Полный текст главы "Итро" - Ujew

Полный текст главы "Итро"

Полный текст главы
Количество просмотров 421 Количество комментариев 0

Итро обращается в иудаизм

Все народы слышали громоподобный треск расступающегося Ям Суф и знали о победе народа Израиля над Амалеком, они, однако, не прислушались к этому предупреждению. Был только один человек, осознавший смысл этих грандиозных событий. Поняв, что Ашем (Вс-шний) всемогущ, он сделал вывод, что служить Ашему - его моральный долг. Этим человеком был тесть Моше Итро.

Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа. Сначала Итро готовился присоединиться к Амалеку в его борьбе против народа Израиля. Но когда он услышал о чудесной победе евреев и о повелении Всевышнего уничтожить Амалека за нападение на них, Итро немедленно раскаялся. Он без промедления взял жену Моше Ципору и двоих ее сыновей (которые не принимали участия в исходе из Египта, потому что Моше вернул их в Мидиан, чтобы они пожили в доме Итро) и отправился в пустыню, в лагерь сынов Израиля. Итро собирался стать гером (пройти гиюр) и присоединиться к евреям в пустыне, даже если ради этого пришлось бы поступиться высоким положением и удобствами повседневной жизни.

Когда Итро приблизился к лагерю сынов Израиля, он написал в письме, адресованном Моше: «Твой тесть Итро пришел. Пожалуйста, выйди и встреть меня. Если ты не хочешь выйти ради меня, то выйди ради твоей жены Ципоры, а если не ради нее, то ради двух ее сыновей». Он привязал письмо к стреле и послал ее в Облако Славы. Хотя обычно Облако отбрасывало все, это послание оно пропустило ради Моше.

Ашем повелел Моше: «Встреть твоего тестя! Только Я решаю, когда следует принять будущего гера, и Я говорю тебе, что Итро пришел сюда исключительно во имя Небес. Поэтому встреть его дружелюбно и не отвергай!»

Моше колебался, встречать ли ему своего тестя. Ашему пришлось убеждать Моше. Причина колебаний в том, что всю свою жизнь Итро был жрецом идолов. Моше не мог знать, искренне ли его желание стать евреем и останется ли он тверд в этом решении. Только Всемогущий, которому известны мысли человека, мог заверить Моше, что Итро будет верен иудаизму. Поэтому Он повелел Моше почтить Итро.

Моше, Аарон и Семьдесят Старейшин отошли от Облака Славы и пошли навстречу Итро. Весь народ двинулся вслед за Моше, Аароном и Старейшинами. Итро, первый праведный гер, был встречен по-царски. Даже Шехина явилась встретить его. Моше поклонился своему тестю и поцеловал его.

Моше повел Итро прямо к Храму. Там он вдохновенно описал ему подробности исхода из Египта, разделение Ям Суф и полную чудес войну с Амалеком. Этим рассказом он надеялся направить своего тестя на путь Торы.

Когда Итро услышал подробное описание великих чудес, совершенных Всевышним ради народа Израиля, он сразу претворил в жизнь свое решение перейти в иудаизм. Взяв острый нож, он сделал себе обрезание и провозгласил Ашема единственным Повелителем. Однако в глубине души Итро жалел египтян, утонувших в Ям Суф.

На Итро самое большое впечатление произвели наказания Ашема мера за меру, потому что они исключают возможность случайностей и доказывают, что жизнь человека определяется Б-жественным Провидением.

Когда Итро, бывший жрец-идолопоклонник, исследовавший все религии в мире, воскликнул: «Теперь я знаю, что Ашем царит над всеми другими силами», - он совершил самое великое освящение имени Творца. Услышав об этом, народы мира отказались от своих идолов, поняв их бесполезность.

Тот самый Итро, который многие годы приносил жертвы богам всех народов, теперь принес жертву Творцу. После этого он сел за трапезу вместе с Аароном и Старейшинами. Моше, однако, не присел, он стоял и подавал блюда.

В честь Итро произошло особое чудо: во время трапезы специально для него выпала порция мана. Это чудо показало, что Итро стал частью еврейского народа.

