Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
До 120: старея, оставайтесь молодыми
Дварим

До 120: старея, оставайтесь молодыми

рав Джонатан Сакс
11 июля 2018, 11:52

24 марта 2012 года, чтобы отпраздновать юбилей королевы, в Букингемском Дворце была организована старинная церемония. Ряд учреждений выразили свою верность королеве, поблагодарив монарха за ее служение нации. Среди них был Совет депутатов британских евреев. Президент организации Вивиен Вайнман включил в свою речь традиционное еврейское благословение, принятое в таких случаях. Он пожелал королеве хорошо жить до “ста двадцати”.

Королева была удивлена и вопросительно посмотрела на принца Филиппа. Ни один из них раньше не слышал этого выражения. Позже принц спросил, что это значит, и мы объяснили. Сто двадцать лет утверждаются как внешний предел нормальной жизни человека (Берешит 6:3). Это число особенно связано с Моисеем, о котором говорит Тора: “Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась” (Дварим 34: 7). Моисей вместе с Авраамом, человеком с совершенно другой личностью и обстоятельствами, является образцом того, как жить хорошо. С ростом человеческого долголетия это стало серьезной и сложной проблемой для многих из нас. Как вы стареете, оставаясь молодыми?

Наиболее длительным исследованием этой темы является исследование Гранта, начатое в 1938 году. Оно отслеживает жизнь 268 студентов Гарварда на протяжении почти восьмидесяти лет в стремлении понять, какие характеристики - от типа личности до интеллекта, здоровья, привычек и отношений - способствуют человеческому процветанию. В течение более тридцати лет этот проект курировал Джордж Вайлант.

Среди многих аспектов успешного старения Вайлант идентифицирует два, которые особенно актуальны в случае с Моисеем. Во-первых, он называет генеративность, а именно - заботу о следующем поколении. Он цитирует Джона Котра, который определяет это понятие, как «вкладывать свою субстанцию в формы жизни и работы, которые переживут самого тебя». В середине или в более поздней части жизни, когда мы создали карьеру, репутацию и набор отношений, мы можем либо застаиваться, либо решить отдавать что-либо другим: сообществу, социуму и следующему поколению. Генеративность часто отмечена новыми проектами, нередко выполняемыми добровольцами, или реализуется путем изучения новых навыков. Ее характеристики - открытость и забота.

Другим важным аспектом является то, что Вайлант называет хранителем смысла. Под этим он подразумевает мудрость, приходящую с возрастом, то, что часто является более ценным для традиционных обществ, нежели для современных или постмодерных. “Старцы”, упоминаемые в “ТаНаХе” - люди, которых ценят за их опыт. “Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе”, - говорится в Торе (Дварим 32:7) “Разве мудрость не найдена среди престарелых? Не долгая жизнь приносит понимание?” - сказано в Книге Иова (12:12).

Быть хранителем смысла означает передачу ценностей прошлого в будущее. Возраст приносит отражение и отрешенность, которая позволяет нам отступить и не быть охваченным настроением момента или скоротечностью моды, или безумием толпы. Нам нужна эта мудрость, особенно в эпоху столь стремительную, как наша, когда огромный успех может прийти к людям еще совсем молодым. Обратите внимание на карьеры недавних кумиров, как Билл Гейтс, Лерри Пейдж, Сергей Брин и Марк Цукерберг и вы обнаружите, что в определенный момент они все обращались к старшим наставникам, которые помогли им управлять бушующими порогами собственного успеха. Фраза Талмуда “Найдите себе учителя” остается важным советом.

Книга “Дварим”, полностью написанная в последний месяц жизни Моисея, поражает тем, как она показывает престарелого, но все еще страстного лидера, обращенного к двойным задачам генеративности и сохранения смысла.

Ему было бы легко уйти во внутренний мир воспоминаний, воскресив в памяти достижения необычайной жизни: избранный Б-гом, чтобы стать человеком, который привел целый народ от рабства к свободе и к Земле Обетованной. В качестве альтернативы он мог размышлять о своих неудачах, прежде всего о том, что он никогда физически не ступит на землю, куда он вел свой народ на протяжении сорока лет. Есть люди - мы все наверняка встречали их - которых преследует ощущение, что они не получили того признания, которого заслуживают, или не достигли успеха, о котором мечтали в молодости.

