Упрек во благо - Ujew

Упрек во благо

Упрек во благо
Количество просмотров 2 Количество комментариев 0

Моше посвятил последние тридцать шесть дней своей жизни, чтобы повторить Еврейскому народу все Заповеди, и упрекнуть их за ошибки, совершенные за сорок лет его руководства. Все это было сделано, чтобы подготовить вхождение Еврейского народа в Святую Землю, как Святого Народа, живущего по более высоким стандартам. Упрекая Евреев за все их грехи, Моше в то же время выступал, как защитник Еврейского народа перед лицом Б-га. Вместе с жесткими словами упрека, он так же благословлял народ.

Реб Лейбель Эйгер как-то спросил, почему Моше сказал (Дварим 1/11) "Б-г, Всесильный отцов ваших, увеличит вас тысячекратно и благословит вас...",- почему он решил сказать эти слова во время упрека?

Он ответил следующей историей: Хозен из Люблина, говоря за своим столом одажды в Шаббос, стал говорить о себе очень плохо. Он просто уничижал себя, как если бы он был худшим из худших: его молитвы не такие, какими они должны быть, его учеба не соответствует тому, что от нее требуется, и так далее. Хасидим стали уходить, поскольку они чувствовали себя неловко, и были очень опечалены, слыша такие слова. Неожиданно Хозен сказал: "Я желаю всем вам, однако, чтобы ваши сыновья были не хуже, чем я". Услышав это, все они возвратились.

Также, говорит Реб Лейбель Эйгер, когда Моше упрекал Евреев, ему нужно было укрепить их, чтобы они полностью не сломались, поэтому он сказал, что "Б-г увеличит вас тысячекратно". Талмуд учит нас, что нам следует "Смоил дохе и Ямин мекаревес", отталкивать левой рукой и приближать правой рукой.

Хасидские раввины не слишком любили Маггидим, которые приходили в город и упрекали толпу, вместо того, чтобы придать им храбрость и силу для исправления.

Есть известная история о Бердичевер Рове: Однажды в город пришел Маггид и стал говорить в главной синагоге. Он принялся упрекать и унижать толпу... Бердичевер Ров встал и вышел вон. Он более не мог слушать. Когда встал Бердичевер, то же самое сделала и остальная аудитория. Маггид был глубоко оскорблен, и он подошел выяснить у Бердичевер Рова, почему тот унизил его и вышел во время его проповеди. Бердичевер ответил: "в тфилин Б-га сказано: ми киамхо Исроэль, кто, как народ Израиля. Очевидно, вы хотели испортить тфилин Б-га. Поэтому я не мог сидеть там и принимать в этом участие".

Тиша Б"Ав, день, когда мы оплакиваем нашу величайшую потерю, так же назван Моэд - праздник. Это время вселять надежду на будущее освобождение и веру в приход Мошиаха.

Скорбя по Храму, заслуживаем получить его

Моше обличает еврейский народ за те случаи недостойного поведения, которые были у него, народа, в течение перехода через пустыню, начавшегося в Египте сорока годами ранее. Раши говорит, что в первом пасуке книги Дварим, писание в закодированном виде упоминает некоторые проступки еврейского народа, которые они совершили в пустыне. Наши мудрецы учат нас, что даже в тот момент, когда Моше должен был упрекнуть народ, он был чрезвычайно осторожен, чтобы не оскорбить или не смутить Клал Исроэль (Общину Исроэля). Много великих мудрецов выделяли часть дня на изучение мусара (еврейской этики) или хасидута… Реб Буним из Паршича с этой целью ежедневно изучал книгу Дварим, поскольку она является руководством по этике и ират шамаим (страхом перед небесами) более, чем остальные книги Торы.

Мы знаем - Второй Храм (Бейс Амикдош) был разрушен из-за того, что люди перестали уважать друг друга. А книга Дварим начинается с того, что показывает нам особое отношение Моше-рабейну к «кводон шель Исроэль» (уважению сынов Исроэля, евреев).

Есть история, рассказанная о Наполеоне. Однажды, 9-го Ава, он проходил мимо шула (синагога в местечке) и услышал доносящийся оттуда горький плач. Император послал одного из своих офицеров выяснить, что случилось. Некоторое время спустя он вернулся и доложил: «Евреи плачут, потому что разрушили их Святой Храм в Иерусалиме!». Наполеон был шокирован, – ведь он ничего об этом не слышал! Никаких донесений, никаких слухов, никаких газетных сообщений! Пришлось офицеру вернуться и разузнать подробности произошедшего. Оказалось, инцидент имел место 1700 лет назад! Наполеон в трепете поднял глаза кверху и сказал: «Нация, которая так невероятно долго оплакивает свой Храм, вне всякого сомнения, получит его обратно».

Талмуд учит нас: каждый, кто оплакивает Йерушалаим, заслуживает и видит утешение. Талмуд не сказал «он заслужит увидеть (изке лирос)», но заслуживает и видит (зойхе вероэ). Возможно, наша скорбь сама по себе уже является утешением (нехомо). Ибо мы знаем, что до тех пор, пока мы тоскуем по Бейс Амикдашу, мы удостоимся получить его обратно.

Может быть, мы заслужим улучшить наше отношение к окружающим, и это принесет нам окончательное избавление вскорости, в наши дни.

 

 

Источник: vaikra.com

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.