Еврейский календарь
17 Тишрей
5779
Календарь
26 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Экев"
Экев

Полный текст главы "Экев"

U-jew
26 сентября 2017, 16:13
Время прочтения Время прочтения: 48 мин.

Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире

Евреи спросили у Моше: "Когда Ашем (Вс-шний) наградит нас за исполнение Его заповедей?" Моше объяснил: "В этом мире вы получите лишь незначительное вознаграждение за соблюдение Торы; получение окончательной награды откладывается до Грядущего Мира.

Почему главная награда за заповеди откладывается до наступления Грядущего Мира?

Этот мир - неподходящее место для получения награды за соблюдение Торы, поскольку его наслаждения ограничены. Лишь будущий, вечный мир содержит высшие духовные наслаждения, причитающиеся тому, кто изучает Тору и исполняет заповеди. Кроме того, откладывая основную награду на будущее, Б-г может проверить нашу преданность Ему. Если бы Он платил за заповеди тотчас же и в полной мере, человек потерял бы свободу выбора - соблюдать или не соблюдать их.

Кроме платы за заповедь как таковую, Ашем наградит нас и за веру в то, что в конечном итоге Он обязательно заплатит нам (Мидраш Шохер Тон).

"Кроме того, - объяснял Моше сынам Израиля, - за соблюдение заповедей вы получите награду и в настоящем мире".

Какую награду мы можем получить в этом мире?

Если весь наш народ будет соблюдать Тору так как этого от нас ожидает Ашем (радостно, охотно и постоянно занимаясь ее изучением), Он обещает нам избавление от любых несчастий (болезней, войны, голода - всего, что может помешать нам служить Ему всецело). Нельзя сказать, что это и есть истинная награда за заповеди (ее мы получим только в будущем); скорее, это нечто вроде дополнительной премии. Так как мы посвящаем себя Торе и заповедям, Б-г отплачивает нам тем, что дает больше возможностей для их исполнения.

В этом разделе перечислены следующие мирские выгоды:

- Ашем полюбит тебя - это наивысшее благословение. Тот, кого любит Ашем, получает самые большие выгоды.

- Он благословит тебя - материальными богатствами.

- Он умножит твой род - самым необычайным образом, подобно тому как в Египте семья из семидесяти душ породила нацию численностью в 600 000 взрослых мужчин.

- Он благословит плод твоего чрева - у ваших женщин не будет выкидышей, и ваши дети не будут умирать при жизни родителей.

- Он благословит плоды твоей земли: зерно, вино и масло - Б-г благословит все, что вы производите, но эти три продукта отмечаются особо, ибо они составляют основной источник дохода земледельца.

- Потомство ваших быков - Б-г будет оберегать коров от выкидышей.

Таким образом Он награждает вас за принесение в жертву Ашему каждого десятого животного из стада и за соблюдение вами законов жертвоприношений.

Этим благословением вы будете награждены в Эрец Исраэль - Земле, которую Б-г обещал вашим отцам.

- Вы будете благословлены всеми народами - все они признают: "Это прекрасный и Б-гом благословенный народ!"

Адерет Элияу перечисляет в стихе 7:14 пять благословений:

1. Вы получите более значительное благословение, нежели все остальные народы, вместе взятые;

2. Не будет среди вас ни бесплодного мужчины,

3. Ни бесплодной женщины;

4. Среди ваших животных не будет ни бесплодных самцов,

5. Ни бесплодных самок.

Величие благородной дамы становится очевидным не благодаря восхвалениям ее друзей, но благодаря восхвалениям ее соперниц.

Этот стих можно истолковать и так: "Вы получите больше материальных благословений, нежели все другие народы".

- Среди вас не будет ни бесплодных мужчин, ни бесплодных женщин - кроме буквального значения этот стих подразумевает:

1. Ваши молитвы не будут бесплодны или напрасны перед Всемогущим. Он примет и исполнит их.

2. Ваш народ не оскудеет (т.е. в нем не будет недостатка) людьми, изучающими Тору.

3. Ни один еврей не будет невежественен в Торе. Евреи, чем бы они ни занимались, будут настолько образованными, что смогут опровергать доводы неверующих.

- Ашем избавит вас от всех обычных болезней и не пошлет на вас ни одной из дурных болезней Египта -

Всемогущий угрожал, что за неуважительное отношение к Его заповедям Он поразит нас тяжелыми болезнями, которыми страдают египтяне. Однако, если вы будете соблюдать Его Тору, Он навлечет эти болезни на наших врагов.

- И вы истребите все народы, которые Ашем предаст в ваши руки, - Моше обещал, что если сыны Израиля преуспеют в изучении Торы и соблюдении заповедей, Б-г чудесным образом предаст в их руки врагов. Для завоевания Эрец Исраэль не потребуется никаких боевых действий. Евреи победят народы без всяких усилий со своей стороны, ибо враги будут обращены в бегство и сдадутся.

Адэрет Элияу насчитывает в стихе 7:13 десять благословений:

1. Он возлюбит тебя;

2. Он благословит тебя;

3. Он умножит твой род;

4. Он благословит плод твоего чрева,

5. плоды твоей земли (полезные ископаемые),

6. твое зерно,

7. твое вино,

8. твое масло,

9. твоих быков,

10. стада твоих овец.

Рабейну Эфраим добавляет, что перечисленные здесь десять благословений - это награда за соблюдение Десяти Речений, лежащих в основе всех заповедей.

Моше особо подчеркнул, что сыны Израиля должны уничтожить всех идолопоклонников, живущих в Ханаане. Если они этого не сделают, то кажущееся "милосердие" обернется жестокостью, так как в конечном итоге оставшиеся в Эрец Исраэль хананеи развратят евреев.

Он также предупредил, чтобы евреев не страшила многочисленность этих семи народов. (Каждый из них количеством превосходил сынов Израиля.) Он напомнил евреям, что Б-г утопил фараона и египтян, несмотря на их численное преимущество.

Однако Б-г не станет разрушать идолов Ханаана, как Он уничтожил идолов египтян во время казни первенцев (тогда Он сделал так, что железные идолы расплавились, а деревянные сгнили). "Это ваша забота, - пояснял Моше сынам Израиля, - разрушить идолов семи народов. Не пользуйтесь ни одним предметом, который ранее был связан со служением идолам, не берите их золотых и серебряных украшений (их привлекательность в конечном итоге приведет вас к идолопоклонству).

Относитесь к идолам с презрением, которого они заслуживают. Не называйте их присущими им именами, но, говоря о них, пользуйтесь уничижительными прозвищами".

