Полный текст главы "Бо" - Ujew

Полный текст главы "Бо"

Полный текст главы
Количество просмотров 384 Количество комментариев 0

Восьмая Казнь: саранча

Ашем (Вс-шний) приказал Моше предупредить фараона о восьмой казни, которую Он собирался навести на Египет, и сказать ему: разве допустимо, чтобы человек, пригласивший гостя, заставлял его работать на себя? Однако после того, как ты пригласил в свою страну евреев в качестве гостей, ты добился, чтобы они служили тебе и в конце концов превратил их в рабов, жестоко притесняя их. Я клянусь, что ты испытаешь такую же горечь, как они, за то, что так постыдно изменил свое отношение к сынам Израиля!

Моше и Аарон (ссылка на Аарона) выполнили повеление Ашема. Они предостерегли фараона, передав ему слова Ашема: если ты по-прежнему будешь отказываться отпустить народ Мой, то завтра Я наводню твои пределы саранчой. Она сожрет пшеницу и полбу, которые уцелели под градом. Саранча заполнит твои дома и дома твоих слуг и весь Египет. Это будет казнь, подобной которой не видели ни твои отцы, ни отцы твоих отцов!

Выслушав предостережения, фараон отправил к Моше и Аарону гонца, чтобы вернуть их во дворец. Фараон сказал им: «Идите служить своему Б-гу! Кто те люди, которые пойдут с вами?» Моше ответил: «Мы пойдем с нашими сыновьями и дочерями, с нашими овцами и скотом. Как все мы служили тебе, так же все мы будем служить Ашему.» «Только мужчины совершают жертвоприношения, - возразил фараон. - Зачем вам нужны дети? Вы, должно быть, собираетесь бежать, и я не могу этого допустить. Неужели ты думаешь, что твой план забрать евреев в пустыню увенчается успехом? Я хороший астролог, и я вижу, что в пустыне над еврейским народом находится звезда Раа. Эта звезда проливает кровь. Вас всех ждет в пустыне жалкий конец!»

Фараон был прав, предсказав, что звезда Раа символизирует для еврейского народа кровь. Но он не знал, что Ашем превратит Кровь Смерти в Кровь Брит-милы, повелев сынам Израиля совершить обрезание перед тем, как войти в Эрец Исраэль.

Фараон приказал изгнать Моше и Аарона из дворца. Тогда Ашем велел Моше простереть руку, и сразу же подул сильный восточный ветер. Он продолжал дуть весь день и всю ночь. К концу ночи он принес в Египет тучи саранчи. Ашем задержал Казнь до конца ночи, надеясь, что египтяне еще передумают и раскаются.

Вид туч саранчи, опускающихся на Египет, не опечалил, а наоборот, обрадовал египтян. «Из этой саранчи можно будет сделать прекрасное кушанье! - радовались они. - Мы наполним ею бочки, посолим ее, а потом съедим!» Египтяне были счастливы, так как находились на грани голода. Не было мяса, потому что мор погубил их скот, а Казнь градом уничтожила все запасы плодов и овощей.

Саранча представляла собой необычное насекомое. Это были полчища чудо-насекомых, обладающих особыми органами, позволявшими им ранить и убивать египтян. Они бросались на египтян и когтями выцарапывали им глаза. Их слюна была смертельным ядом, и, как только она попадала на египтянина, он мгновенно умирал.

Саранча была ненасытна. Она не только жрала траву и деревья, но залетала в дома египтян и пожирала их драгоценности, одежду, вещи. Ее было столько, что небо потемнело, она покрыла всю землю и забила все колодцы. Она сожрала в Египте все, так что в конце Казни не осталось во всей стране ни листочка, ни травинки.

Почему египтян поразила эта Казнь?

Ашем наказывал их мера за меру за то, что они заставляли сынов Израиля засевать их поля. Теперь саранча пожирала то, что посеяли евреи. Кроме того, после Казни градом египтяне надеялись, что им удастся воспользоваться плодами, упавшими на землю, когда град поразил деревья. Поэтому Ашем послал саранчу, чтобы она уничтожила все съедобное, что было сброшено на землю градом.

