Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Эмор"
Эмор

Полный текст главы "Эмор"

U-jew
25 сентября 2017, 10:52
Время прочтения Время прочтения: 18 мин.

Коэны не должны осквернять себя прикосновением к мертвецам

Наказ блюсти святость дан всей общине Израиля. Но коэны должны соблюдать еще и дополнительные законы, ибо они совершают Служение Ашему (Вс-шнему) в Его святом Доме - в Храме.

Коэны, приносящие жертвы в Храме, не должны осквернять себя прикосновением к мертвой плоти. Но это не значит, что происхождение трупной тумы (нечистоты) материально, эта нечистота - духовного свойства, предустановленная Всемогущим.

Заповедь предохраняться от нечистоты, присущей мертвым телам, относится к коэнам во всех поколениях. Им нельзя ни притрагиваться к трупу, ни находиться с ним под одной крышей. Они должны и своих маленьких детей приучать избегать соприкосновения с мертвыми телами.

Однако эти законы не относятся к женщинам: жена или дочь коэна может притрагиваться к трупам. На то есть две причины:

1. Женщины не совершают Служения в Храме, и поэтому им не надо поддерживать тот высокий уровень чистоты, который обязателен для коэнов-мужчин.

2. Раз из-за Хавы, первой женщины, люди стали смертными, то женщины не удостоены были доли в святости, которую приобретают, избегая прикосновения к мертвым телам.

От соблюдения законов о чистоте освобождены также и халалим - коэны, рожденные от запрещенных браков. Однако коэны с телесными изъянами, хотя и не могут совершать служение в Храме, тем не менее не должны притрагиваться к трупам.

Коэну нельзя притрагиваться даже к куску мертвой плоти или органу от мертвого тела. Несмотря на то, что соблюдать законы о чистоте весьма трудно, коэны всегда придерживались их с большим тщанием.

Коэн обязан нарушить запрет прикосновения к трупам в случае смерти кого-то из ближайших родственников или для захоронения мет мицва.

Есть два разряда покойников, ради которых коэн обязан стать нечистым:

1. Если ему сообщают, что скончался кто-то из его ближайших родственников (жена, мать, отец, сын, дочь, брат или незамужняя сестра), то его долг - оплакать умершего и проводить его в последний путь. В день похорон он не участвует в службе.

Коэн обязан нарушить запрет прикосновения к мертвецу и в том случае, если он заметит мет мицва. Мет мицва - это труп, обнаруженный в безлюдном месте, где в пределах слышимости нет никого, кто мог бы совершить захоронение. При таких обстоятельствах коэн сам должен его захоронить.

 

Браки, запрещенные коэну

Тора запрещает коэну брать в жены (этот закон актуален и по сей день):

халалу (дочь коэна, рожденную от запретного для ее отца брака, - например, от союза коэна с блудницей или разведенной);

зону (блудницу, в данном случае женщину, имевшую запрещенные связи);

гийорет (обращенную) - он может жениться только на еврейке по рождению;

герушу (разведенную).

Почему Тора накладывает на коэна такие ограничения? Мысли мужа подвержены влиянию жены. Чистота и святость священника превыше чистоты и святости прочих людей. Поэтому Тора требует, чтобы женой его была та женщина, чье происхождение и прошлое не имеют изъяна, чтобы не отвлекать его от святой задачи.

Если коэн брал в жены женщину, брак с которой был для него запрещен, то бейт дин принуждал его развестись с ней.

Дочь коэна за прелюбодеяние каралась казнью через сожжение (21:9). Для девушки из другой семьи наказанием за то же самое преступление было удушение - менее суровый вид наказания. Совершая прегрешение, дочь коэна оскверняла тем самым честь всего клана священнослужителей, поэтому ее преступление было более тяжким!

 

Обязанность чтить коэна

Тора повелевает нам оказывать коэну предпочтение во всех общинных делах:

- на торжественном пиру ему подают первому;

- во время омовения рук перед трапезой его пропускают первым;

- ему предоставляют честь читать для всех благословение над хлебом;

- ему предоставляют право вести Послетрапезную молитву;

- первым к Торе вызывают коэна, вторым - левита и затем всех прочих евреев.

