Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Что услышал Итро? или Истоки антисемитизма
Итро

Что услышал Итро? или Истоки антисемитизма

рав. Пинхас Гольдшмидт
23 августа 2017, 10:51

Интересно, что сразу после войны с Амалеком – ненавист­ником Израиля (о которой рассказывается в конце предыдущей главы, Бешалах) Тора повествует нам об Итро – тесте Моше, мидьянском жреце, пришедшем в пустыню, к подножию горы Си­най, чтобы присоединиться к еврейскому народу. Эти два рассказа, следующие один за другим, являют нам два примера отношения к евреям со стороны народов мира: бескорыстная любовь и тяга к еврейскому народу на примере Итро и – абсолютная, необъясни­мая рационально, стоящая выше любых прагматических сообра­жений ненависть, олицетворяемая Амалеком. Ненавистников Израиля во всех поколениях всегда было больше, чем людей, по­добных Итро. Образ Амалека олицетворяет «вечного антисеми­та» – вечный, никогда не исчезающий антисемитизм.

Многие задавались вопросом: в чем же природа антисемитиз­ма и откуда он проистекает?

Если вдуматься, в этом нет никакой логики. Если антисемит – социалист, он будет ненавидеть евреев за то, что они «буржуи» и «эксплуататоры». Антисемит-буржуа будет обвинять евреев в «коммунизме». Если евреи верны своей вере – их ненавидят за то, что они отделяют себя от всего остального общества, если же евреи ассимилируются – их обвиняют в том, что они «повсюду пролезли и все захватили в свои руки».

Антисемитизм подобен вирусу: когда организм пытается про­тивостоять пагубному действию вируса, он мутирует и проявля­ется в новой, неожиданной форме.

Прообраз современного антисемитизма можно обнаружить в римскую эпоху, в начале распространения христианства. Тогда ев­реи вызвали гнев и отторжение со стороны масс христиан-неофи­тов из-за неприятия ими «благой вести» о «пришествии Мессии».

Второй этап начался в 1096 году, с началом эпохи крестовых походов, когда евреи из меньшинства нелюбимого, но которое терпят, превратились в объект беспощадного преследования. Ев­реи обвинялись во всем: в распространении эпидемий, в отравле­нии колодцев и грабеже христианского населения, в падеже скота и убийстве христианских детей с целью добавления их крови в мацу.

Следующая веха в истории антисемитизма – 1879 год, когда Европа, освободившись от власти церкви, стала светской по свое­му самосознанию. В эпоху бурного развития естественных наук антисемитизм принял новую, «наукообразную» форму – лженауч­ной теории о «высших» и «низших» расах. Эта теория была основа­на на т.н. «социальном дарвинизме», который проецировал учение Дарвина о «естественном отборе» на отношения внутри челове­ческого общества. Теория гласила, что есть «сильная» белая раса, более развитая, и она справедливо захватывает жизненное про­странство других, «слабых», «неполноценных» рас. И конечно же, самой «зловредной» расой объявлялись евреи. От такого обвине­ния в «расовой неполноценности» не было никакого спасения. Не было даже возможности изменить веру, чтобы таким образом отве­сти от себя опасность. Как известно, нацисты, взявшие на воору­жение эту самую расовую теорию, преследовали потомков евреев, принявших христианство, до третьего поколения, отправляя их в концлагеря наравне со всеми остальными евреями...

Можно было бы предположить, что просвещенный европей­ский мир после Холокоста наконец осознает свою вину и абсурд­ность антисемитских измышлений, пожелает сбросить с себя этот многовековой позор, но... ожидания оказались тщетными. Новый вид антисемитизма явил миру свое лицо: исламский религиозный «антисионизм», основывающийся на отрицании права на суще­ствование Государства Израиль. Явление это находит поддержку и у левой европейской интеллигенции, обвиняющей Израиль в «геноциде» арабов.

Различные еврейские круги в разные эпохи предпринимали попытки изменить положение вещей, при котором евреи стано­вились вечным объектом атаки со стороны антисемитов. В 1844 го­ду Совет реформистских раввинов на съезде в Брауншвейге (Гер­мания) решил «отменить» большинство заповедей иудаизма – и все это ради «корректировки имиджа» евреев в глазах германских антисемитов. Можно упомянуть и такой факт: в 1850 году более половины евреев Берлина обратились в христианство в надежде, что наконец-то удостоятся долгожданного равноправия и огра­дят себя от антисемитских нападок. Среди выкрестов было 46 из 54 внуков и правнуков Мозеса (Моше) Мендельсона, еврейского мыслителя и общественного деятеля, одного из основателей дви­жения еврейского просвещения и реформистского иудаизма, бо­ровшегося за равноправие евреев...