 

Итро советует назначить судей

Находясь в лагере сынов Израиля, Итро заметил, насколько отличались их повседневные дела от дел обитателей остальной части мира. В пустыне евреи не были заняты выращиванием или изготовлением чего-либо, не занимались они и торговлей. Ман, выпадавший по утрам, обеспечивал достаточное количество еды на весь день. Не требовало времени ни приготовление пищи, ни ведение домашнего хозяйства, потому что манн можно было есть сразу, а Облако Славы стирало и гладило одежду. Весь день евреи изучали Тору и выполняли мицвот.

Толпы народа собирались вокруг Моше, Аарона и Семидесяти Старейшин, чтобы послушать слова Торы и задать различные вопросы о аллахе и мицвот, устанавливающих отношения между человеком и его Творцом и между человеком и его ближними.

Итро казалось странным, что Моше сидит, а люди вокруг него стоят. Он подумал, что Моше не оказывает народу Израиля должного уважения, заставляя людей стоять из почтения к нему.

«Почему ты сидишь, как царь, - спросил он Моше, - тогда как люди, пришедшие выслушать твое суждение, стоят?»

Моше объяснил своему тестю: «Они пришли ко мне изучать Тору, и поэтому они стоят, так как ученикам подобает стоять перед своим учителем Торы. Я объясняю им и подробности Б-жественного закона - аллахи и мидрашим».

Итро посоветовал: «Бремя, лежащее на тебе, Аароне и Семидесяти Старейшинах, слишком велико. От столь большого напряжения вы все увянете, как лист на дереве. Позволь мне дать тебе совет, которому ты последуешь, если на то будет воля Ашема! Оставайся и далее посредником между народом и Вс-шним, учи людей словам Торы и наставляй их, как молиться и делать добро. Однако не бери на себя и не возлагай на Аарона и Старейшин все бремя ответов на вопросы, связанные с алахой. Вместо этого назначь над народом судей. Они будут решать все второстепенные вопросы, а тебе останутся только самые важные. Судьи не должны заниматься больше ничем, чтобы люди всегда могли к ним обратиться».

Итро считал, что человек должен обладать следующими достоинствами, чтобы стать еврейским судьей:

Он должен хорошо знать Тору и быть богат (чтобы ему не нужно было никому льстить и отдавать предпочтение одной стороне перед другой). Он должен быть человеком влиятельным, побуждающим других поступать правильно.

Он должен иметь страх перед Небом, чтобы судить по справедливости.

Это должен быть человек, заслуживающий доверия, на слово которого люди могут положиться.

Он не должен стремиться к накоплению. Ни свои, ни чужие деньги не должны для него иметь значения. У такого человека не появится желание брать взятки.

(В отличие от всех светских руководителей, вожди Торы в течение веков отличались тем, что служили народу Израиля без вознаграждения.)

Итро сказал Моше: «Выбери судей, обладающих теми качествами, которые я тебе назвал. Пользуйся тем озарением, которое снизошло на тебя, чтобы не обмануться относительно их характера. Назначь судей, каждый из которых будет судить тысячу человек, сто человек, пятьдесят и десять человек». На шестьсот тысяч человек будет:

- 600 судей-тысячников (по одному на тысячу);

- 6000 судей-сотников (по одному на сотню) 12000 судей (по одному на пятьдесят) 60000 судей (по одному на десять).

Итого, было предложено 78 тысяч судей. «Если ты претворишь в жизнь мой план, то решения по вопросам аллахи будут, несомненно, правильными».

Моше прислушался к совету своего тестя.

В действительности, Моше получил повеление от Ашема назначить судей. Потом, однако, это повеление было от него скрыто, чтобы у Итро появилась возможность дать совет, и в награду этот недельный раздел Торы назван его именем.

Первоначально Итро звали Есер, но потом к его имени добавили букву вав, так что оно превратилось в Итро. Это знак того, что он стал евреем и что этот раздел был введен в Тору ради него.

Во многих случаях Тора добавляет букву к имени человека, и это означает, что он достиг величья. И, наоборот, в имени человека пропускается буква, если он теряет свой духовный статус.

На самом деле у Итро было всего семь имен:

Есер - его первоначальное имя, когда он был неевреем.

Итро - новое имя, которое он принял, когда стал гером, данное ему в честь того, что к Торе был добавлен раздел его имени.