Отличая коэнов, мы воздаем почести Всемогущему, избравшему их для совершения служения Ему.

 

Чтобы стать первосвященником, коэн должен обладать пятью качествами. Все коэны святы, но первосвященник - "святой из святых". В сан его посвящал Большой Санхедрин, состоящий из семидесяти одного члена.

Вступая во Служение, он надевал восемь особых одеяний, а во времена Первого Храма он помазывался особым маслом помазания.

Какими качествами должен был обладать коэн, чтобы иметь право совершать службу первосвященника?

1. Мудрость выступала главнейшим требованием.

Совершая служение, первосвященник представлял весь народ. Для свершения этой задачи он должен быть великим в Торе.

2. Приятная наружность. Хотя внешняя красота и не является существенно важным качеством, подобало - из почтения к Ашему и Храму - чтобы первосвященник был хорош собой.

3. Физическая крепость. Служение в Храме требовало больших усилий. Например, труднейшую службу Йом Кипура ему приходилось выполнять, постясь.

4. Богатство. Первосвященник должен был быть в денежном отношении состоятельнее прочих коэнов.

5. Возраст. Было предпочтительнее, чтобы первосвященник обладал достоинством и опытом, а они приходят в зрелые лета. Однако на практике бейт дин избирал первосвященника безотносительно его возраста, если он обладал всеми прочими качествами.

От еврейского царя тоже требовалось пять перечисленных качеств.

Но что было делать, если какой-то коэн больше всех прочих подходил стать первосвященником или какой-то еврей - царем, но ему недоставало богатства или красоты?

Если ему не хватало денег, то другие коэны обязаны были снабдить его ими.

 

Особые законы о первосвященнике

1) Из-за своей высокой святости первосвященник был ограничен в выборе жены еще больше, нежели простой коэн. Ни один коэн не может жениться на зоне, халале или разведенной женщине, а первосвященнику нельзя взять в жены - даже вдову. Вдова привыкла к обычаям своего первого мужа, поэтому ей труднее приспособиться к новому положению жены первосвященника. Ему заповедано жениться только на молодой девушке, не знавшей никакого другого мужчины.

2) Первосвященник не участвует в похоронах ближайших родственников, как это делают другие коэны. Даже если умер его отец или мать, он не идет на их похороны, а должен продолжать свою службу, как обычно.

Ашем заповедал, чтобы простой коэн участвовал в похоронах своих близких родичей, ибо Он знает, что сердце человека скорбит об их кончине. Если б Он запретил коэну выражать свою скорбь, тот возмутился бы этим и все равно оплакал бы умершего в сердце своем.

Первосвященник же приучил свою душу не отрываться от Ашема. От него требуется возвыситься над обычными чувствами и порвать земные узы, связывающие его с родными.

Однако первосвященник тоже обязан хоронить мет мицва - покинутого мертвеца, которого некому больше похоронить.

 

Обстоятельства, делавшие коэна негодным для службы

1. Коэн с телесным изъяном не совершал служения. Ему даже не разрешалось входить в Святилище.

Телесным изъяном считался и врожденный недостаток, например, слепота (даже на один глаз), и преходящий, например, рана. Коэну разрешалось участвовать в службе только после исцеления. Мудрецы перечисляют сто сорок телесных недостатков, лишавших коэна права свершать службу.

Как сообщает нам книга Зоар, коэны - это зерцало Небесного воинства, а тому присуще совершенство. Безупречно совершенная Шехина может обитать только в средоточии совершенства. Посему и коэны, и приносимые ими жертвы должны были быть абсолютно беспорочными.

Коэну, которому из-за телесного изъяна не разрешалось совершать жертвоприношения, назначались вместо этого другие обязанности при Храме: например, осматривать дрова для жертвенника, чтобы удостовериться, что там нет червей. Хотя он и не совершал службу, ему разрешалось вкушать от приносимых жертв.

2. Коэн мог также лишиться права совершать службу из-за изъяна в своей родословной, т.е. из-за того, что кто-то из его предков вступил в запретный брак.