Моше предупреждает евреев не забывать Ашема и не быть самоуверенными, даже процветая в Ханаане

Моше описывал, как Ашем чудесным образом вел евреев через пустыню. Он особо указал, что их пребывание там было необходимо для подготовки к будущей жизни в Ханаане, где они должны так же полагаться на Него, как делали это в пустыне:

"Помните, что мацы, взятой из Египта, хватило лишь на месяц. Затем вы стали взывать к Ашему, и Он снабдил вас новой едой, которую не знали ваши праотцы, - маном. (Праотцы не получили ман, ибо эта небесная и, по сути своей, духовная пища была ниспослана ради особых заслуг Моше.)

Зачем Ашему понадобилось поддерживать вас в течение сорока лет с помощью мана, вместо того чтобы снабдить обычным хлебом?

Ман был дарован вам по нескольким причинам:

1. Потребление этой духовной пищи освобождало вас от забот по добыванию средств к существованию, помогало полнее постигать Тору и, кроме того, гарантировало вам особую мудрость и знания.

2. Б-г проверял вас: будете ли вы соблюдать заповеди, связанные с маном (например, не оставлять ничего на следующий день, не собирать его в Шабат)? Кроме того, Он хотел узнать, хватит ли вам выдержки получать только дневную порцию (не будучи уверенными, выпадет ли ман завтра) и не жаловаться на эту противоестественную пищу? Так Он проверял нашу веру в Него".

Еврей по имени Менаше попросил одного мудреца разъяснить стих: "И Он смирял тебя, и испытывал голодом, и кормил тебя маном" (8:3).

"Я понимаю, что Б-г смирял евреев и проверял их долгими скитаниями по пустыне, - говорил он, - но я не понимаю, почему сказано: "Он испытывал тебя голодом". Разве евреи страдали от голода?

Мудрец разъяснил: "Еда должна не только насыщать, но и радовать глаз. Вот именно этого не хватало поколению пустыни, хотя ему была дана изысканная еда. Люди изо дня в день не видели ничего, кроме мана, и голод их не утолялся. Кроме того, евреям не хватало ощущения благополучия, которое возникает при виде полных кладовок. Получая лишь порцию мана на день, они чувствовали ненадежность своего положения, что только усиливало их голод".

Моше объяснял: "С помощью манна Б-г учил вас доверять Ему. Он также демонстрировал другим народам ваше величие и не давал Атрибуту Суда обвинить вас, указывая, что вы подчинились Его воле.

3. Но самое главное - вы жили маном, дабы усвоить вечный Урок: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Ашема, жив человек".

Каково значение этого высказывания?

- Человек должен знать, что пища не обладает внутренне присущей ей способностью питать его; так происходит лишь потому, что в Шесть Дней Творения Б-г постановил, что так будет. Он сотворил мир с определенной структурой, которую мы называем "природой", но если бы Ашем отменил Свою волю, хлеб перестал бы насыщать нас. Таким образом, этот стих устанавливает, что выражение "законы природы" описывает явления, происходящие в соответствии с замыслом Б-га, осуществленном в акте Творения. Если Б-г пожелает, Он может изменить структуру "природы", заставляя несъедобное становиться съедобным, превращая разрушительные силы в исцеляющие и наоборот.

- Хлеб питает тело человека, но не его душу. Для поддержания души еврею необходимы слова Б-га, Его Тора. Изучая Б-жественные заповеди и соблюдая их, еврей дает возможность своей душе жить в этом и грядущем мирах.

Моше напомнил сынам Израиля: "Когда вы следовали за Б-гом по пустыне, Он обеспечивал вас и одеждой, и едой, избавляя от материальных забот".

Сын рабби Шимона бар Йохая Элазар спросил своего тестя: "Как же евреи одевались в пустыне, разве они вышли из Египта, взяв с собой ткацкие станки для изготовления одежды?"

Его тесть, рабби Шимон бен Носи, отвечал: "При даровании Торы ангелы дали евреям одежду, которая никогда не изнашивалась".

Рабби Элазар задал следующий вопрос: "Но как они поступали, если прибавляли в весе или худели; и разве детям не требовалась новая одежда по мере их роста?"

"Они в этом не нуждались, - отвечал рабби Шимон, - размер одежды менялся, когда они вырастали. Не удивляйся: то же самое ты наблюдаешь в природе. Разве раковина улитки не растет вместе с ней?!"

"Однако, - продолжал спрашивать рабби Элазар, - разве им не приходилось время от времени стирать одежду?"

"Облака Славы очищали их одежду до белоснежного состояния", - пояснил рабби Шимон.

"Но Облака Славы были из огня, - возразил рабби Элазар. - Почему одежда не сгорала?"

"Не забывай, это были Небесные одежды, - сказал рабби Шимон, - поэтому Облака не опаляли их".

"Но ведь евреи вели в пустыне скитальческую жизнь, не имея пристанища, неужели они не страдали от насекомых?" - удивлялся рабби Элазар.

"Конечно же, нет! - объяснил ему тесть. - Если тел поколения, которое слышало Б-жий Глас на горе Синай, даже после смерти не коснулись черви, тем более, при жизни их не беспокоили насекомые".

"А разве одежда не пропитывалась запахом пота, ведь ее никогда не меняли?" - продолжал расспросы рабби Элазар.

"Евреи были избавлены и от этого, - услышал он в ответ. - Рядом с колодцем Мирьям росла трава с нежным ароматом, и, когда люди отдыхали на лужайке, их одежда приобретала приятный запах".

Когда евреи осознали, как совершенна была забота Б-га о них в пустыне, они начали восхвалять Его.

Моше объяснял: "Когда Б-г заботился о ваших нуждах, вы понимали, что, даже причиняя боль человеку, Он движим теми же мотивами, что и отец, наказывающий по необходимости своего сына (ибо он любит его).

Сорок лет Б-г учил вас, чтобы вы духовно созрели для входа в Святую Землю, которую Он благословил всеми видами совершенства:

- В Эрец Исраэль есть много источников воды: родники, ручьи и реки, текущие из глубин земли.

На первый взгляд кажется, что это утверждение противоречит другому стиху (11:11) о зависимости земледелия Эрец Исраэль от дождевой воды. Противоречие разрешится, если мы вспомним, что большую часть Эрец Исраэль составляют возвышенности, и поэтому ее источников недостаточно, чтобы орошать все плодородные земли.

- Земли Эрец Исраэль славятся своим плодородием; особенно обильные урожаи приносят семь видов:

1) пшеница;

2) ячмень;

3) виноград;

4) инжир;

5) гранаты;

6) маслины, дающие великолепное масло;

7) финики.

- Кроме сельскохозяйственных продуктов, вы получите и другое богатство.

- В Земле есть полезные ископаемые - железо и медь (необходимые для промышленности), скальные породы, из которых можно строить дома (в Египте их не было).

Как Б-г одарит вас материальным изобилием, так и вы служите Ему всем своим богатством. Благословляйте Его, насытившись.

Не потеряйте страха перед Б-гом в своем благополучии".