Фараон поспешно вызвал Моше и Аарона и признал: «Я согрешил против Ашема, вашего Б-га, и против вас! Простите меня хотя бы в этот единственный раз и помолитесь Ашему, чтобы Он избавил меня от саранчи, иначе мы умрем с голоду!»

Когда Моше начал молиться, Ашем навел сильный западный ветер. В едином порыве он унес всю саранчу и сбросил ее в Ям Суф. Даже та саранча, которую египтянам удалось собрать и запихать в бочки, исчезла.

Но как только Казнь кончилась, Ашем сделал так, что сердце фараона ожесточилось и он отказался отпустить сынов Израиля.

 

Девятая Казнь: тьма

Ашем приказал Моше: простри свою руку к Небесам и наведи тьму на землю египетскую, такую плотную тьму, что ее можно будет почувствовать!

Когда Моше простер руку, тьма окутала Египет и длилась шесть дней. Лишь шесть дней продолжалась Казнь, а не семь, как все предыдущие, потому что седьмой день Тьмы был оставлен на то время, когда египтяне будут преследовать сынов Израиля у Ям Суф, и Ашем наведет на них Тьму.

В первые три дня египтяне могли свободно передвигаться в темноте. Однако сколько бы свечей или факелов они ни зажигали, это не могло рассеять тьму, и они ничего не видели. В течение этих дней все грешники среди евреев умерли. Это были те, кто не верил в избавление, и те, кто накопил богатства или занял в Египте высокое положение и не хотел уходить. Ашем сказал: если Я поражу их при всех, то египтяне будут насмехаться - Казнь поражает евреев так же, как и нас. Ашем навел первые три дня Тьмы, чтобы евреи могли похоронить своих умерших незаметно для их врагов.

На четвертый день Тьма так сгустилась, что превратилась в плотную массу. Как только это произошло, египтяне уже не могли двигаться: тот, кто стоял, должен был оставаться в таком положении следующие три дня, а тот, кто сидел, не мог встать. Пока египтяне оставались неподвижными в сгустившейся тьме, они слышали чьи-то шаги, звуки открывающихся дверей, но египтяне не могли встать и выгнать непрошенных гостей. Этими гостями были сыны Израиля. Моше сказал им, что, покидая Египет, они должны попросить у своих соседей золото и серебро. Поэтому теперь евреи ходили в дома египтян, чтобы высмотреть у них все ценное и потом сказать им: «Дай мне то, что лежит у тебя в таком-то ящике». Ни один еврей, однако, во время Тьмы не взял даже самую малость из того, что ему не принадлежало.

Сыны Израиля могли видеть даже во тьме, потому что каждого еврея, куда бы он ни шел, сопровождало свечение.

Как ни странно, в этой кромешной тьме кое-что египтяне видели очень ясно: то, что происходило в земле Гошен! словно на экране, они видели изображения евреев, которые сидели вокруг столов, ели, пили, и ликовали. И эти картины делали египтян глубоко несчастными.

Почему они погружены во тьму, в то время как евреи пользуются светом? Египтяне были наказаны мера за меру за одно из их садистских развлечений. Египтянин, бывало, приказывал еврею: «Держи на голове горящую свечу, пока я ужинаю, но смотри, чтобы она стояла прямо! Одно движение, и я раскрою твою голову этим мечом!» И еврей вынужден был стоять неподвижно со свечой на голове, пока египтянин наслаждался своей трапезой. Кроме того, Тьма символизировала тот факт, что египтяне избрали жизнь в духовной тьме, тогда как сыны Израиля приняли Тору Ашема и мицвот, которые сравниваются со светом. Поэтому они заслужили и свет физический.

Фараон призвал Моше и Аарона и воскликнул: «Идите служить Ашему! Можете взять с собой своих маленьких детей, но оставьте свой скот в залог того, что вы вернетесь».