3. Коэна временно отстраняли от службы, если он делался нечистым, притронувшись, например, к мертвецу или к трупу животного. Пока он оставался нечистым, ему не разрешалось вкушать от жертв и от трумы (причитавшейся ему доли урожая).

 

Кому нельзя есть труму

Тора перечисляет всех, кому нельзя есть труму - предназначенную коэну долю урожая.

Как только труму отделяли от всего урожая, она обретала известную степень святости. Поэтому вкушать от нее дозволялось лишь тем людям, которых Тора признавала святыми.

Запрещено было есть труму:

- всякому ритуально нечистому коэну (22:4). Карой тому, кто, будучи нечистым, умышленно вкушал от трумы, была смерть от руки Неба;

- не коэну (22:10);

- еврею, находившемуся в услужении у коэна (22:10). С другой стороны, принадлежавший коэну ханаанский раб мог есть труму, ибо считался собственностью коэна;

- коэну, который по своей вине или по зависящим от него обстоятельствам был необрезан. Письменная Тора не упоминает об этом запрете прямо, но он выводится из правил, данных на Синае;

- халалу (коэну, родившемуся от запретного брака или от отца-халала);

- халале - дочери коэна от запретного брака. Она лишена права есть труму и другие священные доли (грудь и бедро жертвы), т.е. то, что назначено женам и дочерям коэнов;

- дочери коэна, вышедшей замуж за обычного еврея. Но если муж давал ей развод или умирал, а детей у нее не было, то ей снова разрешалось есть труму.

 

Качества, без которых животное не годится в жертву

Чтобы быть пригодным для жертвоприношения, животное должно удовлетворять нескольким требованиям:

- Оно не должно иметь телесных изъянов.

- Животному должно быть не меньше восьми дней от роду.

Почему его нельзя принести в жертву раньше?

1. Детеныш в первые семь дней своей жизни слишком мал и еще плохо развит. Поэтому он не годится ни на продажу, ни на подарок, ни, тем более, в жертву Всемогущему.

2. Кроме того, в первую неделю еще трудно распознать, нет ли у него какого-нибудь мелкого изъяна. По прошествии восьми дней животное уже достаточно развито, чтобы определить, действительно ли оно пригодно для жертвоприношения.

3. Как человеческое дитя должно до своего обрезания пережить шабат, так и жертвенное животное должно приобщиться к его святости.

4. Принесение животного в жертву на восьмой день его жизни есть знак того, что оно жертвуется в честь Ашема, а не какого-нибудь другого божества.

Ашем говорит: "В первый день сотворены были небо и земля. Поэтому, если животное приносится в жертву в первый день его жизни, то может показаться, что эта жертва предназначена им.

На второй день можно предположить, что это заклание совершается в честь небесного свода.

На третий день - что жертвователь хочет почтить море и сушу.

На четвертый - что он поклоняется небесным светилам.

На пятый - тварям ползучим.

На шестой - что он обожествляет человека.

Так пусть же он ждет семь дней, дабы показать, что Я - Творец и что он возносит жертву Мне".

 

Запрещение резать скотину и ее детеныша в один и тот же день

"Корову или овцу не режьте в один день с ее потомством" (22:28).

Ашем говорит нам: "Как сострадателен ваш Небесный Отец, такими будьте и вы. Соблюдая эту заповедь, вы обретете Б-жественное Милосердие, за которое восхваляют Меня".

Сострадание - природное свойство, вложенное Ашемом в душу человека и Тора поощряет нас воспитывать в себе это чувство - один из атрибутов Всевышнего.

Мать и детеныша запрещено убивать в один и тот же день независимо от того, предназначены ли они в жертву или для личного потребления. Однако этот запрет распространяется лишь на домашний скот, но не на птиц и диких зверей.

 

Запрет на хилул Ашем (осквернение Б-жественного Имени)

Ашем заповедал: "Мое святое Имя не бесчестите!" (22:32).