Богатый человек легко забывает Б-га. Даже тот, кто был беден, внезапно разбогатев, имеет склонность забывать, что от нищеты его избавил Ашем.

Моше предупреждал евреев: "Богатый человек может легко забыть Б-га (ибо, в отличие от бедняка, ничто не заставляет богача обращаться к Нему).

Когда, процветая в Ханаане, вы построите собственные дома, возделаете землю и умножите свои богатства торговлей, то можете оказаться во власти высокомерия и соблазнов. Вы можете заявить: "Богатство и успех - это результат моих усилий и стараний". Вам захочется вычеркнуть из памяти любые воспоминания о сорока годах скитаний по пустыне, которые показали вашу зависимость от милостей Ашема, научили бояться Б-га и доверять Ему. Я предупредил вас, что даже в благополучии Ханаана вы должны помнить: удачу посылает Ашем.

Люди обычно приписывают собственные успехи своим способностям, отодвигая Всемогущего на второй план. Тора учит нас другому отношению: все, что мы получаем или производим в царстве материального, зависит от Б-га, Который одаривает нас умственными и физическими совершенствами, необходимыми для достижения успеха. Даже если Ашем наделит нас прекрасными способностями, мы все же не преуспеем, если Он того не пожелает.

Если вы, живя в Ханаане, откажетесь от Ашема, то будете изгнаны из Земли. Сейчас вам трудно в это поверить, но вспомните, что Б-г погубил семь народов этой Земли за их прегрешения. То же самое Он сделает и с вами, если вы не будете повиноваться Ему".

 

Биркат амазон - заповедь благословлять Ашема после трапезы с хлебом

В Торе сказано: "Благословите Ашема после того, как вы поели и насытились".

Хотя Тора обязывает еврея прочесть благословение, когда он насытился хлебом, наши мудрецы установили, что человек должен прочитать Биркат амазон (молитву после еды), даже если он съел всего лишь кезаит хлеба (кусочек величиной с маслину). Биркат амазон состоит из четырех частей:

1. Биркат азан (Благословение Того, Кто питает все). Моше ввел это благословение, когда евреи получили ман.

Чудо падающего с Небес мана явно показало, что Б-г в Своей доброте обеспечивает все живые существа. Позднее, вкушая плоды своих трудов в Земле, они должны помнить, что земной хлеб был дарован им тем же самым Б-жественным Атрибутом Благоволения. Таким образом, первым благословением мы признаем, что, хотя люди трудятся ради поддержания своей жизни, именно Ашем дает пропитание нам и другим существам.

2. Бирка га арец (Благословение Земли). Иеошуа ввел это второе благословение, когда евреи заслужили право войти в Землю, реализовав страстную мечту Моше и его поколения.

В этом благословении мы упоминаем заповедь обрезания, ибо в заслугу ее Б-г даровал еврейскому народу Эрец Исраэль. Мы также благодарим Его за Тору, поскольку Святая Земля дана нам во владение именно для исполнения на ней заповедей Торы.

3. Бирка Ерушалаим (Благословение о мире для Иерусалима и Храма). Это третье благословение ввели цари Давид и Шломо. В нем мы призываем Всевышнего продлить правление дома Давида и даровать мир Иерусалиму и Храму. (После разрушения мы изменили текст и просим Ашема отстроить Иерусалим.)

Почему по будням следует убрать все ножи со стола или покрыть их перед прочтением биркат амазон? Одна из причин связана с трагическим событием. Однажды еврей, читая благословение, в котором просил Ашема восстановить Иерусалим, почувствовал горе так остро, что схватил нож со стола и вонзил в свое сердце.

4. Атов Веаметив (Благословение Того, Кто добр и творит добро). Это благословение добавили наши мудрецы, дабы увековечить чудо, случившееся в период восстания Бар Кохбы после разрушения Второго Храма.

Бар Кохба и его сторонники отказались подчиняться римскому императору Адриану. Бар Кохба мобилизовал в свою армию 200 000 мужчин, требуя, чтобы каждый из них в доказательство своей отваги отрубил себе палец. Однако мудрецы сообщили ему: "Нельзя, чтобы евреи сами себе причиняли вред".

"Как же тогда проверить силу их духа?" - спросил Бар Кохба. Мудрецы отвечали: "Принимай в свою армию лишь того, кто сможет вырвать с корнем кедр на горе Леванон". Так полководец испытал еще 200 000 мужчин и пополнил ими свою армию.

Сам Бар Кохба был силен необычайно. Он мог коленом отшвырнуть неприятельский снаряд, поразив им своих противников. (Именно из-за этой сверхъестественной силы рабби Акива ошибочно посчитал его Машиахом.)

Адриану не удавалось разбить армию Бар Кохбы, которая отошла к хорошо укрепленному городу Бейтар. Население этого города было многочисленным и гордилось своими знатоками Торы. В городе были сотни домов учения для взрослых и большое количество школ, где Тору изучали дети. Дети говорили: "Если на нас нападут враги, мы выйдем и заколем их железными перьями наших ручек".

В течение трех с половиной лет Адриан безуспешно пытался войти в Бейтар, но город обладал Б-жественной защитой благодаря заслугам рабби Элазара из Модиина, который в рубище, осыпанный пеплом, постился и ежедневно молил Всемогущего: "Властелин Вселенной, не верши сегодня Свой суд!" Разочарованный неудачей Адриан решил снять осаду и вернуться домой.

Но как раз в этот момент к императору явился один кути и сказал: "Пока старый петух - рабби Элазар - посыпает голову пеплом, ты не сможешь взять город. Однако я знаю, как остановить его!"

Вскоре после того кути приблизился к стоявшему на молитве рабби Элазару и прошептал ему что-то на ухо. Соглядатаи донесли Бар Кохбе, что видели рабби Элазара за тайной беседой с кути: похоже, они вступили в сговор, чтобы сдать Бейтар римлянам.

Разгневанный полководец приказал привести кути и потребовал ответа. "Если я признаюсь тебе, меня казнит Адриан, - отвечал кути, - если буду хранить молчание, ты прикажешь убить меня. Я предпочитаю самоубийство".

Эти слова убедили Бар Кохбу, что кути и рабби Элазар замышляют предательство, и он казнил мудреца.

И тотчас раздался Небесный Глас: "Ты виновен в том, что рука еврейского народа ослабела (рабби Элазар охранял евреев силой своей молитвы), ты ослепил его на правый глаз (рабби Элазар был великим учителем Торы). Поэтому народ лишится руки и глаза (имелся в виду сам Бар Кохба, от которого евреи зависели как от вождя)".

Так еврейский народ понес наказание за грехи: Бейтар пал, а полководец Бар Кохба был убит.

Римляне жестоко расправились с населением непокорного города: потоки крови лились, подобно багряной реке, текущей в Великое Море.