«Нет, - ответил Моше, - мы возьмем с собой весь наш скот, включая и тот, который находится в совместном владении евреев и египтян. Более того, вы дадите нам часть своего скота, потому что мы еще не знаем, сколько жертв Ашем попросит у нас для служения Ему». Фараон понял, что Моше повинуется только Ашему и не обращает внимания на его слова (хотя фараон утверждал, что он - царь вселенной). Он гневно закричал: «Уходите отсюда и бойтесь попасться мне снова, потому что в тот день, когда вы вернетесь, чтобы увидеть меня, вы умрете!»

«Хорошо сказано, - ответил Моше, - я действительно больше не вернусь сюда, чтобы увидеть тебя. Ашем сказал мне, что я никогда не приду, чтобы встретиться с тобой, это ты придешь, чтобы встретиться со мной!»

 

Предупреждение о десятой Казни

После того, как Моше объявил фараону, что он никогда не вернется, но еще не покинул дворца, Ашем явился Моше и велел предостеречь фараона о последней, десятой, Казни.

«Я наведу на фараона еще одну Казнь, - предсказал Ашем Моше, - которая будет столь же разрушительна, как все остальные казни вместе взятые. После этой Казни он не только позволит вам уйти, но даже изгонит вас из страны». Ашем описал Моше будущую Казнь, которой он поразит всех первенцев, а Моше передал Его слова фараону.

«Так говорит Ашем: “Примерно в полночь Я появлюсь в Египте, и Я поражу всякого первенца в Египте, начиная от принца, который должен стать преемником фараона, до самого низшего из египтян, первенца служанки у жернова, и даже первенца из скота. Поднимется такой стон и плач, которого не слышали раньше и не услышат в будущем”. Тогда все твои министры придут ко мне (Моше указал на министров, стоявших рядом с фараоном) - этот генерал, который сейчас около тебя, этот князь и вся твоя знать! Все они поклонятся мне и попросят нас уйти».

«Эта Казнь не кажется такой уж страшной, - возразил фараон. Сколько всего в Египте первенцев? Может быть, несколько сот?» Но фараон ошибался. Он не сознавал, что погрязшие в пороке египетские женщины имели несколько первенцев от разных мужчин, а у каждого мужчины было несколько первенцев от разных женщин.

 

Первая Мицва, данная сынам Израиля: Кидуш Аходеш. Освящение Новой Луны

Первого числа месяца Нисана Ашем сказал Моше и Аарону: «Вы будете освобождены в месяце Нисане. Поэтому Нисан будет первым из всех месяцев в еврейском календаре!»

Ашем сказал Моше: 2448 лет Я объявлял каждый новый месяц на Небесах, но теперь, когда вы стали народом, Я поручаю это вам.

со времен Творения до исхода из Египта Сам Ашем устанавливал начало каждого месяца. Когда сыны Израиля стали народом, Всевышний возложил на них ответственность за объявление начала нового месяца. Ашем объяснил Моше и Аарону, что начало нового месяца должен определять Бейт Дин,основываясь на показаниях двух свидетелей, которые видели появление новой луны. Если судей удовлетворяли их показания, они объявляли, что новый месяц начинается.

Однако Моше не мог ясно представить себе, как должна выглядеть луна, чтобы ее можно было назвать «новой луной», и попросил у Ашема объяснений. «Я покажу тебе всю церемонию», - ответил Ашем. Ашем как бы завернулся в талит, посадил Моше с одной стороны, а Аарона - с другой и позвал в свидетели ангелов Михаэля и Гавриэля. «В каком положении, по вашему мнению, находится луна, - спросил Ашем ангелов, - перед солнцем или за ним? К югу или к северу от него? Как она высока?» «Вот так же, - учил Ашем Моше и Аарона, - и Бейт Дин должен спрашивать свидетелей, чтобы объявить новый месяц. Как только Бейт Дина земле принимает решение, объявляя, например: “сегодня Рош а-Шана”, - Я сразу же соглашаюсь с этим решением. Я назначаю в этот день Мой Небесный Суд, чтобы судить мир. Если же Бейт Дин отменит свое решение и отложит Рош а-Шана на один день, Я скажу ангелам-защитникам, ангелам-обвинителям и ангелам, выступающим свидетелями в день суда, чтобы они разошлись. Я соберу Небесный Суд снова на следующий день и объявлю его Рош а-Шана».