Все евреи - и женщины, и мужчины - должны избегать осквернения Имени Ашема в любой из следующих ситуаций:

- Если кто-то приказывает еврею: "Либо ты поклонишься идолам (или совершишь убийство, или согрешишь, вступив в одно из запретных интимных отношений), либо я убью тебя", тот должен выбрать смерть, но не преступить запрета. Если он соглашается нарушить запрет, то оскверняет Имя Всемогущего.

Еврей обязан жертвовать жизнью только в трех случаях, когда от него требуется нарушить запрет на кровопролитие, идолопоклонство или кровосмешение, ибо они считаются самыми тяжкими грехами. Если ему угрожают смертью, требуя нарушения любой другой заповеди Торы, он обязан преступить ее, но не отдавать свою жизнь (ибо заповедь сохранения жизни стоит выше всех прочих заповедей, за исключением упомянутых трех).

- Если в присутствии десяти совершеннолетних еврейских мужчин нееврей приказывает еврею нарушить любую из заповедей Торы, тот должен предпочесть смерть, но не преступить запрета, ибо в этих особых обстоятельствах он публично осквернил бы Имя Всемогущего.

- Во время религиозных преследований, когда официальный указ запрещает евреям выполнять всю Тору целиком или отдельные ее заповеди, еврей должен жертвовать своей жизнью во избежание любого греха, даже если десять взрослых евреев при сем не присутствуют (и, таким образом, его прегрешение не будет считаться публичным).

(Например, когда после разрушения Второго Храма римляне запрещали евреям выполнять заповеди или когда трибуналы испанской инквизиции требовали от евреев преступить Тору, еврею приходилось жертвовать своей жизнью во избежание осквернения Б-жественного Имени, которое произошло бы, соверши он этот грех).

Еще два типа грехов включаются в категорию осквернения Б-жественного Имени:

- когда еврей грешит (даже приватно) не потому, что его одолело искушение, но единственно с целью разгневать Создателя нарушением Его воли (он срамит честь Всевышнего в своих же глазах);

- когда еврей прилюдно поступает не столь благочестиво, как от него ожидают, он оскверняет Имя Ашема, ибо люди, которые видят его поведение, потеряют уважение к Торе и к заповедям (или к отдельной заповеди).

(Это самое широкоупотребляемое определение "осквернения Б-жественного Имени". Если соблюдающий Тору еврей ведет себя не в соответствии с ожидаемыми от него нормами, то он (или она) профанирует тем самым Имя Ашема в глазах других людей.).

Чем более человек известен и уважаем, тем тщательнее должен он избегать любого поступка или слова, которые могли бы создать дурное впечатление и осквернить Имя Ашема в глазах людей.

Какие поступки оскверняют Имя Всемогущего, зависит от положения человека в обществе.

Каждый человек должен хорошенько обдумать, какие его действия - с учетом его положения в обществе - являются оскорблением Имени Всевышнего. На изучающих Тору наложены в этом отношении самые большие обязательства.

Если такой человек проявляет скверный характер или ведет себя грубо, он оскорбляет честь Торы и, следовательно, честь Того, Кто даровал Ее нам.

Осквернение Чести Ашема - такой тяжкий грех, что даже раскаяние не может полностью искупить его. Только смерть может снять с грешника его вину.

 

Что следует делать тому, кто осквернил Имя Ашема и раскаивается в этом?

Он должен освятить Великое Имя тем же способом, каким он ранее осквернил Его. Например, если он произнес клевету, оскорбив тем самым Б-жественное Имя своими устами, то с тех же уст должны слететь слова Торы. Если он употребил во зло свои ноги, направив их к греху, то он должен спешить исполнить благие дела. Если он сотворил зло руками, он должен облачиться в тфилин и дать цедаку, и так далее.

В стихе, запрещающем осквернять Имя Ашема, содержится еще и такая заповедь: "И буду Я святым среди народа Израиля" (Ваикра 22:32). Тора объединила эти две заповеди, дабы указать на то, что мы должны искупить оскорбление Ашема соответствующим прославлением Его.

 

Кидуш Ашем (заповедь освящения Б-жественного Имени)

Ашем заповедал: "Я освящусь в среде народа Израиля" (22:32).

