Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мы выбираем веру!
Бешалах

Мы выбираем веру!

рав Элиягу Эссас
23 августа 2017, 11:03

Фараон отпустил евреев, но на этом их проблемы не закончились. Более того. Сразу же, еще в процессе перехода из рабства к свободе, их подстерегала неожиданная опасность.

Поле было усеяно костями евреев, которые ощутили «воздух свободы» и решили бежать из Египта. Такое решение в принципе вызывает лишь уважение. Однако сыны колена Эфраима не сумели серьезно проанализировать причины и следствия. Они не знали ответа на очень важные вопросы. Почему евреи попали в рабство? Почему рабство евреев - следствие их поступков в прошлом, и каких именно? Не знали ответа на самый главный вопрос: чего хочет Всевышний?

Последний вопрос, разумеется, очень сложен. Однако Вс-шний дает некое объяснение: «Стремитесь ко Мне… И Я устремлюсь к вам» (Пророк Захария, гл. 1, ст. 3). На иврите слово «устремиться» имеет общий корень со словом «ответить». Так что, приведенную фразу можно прочесть и так: «…Я отвечу вам».

Когда человек пытается постичь, кто он, откуда пришел, куда направляется, зачем существует… Вс-шний помогает ему. Как? Открывая каналы его сердца, которое становится более понятливым.

Сказано нашими учителями в Мишне: «Знай, откуда пришел, куда идешь и Кому, в конце концов, дашь отчет, - и тогда не нарушишь [волю Творца]» (Трактат Пиркей Авот, гл. 3).

Но каждому ясно, что знание этих трех вещей не приводит к постижению Воли Вс-шнего, и тем более - не предохраняет от ее нарушения.

И что же?.. Нам известно, что систематический, честный поиск ответов на поставленные вопросы «открывает» сердце человека. А в дальнейшем, стараясь постичь мудрость Творца (т.е., изучая Тору), люди начинают понимать, где правда, и не совершат многих ошибок.

Сыны колена Эфраима пытались обрести свободу, не анализируя причины рабства. Направляясь к Земле Израиля, они избрали самую короткую дорогу. Но на пути они встретили вооруженные отряды плиштим (филистимлян) и погибли.

Вс-шнему было ведомо, что, сбросив с себя путы рабства, евреи не освободились в сердце. И вот увидят они поле, усеянное костями 30 тысяч сыновей колена Эфраима, и дрогнут…

Сказано в Торе: «И было, когда отпустил фараон [еврейский] народ, не направил их Вс-шний кратким путем, в сторону, где их могли встретить филистимляне... Чтобы не увидели они последствия войны и не вернулись бы в Египет» (Гл. 13, ст. 17).

При описании «старта» Исхода следует отметить еще несколько принципиальных моментов. Напомним, кстати, что это важно не только и не столько во имя исторической достоверности, но, прежде всего, потому, что практически каждый шаг освобождения наших предков из рабства - путеводная нить в осознании смысла человеческой жизни. Для всех поколений.

Говорится далее в Торе: «…а евреи вышли вооруженными из земли Египетской» (гл. 13, ст. 18).

Обычно в Торе нет информации, которая дается «просто так». Евреям по дороге из Египта пришлось дать бой, и они одержали победу. Об этом читаем в конце нашей главы (гл. 17, ст. 8-13). Тогда бы и выяснилось, что евреи имели оружие. Но нет, еще до этого идет фраза «…а евреи вышли вооруженными…». Что она означает?

На иврите вооруженный - хамуш. Это слово имеет общий корень со словом хамеш - пять. Устная Тора сообщает: хамуш в контексте главы следует переводить не только как «вооруженный», но и - «уменьшенный до пятой части». Следовательно, отсюда мы понимаем, что только пятая часть еврейского народа вышла из Египта.

Куда же делись остальные 80%? Устная Тора честно и жестко свидетельствует: им не хватило мужества бросить, хоть и рабскую, но привычную, жизнь и уйти в неизвестность, в пустыню…

Напрашивается вопрос: если Тора хотела сообщить информацию о том, что 80% евреев не покинули Египет, почему она не пишет о фактах прямо?

Чтобы это понять, нужно пояснить методы анализа языка Торы. Дело в том, что каждое слово и даже буква в ней содержат поистине огромное количество информации. Например, слово хамуш позволяет получить далеко не только те сведения, о которых мы только что говорили. Число «пять» символизирует возвышение над материальностью мира. Материальный мир (земля) обозначен числом «четыре» (четырехмерное пространство…).

Число «пять» следует за цифрой «четыре», а значит, оно - символ победы над земным, над материалистическим мировоззрением. Таким образом, слово хамуш поведало нам и о тех, кто остался в Египте, и о тех, кто покинул поработившую евреев страну. В нем мы прочли, быть может, самое главное: из Египта ушли те, кто сумел победить материалистический взгляд на мир.

Как это ни странно звучит, но фараон и египтяне не признали своих ошибок. Они не смогли осознать факта существования Творца, так и не сумели понять, что только Он управляет миром. Внешне их поведение выглядит так: они пошли навстречу Моше, и после десятой казни, поразившей Египет, отпустили евреев.

Они отпустили евреев, но продолжали за ними следить. И вот египтяне видят, что миллионная толпа - мужчины, женщины, дети - двигается не в сторону Израиля, а на юг, к Горьким озерам, ближе к Красному морю.

Решили они, что евреи заблудились, и воспряли духом. Ведь если евреи потеряли ориентацию, значит не Вс-шний направляет их, как утверждал Моше, а какая-то другая сила. А если это так, еще неизвестно, чья возьмет…

Фараон, считая себя властелином не только материальной, но и духовной жизненной сферы, надеялся, что последнее слово будет за ним. И лично возглавил погоню. Колесницы, отборные войска…

Евреи стоят на берегу огромного Горького озера. Впереди - вода, позади - египетская армия. Всевышний поднимает между двумя станами - еврейским и египетским - огненный столб и обращается к народу Израиля: «Идите в воду!».

Это был переломный момент. Перед евреями выбор: идти с Вс-шним до конца или вернуться к египтянам. Опять - похлебка, тяжелая работа, плохенькая, но все-таки крыша над головой… Зыбкая материалистическая надежность, и - Вера…

Еврейский народ выбирает Веру. Только так можно доказать, что евреи как народ достойны получить Тору - мудрость Вс-шнего…

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Музыка как язык души
Ну и что дальше?
Полный текст главы "Бешалах"
Исходное состояние
Лицо зла