Адриан запретил предавать земле тела убитых (он хотел устрашить народ зрелищем кровавой бойни и причинить страдание уцелевшим евреям разлагающимися останками погибших).

По его приказанию трупы свезли в виноградник размером восемнадцать квадратных миль, где они оставались без погребения пять лет.

Рабан Гамлиэль и его бейт дин объявили многодневный пост, собрали огромную сумму денег, чтобы выкупить тела погибших. Но все их усилия были тщетны: император не отменил своего вердикта.

Так продолжалось до тех пор, пока Адриана не сменил новый император, разрешивший евреям похоронить своих братьев.

С облегчением и радостью они обнаружили, что Б-г не оставил их даже в эти мрачные годы: останки погибших не подверглись разложению.

Бейт дин в Явне под руководством рабана Гамлиэля составил особое четвертое благословение для Биркат амазон: "Атов ("Добрый" - ибо сохранил мертвые тела, проявив милость к живым, не пострадавшим от запаха тления), Веаметив ("...и Наделяющий добром" - разрешение предать земле прах погибших есть благо для мертвых)". Почему это благословение было включено в послетрапезную молитву? Падение Бейтара явилось самым трагическим событием еврейской истории после разрушения Храма. В предыдущем благословении мы просили Ашема восстановить Иерусалим, теперь же добавляем благословение, напоминающее о гибели Бейтара, в надежде, что скоро придет Машиах, и Б-г залечит раны нашего многострадального народа.

Мешех хохма поясняет, что Биркат амазон имеет целью выразить нашу признательность Ашему за то, что Он отметил наш народ Своим Провидением.

Б-г обеспечил выживание евреев в пустыне с помощью явного чуда (май) и даровал Свою милость, явив откровенные чудеса в Храме. Разрушение Храма и гибель Бейтара могли навести на мысль, что Б-г покинул Свой народ. Таким образом, чудо в Бейтаре стало добрым знаком Б-жественного Присутствия среди нас даже в изгнании, и поэтому напоминание о нем включено в Биркат амазон.

Еврей должен читать Биркат амазон, благодаря Ашема за дарованную пищу, и произносить каждое слово с радостью, воодушевлением и глубоким чувством.

 

Моше продолжает свою полную упреков речь и напоминает о грехе золотого тельца

Моше внушал евреям, что завоевание Эрец Исраэль будет делом рук Б-га:

"Слушай внимательно, Израиль! Скоро вы перейдете Иордан, чтобы сразиться с народами, более многочисленными и могущественными, чем вы. Благодаря чудесам, вы завоюете большие и хорошо укрепленные города".

(Моше имел в виду города, подобные Иерихо, завоеванные во времена Иеошуа с помощью явных чудес.)

Моше объяснял: "Б-г совершит для вас великие чудеса, чтобы вам покорились могучие народы Ханаана" (например, небывалый град, обрушившийся на врагов, и солнце, остановившееся на небесах, чтобы евреи могли преследовать вражескую армию).

"Признайте, что ваши победы - результат Б-жественного вмешательства; не думайте, что вы заслужили их вашей праведностью.

Вы должны осознать, что население Ханаана было изгнано из-за своей порочности, истощившей терпение Б-га, поэтому Он поклялся вашим праотцам, что их потомки унаследуют Землю.

Но находясь в пустыне, вы грешили вновь и вновь все сорок лет, и это подтверждает, что вы - упрямый народ.

Вскоре после Дарования Торы вы совершили тяжкий грех. В конце моего сорокадневного пребывания на Небесах Б-г вручил мне две сапфировые скрижали, на которых были начертаны Б-жественные письмена. И в этот великий день вы изготовили золотого тельца.

Громом прозвучал голос Всемогущего, обращенный ко мне: "Моше, Я позволил тебе достичь высочайшего уровня пророчества только ради Общины Израиля. Но теперь ты утратил свое величие, ибо твой народ развратился!"

Б-г грозил вам уничтожением, намереваясь произвести от меня великий народ (не желая все-таки нарушить Свое обещание вашим праотцам увеличить число их потомков).

Подойдя к лагерю, я увидел, как вы ликуете возле золотого тельца.

И вдруг надпись на скрижалях исчезла. Я увидел, как буквы воспаряли ввысь, - туда, откуда они появились, - к Небесному Трону. Тума (нечистота) вашего греха привела к исчезновению надписей.

Я решил разбить скрижали, ибо вы не были достойны получить их.

Я был уверен, что вы недостойны скрижалей, которые скрепят печатью связь между вами и Ашемом, и вы окажетесь в положении замужней женщины, изменяющей мужу. Я подумал, что если вы не получите скрижали, Ашем будет судить вас с большим милосердием.

С помощью Ашема, укрепившего мою руку, я разбил скрижали. Потом я вернулся к Ашему еще на сорок дней - с 18 тамуза до 29 ава, - дабы умолить Его простить ваш грех.

Я боялся, что Б-г уничтожит вас, ибо, пока вы грешили, я видел, как к вам направились пять Ангелов Смерти - Аф, Хэма, Кецеф, Ашмед и Ашхет. Я произнес Великое Имя Ашема и воззвал к заслугам трех праотцев, тем самым лишив силы трех Ангелов Смерти, и стал умолять Ашема отозвать двух других.

Я молился: "Ашем, наш Б-г, не губи Свой народ и Свое наследие, которых Ты вывел из Египта. Вспомни Своих слуг, Авраама, Ицхака и Яакова; прости упрямство и греховность этих людей. Если ты погубишь еврейский народ, другие народы заявят: "У Б-га не было силы, чтобы привести их в Обетованную Землю, поэтому Он уничтожил их в пустыне".

Я исступленно молился; не было ни одного уголка на Небесах, где бы я не рыдал ради вашего спасения. (Моше намекал сынам Израиля: "Я молился за вас изо всех своих сил; неужели вы не сделаете того же ради меня?! Почему вы не умоляете Б-га разрешить мне пересечь Иордан?" Но еврейский народ не услышал немой мольбы Моше.)

Я также молился ради Аарона, ибо Б-г так разгневался на него, что приговорил к смерти четырех его сыновей. Моя молитва была принята наполовину: Б-г позволил выжить двум сыновьям моего брата - Элазару и Итамару.

В чем состоял грех Аарона в случае с золотым тельцом? Раши (9:20) подчеркивает, что Аарон взял на себя сооружение золотого тельца лишь для того, чтобы отсрочить его окончательное изготовление до возвращения Моше. Тем не менее Ашем обвинил его в том, что он уступил уговорам народа. Р. Бехае поясняет, что, хотя намерения Аарона были совершенно чистыми, он непреднамеренно привел евреев к греху, и Имя Небес было осквернено. Ввиду великой праведности Аарона, Б-г принял решение покарать его сыновей.