Ховав - потому что он любил Тору.

Хввер - потому что он стал соратником Ашема.

Реувэль - показывавшее, что он стал любимцем Ашема и другом народа Израиля.

Путиэль - означавшее, что он отказался от идолопоклонства.

Кейни - потому, что он был ревностным приверженцем Ашема (каней - приверженец), и потому, что он приобщался (кана) к Торе. Почти год Итро прожил в лагере сынов Израиля, до тех пор пока они оставались у подножия горы Синай. Но когда евреи стали готовиться к путешествию в Эрец Исраэль, Итро отказался сопровождать их, сказав Моше: «Позволь мне вернуться в мою страну, чтобы там распространять истину и привести народ под крыло Шхины».

Моше с великими почестями и подарками отпустил своего тестя.

 

Приготовления к дарованию Торы

В начале месяца Сивана (который в том, 2448 году пришелся на первый день недели) сыны Израиля пришли в пустыню Хорев (Синай).

Почему Ашем не даровал Своему народу Тору немедленно после исхода из Египта? Почему Он ждал семь недель от исхода из Египта до дарования Торы?

Ашем считал, что сыны Израиля не могли получить Тору сразу после исхода из Египта. Он сказал: «Они еще не оправились от последствий рабского труда в Египте. Пусть они останутся в пустыне еще несколько месяцев, поедят манн и перепелов и попьют воду из Колодца. Когда они окрепнут, Я дам им Тору».

Ашем, перед тем как даровать Тору еврейскому народу, дал знать о Себе, проявив великую доброту: Он провел евреев по сухой земле через Ям Суф, Он спас их от Амалека, Он дал им ман, обладавший наиболее приятными ароматами в мире, Колодец, вода которого по вкусу не уступала лучшим напиткам, а также перепелов. Только потом Всевышний спросил их, хотят ли они принять Его Тору, и они не возражали.

Когда сыны Израиля вышли из Египта, среди народа было множество споров и раздоров. В распрях покинули они город Сукот, и, когда расположились лагерем на следующей стоянке, в Эсаме, пререкания между ними продолжались. Ашем не мог даровать Свою Тору людям, которые не жили в мире между собой.

В конце концов, по прибытии в пустыню Синай, евреи прекратили распри и объединились. Ашем сказал: «Теперь им можно дать Тору Мира, потому что они научились жить в гармонии друг с другом!» Войдя в Синай, евреи раскаялись также в предыдущем грехе, когда они пренебрегли изучением Торы.

На второй день месяца сивана, в день прихода сынов Израиля к горе (это произошло на второй день недели), Ашем не обратился к народу, утомленному путешествием, а дал ему отдохнуть на восточном склоне горы.

На третий день этой недели Всевышний призвал Моше на вершину горы и дал ему указания относительно того, как приготовить сынов Израиля к дарованию Торы: «Обратись к женщинам раньше, чем к мужчинам. Говори с ними мягко и расскажи им все в общих чертах. Мужчин же наставляй твердо, им следует хорошо знать сложные детали правил».

Почему Вс-шний повелел, чтобы наставления, связанные с дарованием Торы, сначала были даны женщинам и только потом мужчинам?

Существует несколько причин:

1. Точно так же, как женщины становятся обязанными выполнять мицвот в двенадцать лет, на год раньше, чем мужчины, так и мицвот во время дарования Торы были даны сначала им.

2. Если женщинам оказать такую честь, они будут прилагать больше усилий, чтобы научить своих детей Торе.

3. Ашем сказал: «После того как Я дал первую мицву Адаму, а не Еве, она согрешила. Теперь Я обращусь к женщинам, чтобы они не думали, что их нарушения мицвот менее важны, чем нарушения мужчин».

4. К женщинам обратились сначала, оказав им особую честь, ибо сыны Израиля были спасены из Египта благодаря заслугам праведниц.