Как Бейт Дин проверял свидетелей, которые сообщали, что они видели новую луну? Все свидетели приходили в особый двор в Иерусалиме, где подавали прекрасные кушанья, чтобы люди стремились выступать в качестве свидетелей. Как опрашивали свидетелей? Сначала Судьи отводили в сторону более известного из двоих свидетелей. Они задавали ему множество уточняющих вопросов, таких как: «В каком положении ты видел новую луну?» Потом отдельно опрашивали второго свидетеля. Если их свидетельства совпадали, то объявлялся новый месяц. Если о новой луне свидетельствовали более двух свидетелей, то дополнительным свидетелям задавали некоторые общие вопросы (хотя достаточно и двух свидетелей), чтобы поощрить их предстать перед Бейт Дин в следующий раз.

 

Ашем повелел приносить пасхальную жертву и соблюдать Песах во всех поколениях

Первого Нисана Ашем дал Моше и Аарону дополнительные мицвот.

«Скажи сегодня сынам Израиля, - повелел Ашем, - что десятого Нисана глава каждой семьи должен взять агнца мужского пола, без порока, на первом году жизни. Он должен привязать его к своей кровати на четыре дня, чтобы осмотреть и определить, нет ли в нем порока и годится ли он для жертвы. Днем четырнадцатого Нисана кто-нибудь из каждого дома должен умертвить агнца в качестве пасхальной жертвы».

«Царь вселенной, - возразил Моше, - как я могу приказать сынам Израиля убить овцу, когда она служит египтянам идолом!»

«Я клянусь, что евреи не покинут страну, не убив прежде богов Египта и не доказав таким образом беспомощность богов других народов», - ответил Творец.

Принеся в жертву богов Египта, которым поклонялись и они сами, сыны Израиля искупят грехи идолопоклонства в Египте. Более того, вид египетских идолов, привязанных к их кроватям и беспомощно блеющих, и египтян, бессильных принять против них меры, укрепит их веру в Ашема.

Ашем дал Моше и Аарону точные указания о выполнении мицвы пасхальной жертвы. Он приказал: «После того как агнец будет зарезан, вы выпустите его кровь в чашу, обмакнете в нее пучок травы иссопа и смажете кровью косяки и притолоки домов, в которых будут есть жертву Песаха».

Почему кровью нужно было смазать косяки и притолоки?

Притолока (которая выше косяка) символизировала Авраама, а два косяка - Ицхака и Яакова. Они указывали, что сыны Израиля будут спасены от Казни, поразившей первенцев, благодаря заслугам их патриархов, потому что их собственных заслуг было недостаточно.

Косяки символизируют наших патриархов, показывая, что как они неотделимы от двери, так и наши патриархи никогда не отдалялись от Ашема.

Ашем повелел: «Мясо агнца должно быть съедено вечером пятнадцатого Нисана. Его следует зажарить целиком на огне и съесть вместе с мацой и марором (горькими травами). Все мясо должно быть съедено до наступления утра, а если какая-то часть жертвы останется, то ее следует сжечь на утро второго дня (имеется в виду день после Йом Тов).Ты должен съесть его поспешно в завершение твоей трапезы, твои бедра должны быть опоясаны, обувь, надета, а посох должен быть в руке, - все должно быть готово к немедленному уходу из Египта

Вся пища, съедаемая в ночь Песаха, символически связана с нашими праотцами:

Агнец, зажариваемый на огне, - напоминание о спасении Авраама из горящей печи.

Маца - напоминание о Саре, которая пекла мацу для своих гостей, трех ангелов.

Марор приводит на память Яакова, которого преследовал его брат Эсав и чья жизнь была цепью несчастий.

Кроме того, горький марор символизирует египетское изгнание, во время которого египтяне омрачали жизнь евреев. (Шмот1: 4)

Почему Ашем повелел, чтобы агнец для Пасхальной жертвы был именно зажарен, а не сварен или испечен, и почему его следовало приготовить целиком? Причины, объясняющие такие указания, просты. Всемогущий хотел показать способом, не оставлявшим сомнений, что для пасхальной жертвы был зарезан агнец, а не какое-либо другое животное.