Заповедь освящать Б-жественное Имя обязывает нас жертвовать всем, что мы имеем, даже нашими жизнями, но не соглашаться на требование отвергнуть существование и единственность Ашема и истинность Его святой Торы. Мы нарушаем эту мицву даже в том случае если поддаемся на это требование лишь по видимости, продолжая в своем сердце верить в упомянутые выше истины.

Обстоятельства, при которых мы обязаны жертвовать своей жизнью, совпадают с теми, что перечислены были в предыдущем параграфе. Повторим их ради ясности:

- Если от еврея потребуют под страхом смерти совершить одно из трех тягчайших прегрешений (кровопролитие, идолопоклонство и запрещенная интимная связь), он должен отдать свою жизнь, но не совершить такого греха, будь-то прилюдно или нет.

Если от него потребуют преступить любую заповедь, кроме этих трех, он должен уступить насилию, но не расставаться с жизнью, за исключением двух случаев:

- в присутствии десяти евреев он должен пожертвовать своей жизнью, но не нарушить ни одной заповеди Торы;

- в период религиозных гонений он должен отдать свою жизнь ради соблюдения любого даже на первый взгляд незначительного установления мудрецов, и даже если он окажется перед страшным выбором в полном одиночестве.

Еврей обязан жертвовать своей жизнью лишь тогда, когда от него требуют нарушить запрещающую заповедь Торы. Если же его вынуждают воздерживаться от выполнения какой-либо предписывающей заповеди, то он должен согласиться и уступить.

В повседневной жизни мы можем двумя способами освятить Б-жественное Имя.

- Каждый из нас может освятить Имя Ашема Всемогущего всякий раз, когда перед ним встает выбор: преступить ли ему какой-нибудь запрет Торы или нет (либо выполнять ли ему какую-нибудь предписывающую мицву). Если мы воздерживаемся от греха (или выполняем мицву) не из-за давления окружающих обстоятельств: не из-за людского мнения и не ради награды, но только лишь из-за того, что нам так повелел Всемогущий, то такой наш поступок освящает Имя Ашема. Каждый раз, когда действиями еврея руководит это побуждение (даже если этого поступка никто не видит), он выполняет заповедь святить Имя Всевышнего.

- Вторая возможность выполнять эту заповедь - это вести себя так, чтобы каждый встречный был поражен величием и достоинством еврея, воспитанного в духе Торы. Таким образом, каждый день праведника становится свидетельством величия Всемогущего и Его Торы.

Рамбам так описывает еврея, внешний облик и поведение которого представляют собой истинное прославление Б-жественного Имени.

"Если еврей, сведущий в Торе, обращается с другими мягко и дружелюбно, принимает их у себя с радостью, не обижает их даже в ответ на оскорбления, почитает даже тех, кто им пренебрегает, честен в своих делах, сторонится невежд; если его все время видят погруженным в изучение Торы, облаченным в талит и тфилин, и если, кроме всего этого, он всегда поступает с ближним лучше, чем обязывает его закон, то такой еврей подлинно освящает Б-жественное Имя. Это о нем сказано: "Ты - Мой раб, Израиль, через коего Я прославлюсь" (Йешаяу49:3).

Нарисованный Рамбамом облик не совпадает с распространенным мнением о том, что больше всех прославляет Имя Творца соблюдающий заповеди профессор университета.

Конечно, религиозный еврей, общающийся с языческим или нерелигиозным окружением, несет ответственность за освящение Б-жественного Имени. И тем не менее не он является идеальным евреем.

Из заповеди об освящении Имени наши мудрецы выводят, что для всех видов освящения требуется кворум из десяти совершеннолетних евреев-мужчин (миньян). Только при наличии миньяна мы читаем Тору во время молитвы, произносим кдушу, кадиш, борху, биркат коаним и т.д.

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Разрешите детям быть детьми
Психология по Торе, часть 5. Выбор и свобода выбора
Отказ от утешения
Хочешь мира – готовься к войне
Юбки такие юбки – лето 2018