Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный Шабат
Эмор

Полный Шабат

23 августа 2017, 10:51
Время прочтения Время прочтения: 4 мин.

Среди прочих заповедей в главе Торы "Эмор" говорится о необходимости соблюдения Шабата: "Шесть дней делай работу, а в седьмой день Шабат Шаббатон – прекращение трудов…".

 

Обманчивая простота

Прежде всего, нужно напомнить, что в Торе вы не найдёте пустых рассказов или вещей, само собой разумеющихся. А если нам порой кажется, что сказанное Торой очевидно, то это означает, что данный смысловой уровень мы уже преодолели и пришла пора переходить на более сложный.

В связи с этим вызывает удивление тот факт, что Тора приказывает нам работать "шесть дней", как будто мы сами до этого никогда бы не додумались. Во-вторых, бросается в глаза странное выражение для определения субботы – "Шабат Шаббатон", то есть "суббота суббот". Явно в этой фразе скрыто нечто большее, чем простое напоминание о соблюдении Шабата. Какое же послание зашифровал для нас Вс-шний в этих словах?

 

Красный день черного календаря

Наши мудрецы раскрывают нам "маленький секрет": вся история человечества представляет собой "трудовую неделю": есть в ней и серые будни, и долгожданный выходной. Речь идёт о соотношении между шестью тысячелетиями рода человеческого и шестью рабочими днями недели, а эра Освобождения соответствует Шабату – Святой субботе.

 

Так же, как будние дни являются подготовкой к Шабату, так и вся еврейская история, со всеми её трудностями и невзгодами, слезами и кровью, но при этом всегда с Торой и заповедями – является подготовкой к приходу Машиаха. Как сказали об этом мудрецы: "Он, Милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя,…чтобы мы жили вечно".

 

С одной стороны, Суббота символизирует совершенное прекращение будничных занятий – "день покоя" и отдыха для тела. Этот уровень называется Шабат. А с другой стороны, Суббота соответствует ещё более интенсивному свету, ещё большей святости, чем была "в будни". Она способна успокоить душу, а это гораздо большее, чем просто отдых тела. Её цель: "чтобы мы жили вечно". Такой уровень называется Шабат Шабатон. Как мы видим, в нашей главе речь идёт именно о Субботе Суббот.

 

 

Год за два

Ещё интереснее и глубже эта идея раскрывается в книгах Каббалы. Борьбу с силами тьмы можно разделить на два этапа. Сперва удаётся победить тьму и нейтрализовать её: этот эффект называется "отталкиванием тьмы". Но при этом тьма хоть и повержена, но всё ещё существует и остаётся антиподом Света. Задачей второго этапа является не просто победа Света над тьмой, но "превращение самой тьмы в Свет".

 

Эту идею можно приложить и к нашему случаю. В первый этап эпохи Избавления Шабат – святость – подчиняет себе духовную нечистоту: "будни" сдаются под натиском "субботы". Это происходит в наши дни, так как конец шестого тысячелетия соответствует кануну субботы, а именно времени зажигания субботних свечей и встрече Шабата.

 

Во втором же периоде "дней Машиаха" – Шабат Шабатон – после наступления седьмого тысячелетия само понятие Тьмы исчезнет, так как она превратится в Свет. Даже будни станут праздниками, не говоря уже о субботах, в которых интенсивность Света станет вдвое большей, чем теперь.

Именно это подразумевается в Мидраше в словах: "Два венца святости возложил Всесильный на Царицу Субботу".

 

Мы славно поработали…

Обратим внимание на то, что для того чтобы ощутить Шаббат – телесный покой – совершенно не обязателен труд в течение шести дней, предписание о котором как раз и смутило нас при поверхностном взгляде на цитату из Торы. Но если мы говорим про Шаббат Шабатон – более высокий уровень – то он достигается исключительно через выполнение приказа: "Шесть дней делай работу…" Для того чтобы "отдохнула" душа, нужно интенсивно трудиться в течение долгого времени и тщательно готовиться к подобному отдыху. Причём это верно как в масштабе семи дней, так и в масштабе семи тысячелетий.

 

Наше ежедневное служение Творцу молитвой, добрыми делами, изучением Торы – это подготовка, и не только к "субботе", но и к "Субботе Суббот". То, насколько добросовестно мы сами готовимся и готовим весь мир к приходу Машиаха, определяет уже сегодня судьбу человечества.

 

Автор: Р-н Дов-Бер Байтман

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Евреи на британском троне
Зимнее время в Израиле: необходимость или дурная привычка?
О кошерности меда и других продуктов пчеловодства
Зачем есть кошерное?
Важность изменения еврейского имени в Торе