Перед возвращением на Небеса, чтобы продолжать молитвы, я разрушил изготовленного вами тельца.

"Хотя вы видели, что ваш грех привел к утрате скрижалей и что мне пришлось поститься и молиться за вас сорок дней, вы продолжали снова и снова гневить Ашема. Некоторые из вас жаловались в Тавере и были сожжены Небесным огнем (Бемидбар 11:1), в Масе вы засомневались в присутствии Всемогущего среди вас (Шмот 17:2), в Киврот Атаава вам захотелось мяса (Бемидбар 11:4). В Кадеш Барнеа вы не поверили Слову Б-га и выслали разведчиков.

Сколько я вас знаю, столько вы бунтовали против Ашема, начиная с Египта (когда некоторые из вас сообщили фараону, что я убил египтянина), вплоть до сорокового года в пустыне (когда вы поклонялись Пеору и прелюбодействовали с дочерьми Моава)".

Моше рассказывает о событиях, происшедших после изготовления золотого тельца: как он получил вторые скрижали и как было избрано колено Леви.

 

Он вспоминает смерть Аарона

Моше рассказывал: "Разрушив золотого тельца, я возвратился на Небеса, чтобы молить Ашема об окончательном прощении".

Это было второе восхождение Моше на Небеса. Всего он восходил на Небеса три раза, каждый раз на сорок дней:

1. С 7 сивана, дня Дарования Торы, он пребывал на Небесах и изучал Тору вплоть до 17 тамуза. Тогда он получил первые скрижали, которые затем разбил.

2. Он вернулся к Ашему 18 тамуза и был на Небесах вплоть до 28 ава, молясь о прощении за грех золотого тельца.

3. Начиная с 29 ава, Моше снова изучал Тору на Небесах. 10 тишри (в Йом Кипур) он спустился со вторыми скрижалями, начертанными Б-гом, - от лица Моше исходили Лучи Славы.

"Когда истекли сорок дней, Б-г принял мои молитвы.

Он приказал: "Высеки новые скрижали для себя. Ты сам должен вырубить их, чтобы люди не обвинили тебя в том, что ты разбил первые". Б-г обещал выгравировать надписи на вторых скрижалях, подобно тому, как Он сделал это в первый раз".

Почему Всемогущий Сам не подготовил вторые скрижали полностью, как в первый раз?

Моше после греха золотого тельца упрекал евреев, что они вернулись к идолопоклонству, к которому привыкли в Египте. Ему удалось примирить Всемогущего с еврейским народом, но Ашем отказался отметить их скрижалями, высеченными Им Самим. Вместо этого Он приказал: "Ты, Моше, сам выруби скрижали, а Я высеку на них письмена".

После Дарования Торы Сыны Израиля были достойны скрижалей небесного происхождения, ибо они буквально достигли ангельской святости. Соорудив золотого тельца, евреи потеряли свое духовное величие. Тогда Б-г даровал им такие скрижали, получение которых могло бы их утешить: пусть эти земные скрижали вырублены Моше, - Ашем высечет на них письмена, а это значит, что как только евреи попытаются очистить свои сердца, они получат от Ашема слова Торы. Это давало им надежду, что даже после греха они смогут достичь близости к Б-гу.

Моше вспоминал: "Мне было запрещено пользоваться железными орудиями, чтобы вытесать скрижали. Я лишь подготовил сапфир и нарисовал на нем контуры скрижалей. Затем направил на камень свой посох (с помощью которого я совершал чудеса в Египте и на котором начертано Великое Имя Б-га), и скрижали появились чудесным образом.

Ашем высек на них письмена и возвратил мне скрижали в Йом Кипур.

Моше прервал рассказ о скрижалях и припомнил события, связанные со смертью Аарона. Тем самым он намекал, что хотя кончина праведника искупает грехи общины, она равнозначна потере скрижалей. Тот факт, что вторые скрижали были вручены в Йом Кипур, являлся наглядным свидетельством того, что Ашем простил Свой народ.

Моше рассказывал: "Когда умер Аарон, Облака Славы исчезли. Боясь нападения царя Арада, вы поспешно двинулись обратно в Египет. Левиты догнали вас и заставили вернуться.

Это был не первый случай, когда левиты доказали свою верность Ашему. Они не только не участвовали в грехе золотого тельца, но даже отказались дать золото на его изготовление.

После этого Б-г решил освятить колено Леви для Своей Службы. Он назначил левитов носить сосуды Мишкана и исполнять другие святые обязанности, а также повелел избрать из своей среды коэнов для принесения жертв и благословения общины".

Моше так завершил рассказ о вторых скрижалях: "Ваш траур и ваше раскаяние после греха золотого тельца дошли до Ашема. На сороковой день моего последнего пребывания на Небесах, накануне Йом Кипура, Он полностью простил вас и вручил мне вторые скрижали.

Помня о заслугах праотцев, потомкам которых Он обещал Землю, Ашем приказал мне: "Встань и веди народ! Они унаследуют Землю, несмотря на то, что сотворили золотого тельца!"

 

Моше призывает евреев бояться Всемогущего

Моше продолжал свою речь, полную упреков: "Вы неоднократно гневили Ашема, но Он простит вас, если вы вернетесь к Нему и будете исполнять Его заповеди.

- чем же Б-г просит вас? Только бояться Его. Если вы боитесь Его, то будете искать способы следовать Его добрыми и милосердными путями; вы будете любить Его, служить Ему всем своим сердцем и исполнять Его заповеди".

Почему Моше считает, что страх перед Ашемом легко достижим: "Все, о чем Б-г просит вас, - лишь только бояться Его"?! Разве боязнь Ашема не требует значительных духовных усилий?

Моше обрисовал боязнь Ашема как весьма легкое требование, ибо сам достиг такой высокой степени самоконтроля, что страх перед Б-гом был присущ ему всегда без каких-либо усилий.

Моше достиг уровня "Я всегда вижу перед собой Ашема".

Это - высочайшее духовное достижение, ибо в отличие от страха опасности, который порождается естественным инстинктом самосохранения, страх перед Б-гом, - Который неощутим и невидим, - по сути своей чужд человеческой психологии. Заповеди Торы помогают еврею с помощью интеллекта внушить себе страх перед Ашемом. Если ему это удается, он достиг цели жизни.

На самом деле Ашем знает, какие усилия воли и труда требуются для достижения страха перед Ним. Он ничего не ценит так высоко, как страх людей по отношению к Нему.

Среди всех вещей, которые человек приобретает в своей жизни, Он хранит в Своей сокровищнице только одно - страх перед Ним.

Почему Ашем не впечатляется материальными достижениями человека, например, успешной карьерой или приобретением богатства?

Ответ прост: в действительности эти "достижения" полностью зависят от воли Б-га. Именно Он решает, добьется человек успеха или нет, и только Б-г дает человеку возможность обрести материальные блага.