Агнца следовало зажарить целиком, чтобы показать всем присутствующим, что это овца. Кроме того, агнца нужно было зажарить на огне, символизирующем закон Торы, утверждающий, что идолы должны быть сожжены. Съесть агнца следовало только в завершение сытной трапезы, а не на голодный желудок, показывая презрение к египетскому идолу.

Ашем объяснил Моше и Аарону, что это жертвоприношение будет называться пасхальная жертва. Ашем минует (Лесах означает минование) дома сынов Израиля, увидев кровь на их косяках и притолоках. Их первенцев он оставит в живых, когда поразит первенцев египтян.

Ашему не нужен был этот знак, чтобы отличить дома египтян от домов евреев. Скорее, эта кровь служила свидетельством самих сынов Израиля, показывающим, что они публично отвергают египетское идолопоклонство и принадлежат к последователям Ашема. Сделав это, они доказали, что достойны спасения.

В дополнение к законам пасхальной жертвы, Ашем повелел, чтобы пятнадцатое Нисана праздновалось ежегодно во всех поколениях как Йом Тов Песах. Евреи должны будут убирать весь хамец (квасное тесто) из своих жилищ четырнадцатого Нисана и держать дома чистыми от хамеца семь дней. Евреям заповедано каждый год в вечер пятнадцатого Нисана съедать пасхальную жертву с мацой и марором в память об их спасении из Египта.

 

Сыны Израиля делают обрезание и совершают приношение пасхальной жертвы

Моше передал сынам Израиля Б-жественные заповеди, относящиеся к пасхальной жертве. Послание он закончил словами: «Когда вы войдете в Эрец Исраэль, и ваши дети спросят вас о значении агнца, приносимого в жертву четырнадцатого Нисана, скажите: “Это жертва Песаха Ашему, который обошел наши дома в Египте и спас нас”».

Как и повелел Ашем, десятого Нисана глава каждой еврейской семьи привязал к своей кровати агнца. Когда египтяне увидели, что их богов собираются принести в жертву, они заплакали, потому что унижение, которому подвергались их боги, им было тяжелее перенести, чем все казни. Однако они не посмели протестовать. Все эти события происходили в Шабат. В память об этом великом Шабате, когда сыны Израиля открыто волокли богов египтян в свои дома, чтобы приготовить их к принесению в жертву, а египтяне не протестовали, мы называем Шабат перед Песахом Великий Шабат.

Четырнадцатого Нисана Ашем разъяснил Моше и Аарону условия, которые должны выполнять те, кто хочет попробовать пасхальную жертву:

Ее не может есть тот, кто отдалился от Ашема, будь то еврей, отвергший Тору, или язычник.

Ее не может есть нееврей, живущий в Эрец Исраэль и соблюдающий Семь законов Ноаха, или нееврей, нанятый евреем.

Ее не может есть необрезанный.

Ашем объяснил Моше и Аарону, что те, кто будут вместе есть пасхальную жертву, должны собраться еще до того, как будет принесена жертва. Постороннему не разрешается присоединяться к этой группе, когда агнец уже умертвлен.

Ни одну кость пасхальной жертвы не разрешается ломать. После трапезы евреи должны разбросать невредимые кости по рыночным площадям на виду у всех египтян.

Когда Моше приказал сынам Израиля совершить обрезание, чтобы иметь возможность попробовать пасхальную жертву, многие колебались. Поэтому Ашем повелел Моше немедленно зажарить свою пасхальную жертву.

Всемогущий собрал ветры райского сада, чтобы они овеяли эту жертву и рассеяли ее аромат по всему Египту. Дразнящий запах был таким всепроникающим, что сыны Израиля устремились к Моше, прося его: «Позволь нам попробовать твою пасхальную жертву!» Но Ашем повелел Моше и Аарону разрешить есть только обрезанным. И все сыны Израиля, без исключения, сразу же согласились на обрезание. Их обрезали Моше и Иеошуа. Многие египтяне тоже совершили брит милу и приняли еврейство, чтобы есть пасхальную жертву.