Вот первые слова, которые Вс-шний поведал Моше для передачи народу Израиля накануне дарования Торы:

«Вы сами видели, как Я наказал египтян за то, что они поработили вас. Вы узнали о Десяти Казнях и исходе из Египта не от посланцев и не из записей или устной традиции. Вы сами видели, как Я выступил на вашей стороне. Хотя египтяне заслуживали смерти за идолопоклонство, кровопролитие и безнравственность еще до того, как вы пришли в их страну, я не наказал их за грехи, пока они не обошлись с вами жестоко. Вы были свидетелями того, как быстро привел Я вас в Рамсес, когда пришло время избавления. Когда потом египтяне устремились за вами в погоню, Я защитил вас от их камней Облаком Славы, подобно тому как орел защищает своих детенышей. Всякая другая птица носит своих птенцов, держа их в лапах, так как опасается нападения более крупных птиц. Орел не боится никаких других птиц, он боится лишь стрелы человека, поэтому он носит своих детенышей на спине, чтобы стрела попала в него, а не в птенцов. Я действовал точно так же, защищая вас от египетских стрел Своим Облаком, и теперь вы продолжаете свое странствие по пустыне под защитой Облака Славы.

Я привел вас к горе Синай, чтобы вы служили Мне. Если вы будете выполнять Мой завет, соблюдая мицву Шабата, которую Я заповедал вам в Маре, и если вы будете выделять себя, совершая брит милу и отбросив всякие мысли об идолопоклонстве, то вы готовы получить Мою Тору и стать Моим Избранным Народом. Вас одних буду Я любить. Хотя Мне принадлежит вся земля, из всех народов Я буду лелеять лишь вас. Вы будете Мне Царством Коэнов и народом Святым.

Передай эти слова сынам Израиля точно так, как Я сказал их тебе!»

Почему Ашем назвал сынов Израиля ЦАРСТВОМ КОЭНОВ?

Когда наш народ получал Тору, каждый еврей достиг такого величия, что был достоин есть жертву, как коэн. Однако эта привилегия была отнята у евреев, когда они совершили грех Золотого Тельца.

Чего ожидал Творец от евреев, назвав их НАРОДОМ СВЯТЫМ?

Он хотел, чтобы они оставались выше других народов мира и их омерзительных дел.

Всемогущий предупредил Моше: «Я явлюсь тебе в плотном Облаке, и весь народ услышит, когда Я буду говорить с тобой, чтобы все они поверили тебе и пророкам, которые последуют за тобой».

В тот же день Моше получил повеление установить у подножия горы границы для народа.

Вечером Моше вернулся к сынам Израиля и в присутствии всего народа передал слова Ашема Старейшинам. Затем он рассказал им о страшных наказаниях за нарушение мицвот и наградах за их выполнение.

Весь народ Израиля хотел принять Тору и ответил:

«Все, что Ашем скажет, мы выполним».

Хотя народ согласился не переступать границы, установленной для него у подножия горы Синай, он не совсем был удовлетворен посланием, переданным Моше. Евреи хотели услышать Самого Ашема, а не только получить доказательство того, что Моше является Его посланцем. «Тот, кто узнает что-то от посланца, не может сравниться с тем, кто узнает это от царя!» - воскликнули они. - «Мы хотим видеть Ашема, а не слышать произносимые Его устами слова». Тогда евреи еще не знали о том ужасе, в который их повергнет появление Шехины. Позже они пожалели о своей просьбе и попросили Моше говорить с Вс-шним вместо них.

Ранним утром четвертого дня недели Моше появился на Небесах, чтобы сообщить Творцу ответ народа.

Моше передал, что, хотя люди согласны остаться у подножия горы, они хотят, чтобы Он обратился непосредственно к ним. Вс-шний ответил: «Я выполню их просьбу. Я сам сойду на гору Синай на глазах у всего народа Израиля».

В этот день Моше было поручено научить народ приготовиться к дарованию Торы: мужья должны были отдалиться от своих жен, совершив омовение и выстирав одежду. Это очищение должно было продолжаться два дня, а на третий день Ашем дарует людям Тору.

Хотя Творец назначил для очищения лишь два дня, Моше понял Его истинное намерение и решил добавить третий день для особых приготовлений. Поэтому он велел народу готовиться к дарованию Торы три дня. Вернувшись к народу вечером четвертого дня недели, он сказал: «Готовьтесь сегодня, а также на пятый и шестой день недели, потому что в Шабат вам будет дарована Тора».