 

 

Но история доказала, что «не может узник сам себя освобо­дить из тюрьмы» (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот). Насколь­ко евреи Германии пытались ассимилироваться и доказать нем­цам, что они – «свои», настолько же росла в Германии ненависть к евреям, пиком которой оказался Холокост...

Ответом на антисемитизм не могут быть ни ассимиляция, ни обособление, ни сионизм. Прежде всего мы должны хранить свою еврейскую идентичность (а не вспоминать о ней только тогда, когда нас начинают «бить»), иметь чувство национального досто­инства, ну и, конечно же, поддерживать еврейское государство. Но вместе с тем мы должны строить и поддерживать отношения с другими народами, конфессиями, государствами. Все это входит в правила поддержания «путей мира» с окружающими нас наро­дами, обозначенные нашими мудрецами. Когда в той или иной стране евреи подвергаются антисемитским нападкам, нельзя до­пускать, чтобы они оставались единственными, кто выражает свой протест по этому поводу. Мы должны иметь надежных союзни­ков среди народов мира, которые могли бы встать на нашу защиту и разоблачать лживость антиеврейских измышлений, возникаю­щих каждый раз с новой мотивацией. И сами мы, евреи, не должны бояться выражать свой протест, когда в той или иной стране по­пираются права других национальных и религиозных меньшинств. К сожалению, когда в африканской Руанде происходил массовый геноцид «нетитульного» племени, среди голосов негодования можно было услышать лишь немногих евреев, при этом крайне далеких от Торы и иудаизма...

Евреи, живущие в Израиле, также должны знать, что Изра­иль – единственное место, где евреи составляют большую часть населения, в странах Диаспоры же евреи лишь малочисленное меньшинство. И все народы мира смотрят, как еврейское боль­шинство в Израиле относится к арабам. И от того, что происхо­дит в Израиле, во многом зависит отношение к нам во всем мире.

Однако, если вдуматься, нет ничего общего между еврейским меньшинством, например, в странах Европы, и арабами в Израиле.

Расскажу одну историю, иллюстрирующую это различие.

Еще в советскую эпоху, в период перестройки, мне довелось поехать в Минск на церемонию назначения равви­на местной общины. Присутствовавший на церемонии министр республиканского масштаба спросил меня, является ли раввин, вступающий в должность, гражданином СССР. Я ответил ему, что раввин – иностранец, гражданин США. Сказал мне министр: «Знаете, у нас возникают большие проблемы с католическими свя­щенниками, приезжающими к нам из Польши. В своих пропове­дях они постоянно повторяют, что белорусская земля – неотъемле­мая часть великой польской Речи Посполитой!» Ответил я ему: «Господин министр! У нас, евреев, тоже есть сторонники крайних взглядов, мечтающие о "Великом Израиле от Нила до Евфрата", но ни одному еврею никогда не придет в голову выдвигать требо­вания даже на пядь белорусской земли!»

Евреи в странах Диаспоры – меньшинство всегда лояльное, при этом вносившее непропорциональный своей численности вклад в культуру, науку, экономику стран проживания. Евреи не требовали для себя отдельных территорий и не сотрудничали с врагами страны, где они жили, часто с оружием в руках вставали на защиту родины наравне с коренным населением.

Но еврейский народ должен знать и помнить, что не только амалеки и фараоны окружают его. Всегда существовали правед­ники народов мира, подобные Итро, чувствующие боль народа Израиля и способные протянуть руку помощи в трудную минуту. Эмиль Золя и В.Г. Короленко, самоотверженно выступавшие в защиту ложно обвиненных Дрейфуса и Бейлиса, множество пред­ставителей русского, украинского, белорусского и других наро­дов, с риском для жизни спасавших евреев от уничтожения в годы войны, – пусть благодарность к ним не сотрется в памяти еврей­ского народа!

И в нашем поколении, хотя это и трудно, мы можем найти таких Итро – самоотверженных, бескорыстных и надежных дру­зей.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Справедливость или мир?
Сила Избавления
Полный текст главы "Итро"
Анализируя Заповеди
Что еврейского в аскетизме?