Теперь у сынов Израиля было две мицвот, благодаря которым они стали достойны избавления - кровь пасхальной жертвы и кровь брит милы, -каждая из которых свидетельствовала об их преданности Ашему.

В полночь пятнадцатого Нисана Ашем навестил все еврейские дома. Он целовал каждого сына Израиля, благословляя за принесение пасхальной жертвы и совершение брит милы.

 

Десятая Казнь: поражение первенцев

Когда первенцы в Египте услышали предостережения Моше о казни, в которой они должны были погибнуть, они стали умолять своих отцов: «Пожалуйста, отпустите евреев! Раньше случалось все, что предсказывал Моше, и мы не хотим умирать!» Отцы отвечали: «У каждого мужчины есть десять сыновей. Лучше пожертвовать одним сыном, чем отпустить евреев!»

Видя, что их отцы безжалостны, первенцы решили обратиться к фараону. Они рассуждали так: «Фараон поймет нас, потому что он сам первенец». Они умоляли фараона: «Дай евреям свободу! Почему все мы должны погибнуть, да и ты тоже?»

«Выгоните этих людей из дворца! - гневно приказал фараон слугам. - Мы все должны быть готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы не дать евреям уйти!»

Когда наступила полночь, слова Ашема сбылись. Всемогущий сошел на Египет в сопровождении множества Ангелов Уничтожения. Сам Ашем убивал первенцев, а Ангелы Уничтожения поражали первенцев, находившихся в чреве матерей.

Первенцы вернулись домой, но еще до полуночи они учинили в стране дикое опустошение, убивая своих отцов и всех, кто попадался им на пути.

Погибли все первенцы мужского и женского пола: благородные дети фараона и дети египетских узников, обращенных в рабство. Ашем поразил также первенцев всех животных, потому что египтяне поклонялись им.

Египетские первенцы, скрывавшиеся в храмах идолов, были поражены вместе с их богами: деревянные идолы сгнили, каменные - рассыпались, а золотые и серебряные изображения расплавились. Ни один идол не сохранился, кроме идола Баал Цефона, который остался, чтобы египтяне смогли приписать ему силу и могущество.

В семьях, где не было первенцев, был поражен старший в доме, а если первенцы умерли до Казни, собаки вытаскивали их трупы из земли, терзали их и разрушали памятники, поставленные в их честь.

Разрушение статуй произвело на египтян еще большее впечатление, чем смерть их первенцев, а вид опрокидываемых идолов, которые разваливались у них на глазах, поверг их в глубочайшую печаль.

Дворец фараона стал местом катастрофы. Почти все его сыновья погибли, как и сыновья его слуг. Фараон, чей рассудок помутился от ярости, схватил меч и казнил всех, кто советовал ему ослушаться Моше. Это была третья резня грешников в эту ночь возмездия:

Первенцы убивали своих отцов и всех, кто попадался им под руку.

Ашем в полночь поразил первенцев.

Фараон перебил всех своих советников.

Почему Казнь первенцев произошла ночью, а не днем? Ашем наказывал египтян мера за меруза то, что они изменили естественный ход вещей. Они приказали сынам Израиля выполнять днем работу, которую обычно делают ночью, и, наоборот, а также евреям-мужчинам выполнять работу, которую обычно делают женщины, а женщинам была поручена работа, обычно выполняемая мужчинами. Поэтому Ашем тоже изменил естественный порядок вещей и наказал египтян среди ночи.

Египтяне заслужили, чтобы их первенцы были убиты в наказание за их попытки уничтожить сынов Израиля, которых называют «Перворожденные сыны Ашема» (Шмот 4).

Ашем навел на египтян Десять Казней, чтобы наказать фараона, отрицавшего существование Творца вселенной, которая была создана Десятью Речениями. Кроме того, сыны Израиля были достойны того, чтобы на их врагов навели десять Казней, потому что их праотец Авраам успешно выдержал Десять Испытаний. Казни исходили из разных источников: из воды, из земли, с неба, чтобы показать, что Ашем - Владыка вселенной.