Человек имеет свободу выбора лишь в одном: бояться или не бояться Б-га. Поэтому Б-г хранит каждое праведное решение, которое принимает человек.

Тот, кто изучает Тору, но не имеет страха перед Небесами, подобен казначею, который владеет ключами от подземного хранилища, но потерял главный ключ - от наружных дверей.

Моше пояснял: "Чего бы ни просил Б-г, знайте, что Он делает это не ради Себя, а только ради вашей собственной пользы.

Восхваляйте Его и только Его. Вы ему обязаны многим, - хотя бы тем, что из семидесяти душ, пришедших в Египет, чудом выросла большая нация".

 

Заповедь любить гера цэдэка (нееврея, который обратился в иудаизм во имя Неба)

Тора приказывает нам любить гepa цэдэка и обязывает нас щадить его чувства.

Ашем разъяснил: "Разве не должны мы ценить гера, который бросил семью, народ и выбрал Истину, отвергнув ложь? Он пришел, чтобы найти укрытие под крыльями Шехины, разве он не заслуживает нашего особого уважения и внимания?!"

Праведный гер Акила был огорчен стихом: "Б-г любит гера, чтобы дать ему одежду и хлеб" (Дварим10:16).

Он вошел в дом учения рабби Элиэзера и спросил: "Одежда и хлеб - это все, что обещает геру Б-г?"

Рабби Элиэзер разгневался. (Он заподозрил, что гер обратился в иудаизм с нечистыми намерениями, ожидая земных наград.) Он упрекал его: "Ты думаешь, что наш праотец Яаков просил бы у Б-га "хлеб для еды и одежду", если бы считал это незначительным делом? (Все, о чем праведник просит Б-га, - это снабдить его самым необходимым, чтобы он мог быть свободен и изучать Тору.)"

На самом же деле гер не понял стиха, ибо искал в Торе упоминания о духовной награде за свое самопожертвование. Почему стих утверждал, что Б-г обеспечит только его физические нужды?

Когда впоследствии Акила с тем же вопросом обратился к рабби Иеошуа, мудрец успокоил его и разъяснил глубинный смысл стиха:

"Когда Яаков просил "хлеба и одежды", он имел в виду не только материальные блага, но просил Ашема о помощи в достижении совершенства. "Хлеб" - это метафора "Торы", а "одежда" подразумевает особое одеяние знатоков Торы. Подобно этому, Б-г заверяет гера в том, что тот получит свою долю в "хлебе Торы" и достигнет высот в изучении Торы. Более того, "хлеб" относится к лехем апаним (Хлебам Предложения), а "одежда" - к одеяниям коэнов. Б-г уверяет гера, что его дочери выйдут замуж за коэнов и его потомки будут носить одеяния коэнов и предлагать лехем апаним.

Акила был удовлетворен. Говорят, что если бы не терпение рабби Иеошуа, Акила вернулся бы к язычеству.

И действительно, многие знаменитые толкователи Торы были герами или их потомками:

- Онкелос, племянник римского императора Адриана, стал великим мудрецом Торы, чей перевод Пятикнижия на арамейский язык был принят и одобрен нашим народом (мудрецы требуют, чтобы его читали еженедельно).

- Шемая и Автальон (учителя Гилеля и Шамая) были герами, потомками ассирийского царя Санхерива.

- Рабби Меир, рабби Акива, рабби Йосе и рабби Шмуэль бар Шилот происходили частично от злодея Амана и частично от ханаанского полководца Сисры.

- Пророки Ирмеяу и Ехезкель были потомками обратившейся в иудаизм Рахав.

Заповедь любить гера относится к тому, кто обратился в иудаизм во имя Неба, но Ашем защищает честь даже тех геров, которые присоединились к еврейскому народу с нечистыми намерениями.

Сэфер ахинух объясняет, что из заповеди быть добрым к герам мы выводим обязанность оказывать особую доброту любому чужаку в нашей среде. Мы должны оказывать содействие каждому гостю, чтобы он чувствовал себя "как дома".

 

Заповедь молиться

Тора требует, чтобы мы молились Ашему, предлагая себя "для служения Ему" (10:20), а также "служить Ему всем своим сердцем" (1:13).

Минимум того, что мы должны делать ежедневно, - это выразить своими словами хотя бы одну просьбу и обратить ее к Ашему.

Наши мудрецы установили три ежедневные молитвы - Шахарит, Минху и Маарив. Однако, если не по своей вине человек не может выполнить это обязательство, он должен исполнить хотя бы минимальное ежедневное обязательство молить Ашема.

Подобно этому, женщина, которая из-за домашних дел не имеет возможности молиться установленным образом, должна по крайней мере один раз в день молить Ашема на любом языке, тем самым признавая, что Он является Всемогущим Создателем Вселенной.

Заповедь о молитве вознаграждает нас двумя способами: о Молитва дает возможность Всемогущему выслушать и, если Он считает это благом, согласиться с нашей просьбой.

- Кроме того, молитва помогает нам мысленно утвердиться в убеждении, что Б-г - всемогущ и в состоянии исполнить любую нашу просьбу. Поэтому наши молитвы возвышают нас духовно.

Как превратить наши молитвы в "служение сердца"?

1. Перед тем, как начать молитву, следует отогнать от себя все посторонние мысли и представить, что вы стоите перед Шехиной.

В прежние времена святые люди около часа тратили на то, чтобы должным образом подготовиться к молитве. (Они сосредоточенно размышляли о величии Б-га и о своем неоплатном долге перед Ним, чтобы их молитвы сделались истинными излияниями сердца.)

2. Подобает, чтобы человек понимал значение слов, которыми он молится.

Однако молитвы еврея, не понимающего смысла молитв и не умеющего без ошибок читать на иврите, все равно будут приняты Б-гом, если они произносятся во имя Неба.

Неудачи не должны быть единственным стимулом к молитве. Следует молиться и когда дела идут хорошо, чтобы предупредить беды. Если человек уже болен, он должен иметь большее количество заслуг, чтобы вернуть себе хорошее самочувствие.

 

Моше повторяет, что евреи завоюют Эрец Исраэль и будут процветать там при условии соблюдения заповедей Торы

Моше продолжал настаивать на том, что евреи покорят Эрец Исраэль, если будут соблюдать заповеди и изучать Тору Ашема.

Для чего столько раз предупреждать об этом?

Потому, что "здравый смысл" говорит: изучение Торы будет мешать подготовке к военным действиям. Поэтому Моше еще и еще раз подчеркивал, что для еврейского народа справедливо обратное: если евреи будут изучать Тору и соблюдать заповеди, Б-г даст им необходимую для победы силу (Ор ахаим).

