Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Хочешь быть лидером – умей слушать
Экев

Хочешь быть лидером – умей слушать

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:11

“Если б только вы прислушивались к этим законам …” С этих слов начинается недельная глава “Экев”. Среди них кроется глагол - основной мотив книги Дварим. Глагол этот sh-m-a. Он появлялся и в прошлой недельной главе, в самой известной фразе иудаизма - Shema Yisrael. На протяжении всей книги, это слово встречается 92 раза.

 

Мы часто упускаем значение этого слова из-за того, что я называю ошибочным переводом, - когда мы уверены, что любой язык можно перевести на любой другой. Мы слышим одно слово в переводе на другом языке и думаем, что оно имеет одно и тоже значение. Но чаще всего бывает наоборот. Языки лишь частично могут быть переведены; не все ключевые термины одной цивилизации можно полностью воспроизвести на языке другой. Например, греческое слово megalopsychos - “Великий человек” Аристотеля, указывает на того, кто знает, что он великолепен и преподносит себя с аристократической гордостью, невозможно перевести в моральную систему, например, иудаизма, в котором смирение является добродетелью. Другой пример: английское слово tact также не имеет точного эквивалента на иврите.

 

Вот мы и имеем наш собственный случай с глаголом sh-m-a. Послушайте, например, как начало недельной главы было переведено с иврита

 

Если вы вслушаетесь в эти заповеди …

Если вы полностью подчинитесь этим законам …

Если вы будете внимательны к этим законам …

Если вы будете осторожны с этими таинствами …

Потому что вы слышите эти суждения …

 

В английском языке нет ни единого слова, которое одновременно означало бы и слышать, и слушать, и внимать, и относиться внимательно, и подчинятся. Sh-m-a также имеет значение понимать. В истории с Вавилонской башней Б-г говорит: “Давайте спустимся и спутаем их языки, чтобы они не смогли понимать (yishme’u) друг друга”.

 

Как я уже говорил в одной из своих других статей, в Торе есть одна забавная вещь - в ней содержаться 613 заповедей, но нет не единого слова, которое означает “повиновение”. Когда в современном иврите появилась нужда в этом слове, глагол le-tzayet был позаимствован с арамейского. На месте слова повиноваться стоит слово sh-m-a. Это максимально близкое значение. Оно значит, что слепое повиновение не является хорошим качеством в иудаизме. Б-г хочет, чтобы мы поняли законы, которые он постановил для нас. Он хочет, чтобы мы задумались - почему этот закон, а не другой. Он хочет, чтобы мы слушали, думали, стремились понять, усваивали и реагировали. Он хочет, чтобы мы научились слушать и слышать.

 

Древняя Греция была визуальной культурой, культурой искусства, архитектуры, театра и зрелищ. Для греков в целом, и Платона в частности, знание было формой видения. Иудаизм, как сказал однажды Фрейд в “Моше и монотеизм”, это не не визуальная культура. Мы поклоняемся Б-гу, которого нельзя увидеть, а создание святых изображений или икон и вовсе запрещено. В иудаизме мы не видим Б-га, мы слышим Его. Знание - форма слуха.

 

Из этого следует, что в иудаизме слушание - это глубоко духовный акт. Слушать Б-га - значит быть открытым для Него. Это то, о чем говорит Моше в книге Дварим: “Если бы вы только слушали”. Точно также и с лидерством, и со всеми формами межличностных отношений. Порой самый лучший подарок, который мы можем кому-то преподнести - это выслушать их.

 

 

Виктор Франкл выжил в Освенциме и посвятил себя созданию новой формы психотерапии, основанной на “поиске смысла человека”. Однажды он рассказал историю о своей пациентке, которая позвонила ему среди ночи, чтобы спокойно сообщить ему о том, что она собиралась покончить с собой. Он удерживал ее на линии на протяжении двух часов пытаясь найти убедительные причины почему она должна жить. В конечном итоге она сказала, что передумала и не собирается более сводить счеты с жизнью. Позже, когда Франкл вновь встретился с этой женщиной, он спросил какая из причин заставила ее изменить решение. “Ни одна” - последовал удивительный ответ. Она объяснила это тем, что сам факт того, что кто-то был готов слушать ее два часа подряд посреди ночи заставил ее понять, что все-таки жизнь стоит того, чтобы ее прожить.

