Еврейский календарь
17 Тишрей
5779
Календарь
26 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Полный текст главы "Берешит"
Берешит

Полный текст главы "Берешит"

U-jew
01 сентября 2017, 12:35
Время прочтения Время прочтения: 66 мин.

Что предшествовало сотворению Вселенной

До того, как сотворить Вселенную, Ашем (Вс-шний) создал семь понятий, жизненно важных для функционирования мира.

Вот эти понятия:

1. Тора.

2. Тшува (Раскаяние).

3. Ган Эден.

4. Геином.

5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).

6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм).

7. Имя Машиаха.

Теперь объясним, почему эти семь понятий настолько жизненно важны для человечества, что их надо было замыслить прежде самого Творения.

<> Мир был создан с единственной целью — чтобы изучать Тору и выполнять ее повеления.

<> Тешува была задумана для того, чтобы поддерживать существование мира. Мир без тешувы неизбежно погиб бы перед лицом суда Ашема.

<> Ган Эден замыслен был с тем, чтобы воздать награду праведникам.

<> Геином был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников.

<> Небесный Трон Славы был задуман прежде Вселенной, чтобы явить миру Славу Ашема.

<> Место, в котором Шехине предстояло обитать постоянно — Бейт Амикдаш. Поэтому идея Бейт Амикдаша была замыслена как условие Творения.

<> Конечная цель человечества — дожить до дней Машиаха. Поэтому имя Машиаха надо было создать раньше, чем мир начал свое существование.

Тора, план мира

Тора была первым из этих семи фундаментальных понятий. Она на две тысячи лет предшествовала сотворению мира. Какая в этом была необходимость? Тора как бы говорит: "Я послужила Архитектору инструментом при строительстве мира".

По какой же схеме был построен мир? Тора говорит: "Я была для Ашема генеральным планом по построению этого мира! Все шесть Дней Творения Ашем держал меня перед Собой. Он смотрел на стих (1:1) "В начале сотворил Б-г небо и землю" и соответственно создавал небо и землю. Он смотрел на слова (1:3) "И сказал Б-г: "Да будет свет" и воплощал эти слова, создавая свет, и т.д."

Таким образом, во все время Творения следовал Он шаг за шагом словам Торы, придавая вселенной тот вид, который соответствует плану, содержащемуся в Торе.

Сотворение мира десятью речениями

Ашем произнес Десять повелений. И с каждым из них возникала часть Вселенной. После десятого было завершено Творение мира. Что это были за повеления?

1. "В начале сотворения Элоким..." (1:1). По этому повелению сотворены были небо и земля, как сказано (Теилим 22:6): "По слову Ашема созданы были небеса".

2. "И дух Б-жий витал над поверхностью вод" (1:2).

(Проявление духа было создано особо, отсюда отдельное повеление).

3. "И сказал Б-г: "Да будет свет" (1:3).

4. "И сказал Б-г: "Да будет твердь" (1:6).

5. "И сказал Б-г: "Да соберутся воды" (1:9).

6. "И сказал Б-г: "Да покроется земля травой" (1:11).

7. "И сказал Б-г: "Да будут светила" (1:14).

8. "И сказал Б-г: "Да населятся воды в изобилии" (1:20).

9. "И сказал Б-г: "Да произведет земля тварей живых" (1:24).

10. "И сказал Б-г: "Сотворим человека" (1:26).

В первом стихе говорится: "В начале сотворения Элоким".

Почему здесь употреблено имя Элоким, а не Ашем?

Целью Ашема было создать мир, в котором суд над человеком вершился бы только по строгим принципам справедливости. Поэтому при Творении употреблено имя Элоким, означающее Справедливость. Только позже, когда Ашем увидел, что человек не выживет, если не судить его также и с милосердием, Он присоединил в Своих отношениях с человеком к Атрибуту Справедливости еще и Атрибут Милосердия.

Каково значение того факта, что Ашем опустил алеф в начале Торы и восстановил ее на надлежащее место только при даровании Торы? Вот что сообщает мидраш.

Люди, живущие в материальном мире, склонны отдавать первенство своим физическим потребностям: заботятся о том, чтобы иметь хорошую работу, уютный дом, жизненные удобства. Как только они добиваются этих вещей, они начинают подлаживать под них свои духовные потребности, изучая Тору в то время, которое остается после работы, и подыскивая для детей подходящую школу поблизости от выбранного места проживания. Другими словами, люди связывают алеф (первостепенные заботы) с достижением жизни, удовлетворительной в материальном отношении. Следовательно, Тора низводится на второстепенный уровень, бейт. Мидраш открывает нам, что Ашем хотел бы, чтобы все было иначе. Он умышленно начал рассказ о Шести Днях Сотворения материального мира с буквы бейт, пропустив букву алеф. Как бы то ни было, алеф — наши главные заботы — должны принадлежать Торе. Давайте сделаем так, чтобы буква алеф не жаловалась...