Он призывал народ: "Примите мои слова сердцем! Вас ждет успех, если вы будете соблюдать Тору. Прислушайтесь! Многие из вас были свидетелями того, как Б-г наказал нарушивших Его волю, как Он совершал чудеса в Египте, уничтожил армию фараона, как земля поглотила Датана, Авирама, их семьи и имущество.

Придя в Эрец Исраэль, вы особенно тщательно должны соблюдать заповеди. Иначе Б-г не пошлет дождь на Землю (об этом речь пойдет в следующем параграфе).

Исполнение заповедей в Эрец Исраэль должно быть особенно точным и добросовестным, ибо глаза Б-га постоянно устремлены на Землю. Он следит за ней с особой бережностью. Хотя наблюдает за всеми странами мира, Он делает это опосредованно через Эрец Исраэль. Поэтому в Святой Земле, Дворце Б-га, будьте особенно внимательны к исполнению заповедей, дабы не возбудить Его гаев".

Моше заключил: "Б-г дает вам, Своему возлюбленному народу, привилегию войти в Землю ради исполнения в ней Его заповедей, ибо сказано (Теилим 105:44-45): "И Он дал им земли народов и позволил им унаследовать плоды труда людей (дома, построенные хананеями, виноградники и оливковые рощи, которые те посадили), чтобы они могли изучать Его законы и соблюдать Его заповеди".

 

Веая им шамоа - принятие заповедей

В отрывке Шма (6:4-9) Тора призывает каждого еврея принять Б-га как единственного Властелина, любить Его, изучать Его Тору и соблюдать заповеди тфилин и мезузы.

Моше требует, чтобы вся община приняла все заповеди без исключения. Он обещал награду за верное соблюдение заповедей и грозил наказанием тем, кто совершит прегрешение.

В отрывке Шма использовано единственное число, ибо в ней Тора обращается к индивидууму. Отрывок Веая им шамоа обращен ко всей общине, поэтому там употреблено множественное число.

Июн Тфила поясняет, что в отрывке Шма употреблено единственное число, так как каждый человек верит в единство Ашема и Его власть по-своему, и эта вера зависит от его интеллекта. Тора призывает каждого принимать Ашема самыми лучшими своими способностями.

Однако раздел, в котором обещана сверхъестественная награда (дождь или богатство) за исполнение заповедей и наказание (засуха или изгнание) за их оставление, написан во множественном числе, что подразумевает: всеобъемлющие блага и наказания определяются действиями большинства (Рамбан).

Наши мудрецы постановили, что еврей должен дважды в день читать Шма, признавая господство Б-га, и затем отрывок Веая им шамоа, принимая на себя исполнение заповедей.

Моше подвел итог своей речи:

"Слушайте и примите на себя все заповеди, которые я внушу вам сегодня".

Моше приказывал евреям изучать в пустыне даже те заповеди, которые могут быть исполнены только в Эрец Исраэль. Они изучали законы:

- отделения халы от теста за сорок лет до того, как могли исполнить их;

- отделения трумы и десятин (доли урожая, отдаваемые кознам и левитам) за 54 года до того, как эти законы могли быть применены (то есть через четырнадцать лет после вступления в Эрец Исраэль, после того, как они расселились в ней);

шмиты (седьмого субботнего года), за 61 год до первого года шмиты, и законы йовеля (пятидесятого юбилейного года) за 104 года до наступления первого йовеля.

Все это иллюстрирует значимость изучения Торы. Ашем награждает человека, который знакомится даже с теми законами Торы, которые нельзя применить в момент изучения. Моше призывал евреев:

"Постоянно занимайтесь Торой. Рассматривайте каждый изучаемый вопрос с той же активностью и интересом, как будто встретились с ним впервые. Расценивайте Тору, которую вы слышите из уст своего отца или учителя, будто она исходит из уст Б-га на Синае.

Не изучайте Тору только из-за почестей, связанных с этим занятием (Я хочу, чтобы меня называли "рабби"), или ради материальной выгоды. Посвятите себя изучению Торы и соблюдению заповедей из любви к Ашему - и тогда вы можете быть уверенными, что получите награду".

Ашем говорит: "Если вы будете служить Б-гу всем своим сердцем, Я не останусь в долгу.

Я буду давать дождь вашей Земле в надлежащий срок: обильный дождь в мархешване и весенний дождь в месяце нисане, так что ваши поля будут плодоносить и вы соберете богатый урожай зерна, вина и масла".

Б-г держит при Себе, не доверяя ангелам, ключи от трех жизненных материй:

1. от дождя (средств к существованию);

2. от вынашивания детей;

3. от воскрешения мертвых.

Хофец Хаим поясняет: если бы ангелу было поручено назначать людям парнасу (средства к существованию), и он заметил бы, что люди не служат Ашему надлежащим образом, то лишенные самых необходимых средств люди были бы обречены на смерть. Однако Сам Ашем, будучи источником милосердия, поддерживает даже тех, кто этого не заслуживает.

Подобным же образом ангел может приговорить к смерти большое число рожениц, а Б-г терпелив по отношению к ним.

И, наконец, если бы ангел определял, кто воскреснет в Конце Дней, он бы не допустил к вечной жизни многих евреев, ибо они не учили Тору. Поэтому Б-г Сам будет решать этот вопрос и в Своем Милосердии находить у них другие заслуги. Он может посчитать, что они достойны воскрешения, так как поддерживали мудрецов Торы.

Поэтому стих утверждает: "Я Сам дам вам дождь, если вы будете соблюдать Мои заповеди".

Кажется, что стих: "Вы соберете свой урожай зерна, вина и масла" подразумевает, что евреям разрешено заниматься добыванием средств к существованию. Но в других местах Писания мы читаем: "Пусть не отходит эта Книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью" (Иеошуа 1:8).

Позволяет ли Тора выделять время на зарабатывание средств к жизни или еврей должен быть занят только изучением Торы? Между двумя мудрецами возникла дискуссия по этому вопросу:

- Мнение рабби Ишмаэля. Рабби Ишмаэль учил: "Кроме занятий Торой, занимайся торговлей, дабы заработать на жизнь". (Ибо в противном случае тебе придется просить милостыню и это положит конец твоим занятиям, так как сказано: "Любое изучение Торы, не сочетаемое с работой, сходит на нет и влечет за собой грех".)

- Мнение рабби Шимона бар Йохая. Этот мудрец учил: "Тора не желает, чтобы еврей тратил время на пахоту, сев или другие земные занятия. Но Б-г имеет в виду, что евреи будут полностью погружены в Тору и служение Ему. Пока евреи исполняют волю Б-га совершенным образом, Он обеспечивает их всем необходимым и делает так, что их работу выполняют неевреи, ибо сказано: "И поднимутся сыны иноземцев и будут пасти твои стада, и сыновья чужеземцев будут твоими земледельцами и хранителями виноградников. А вы будете названы "коэнами Ашема" (вы будете свободно служить Ашему как коэны прежних времен), "слуги нашего Б-га" - скажут о вас" (Иешаяу 61:5-6).