Ашем согласился с решением Моше. После произнесения слов «Мы исполним» и очищения в течение трех дней сыны Израиля стали подобны ангелам. Они сохраняли уровень Адама перед грехопадением и были готовы получить Тору.

Перед дарованием Торы Творец излечил все физические недостатки евреев.

Всемогущий излечил всех слепых, как явствует из того, что во время дарования Торы «весь народ видел» (Шмот 20:18). Творец излечил глухих, ибо утверждается, что все отвечали: «Мы будем делать и будем слушать, что бы ни сказал Ашем» (там же, 24:7). Хромые тоже были излечены, как сказано (там же, 19:17): «Они стояли у подножия горы». Точно так же Всевышний излечил их от всех недугов.

Людям нужны были все их способности, чтобы по-настоящему принять Тору, ведь если бы кто-либо из них не увидел или не услышал Шехину, ощущения во время дарования Торы были бы неполными.

После этого Ашем сошел на гору Синай.

 

Дарование Торы

На протяжении двадцати шести поколений, со времени сотворения Адама, Творец ждал возможности передать человечеству драгоценную Тору, которая существовала еще до сотворения мира. Наконец, он нашел народ, готовый ее принять. Великого момента Откровения с нетерпением ждал весь мир, потому что при этом он должен был узнать духовную цель Творения.

Было утро Шабата, шестого Сивана 2448 года.

Сыны Израиля еще спали, потому что летние ночи коротки. Они были разбужены громом и молнией на горе Синай и призывом, с которым обратился к ним Моше: «Хатан ждет Калу, чтобы идти под хупу!» Моше привел народ к горе Синай, как шафер, ведущий калу к венчанию.

К еврейскому народу, собравшемуся у подножья горы Синай (мужчины и женщины стояли отдельно), присоединились миллионы душ их неродившихся потомков, а также души геров которые примут Тору в будущих поколениях.

Когда Ашем, окруженный воинством из двадцати двух тысяч ангелов, спустился на гору Синай в огненном столбе, земля дрожала, сверкали молнии и гремел гром. Сыны Израиля услышали звуки шофара, которые становились все громче, пока не усилились настолько, что люди едва могли их выносить. Огонь с горы Синай поднимался до самых небес, и гора дымилась как печь. Люди дрожали от страха.

Всемогущий поднял гору Синай над народом и сказал: «Если вы примете Тору, - хорошо, если нет, то вы будете погребены под этой горой!» Так Ашем заставил народ принять Тору, хотя раньше евреи принимали ее добровольно.

Зачем нужно было второе, вынужденное принятие Торы? Один из ответов гласит, что сыны Израиля согласились выполнять лишь Письменную Тору. Их согласие еще не включало принятие Устной Торы, которую Ашем сообщит Моше для последующей передачи ее сынам Израиля. Лишь позже Ашем заставил евреев принять также и Устную Тору.

Плотное Облако окутало гору. Ашем прижал небеса, пока они не коснулись горы Синай, и Его Трон Славы спустился на гору.

Во время дарования Торы сыны Израиля не только слышали Голос Ашема, но и видели, как звуковые волны исходят из Его уст, словно некая огненная субстанция. Каждая Заповедь, выйдя из уст Творца, облетала весь лагерь, и каждый еврей в отдельности отвечал на вопрос: «Принимаешь ли ты эту Заповедь со всеми относящимися к ней правилами?» Каждый еврей отвечал «Да» на каждую Заповедь. Затем эта огненная субстанция запечатлевалась на скрижалях.

Хотя сыны Израиля хотели увидеть Славу Ашема и услышать Его Голос, когда они действительно пережили Откровение, их души покинули их тела.

Голос Ашема раскатывался с такой силой, что сокрушал кедры и оголял целые леса, заставлял горы дрожать, а ланей рожать от потрясения.

Сыны Израиля испытывали на себе не всю силу воздействия Б-жественного Голоса. Каждый человек воспринял его в соответствии со своей собственной способностью ощущать Шехину. Тем не менее, люди лишались чувств после каждой Заповеди, потому что такая сила пророчества превосходила меру их восприятия.

Сама Тора молила Творца вернуть сынам Израиля жизнь, она говорила: «Как может мир быть счастлив, получив Тору, если твои дети от этого умрут?..»

