3 голоса иудаизма - Ujew

3 голоса иудаизма

3 голоса иудаизма
Количество просмотров 197 Количество комментариев 0

19 часть книги Ваикра, с которой начинается недельная глава Кедошим, является одним из высших утверждений Торы касательно этики. Она о правильном, хорошем и святом, она также содержит величайшие из моральных заповедей: “Люби ближнего, как самого себя” и “Прими чужака, который живет среди вас так, как вроде он свой. Люби его как самого себя, ибо и вы были чужаками в земле египетской”.

Вся глава в целом, тоже является странной. Она содержит то, что больше похоже на хаотичные заповеди, которые ближе к святости, чем к этике:

 

Не вяжите разные виды животных.

Не засеивайте свои поля двумя видами семян.

Не носите одежду, связанную из двух разных материалов.

Не ешьте мяса с кровью.

Не практикуйте гадание или колдовство.

Не обрезайте волосы по бокам головы или концы бороды.

 

И так далее. Что вышеперечисленное имеет общего с правильным, хорошим или святым?

Чтобы понять это, нам необходимо совершить огромный скачок в изучении уникального морально-социально-духовного видения Торы.

Запад осуществлял множество попыток определить моральную систему. Некоторые сосредотачивались на рациональности, некоторые - на эмоциях, таких, как сочувствие и сострадание. Для некоторых центральным принципом являлось служение государству, для других - моральный долг. Все это - формы моральной простоты.

Иудаизм настаивает на обратном: моральной сложности. Моральная жизнь непроста. Иногда возникают сложности. Порой ум говорит об одном, а эмоция о другом. Более фундаментально иудаизм выделил три моральных чувства, каждое из которых имеет свой собственный голос и словарный запас. Это: 1) этика царя, 2) этика священника и 3) этика пророка.

Иеремия и Иезекииль говорят о своих отличительных чувствах:

 

Не прекратится обучение законам (Торы) священниками,

Не прекратят давать советы (etzah) мудрецы (chakham),

Не исчезнет слово (davar) пророка.

Они отправятся на поиски видения (chazon) пророка, священническое наставление в законах (Торы) прекратится, советам (etzah) старших придет конец.

 

Священники думают с точки зрения Торы. У пророков есть “видение” или “слово”. У старших и мудрых есть etzah. Что все это значит?

В иудаизме цари и их суды связаны с мудростью - chokhmah, etzah и другие синонимичные с ними слова. Несколько книг ТаНаХа, в частности “Притчи” и “Экклезиаст”, это книги “мудрости”, в которых высшим образцом был царь Соломон. Мудрость в иудаизме - это универсальная форма знания, а еврейская библия ближе всего к литературе мудрости, включая литературу древнего Ближнего Востока и эллинистических мудрецов. Она практична, прагматична, основана на опыте и наблюдениях; она рассудительна и предусмотрительна. Это рецепт на безопасную и здоровую жизнь, без эксцессов и экстрима, но вряд ли драматичную или преобразующую. Это голос мудрости, добродетель царей.

Пророческий голос совершенно другой - страстный, яркий, радикальный в своей критике злоупотребления властью и эксплуататорского стремления к богатству. Пророк говорит от имени народа: бедных, угнетенных, оскорбленных. Пророк думает о жизни с точки зрения отношений - между Б-гом и людьми, и людей друг с другом. Ключевым моментом пророка является tzedek (распределительное правосудие), mishpat (карательная справедливость), chessed (любящая доброта) и rachamim (милосердие, сострадание). Пророк обладает эмоциональной образованностью, сочувствием и состраданием, чувствует тяжкое положение одиноких и угнетенных. Пророчество никогда не бывает абстрактным. Оно не думает в универсальном ключе. Оно отвечает на то, что происходит здесь и сейчас. Священник слышит слово Б-жье всегда. Пророк слышит Его голос, когда он говорит сейчас.

Этика священника, или святости в целом, тоже отличается от остальных. Ключевыми действиями священника являются: lehavdil (разделение) и lehorot (обучение людей законам, в роли как учителя, так и судьи). Ключевые слова священников - kodesh и chol (святой и мирской), tamei и tahor (нечистый и чистый).

Самый важный отрывок в Торе, который говорит священническим голосом, это глава 1 “Берешит” - повествование о творение. Здесь ключевым глаголом также является lehavdil (разделять), который появляется пять раз. Б-г разделяет свет и тьму, верхние и нижние воды, день и ночь. Другие ключевые слова - благословлять (Б-г благословляет животных, людей и седьмой день) и освящать (Б-г, по окончанию творения, освящает Шабат). В подавляющем большинстве случаев в Торе, глагол lehavdil и корень kadosh встречаются в священническом контексте; именно священники благословляют людей.

Задача священника, как и Б-га при творении, состоит в том, чтобы создать порядок из хаоса. Священники устанавливают границы как во времени, так и в пространстве. Есть святые места и святое время, каждое имеет свою собственную целостность и установку в общей схеме. Протест священнослужителей направлен против размывания границ, столь распространенных в языческих религиях (между богами и людьми, жизнью и смертью, полом и т.д.). Грех для священника - действие не в том месте, его наказание - изгнание из его законного места. Для священника хорошее общество то, где все на своих местах. Священники обладают особой чувствительностью к чужакам, людям, у которых нет своего места.

Странная коллекция заповедей оказывается не такой уж странной. Кодекс святости видит любовь и справедливость как часть полного видения упорядоченной вселенной, в которой каждая вещь, человек и действие имеют свое законное место. Именно этот порядок и находится под угрозой, когда нарушаются границы различий между видами животных, зерен и тканей; или когда человек ест кровь (знак смерти), чтобы накормить живого.

На светском Западе мы знакомы с голосом мудрости. Мы также знаем пророческий голос и то, что Эйнштейн назвал своей “почти фанатичной любовью к справедливости”. Мы гораздо менее знакомы с концепцией священника. Как существует порядок для природы, так существует и нравственный порядок, который состоит в том, чтобы держать отдельно то, что должно быть отдельно и поддерживать границы, которые удерживают целостность мира, созданного Б-гом, мира, который он семь раз нарек хорошим.

Голос священника не является маргинальным в иудаизме. Он центральный, важный. Это голос первой главы в Торе. Это голос, определивший еврейское призвание - “царство священников и святого народа”. Он доминирует в Ваикра, центральной книге Торы. В то время, как пророческий дух живет в агаде, священнический преобладает в галахе. Собственно, и само название Тора - от глагола lehorot - священническое слово.

Возможно, идея экологии, одно из ключевых открытий современности, позволит нам лучше понять священническое видение и его кодекс святости, которые видят этику не только как практическую мудрость или пророческую справедливость, но и как уважение глубокой структуры бытия. Структурированная вселенная - моральная вселенная, мир в мире со своим Создателем и с самим собой.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.