Еврейский календарь
8 Элул
5778
Календарь
19 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Насилие и духовность
Цав

Насилие и духовность

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:06

Зачем жертвоприношения? Для начала, стоит заметить, что жертвоприношение не является частью иудаизма с момента разрушения Второго Храма. Если оно - средство достижения цели, то ставил ли Б-г эту цель? Этот вопрос один из глубочайших в иудаизме, и на него существует множество ответов. В этой статье я хочу обсудить лишь один из них, ответ, который дал еврейский философ 15 века Иосиф Альбо в своей книге “Книга Принципов”.

Однако начать книгу Альбо решил не с жертвоприношений, а с двух других не менее интригующих вопросов. Первый - почему после Потопа Б-г позволил людям есть мясо, ведь первоначально ни люди, ни сами животные не были плотоядными? Что заставило Б-га изменить свое решение? Второй - что было не так с самым первым видом жертвоприношения, который предложил Каин - “некоторые виды плодов”? Именно отказ Б-га от этого предложения привел к первому убийству, когда Каин убил Авеля. Что было ключевым различием между Каином и Авелем? Как они решили, кого принести в качестве подарка Б-гу?

Альбо считает, что убивать животных ради еды, по сути своей, абсолютно неправильно. Ведь, если разобраться, мы отбираем жизнь разумного существа, чтобы удовлетворить свои нужды. Кейн это знал, он верил в крепкое родство между человеком и животным. Именно поэтому он предложил использовать в качестве жертвоприношения не животных, а овощи. По мнению Альбо в этом и была его ошибка, он считает, что Кейну стоило принести не овощ, а фрукт - с вершины, а не снизу. В отличии от брата, Авель считал, что между человеком и животным существовала колоссальнейшая разница. А ведь и правда, разве Б-г не сказал первым людям: “Правьте над рыбой морской, над птицей небесной и над каждым существом, что движется на земле”? Когда Каин увидел, что жертвоприношение Авель было принято, а его - нет, он решил так: Если Б-г (который запрещает убивать животное для еды) позволяет и даже приветствует убиение животного в качестве жертвы, если (Каин считал) не существует разницы между человеком и животным - мне стоит принести наивысшее живое существо в качестве подарка Б-гу - моего брата Авеля. Каин убил Авеля в качестве жертвоприношения для Б-га.

Вот почему Б-г позволил есть мясо после Потопа. До него мир был полон жестокости и насилия. Возможно насилие - неотъемлемая часть человеческой природы. Если бы существовала человечность, Б-гу пришлось бы сильно снизить свои требования к человеческому роду. И сказал Он: “Пусть лучше убивают животных, чем людей - не только существ, созданных Б-гом, но и существ, которые олицетворяют Его собой”. В противном случае идет непонятная последовательность стихов после того, как Ноах и его семья вышли на сушу:

Потом Ноах построил алтарь для Б-га и собрав несколько чистых животных и птиц, он принес жертву устроив костер. Б-г вдохнул приятный аромат и сказал: “Никогда больше я не прокляну землю из-за человека, хоть его сердце и склонно ко злу с самого детства”...

И тогда Б-г благословил Ноаха и его сыновей сказав…

Все что живет и движется будет отныне едой для вас. Однажды я дал вам зеленые растения, сейчас же я даю вам все…

Да прольется кровь каждого, кто прольет человеческую кровь; ибо по образу Б-жьему создал Б-г человека....

Альбо утверждает, что ничего непонятного здесь нет. Ноах предлагает принести в жертву животное в качестве благодарности за то, что они пережили Потоп. Б-г видит это как простое жействие, благодаря которому человек хочет выразить себя, ведь он с рождения предрасположен к насилию. Если социуму суждено существовать, то люди должны направить свою агрессию и желание к насилию на другое существо (не на собрата-человека). Необходимо провести четкую границу между человеком и любым другим живым существом. И, кстати, разрешение убивать животных сопровождается строжайшим запретом на убийство людей (ибо создал Б-г человека по образу Б-жьему).

Нет, Б-г не одобряет убийство животного как таковое, ни для еды, ни для жертвоприношения, но у Него не остается выбора - человеческую предрасположенность к насилию ведь нужно направить куда-то? Это не самый плохой вариант решения проблемы. Уж лучше животные, чем собратья. Жертвоприношение животных - такой себе уступок для человеческой природы. Жертвоприношения - замена насилию, направленного на человека.