Тогда Ашем окропил сынов Израиля Росой Оживления. Это была та самая Роса, которой Он в будущем возродит мертвых. Но сыны Израиля все еще ощущали слабость от пережитого ими потрясения, поэтому Ашем наполнил воздух ароматом пряностей, и они оправились.

После первых двух Заповедей сыны Израиля были так напуганы, что попросили Моше передать им остальные Заповеди, чтобы не слышать снова Голос Ашема.

Хотя Творец заранее знал, что сыны Израиля не смогут выдержать звуков Его голоса, он, однако, удовлетворил их желание слушать Его. Он не хотел, чтобы в будущем народ Израиля заявил: «Если бы Он удостоил нас прямого Откровения, мы бы никогда не служили идолам!»

 

Десять Заповедей

Ашем решил дать сынам Израиля первую из Десяти Заповедей. В это время Моше находился на вершине горы. Всевышний повелел ему спуститься.

Ашем рассуждал так. «Если Моше останется на вершине, то люди, может быть, не поверят, что они слышали Десять Заповедей от Меня. Они могут подумать, что это голос Моше. Поэтому пусть он сначала спустится, и тогда Я провозглашу Десять Заповедей.» И Творец повелел Моше: «Сойди вниз и предупреди всех, что они не должны переступать границу, установленную для них у подножия горы, несмотря на стремление увидеть Меня. Всякий, кто коснется горы Синай, умрет. После ухода Шехины им снова будет позволено подниматься на гору».

Как только Моше спустился, Ашем заговорил: «Я Ашем, твой Б-г…»

Всемогущий сначала произнес все Десять Заповедей одновременно. Это было деянием, выходящим за рамки человеческих возможностей. Целью этого чуда было стремление показать, что Десять Заповедей исходят прямо от Него. Ни одно человеческое существо, ни демон, ни ангел не могли совершить такое чудо.

После этого Он повторил каждую Заповедь отдельно.

Как только Ашем воскликнул «АНОХИ», все создания замерли.

Вселенная застыла, когда раздался Голос Ашема. Это стало неопровержимым доказательством того, что нет ничего вне Его.

Каждая из Десяти Заповедей обращалась к народу Израиля в единственном, а не во множественном числе, чтобы ни один еврей не мог сказать: «Достаточно, что все остальные соблюдают предписания Торы», делая таким образом исключение для себя. Каждый еврей должен чувствовать, что выполнение указаний Торы - его личная обязанность, и что она обращена прямо к нему.

Десять Заповедей состоят из 620 букв. Это символизирует, что Десять Заповедей являются сутью Торы, содержащей 613 мицвот, и к ним добавляются семь мицвот наших мудрецов. Сыны Израиля не только услышали Десять Заповедей, но и были посвящены во все связанные с ними тонкости. Они увидели Мидрашим, относящиеся к каждой Заповеди, все алахот и все правила чтения и понимания Торы.

 

Первая заповедь: верить в существование Ашема и Провидение. «Я Ашем, твой Б-г, который вывел тебя из земли Египетской, из дома фараона, где вы были рабами.»

«Я и Ашем, и милосердный Б-г для тех, кто слушается Меня, и Б-г карающий для того, кто отказывается подчиняться Мне».

Мицва, выраженная в Первой Заповеди, требует веры в существование всемогущего Творца, осознания того, что Он творит постоянно, что Он - Сила, определяющая все законы природы, и что Он дает средства к существованию всем существам - от мельчайших до самых больших.

Эта мицва выполняется не в определенное время (как большинство мицвот); сознание существования Творца и Его могущества должно постоянно сохраняться у еврея.

 

Вторая Заповедь: не поклоняться идолам. «Да не будет у тебя других богов!»

Выражение «других богов» не означает, конечно, что существуют другие боги, помимо Ашема. Тора называет идолов «богами», поскольку так их называют те, кто им поклоняется (хотя в действительности это бессильные изображения).

Эта заповедь означает, что запрещается верить в любую силу, кроме Ашема, поклоняться идолам или склоняться перед ними. Запрещается также владеть идолом, даже если человек не поклоняется ему. Эта заповедь включает в себя также запрещение изготовлять статуи человека или любого существа, или предмета во вселенной.

