Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мы – партнеры Б-га
Дварим

Мы – партнеры Б-га

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:10

В начале главы Дварим Моше пересматривает историю жизни израильтян в пустыне. Начинает он с лидеров всего народа, затем руководителей тысяч, сотен, десятков и т.д. Он продолжает:

И тогда я поручил вашим судьям: “Выслушивайте спор и судите справедливо, не берите во внимание то, между кем ведется спор: между двумя евреями или евреем и кем-то иным, временно проживающим среди вас. Не проявляйте поддержки к той или иной стороне; выслушайте каждого: и малого и великого. Никого не бойтесь, ибо суд принадлежит Б-гу. Если дело слишком сложное, обратитесь ко мне и я помогу”.

 

Таким образом, в начале книги, в которой он обобщил всю историю Израиля и его судьбу как святого народа, он уже отдал приоритет правосудию. Позже, в следующей главе (16:20) он подвел итог в словах: “Справедливости, справедливости вы должны следовать”.

 

Слова, обозначающие справедливость, tzedek и mishpat повторяются, повторяя темы книги. Корень tz-d-k в Деварим появляется 18 раз, а корень sh-f-t 48 раз.

 

Справедливость на протяжении всех поколений лежит в сердце еврейской веры. Альберт Эйнштейн очень хорошо сказал о “стремлении к знаниям ради самих знаний, почти фанатичной любви к справедливости и стремлении к личной независимости - это те черты еврейских традиций, которые заставляют меня благодарить судьбу за то, что я принадлежу к ним”. В ходе передачи, которую я делал для ВВС, я спросил Хазел Косгров, первую женщину, которую назначат судьей в Шотландии и активным членом еврейской общины Эдинбурга, что привело ее к выбору закона в качестве профессии; ответ ее был как бы сам собой разумеющийся: “Потому что иудаизм учит: “Справедливости, справедливости вы должны следовать”.

 

Один из великих еврейских юристов нашего времени, Алан Дершовиц, собирается выпустить книгу об Аврааме, которого он видит как первого еврейского адвоката - “патриарх юридической профессии: защитник осужденных, готовый рискнут всем, включая гнев Б-жий, ради защиты своих клиентов”, - основатель не только монотеизма, но и длиной цепи еврейских адвокатов. Дершовиц дает яркое описание молитвы Авраама от имени людей Содома, где он выступает в качестве адвоката для жителей города, а Б-г - в качестве обвинителя. Это было предшествием многих похожих эпизодов в Торе и Танахе, где пророки спорили о справедливости и с Б-гом, и с людьми.

 

В современные времена евреи заняли видные места в качестве судей в Америке, среди них: Брендайс, Кардосо, Феликс Франкфуртер. Рут Бейдер Гинзбург была первой еврейской женщиной, которую назначили в Верховный суд.

 

Одна особенность Танаха заслуживает внимания в этом контексте. На протяжении всей Торы некоторые из самых напряженных столкновений между пророками и Б-гом представлены в виде судебных драм. Иногда в качестве истца выступает все человечество или еврейский народ в целом. В случае с Иовом, истец - это человек, который страдал незаслуженно, а обвиняемая сторона - сам Б-г. Эли Визель рассказал историю о протестующих еврейских заключенных в концлагере. А иногда бывает так, что Г-сподь сам возбуждает дело против детей Израиля.

 

Слово, которое использует Тора для диалогов между небом и землей - riv, что означает судебный процесс. Это значение вытекает из того, что в основе отношений между Б-гом и человечеством лежит Завет - обязательное соглашение, основанное на послушании людей, их соблюдении законов Б-жих и на Его клятве в верности и любви. Таким образом, одна из сторон может призвать другую к суду на основании невыполнении обязательств.

 

 

Три особенности очерчивают иудаизм как особую веру. Во-первых, это радикальная идея того, что когда Б-г являет себя людям, он делает это в форме закона. В древнем мире Б-г был силой, в иудаизме Б-г - это порядок, а порядок предполагает закон. В мире причин и следствий порядок принимает форму научного права. Но в человеческом мире, где у нас есть свобода, порядок принимает форму нравственного закона. Отсюда и название: Тора означает “направление, руководство, учение”, но прежде всего “закон”. Самый основной смысл самого фундаментального принципа иудаизма - Torah min ha-Shamayim - “Тора с небес”, заключается в том, что  именно Б-г, а не люди, является источником обязательного закона.

 

Во-вторых, нас обязали интерпретировать закон. Это наша ответственность как наследников и хранителей Torah she-be-al peh, Устная Тора. Фраза, которой Моше описывает голос, который люди слышали на Синае - kol gadol velo yasaf - понимается комментаторами двумя, казалось бы, противоречивыми способами. Один - фраза означает “голос, который никогда более не слышали”, второй - “голос, который не прекращался”, то есть тот, который после еще неоднократно слышали. Противоречия, однако, нет. Голос, который более никогда не слышали - представляет Письменную Тору; голос, который не прекращался - Устную Тору.

 

Письменная Тора - это min ha-shamayim - c Небес, но Устная Тора, как настаивает Талмуд - это Lo ba-shamayim hi - не на Небесах. Следовательно, иудаизм - это продолжающийся разговор между Дарителем Закона на Небесах и его переводчиками на Земле. Это часть того, что имеет в виду Талмуд, когда говорит: “Каждый судья, который вершит справедливое правосудие становится партнером в творении с самим Г-сподом Б-гом”.

 

В-третьих, фундаментальным для иудаизма является образование, фундаментальным для образования является изучение Торы, то есть - Закона. Это и подразумевал Исаия, когда сказал: “Слушайте Меня, вы - знающие справедливость, люди, в чьих сердцах Мой закон; не бойтесь упрека людей и их оскорблений”. Это и то, что имел в виду Иеремия, когда сказал: “Это тот Завет, который я заключу с домом Израиля после тех дней, говорит Г-сподь: Я пронесу свой закон среди них, Я оставлю его в их сердцах; и буду Я их Г-сподом, а они - моими людьми”. Это то, что имел в виду Иосиф, когда он сказал девятнадцать столетий назад: “Если кого-нибудь из нас спросить о наших законах, они будут озвучены так же легко и быстро, как и наши собственные имена”. Результатом изучения Торы с самого зачатка разума, является то, что эти законы, в некотором смысле, выгравированы в наших душах. Быть еврейским ребенком, значит, как говорят в Британии, “разбираться в законах”. Мы - нация конституционных адвокатов.  

 

Почему? Потому что иудаизм - это не просто духовность. Это не просто код для спасения души. Это набор инструкций для создания того, что покойный раввин Аарон Лихтенштейн назвал “общественным блаженством”. Речь идет о том, чтобы привести Б-га в общее пространство нашей коллективной жизни. Для этого нужен закон: закон, который представляет справедливость, который беспристрастно судит и богатого и бедного, сильного и слабого. Даже в крайностях между человечеством и Б-гом, закон, который связывает Б-га, давшего его, и нас, его переводчиков; закон, который позволит свободе существовать с порядком, чтобы моя свобода не была куплена ценой твоей свободы.

 

Неудивительно, что существует так много еврейских адвокатов.                 

 

Автор: рав. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

До 120: старея, оставайтесь молодыми
Упрек во благо
Полный текст главы "Дварим"
Надежда скорбящих
Законы Девятого Ава