 

В качестве главного раввина я принимал участие в решении нескольких весьма сложных случаев agunah: ситуация, когда муж не дает жене развод. Мы решили все эти случаи не по юридическим устоям, а просто слушая - глубоко слушая и вникая, убеждая обе стороны в том, что мы услышали их боль и чувство несправедливости. Это заняло много часов общей концентрации и принципиального отсутствия суждения и указания. В конечном итоге, наше слушание поглотило взаимные упреки и язвительность, и пара смогла решить свои разногласия. Слушание весьма терапевтично.

 

Перед тем, как стать главным раввином, я возглавлял нашу учебную раввинскую семинарию (Еврейский колледж). Там, в 1980-х годах, мы провели одну из самых передовых раввинских программ. Она включала трехлетнюю программу консультирования. Профессионалы, которых мы завербовали проводить курс, сказали, что у них есть одно предварительное условие. На два дня мы должны были отвести всех участников в закрытое место. Только те, кто согласится на эту процедуру, могли быть допущены к курсу.

 

Мы не сразу поняли, с какой целью консультанты проделали этот ход. Они планировали обучить нас методу, впервые примененному Карлом Роджерсом, известному как недирективная или личностно-центрированная терапия. Она подразумевает активное слушание и понимание, но без руководства со стороны терапевта.

 

По мере выяснения природы метода раввины стали возражать. Казалось, он противостоял всему, за что они боролись. Для них быть раввином - значит учить, направлять, указывать людям что стоит делать и как поступить. Напряженность между советниками и раввинами выросла почти до критического уровня, пришлось приостановить курс, пока мы искали пути объединения того, что делали консультанты и того, что, по-видимому, говорила Тора. Именно тогда мы начали задумываться, впервые, как группа, о духовном значении умения слушать; о Sh-m-a Yisrael.

 

Глубокая истина, которая кроется в терапии ориентированной на человека, заключается в том, что слушать - это ключевое достоинство религиозной жизни. Это то, о чем говорил Моше во Второзаконии. Если мы хотим, чтобы Б-г слушал нас, мы должны быть готовы выслушать Его. Если мы научимся слушать Его, то в конечном счете мы научимся слышать и наших ближних: безмолвный крик одиноких, бедных, слабых - людей, которых пронзает боль.

 

Когда Б-г явился царю Соломону во сне и спросил чего бы ему хотелось, тот ответил: “lev shome’a”, что дословно значит “слушающее сердце”, чтобы судить людей. Выбор слов в данном случае очень важен. Мудрость Соломона, как минимум частично, заключалась в его способности слушать, слышать эмоции, которые скрываются за словами, понимать не только то, что было сказано, но и то, что сказанным не было. Мы часто видим лидеров, которые говорят, но крайне редко тех, кто слушает. Но умение слушать часто имеет важное значение.

 

Сам акт слушания являет собой форму уважения. Королевская семья в Великобритании известна тем, что всегда прибывает на место назначения вовремя, и точно также покидает это место вовремя. Я никогда не забуду случай, когда ее помощники сказали мне, что никогда ранее не видели, чтобы Королева осталась на два часа дольше, чем планировалось. Это было 27 января 2005 года, празднование по случаю шестидесятой годовщины освобождения Освенцима. Королева пригласила тех, кто остался в живых, в Сент-Джеймсский дворец. У каждого была история, которой он хотел поделиться, поэтому Королева потратила время, чтобы выслушать каждого из них. Один за другим они подходили ко мне и говорили: “60 лет назад я не знал, буду ли жив завтра. И вот уже сегодня я говорю с самой Королевой”. Этот акт слушания был одним из самых больших королевских актов милосердия, свидетелем которых мне приходилось быть. Умение слушать - глубокое подтверждение человечности.

 

В столкновении с горящим кустом, когда Б-г призвал Моше быть лидером, он ответил: “Я не человек слов, никогда таким не был. Я медленный в речи”. Почему Б-г выбрал в качестве лидера еврейского народа человека, который затруднялся говорить? Возможно потому, что тот, кто не умеет говорить, учится слушать. Лидер это тот, кто умеет слышать и безмолвный крик других, и тихий, едва уловимый голос Б-га.

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Полный текст главы "Экев"
Семь плодов души
О силе еврейской молитвы
Законы благословений на еду
Поведение человека выражает его сущность