Народ Израиля выслушал первые две Заповеди прямо из уст Ашема. Остальные Заповеди были переданы через Моше, потому что люди не могли вынести силы Голоса Ашема.

(Комментаторы считают трудным постичь утверждение наших мудрецов, что Ашем произнес только первые две Заповеди. Разве в Торе не ясно сказано, что Ашем произнес все Десять Заповедей?) (Шмот 20:1). Рамбан (там же 20:7) объясняет, что народ Израиля, конечно, слышал все Десять Заповедей прямо от Ашема. Смысл в том, что первые две сыны Израиля поняли настолько ясно, что не нуждались в пояснениях Моше. Однако, в случае остальных восьми Заповедей, они слушали лишь Голос Ашема, но не понимали, что Он говорит. Тогда Моше объяснил им смысл каждой из этих Заповедей.

Творец хотел, чтобы евреи услышали все подробности первых двух Заповедей непосредственно от Него, потому что эти заповеди являются основой всей Торы.

 

Третья Заповедь: «Не произноси Имени Ашема попусту».

Запрещается злоупотреблять Именем Ашема, упоминая его в связи с излишней или ложной клятвой.

Всевышний говорит: «Не злоупотребляй Моим Святым Именем. Помни, что Авраам обратился именно к этому Имени и был спасен из огненной печи. Моше обратился к Нему, и Ям Суф раскололось на двенадцать частей. Иеошуа призвал Его и получил помощь. Иона воззвал к Нему из чрева рыбы и был спасен. Имя Ашема произносят больные и недужные и излечиваются. Сломленные обращаются к Нему и бывают утешены. Будьте осторожны и не произносите бессознательно Имени Ашема, потому что всякий, кто произносит Имя Ашема попусту, не остается безнаказанным!»

 

Четвертая Заповедь: соблюдать Шабат.

Эта Заповедь включает в себя запрещение выполнять в Шабат любую из тридцати девяти основных работ.

Кроме того, Шабат выделяется произнесением брахи в начале Шабата и по его окончании. Мы выполняем это, делая кидуш и авдалу. Шабат следует отмечать особенно вкусной пищей и особой одеждой.

Шабат должен быть днем духовных исканий: молитвы и изучения Торы. В этот день не следует думать о незаконченных трудах недели, нужно отвлечься от мирских дел.

Тот, кто отдыхает в седьмой день, свидетельствует тем самым, что Творец создал мир за шесть дней.

 

Пятая Заповедь: почитать родителей.

«Чти отца твоего и мать твою!»

Эта мицва обязывает человека заботиться о нуждах его родителей, следить, чтобы у них была пища, питье, одежда. (Однако человек не обязан тратить на это свои деньги; деньги должны дать родители). Он должен сопровождать их, когда они выходят из дома, и следить за тем, чтобы у них было все, что им нужно. Он должен обращаться к ним почтительно.

В эту заповедь включается также уважение к старшему брату и второй жене (мужу) отца (матери).

Награда за почитание своих родителей - долголетие в этом мире. Хотя основная награда за выполнение этой мицвы ожидает человека в мире грядущем, это также одна из мицвот, которые приносят благо и в этом мире.

 

Шестая Заповедь: не убивать. «Ты не будешь убивать!» Тот, кто проливает кровь, уродует Шехину.

Если кто-то убивает человека, который был создан по образу Ашема, он тем самым как бы наносит удар Самому Ашему.

Небесное наказание убийцы состоит в том, что он сам будет убит кем-то другим (Берешит 9:6).

Смутить человека - это тоже своего рода убийство (при этом кровь отливает от лица человека).

 

Седьмая Заповедь: не прелюбодействовать. «Не совершай прелюбодеяния

Ашем карает грех прелюбодеяния особенно сурово. Он проявляет долготерпение в случае любого греха, кроме безнравственности.

Наши Мудрецы от имени р. Ханины учили: «Человек, совершающий прелюбодеяние, нарушает все Десять Заповедей».

Некоторые люди, обеспокоенные этим заявлением, обратились к р. Ханине за разъяснениями. Они сказали: «Мы согласны, что прелюбодей и прелюбодейка виновны в нарушении следующих девяти Заповедей:

«Я твой Б-г», - поскольку прелюбодейка отрицает Б-га.

