Справедливость или мир? - Ujew

Справедливость или мир?

Справедливость или мир?
Количество просмотров 351 Количество комментариев 0

Часть недельной главы «Итро», в которой содержится рассказ о величайшем Б-жественном откровении в истории, начинается с заметки, которая является слишком человеческой. Итро, священник мадианитян, пришел посмотреть, как поживает его зять Моше и люди, которых он возглавляет. Начинается она с того, что мы слышим рассказ о том, что услышал Итро (подробности исхода и сопутствующие чудеса). Затем следует описание того, что он увидел, и это вызвало у него беспокойство.

Он увидел, что Моше руководил людьми один. Результат был плачевен и для людей, и для самого Моше. Итро сказал:

То, что ты делаешь, не есть хорошо. Ты и люди, что к тебе приходят, вы измучаете себя. Работа слишком тяжела, один ты не справишься. Теперь, послушай меня, я дам тебе совет, и да прибудет с тобой Б-г… Выбери способных из тех, кто боится Б-га, честных людей, что ненавидят нечестные дела; назначь их должностными над тысячами, сотнями, десятками. Пусть они всегда служат людям судьями, но сложные дела приносят к тебе, а с легкими они и сами справятся. Они сделают твой путь легче, так как разделят его с тобой. Если вы поступите так, и Б-г так повелит, вы сможете выдержать любое напряжение; все люди придут к своей цели в мире.

Моше должен научиться делегировать и делить бремя лидерства. Интересно, что предложение “то, что ты делаешь не есть хорошо (lo tov)” одно из двух, которые встречаются в Торе. Второе: “нехорошо человеку быть одному”. Мы не можем править в одиночестве, мы не можем жить в одиночестве. Это одна из аксиом библейской антропологии.

Еврейское слово жизнь - chayim находится во множественном числе, как бы имея в виду, что изначально, жизнь разделена с другими. Дин Инге как-то описал религию так: “то, что человек делает со своим уединением”. Это не в еврейском стиле. Тем не менее, великий ученый девятнадцатого века Нетцив, сделал неожиданный даже противоречивый комментарий к этому отрывку. Он начинает, поднимая вопрос о том, как легко понять, как совет Итро помог Моше. Работа была слишком большой, он истощался, ему необходима была помощь. А вот то, что сложнее понять, так это его финальные слова: “и Б-г так повелит …  все люди придут к своей цели в мире”. Люди не были на исходе своих сил, Моше был. Как они тогда выиграют от системы делегирования? Их дело все равно бы рассмотрели, но это был бы не Моше. Как это могло быть в их интересах?

Рав Элизэер, сын Рав Хосе Галилеяна, сказал: “запрещено выступать посредником … вместо этого позвольте закону пронзить гору (высказывание, похожее на “пусть фишка упадет там, куда она должна упасть”). Поэтому девиз Моше был таким: Пусть закон пронзит гору. Аарон, однако, любил мир, поэтому преследовал и создавал мир среди людей … Рав Иуда бен Корча сказал: хорошо быть посредником, ибо писано - “выполните суд над правдой и миром в ваших воротах”. Понятно, что там, где существует строгая справедливость, не бывает мира и там, где есть мир, не бывает строгой справедливости! Что же это за справедливость, которая сосуществует с миром? Мы должны сказать - посредничество.

Читайте также: Что еврейского в аскетизме?

Закон следует за бен Корчей. Допустимо, даже предпочтительно, выступать посредником, с одной лишь оговоркой - судья не знает, кто прав, а кто ошибается. Именно эта неопределенность на ранних этапах слушания позволяет достигать справедливого разрешения, строго юридического. Если бы судья уже принял четкий вердикт, имело бы место быть подавление правосудия в пользу компромиссного решения.

Применяя этот принцип к израильтянам в день Моше, Нетцив указывает на то, как говорит Талмуд, что Моше предпочитал строгую справедливость миру. Он был не тем человеком, который идет на компромисс или посредничает. Кроме того, как величайший из пророков, он почти мгновенно знал, какая из сторон перед ним была виновна, а какая нет. Поэтому он не мог выступать посредником, поскольку это разрешено только до того, как судья вынесет вердикт, а в случае Моше это было практически мгновенно.

Отсюда вытекает удивительное заключение Нетцива. Делегируя судебную функцию вниз, Моше привел бы простых людей на место суда. Именно потому, что им не хватало интуитивного знания, которым обладал Моше, они могли предлагать справедливые решения, а справедливое решение - это то, в котором обе стороны чувствуют, что их услышали, обе стороны в плюсе, а решение справедливо. Это, как сказал выше Талмуд, является единственным видом правосудия, который в тоже время создает мир. Вот почему делегирование суда не только помогла бы Моше избежать полного упадка сил, но и всем этим людям “прийти к своей цели в мире”.

Какая это глубокая идея. Моше был высшим человеком Б-га. Тем не менее, была вещь, которую он не мог сделать, а другие, менее великие во всех других отношениях, могли. Они могли обеспечить мир между соперничающими сторонами. Они могли создавать ненасильственные, непринудительные формы разрешения конфликтов. Не зная закона с той глубиной, с которой знал его Моше, не имея интуитивного чувства истины, они проявляли терпение. Они должны были выслушать обе стороны. Они должны были принять решение, которое было бы справедливым по отношению к обоим сторонам. Посредник обладает другим даром, отличным от пророка, освободителя, правоведа - возможно более скромного, но иногда не менее нужного.

Дело не в том, что один тип персонажа предпочтительнее другого. Конечно же никто не считает Моше никем иным, как величайшим пророком и лидером Израиля. Скорее, просто ни один человек не может воплотить все добродетели, необходимые для поддержания людей. Священник - не пророк (хотя некоторые из них являются и тем и тем). Королю необходимы разные добродетели, не только святость. Военачальник не является человеком мира (хоть и может стать таким с течением жизни).

Мы приходим к глубокому значению идеи о том, что мы не можем ни жить, ни вести в одиночку. Иудаизм - это не та вера, которая действует в уединении души верующего. Это социальная вера. Речь идет о связях и взаимоотношениях - семьи, общины, в конечном счете народ, где у каждого из нас, большого и малого, есть своя роль. Бен Азай сказал: “Не презирайте никого и ничего, ибо нет того, у кого бы не было своего часа и места”. Было нечто обычное, что люди (главы тысяч, сотен и десятков) могли достигнуть, в отличии от Моше со всей его славой. Вот почему народ всегда лучше любого индивидуума отдельно, и вот почему у каждого из нас есть, чем поделиться.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.