеренно раздраженном народе, целенаправленно отвергающего Б-га. Здесь говорится о чем-то, что едва ли тянет на грех. Почему Израиль мог подвергнуться страданиям? “Потому что вы не служили Г-споду Б-гу вашему, с полноценной радостью и весельем”.

Моше достигает кульминации своих высказываний, которые имели место быть на протяжении книги Дварим. Если бы мы попробовали их обобщить, то пришли бы к такому: “На протяжении сорока лет вы и ваши родители блуждали по пустыне. Это были тяжелые времена: годы без дома, времена, когда только благодаря чуду вам попадалась еда или вода. Теперь вы у порога обетованной земли. Вы думаете, что это будет конец ваших испытаний. Это не так. Напротив, именно здесь все только начинается. Когда вы будете сыты и довольны, когда вы построите дома и заселитесь, когда ваше стадо будет расти и количество золота и серебра увеличиваться, остерегайтесь себя, не позвольте вашим сердцам познать гордость и забыть Г-спода Б-га вашего, который вывел вас из Египта и освободил от рабства”.

Величайшее испытание - это не рабство, а свобода; не бедность, а богатство; не опасность, а безопасность; не скитание, а наличие дома. Парадокс в том, что мы благодарим Б-га в минуты опасности, а когда нам хорошо - не вспоминаем о Нем вовсе.

Так оно все и было. На протяжении невыносимого периода изгнаний, странствий, принудительных облачений в другие веры, гетто и погромов, евреи молились Б-гу, учили Его слово, соблюдали Его заповеди, передавали Его учения своим детям и твердо придерживались своей идентичности, обладали упорством в своей силе. Люди были одурманены Б-гом. И вот когда они обрели равенство с другими, когда общество открыло им двери, тогда, наконец, евреи более не были “отверженным народом” (выражение Макса Вебера). В этот момент они и предали свою веру.

Откуда Моше это знал? Удивительным фактом есть то, что он действительно это знал, и вот теперь, через 3300 лет мы тоже это знаем. Самая большая проблема возникает тогда, когда мы меньше всего отдаем себе отчет о ее существовании. Возможно под таким углом мы сможем понять всю глубину первого благословения: “пусть Г-сподь благословит и защитит вас”. Мы благословенны тогда, когда больше всего нуждаемся в защите; в защите, которая благословение оставит благословением и не превратит его в проклятье; а проклятие это - забыть откуда пришло благословение.

Это история нашего времени. Когда евреев подвергали гонениям, они оставались евреями. Когда их не преследуют, когда они (как и сейчас) достигают высот и изобилия, становятся “новой элитой”, тогда они отказываются от иудаизма. Это трагедия, которую Моше предвидел давным давно. Похоже на то, что евреям нужны страдания для того, чтобы выжить, выжить как народ.

Но это не так, поэтому Моше умоляет со всем красноречием в своем обращении. Он говорит: “Вера, которую я вам передал от имени небес, не вера трагедий, это не рассказ, написанный сквозь слезы и боль. Эта вера - праздник”, он снова и снова подчеркивает: “Вот заповеди, которым вы должны следовать … все, кто крепко держится за Б-га - живы сегодня … видите, я поставил перед вами благословение и проклятие, жизнь и смерть; так выбирайте же жизнь”.

Мудрецы говорят, что назорея называют грешником потому, что он отказывается от удовольствий, которыми мог бы законно пользоваться. Маймонид пишет: “Никто не должен, ни клятвой ни присягой, решать сам для себя, что можно, а что нельзя”. Наши мудрецы говорят: “Разве вам не достаточно запретов, что дает Тора? Зачем вы добавляете себе еще?”. Они также подразумевают и тех, кто практикует посты. Это, по их мнению, тоже не есть правильным; они против самоуничтожения посредством постов. На этот счет, и еще несколько других излишеств, Соломон сказал: “Не будьте чрезмерно праведными или чрезмерно мудрыми. Зачем вам разрушать себя?”.