 

Фараон умоляет Моше немедленно увести сынов Израиля

Фараон подумал: «Моше еще ни разу мне не солгал, а он сказал, что никогда ко мне не вернется. Поэтому я должен пойти к нему.»

Темной ночью фараон покинул дворец и отправился в землю Гошен. Он нашел дом Моше и постучал.

«Кто здесь?» - спросил Моше.

«Несчастный, униженный фараон», - ответил дрожащий голос.

«Зачем ты пришел сюда? Фараоны обычно не стучат в двери среди ночи!»

«Мне нужно поговорить с тобой. Выйди, пожалуйста!»

Моше и Аарон, как и все евреи, ели пасхальную жертву и возносили хвалу Всемогущему.

«Я не могу выйти, - ответил Моше, - Ашем запретил нам выходить из домов до утра!»

«Моше, мой дорогой друг, ну тогда хоть выслушай меня через окно!» - попросил фараон.

Моше выглянул в окно, а фараон упал перед ним на колени и стал умолять: «Я прошу тебя, немедленно уходи из страны и возьми с собой всех!»

«Ашем повелел нам оставаться в своих домах до утра, - повторил Моше. - Разве мы грабители, которые скрываются под покровом ночи?»

«Мне бы хотелось, чтобы вы ушли немедленно. Я дам вам столько своего скота и слуг, сколько вам будет угодно, - настаивал фараон».

«Почему вдруг такая поспешность?» - спросил Моше.

«Я сам первенец, - признался фараон, - и я боюсь, что меня настигнет смерть, если вы будете оставаться здесь».

«Не бойся! Ашем сохранит тебе жизнь, чтобы ты был свидетелем всех Его кар!»

«Что же мне делать, чтобы прекратить эту Казнь?» - спросил фараон.

«Просто объяви, как можно громче, что сыны Израиля свободны», - сказал Моше.

И фараон, возвысив голос, объявил: «Слушай меня, еврейский народ! Вы все можете уйти. До сих пор вы были слугами фараона, отныне вы слуги Ашема!»

Произошло чудо, и голос фараона так усилился, что объявление об освобождении евреев прозвучало по всему Египту.

Но фараон все еще был неудовлетворен. Он ходил из дома в дом, говоря каждому еврею: до свидания, иди с миром!

 

Исход

Было утро пятнадцатого Нисана 2448 года.

Земля египетская была полна мертвых и умирающих. Однако египтяне не остались со своими мертвецами. Они все устремились в Гошен со скотом и повозками, умоляя евреев уйти, так как думали: «Мы все вскоре погибнем».

Перед уходом евреи попросили у своих египетских соседей золото, серебро и одежду, потому что помнили наставление Моше. Моше передал им то, что сказал ему Ашем: «Будь добр, скажи народу, что каждый еврей должен попросить у своего египетского соседа золото, серебро и сосуды. Таким образом будет выполнено обещание, которое Я дал их праотцу Аврааму, что они выйдут из Египта с огромными богатствами».

Сначала египтяне пытались отрицать, что у них есть какое-либо ценное имущество. Однако евреи указали им точное расположение, вид и количество ценностей, ведь они внимательно обыскали дома египтян в дни Тьмы. Тогда египтяне отдали им не только то, что они просили, но сказали: «Возьмите вдвое больше, только уходите!»

Сыны Израиля лишили египтян их богатств. Все деньги, полученные евреями, принадлежали им по праву, потому что они оставили свое имущество в Египте. Кроме того, двести десять лет они были рабами и работали бесплатно. То, что египтяне вынуждены были отдать свои богатства евреям, было частью наказания, выпавшего на их долю.

Каждый еврей, вышедший из Египта, взял с собой девяносто ослов, нагруженных золотом, серебром и жемчугом. Этого количества ценностей было достаточно, чтобы каждый мог построить Мишкан (переносной Храм).