Современный философ Рене Жирар сделал наибольший вклад для понимания этого вопроса (без ссылок на Альбо или еврейские традиции) в своих книгах: “Насилие и священность”, “Козел отпущения” и “Секреты с момента сотворения Мира”. Он говорит об общем знаменателе во всех жертвоприношениях:

...Внутреннее насилие - разногласие, соперничество, зависть и ссоры внутри общества, которое приносит жертвы, предназначены для подавления. Цель жертвоприношения - вернуть гармонию в общество и укрепить социальную структуру. А все остальное вытекает из этого.

Наихудшая форма насилия среди людей - месть - бесконечно повторяющийся процесс. Гилель (которого Жерар тоже не цитировал), увидев плавающий в воде череп человека сказал: “За то, что ты утопил других, ты сам был утоплен; и те, кто утопил тебя, в конечном итоге сами будут утоплены”.

Жертвоприношение - один из способов отвлечь деструктивную энергию мести. Почему, в таком случае, современные нации не практикуют его? Жерар утверждает, что есть и другой способ вытеснения желания возмездия:

Месть - это порочный круг, о влиянии которого на примитивные цивилизации, можно только догадываться. Для нас этот круг был разорван благодаря институту, который является для нас одним из важнейших - нашей судебной системе, которая создана для отвода желания мести. Система не подавляет месть саму по себе, она фактически ограничивает себя одним только актом расправы, созданным суверенным органом, специализирующемся на этой конкретной функции. Решения судебной системы представляются в качестве последнего слова о мести.

Теория Жерара не только подтверждает мнение Альбо, но еще и помогает нам понять глубину высказываний пророков и иудаизма в целом. Жертвоприношение не есть самоцель, это часть программы, заложенной в Торе, которая направлена на избавление этого мира от постоянного цикла мести. Вторая часть, и самое большое желание Б-га, это создание мира, которым правит справедливость. Если вспомнить, то именно это и было первым поручением Аврааму - “Обучить своих детей и семью тому, что они должны следовать пути Б-жьему и делать то, что правильно и справедливо”.

Итак, продвинулись ли мы к тому месту в истории человечества, где жертвоприношения имеют смысл? Укоренилась ли справедливость достаточно прочно, что нам больше не нужны ритуалы для предотвращения насилия среди людей? Майкл Игнатьев в своей книге “Честь воина” пытается понять волну этнических конфликтов и насилия (Босния, Косово, Чечня, Руанда), которая оставила шрамы на лице человечности со времен Холодной Войны. Что случилось с либеральной мечтой “Конца истории”? Его слова проникают в самое сердце беспорядка нового мира:

Главным нравственным препятствием на пути к примирению является желание мести. Сейчас месть обычно рассматривается как низкая и недостойная эмоция, именно по этой причине ее глубокое нравственное влияние на людей редко можно осознать в полной мере. Но месть, с точки зрения морали, есть желанием сохранить веру в мертвых, чтить их память продолжая их дела с той точки, на которой они остановились. Месть сохраняет веру между поколениями…

Этот цикл взаимных обвинений не имеет логического конца… Но именно невозможность совершения мести между поколениями держит общество в принужденном цикле повторения…

У примирения нет шансов против мести, если оно не будет уважать эмоции, которые вызывают месть. Может только в случае, если примирение заменит уважение, заключенное в мести, какими-нибудь ритуалами, в которых нации, однажды находившиеся в состоянии войны, будут оплакивать усопших вместе.

Много позже времен, давно ушедших и забытых, законы жертвоприношения говорят нам о трех вещах, важных сегодня не менее, чем тогда: во-первых, насилие по-прежнему является частью человеческой природы, не более опасной, чем в сочетании с этикой мести; во-вторых, вместо того, чтобы опровергать существование насилия, мы должны найти пути обуздания, дабы оно не требовало больше жертв; в-третьих, единственная альтернатива жертвоприношениям, будь-то человеческим или животным, есть альтернатива, предложенная тысячелетия назад еще пророками древнего Израиля:

Даже если вы принесете мне сожженные подаяния или зерновые, я не приму их…

Но пусть справедливость льется как река, а правда - как никогда не прекращающийся поток...     

      

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Причины гибели цивилизаций
Хоть вон выноси
Устоять на вершине
Законы запрета на употребление в пищу крови и определенных видов жира
Полный текст главы "Цав"