Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Поведение человека выражает его сущность
Экев

Поведение человека выражает его сущность

23 августа 2017, 10:56

«И будет, если послушаетесь …» (Дварим, 7:12)

«Послушаетесь заповедей легких, которые человек склонен «попирать ногами» (пренебрегать ими)» (Раши там же).

 

Рав Аарон Котляр, один из самых значительных руководителей американских ешив, наставник прошлых поколений, говорил: в обязанности человека входит постоянно стремиться к величию в Торе и духовной цельности. Человеку подобает «возносить сердце свое на путях Г-спода» и постоянно спрашивать себя: «Когда же сравнятся мои поступки с поступками отцов моих!». Но нельзя при этом и не обращать внимание на повседневное, на то, что кажется привычным и незначительным. Талмуд (Авода Зара, 18) говорит, что «грехи, которые человек «попирает ногами» в этом мире (то есть – пренебрегает ими), окружают его в день суда» – как в день суда в Рош а-Шана, так и в день суда после смерти. Подобно врагам, окружившим человека со всех сторон, которые в этом случае представляют большую опасность, даже если они не очень сильны, окружающие его грехи, даже не очень тяжелые, весьма опасны.

 

Среди того, чему человек обычно не склонен придавать особого значения, – его поведение в повседневной жизни. Однако именно в нем зачастую проявляется сущность человека. «”Г-сподь испытает праведного” (Теилим, 11) – Он испытал Моше и Давида на овцах» (Мидраш Ялкут Теилим). Как может роль пастуха овец служить испытанием будущего пастыря народа Израиля? Как можно сравнивать одно с другим? Дело, однако, в том, что тот, кто усердно пасет стадо и в полной мере заботится об овцах, наверняка способен позаботиться и о народе. Тот же, кого не волнуют нужды овец, не станет заботиться и о людях.

 

Недостаточное внимание к простым, материальным вещам проистекает чаще всего не из пренебрежения к материальному как таковому. Его причина – неаккуратность, которая неизбежно проявится и в духовном. С другой стороны, привычка к основательности и порядку в самых простых вещах, несомненно, полезна и в делах гораздо более возвышенных.

 

Мишна (Авот, 2) говорит: «Каков праведный путь, которого следует держаться человеку? Рабби Йоси говорит: добрый сосед».

 

Казалось бы, «добрый сосед» – качество частное, касающееся отношений между людьми. Как же можно утверждать, что это – «путь», определяющий в целом жизнь человека? Нужно сказать, что весьма значительное место в жизни каждого занимают его отношения с соседями. Доброму соседу присуще относиться со вниманием к благу другого, стараться ради него и быть осторожным, чтобы не навредить ему. Такой человек, будучи благодетельным, привычен также следить за каждым своим шагом, не оставлять без внимания никакие свои дела.

 

Сказано также (Бава Кама, 30): «Тот, кто хочет быть благочестивым – пусть исполняет законы об ущербах». Какое это имеет отношение к благочестию? Человек должен, прежде всего, обратить внимание на благо ближнего, всесторонне остерегаясь, чтобы не стать причиной его ущерба.

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Полный текст главы "Экев"
Семь плодов души
Хочешь быть лидером – умей слушать
О силе еврейской молитвы
Законы благословений на еду