Как же тогда р. Шимон понимал значение стиха "Вы соберете свой урожай зерна, вина и масла"?

Гемара объясняет, что Тора говорит о временах, когда евреи еще не достигли высшего уровня Служения Б-гу и поэтому были вынуждены работать.

Тора темима предполагает, что, в соответствии с точкой зрения рабби Шимона бар Йохая, слова "вы соберете" никому конкретно не адресованы; скорее, их следует читать так: "Некто может собрать" или "вы можете собрать руками других".

Рабби Шимон бар Йохай надеялся, что все евреи всецело посвятят себя Торе, не беспокоясь о пропитании, и сам служил им примером.

Но многие его последователи терпели неудачу, лишь истинные праведники могли следовать его путем.

Большинство евреев следовали учению рабби Ишмаэля, который считал, что часть времени нужно отдавать добыванию средств к существованию.

Рабби Авраам Ландау, брат Виленского Гаона, пояснял, что и по мнению рабби Ишмаэля еврею не разрешается полностью сосредоточиваться на парнасе. Скорее, думы еврея должны быть обращены к Торе даже во время зарабатывания денег. Это высказывание касается большинства евреев, но кто в состоянии изучать Тору постоянно, не должен вовсе прерывать своей учебы.

Но даже согласно мнению, разрешающему большинству евреев прерывать изучение Торы ради заработка, недопустимо расценивать получение средств к существованию как основную цель в жизни, отводя изучению Торы второстепенное значение.

Следует добиться того, чтобы основным занятием евреев было изучение Торы, а работа отступала на второй план.

Праведники древности, поступавшие подобным образом, преуспевали и в том, и в другом; более поздние поколения изменили приоритеты и ничего не достигли.

Концепцию Тора им дэрех эрец (Тора в сочетании с земными занятиями) часто понимают совершенно неправильно. Она не оправдывает ни постановку во главу угла работы или бизнеса, ни оставление изучения Торы и соблюдения ее заповедей. Мидраш Коэлет раба (9:7) описывает "святое собрание", которое занято "треть дня Торой, треть дня молитвой и треть дня работой".

Каждый еврей должен четко осознавать, что предназначение его жизни - служить Ашему в полную меру своих способностей. Ему следует как можно больше времени посвящать Торе и заповедям, сохраняя уверенность в том, что даже минимальную заботу о заработке с его стороны Б-г вознаградит материальным достатком. Еврей, соблюдающий Тору, должен рассматривать служение Ашему как высочайшее наслаждение и цель своего существования; тогда все мирские заботы в его глазах станут второстепенными.

Моше продолжал свои поучения:

"Ашем говорит: "Я Сам буду заботиться о том, чтобы трава росла на ваших полях, чтобы вам не приходилось свои стада выводить на дальние пастбища. Кроме того, Я буду благословлять вашу еду; даже съев немного, вы почувствуете насыщение".

Вначале сказано: "Я дам траву вашему скоту на ваших полях" и только потом "вы будете есть и насытитесь". Отсюда мы делаем вывод, что еврей должен сперва накормить своих животных и только затем может поесть сам.

"Наевшись досыта, остерегайтесь, чтобы не восстать против Ашема (ибо сытость ведет к забвению Б-га).

Если вы отойдете от Торы и будете служить идолам, Б-жий гнев воспылает против вас. Он не позволит Небесам пролиться дождем, и земля произведет меньше зерна, чем вы вложили в нее. Перестанут давать богатый урожай даже орошаемые вами тучные поля".

Моше объяснял: "Если вы будете слушаться Б-га, то Он откроет Свои небесные кладовые, чтобы дать вашей земле дождь, но если вы не подчинитесь Ему, воспламенится Его гнев, и Он закроет Небеса".

Моше пророчествовал: "Если вы покинете Тору, Б-г не только не даст вам дождя, но скоро изгонит вас из Своей Земли". ("Скоро" в соответствии с Б-жественными мерками, ибо для Б-га тысяча лет подобна одному дню.)

Почему Б-г наказывает изгнанием за нелояльность Торе?

Тора предупреждает, что евреи могут наслаждаться изобилием Эрец Исраэль только в том случае, если они живут по стандартам Торы. Если же они преступят ее заповеди, то не будут более достойны пребывать в Земле и подвергнутся изгнанию.

Моше наставлял народ: "Если вы будете вынуждены покинуть Эрец Исраэль, продолжайте соблюдать заповеди (которые могут быть исполнены за пределами Земли). Накладывайте тфилин и прикрепляйте мезузы к дверным косякам. Б-г приказывает нам делать это, чтобы заповеди не были забыты, когда вы в будущем вернетесь в Святую Землю.

Изучайте все заповеди, даже те, которые вы не можете исполнить. Учите их сами и обучайте им своих детей, пока они не будут в совершенстве знать законы.

В конце концов вы вернетесь в Эрец Исраэль, и Ашем увеличит число ваших дней в Земле".

 

Моше настоятельно требует повторения полученных знаний и еще раз указывает, что Б-г изгонит врагов сынов Израиля, если евреи будут соблюдать заповеди

Моше предупреждал сынов Израиля: "Недостаточно один раз выучить слова Торы. Чтобы не забыть, их надо постоянно повторять".

Торой так же трудно овладеть, как золотом, и так же легко потерять, как стекло, которое бьется при неосторожном обращении с ним.

Как человек следит за собой, чтобы не потерять деньги, так же он должен следить за собой, чтобы не растерять знания Торы (пренебрегая повторением выученного).

Моше внушал евреям: "Каждая заповедь, которую исполняет еврей, создает ангела-защитника. Оберегая заповеди, вы будете защищены от своих врагов (по принципу мида кенегед мида). Б-г предаст в ваши руки даже более сильные народы и заставит их покориться вам. Он обещал вашим праотцам, что отдаст вам любую землю, на которую вы вступите, и включит ее в состав Святой Земли.

Самые сильные и могущественные нации будут охвачены ужасом и страхом перед вами. Они не устоят, ибо Б-г исполнит Свое обещание посеять страх всюду, где вы появитесь".

Пророчество Моше исполнилось, когда Рахав открыла разведчикам, посланным Иеошуа и спрятавшимся в ее доме: "Ужас перед вами охватил нас, и все жители земли растаяли (от страха) перед вами"(Иеошуа 2:9).

Так Ашем сдержал Свое слово провести завоевание Земли чудесным способом ради тех, кто хранит Его заповеди.

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Отпечаток Б-га
Полный текст главы "Тазриа"
Джо Дассен: если б не было тебя…
Новая я: как обновить гардероб без финансовой катастрофы
Почему Ньютон не родился в Китае