«У тебя не должно быть других, богов», - ибо действия прелюбодейки подобны идолопоклонству. Так же как она оставила своего мужа ради другого мужчины, прелюбодейка может отказаться от Всемогущего и пойти служить идолам.

«Ты не должен клясться попусту Именем Ашема», - потому что прелюбодей будет клясться, что он невинен.

«Чти отца своего», - ибо прелюбодейка родит ребенка, который не будет знать своего истинного отца и поэтому не сможет почитать его.

«Не убивай», - поскольку любой прелюбодей уверен, что убьет или будет убит, если попадется на месте преступления.

«Не прелюбодействуй».

«Не укради» - прелюбодей крадет жену другого человека.

«Не отзывайся о твоем ближнем свидетельством ложным», - ибо прелюбодейка будет свидетельствовать своему мужу: «Я беременна от тебя».

«Не домогайся», - потому что прелюбодей домогается того, что принадлежит другому человеку.

Итак, мы понимаем, как прелюбодеи нарушают девять Заповедей. Однако мы не понимаем, как они нарушают Заповедь "Помни день Шабата, чтобы освятить его"».

Р. Ханина ответил: «Рассмотрим случай, когда некоэн совершает прелюбодеяние с женой коэна. Тогда ребенок будет считаться коэном. Он будет выполнять работу в Храме даже в Шабат, например, раскладывать дрова на жертвеннике и зажигать на нем огонь, что разрешается делать лишь коэну. А поскольку он не коэн, он тем самым оскверняет Шабат».

Наши Мудрецы включают в этот запрет и того, кто забирает средства к существованию у еврея, открыв конкурирующее предприятие в районе, который был сферой его деятельности. Так наши Мудрецы объясняют стих «…и он не осквернил жены своего ближнего». Это говорится в качестве похвалы тому, кто не лишает другого средств к существованию, занявшись тем же делом.

 

Восьмая Заповедь: не похищать еврея. «Не кради!»

Запрещение воровать в Десяти Заповедях относится к краже людей. (Кража имущества запрещена в стихе Ваикра 19:11). Тот, кто похищает еврея и продает его или использует в качестве раба, может быть приговорен судом к смертной казни.

 

Девятая Заповедь: не лжесвидетельствовать. «Ты не будешь отзываться о своем ближнем свидетельством ложным!» Лжесвидетельство ведет к разрушению цивилизации. Его жертвы наказываются за те преступления, которых они никогда не совершали. Оно также позволяет одним людям грабить, убивать и угнетать других, а потом избегать наказания с помощью лжесвидетельства. Тот, кто лжесвидетельствует, тем самым ведет мир к разрушению. Он также отрицает Провидение Творца.

 

Десятая Заповедь: не пытайся сделать своим то, что принадлежит другому. «Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся его жены, ни раба его, ничего, что у ближнего твоего» (и, следовательно, не составляй планов, как овладеть этим!)

Запрещается предпринимать любые попытки овладеть чем-либо, что принадлежит другому, из желания, чтобы это принадлежало тебе. Этот запрет включает и попытки убедить другого продать вам вещь, которую он не хочет продавать, и попытки оказать на него любое давление для этого. Это запрещено, даже если вы ему платите сполна. Кроме того, запрещено желать, даже в своем сердце, обладать какой-то вещью, которая принадлежит другому (Дварим 5).

Дурная черта желать то, что принадлежит другому, приводит человека к преступлению, поскольку его стремление овладеть предметом своего вожделения заставляет его прибегать к насилию, если ему не дают то, что он хочет. Человек может даже пойти на убийство владельца предмета, которого он домогается.

Первые пять Заповедей упоминают имя Творца, но Его имя отсутствует в последних пяти. Ашем сказал: «Пусть Мое имя не будет связано с убийцами, прелюбодеями, ворами, лжесвидетелями и алчущими.»

 

Другие мицвот, которые были даны сынам Израиля после Десяти Заповедей

После первых двух Заповедей сыны Израиля больше не хотели слушать голос Всевышнего. Они попросили Моше говорить с Творцом.

Ашем усилил голос Моше настолько, что его слышал весь народ Израиля, и Моше в своей великой мудрости успокоил испуганных людей.

«Не бойтесь

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.