Пока сыны Израиля исполняли мицву вывоза из Египта богатств, Моше был занят выполнением другой мицвы. Он должен был вывезти из Египта гроб Йосефа, чтобы захоронить его в Эрец Исраэль (как обещали сделать сыновья Йосефа). Моше искал гроб Йосефа, но поиски были напрасны. Наконец, Моше нашел Серах бат Ашер, старуху, которая помнила времена смерти Йосефа. Она привела Моше на берег Нила и, указав на реку, сказала: «Маги фараона поместили тело Йосефа в металлический гроб и утопили его в Ниле!»

Маги фараона похоронили Йосефа в Ниле, потому что хотели навсегда удержать евреев в Египте. Они сказали фараону: «Евреи обещали Йосефу похоронить его в Эрец Исраэль. Если его гроб будет спрятан, и они не смогут его найти, евреи никогда не уйдут». Кроме того, астрологи верили, что воды Нила будут благословенны, пока в них покоятся останки Йосефа.

Моше, стоя у берега Нила, воззвал: «Йосеф, Йосеф! Настало время Ашему выполнить Его клятву - освободить сынов Израиля, и поэтому настало время выполнить нашу клятву, данную тебе. Если ты поднимешься, мы возьмем твой гроб, если же нет, мы свободны от нашей клятвы!»

Моше бросил в Нил металлическую пластину, на которой было выгравировано Б-жественное Имя. И тут же гроб всплыл.

Моше подготовил гроб Йосефа для путешествия в Эрец Исраэлъ,были подготовлены также останки всех остальных сыновей Яакова, которые несли главы колен. Гробу Йосефа была оказана особая честь, его везли по пустыне рядом с ковчегом, где находились скрижали.

600 тысяч (минус один) евреев-мужчин от двадцати до шестидесяти лет покинули Египет средь бела дня в день пятнадцатого Нисана. Творец сказал: «Я включу Себя в это число, чтобы оно составило ровно 600 тысяч!»

К Сынам Израиля присоединились ерев рав, лучшие из египтян. Хотя Ашем советовал Моше не принимать их, Моше настаивал. Он спорил с Ашемом: «Эти люди были свидетелями Твоего величия в Египте. Если они будут сопровождать нас, то станут свидетелями и других чудес, и тогда они будут убеждены, что нет силы, кроме Тебя!»

Батья, дочь фараона, была среди тех, кто участвовал в исходе. Она вошла в Эрец Исраэль (как и все женщины того поколения, потому что только мужчины согрешили в пустыне и 124 из них умерли там) и, кроме того, была одной из десяти праведников, взятых живыми в райский сад.

Награда Батьи была столь же огромна, сколь огромно было ее самопожертвование в спасении жизни Моше вопреки закону ее отца. Она знала, что его указ был мотивирован глубокой ненавистью к сынам Израиля. Когда она спасала Моше и воспитывала его, она рисковала своей жизнью.

Как только наступило время избавления, сыны Израиля не задержались в Египте ни одной лишней минуты. Они ушли с величайшей поспешностью. Подгоняемые египтянами, они не успели приготовить пищу для путешествия и взяли с собой незаквасившееся тесто. Потом они сделали из этого теста мацу. Произошло чудо, потому что этой мацы хватило на тридцать дней, пока шестнадцатого Ияра не начал выпадать ман.

Евреи тщательно завернули остатки своей пасхальной трапезы, состоявшей из мацы и марора, и возложили себе на плечи, потому что они так бережно относились к мицве Ашема, что не погрузили остатки трапезы на своих ослов.

Хотя сыны Израиля не знали, как они выживут в пустыне, все они, мужчины, женщины и дети, следовали за Моше с величайшей верой в то, что Ашем позаботится о них. Всемогущий в своей доброте сделал так, что исход произошел не в дождливое или холодное время, а в месяце Нисане, когда погода мягкая и приятная.

Сыны Израиля дошли до места своей стоянки, города Рамсес, очень быстро. Оттуда они, как на крыльях орла, перенеслись в город Сукот, затем отправились в город Эсам, который находился на краю пустыни.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.