Тора начинается с того, что Б-г создает вселенную и “видит, что она хороша”. Так оно и есть, в конце творения Г-сподь “созерцал свое творение и понимал, что оно великолепно”.

Восточные мистики обучают человека подняться над страданиями и превратностями мира и окунутся в нирвану собственной души. Несколько древних философий, таких как манихейство и гностицизм, утверждали, что физический мир был создан злой силой, а поиск истинного Б-га означает отказ от мира. Естественным ответом на такой способ увидеть реальность является аскетизмом, принципиальным отказом от удовольствия. В противоположность этим философиям, Эпикур и ему подобные, утверждал, что поскольку единственная реальность материальна, нужно посвятить себя в этой жизни (не было, как он считал, послезавтра) принципиальному стремлению к удовольствию. Такие точки зрения приняло много людей на протяжении всей истории. Еврейская же является редкой, если не уникальной.

Б-га можно и нужно найти в жизни. Его благословения, как материальные так и духовные - это хороший урожай, плодородная земля и политика мира. Б-г откровения и искупления - тот же Б-г творения, и быть близким к Нему значит идти рука об руку с природой, а не против нее. Это не значит, что иудаизм - это гедонизм, совсем наоборот. Аскетизм - это отказ от удовольствия, гедонизм - это поклонение ему. Иудаизм отвергает и то и другое, вместо этого он приглашает нас освятить удовольствия: еду через кашрут и произнесение благословений; напитки - через Кидуш в священные времена; секс - через законы брака. Быть евреем - значит праздновать жизнь, видеть присутствие Б-га в ней, и благословлять ее. Быть евреем - значит найти радость в семье и обществе; искать смысл через изучение Торы; делить свои благословения с другими. Даже всем известное еврейское чувство юмора является частью привязанности к фундаментальной добродетели жизни; юмор - это способ смеяться над тем, что в противном случае заставило бы нас плакать.

В иудаизме удовольствие никогда не бывает просто удовольствием. Во-первых, оно посвящено Б-гу; во-вторых, мы делимся им с другими; в-третьих, оно рассматривается как благословение Б-га, а не то, что мы создали сами.

Это не что иное, как академическая точка зрения. Не будет преувеличением сказать, что от него зависит будущее иудаизма и еврейского народа. На протяжении всей книги Моше пытается сказать: “Какая же это была бы трагедия, если бы вы прошли испытания и муки в египетском рабстве, пережили блуждания по пустыне и битву за то, чтобы утвердиться как народ, и потерпели бы поражение на своей родной земле. Как получилось так, что когда у вас есть все, за что стоило бы поблагодарить Б-га, вы напротив, забыли о нем?”

Иудаизм - религия радости; мы должны помнить откуда мы пришли и не принимать благословения как должное; мы должны помнить кто источник хорошего. Мы должны помнить о том, что у нас есть, и что это даровано нам рукой Г-спода. Он даровал нам свое доверие, а значит мы должны использовать наши ресурсы во благо, и не только самих себя.

Красота иудаизма заключается в том, что он не страдает от трагедий. Евреи, несмотря на их страдания, не дали последним победить себя. Евреи оплакивали Тишу Бе Ав и другие посты, но не позволяли другим дням омрачать их жизнь. Они ограничивали трудности: вся неделя могла быть не очень сытной, но на Шабат они ели как короли. Моше жил более трех тысяч лет назад, но понимал нашу нынешнюю ситуацию лучше, чем мы. Когда изобилие приводит к забывчивости и процветанию безразличия, мы попадаем в самую середину величайшего испытания иудаизма: суметь благословить жизнь, превратить удовольствие в радость, а материальные удовлетворения в духовные утверждения.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Сложности кашрута в коллективе
Глава Шофтим. Не отрываться от реальности
Жизнь под облаками
Моавитянка Рут – прабабушка царя Давида
Героизм обычной жизни