Моисей не поступал подобным образом. Вместо этого, в свои последние дни он обратил внимание на следующее поколение и приступил к новой роли. Вместо Моисея-освободителя и Моисея-законодателя, он принялся за дело, которое сделало его известным в традиции как Моше Рабейну, “Наш учитель Моше”. Это было, в некотором роде, его величайшее достижение.

Он рассказал молодым израильтянам, кем они были, откуда пришли и какова их судьба. Он дал им законы и сделал это по-новому. Больше не было акцента на Б-жественном столкновении, как это было в “Ваикра”, или на жертвоприношениях, как это было в “Бемидбар”, ударение оказалось на социальном контексте законов. Он говорил о справедливости и заботе о бедных и вниманию к наемным работникам, и любви к ближним, даже незнакомцам. Он изложил основы еврейской веры более систематическим образом, чем в любой другой книге Танаха. Он рассказал им о Б-жьей любви к их предкам и призвал отвечать этой любви взаимностью всем своим сердцем и душой. Он обновил завет, напоминая людям о благословениях, которыми они будут наслаждаться, если они сохранят веру в Б-га, и проклятиях, которые постигнут, если они этого не сделают. Он научил их великой песне Ha’azinu (“Внимайте”) и дал 12 коленам свое предсмертное благословение.

Он показал им значение генеративности, оставил за собой наследие, которое пережило бы его и должно было стать хранителем смысла, призвал всю свою мудрость в мыслях о прошлом и будущем, передав молодым дар своего многолетнего опыта. Личным примером он показал им, что значит стареть, в то же время оставаясь молодым.

В самом конце книги мы читаем, что в возрасте 120 лет у Моисея “зрение не притупилось, и крепость не истощилась”. Я думал, что это были просто 2 составляющих описания, пока не понял, что первая объясняет вторую. Энергия Моисея была неиссякаема, что значит - он никогда не терял идеализм своей молодости, страсть к справедливости и обязательствам свободы.

Слишком легко отказаться от своих идеалов, когда вы видите, как трудно изменить даже самую маленькую часть мира, но, когда вы так делаете, вы становитесь циничным, разочарованным, удрученным. Это похоже на духовную смерть. Люди, которые так не поступают, которые никогда не сдаются, которые “не уходят бесповоротно во тьму”, кто все еще видит вокруг себя мир из возможностей, поощряют и расширяют возможности тех, кто приходит после них, сохраняют свою духовную энергию неповрежденной.

Есть много людей, которые достигают наибольших успехов в своем деле в молодости. Феликс Мендельсон написал “Октет для струнных инструментов” в возрасте 16 лет и увертюру к произведению “Сон в летнюю ночь” год спустя - это величайшие музыкальные произведения из когда-либо созданных такими молодыми авторами. Орсон Уэллс в возрасте 26 лет уже достиг успеха в театре и на радио, когда решил снять “Гражданина Кейна” - один из самых ярких фильмов в истории кино.

Но существовало и много других людей, которые продолжали становиться лучше с возрастом. Моцарт и Бетховен - оба были одаренными детьми, но написали свои величайшие произведения в последние годы жизни. Клод Моне рисовал мерцающие пейзажи водяных лилий в своем саду в Живерни, когда ему было за восемьдесят. Верди написал “Фальстаф” в возрасте 85 лет. Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы в 78. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт закончил дизайн Музея Гуггенхайма в 92 года. Микеланджело, Тициан, Матисс и Пикассо оставались творческими и на девятом десятке. Джудит Керр, приехавшая в Британию, когда Гитлер пришел к власти в 1933, и написавшая детскую классику “Тигр, который пришёл выпить чаю”, выиграла свою первую литературную премию только недавно, в возрасте 93 лет. Дэвид Галенсон в своей книге Old Masters and Young Geniuses утверждает, что те, кто являются концептуальными новаторами, делают свою лучшую работу в молодости, а экспериментальные новаторы, которые учатся на промахах и ошибках, становятся лучше с возрастом.

 Есть что-то трогательное в умении Моисея в его почти 120 лет делиться своей мудростью с молодыми, показывать им, что в то время как тело стареет, дух может оставаться молодым до ста двадцати. Это возможно, если мы будем поддерживать наши идеалы и делиться нашей мудростью с теми, кто придет после нас, вдохновляя их продолжать то, чего мы уже не можем завершить.

 

 

Перевод Екатерины Булаевой

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Упрек во благо
Полный текст главы "Дварим"
Надежда скорбящих
Мы – партнеры Б-га
Законы Девятого Ава