 

ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ

Первый день творения: сотворение неба, земли со всем их содержимым, а также сотворение особого света

В первый день Ашем создал исходный материал, из которого потом построил все, что есть в мире. Так, с самого первого дня солнце, луна, созвездия, деревья, травы, Ган Эден и Геином — все они существовали в виде чистой бесформенной материи. В последующие дни Творения Ашем придал форму и очертания этой материи. При этом каждый предмет подвергался воздействию до тех пор, пока не становился таким, каким мы его знаем.

Небо

Как мы объяснили выше, субстанция небес была создана в первый день, но существовала в текучем состоянии. На второй день Ашем сделал небесную жидкость твердой, сказав: "Да упрочится твердь!" (1:6).

Земля

В первый день земля была сотворена из ничего. 

На самом деле порядок сотворения неба и земли — спорный вопрос.

Бейт Шамай (одна из школ мудрецов Мишны) утверждает, что небо было создано первым, в то время как Бейт Гиллель (другая школа) считает, что первым творением была земля. Согласно третьей точке зрения, принадлежащей р. Йоханану бен Закай, оба они были созданы одновременно.

В первый день было создано десять вещей. Четырьмя из них, которые имели отношение к созданию земли, были Тоу, Боу, Ветер и Вода. Что такое Ветер и Вода, понятно, а что такое Тоу и Боу — объясняют наши Мудрецы.

Тоу — это зеленая полоса вокруг земли, из которой исходит тьма, ибо сказано: "Он сделал мрак тайным местом, окружающим Его" (Теплим 18:11). Боу — это мощные скалы в глубинах, производящие воду, ибо сказано (Йешаяу 34:11): "И протянет Он над ней полосу Тоу и камни Боу".

Свет

Хотя Тора повествует, что сотворение света произошло в первый день, в ней также утверждается, что солнце, луна и звезды не были созданы до четвертого дня. Эти факты, которые кажутся противоречивыми, можно согласовать с помощью двух следующих пояснений:

1. В действительности, как мы уже объяснили, субстанция всех небесных тел была сотворена сразу в первый день. Однако их форма и внешний облик проявились только на четвертый день, когда Ашем расположил их на своих местах в небе.

2. Свет, созданный в первый день, это не тот свет, который знаком нам. В тот день Ашем сотворил мощный и яркий свет, сиявший так ослепительно, что наш солнечный свет показался бы тьмой в сравнении с ним. Впоследствии Ашем сокрыл этот ярчайший свет первого дня и лишь на четвертый день дал миру свет солнца и луны.

Почему Ашем сокрыл первоначальный свет?

Он сказал: "Нечестивые люди будущего, то есть люди поколения Потопа и Рассеяния, будут недостойны ослепительного света, созданного в первый день". Поэтому Он припрятал его для праведниковВпрочем, Адаму в Ган Эден было дано право пользоваться светом первого дня. С его помощью он мог видеть от одного конца мира до другого. Этот особый свет имел духовную природу, ибо исходил от Славы Шехины, наслаждаться которой праведники будут в будущем. Радость от света Шехины будет им наградой за изучение Торы, сравниваемой со светом.

Время

В первый день Ашем сотворил время, определив для ночи и дня отрезок в двадцать четыре часа. Он повелел свету: "Ты господствуешь днем." А тьме сказал: "Ты господствуешь ночью."

"И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день один".

 

Второй день творения: превращение неба в твердь, завершение создания Геинома и ангелов

Превращение неба в твердь

В начале второго дня Творения твердь уже существовала, но она была погружена в воду, так же как и земля. Ашем повелел: "Да упрочится твердь!" В результате произошло отделение вод над твердью от вод под твердью. Верхняя вода испарилась из-за жара, исходившего от тверди, и впоследствии она, конденсируясь, смогла образовывать дожди.

Завершив создание тверди, Ашем назвал ее шамаим (небом).

Название шамаим открывает секрет субстанций, из которых было сделано небо: это огонь (эш) и вода (маим), которые, смешавшись, образовали (шамаим) небо. Огонь представляет Атрибут Справедливости. Вода символизирует Милосердие. Небо, являющееся обителью Славы Ашема, представляет собой смесь этих двух атрибутов.

Геином

На второй день Ашем создал Геином. В Геиноме есть семь различных отделений (так же, как и в Ган Эден), и грешники помещаются в одно из них в соответствии со своими делами на земле.

Ангелы

В тот день Ашем создал пять видов ангелов: Эрелим, Мелахим, Офаним, Серафим, Хашмалим. (Есть и другие виды ангелов, но они были созданы на пятый день). Ангелы не были сотворены в первый день, чтобы никто ошибочно не предположил, будто они были сотоварищами Ашема по Творению.

Интересно, что в конце второго дня Ашем не объявил, что его работа хороша, как Он говорил во все остальные дни. Чем вызвано такое отличие?

1. Мы не можем назвать этот день хорошим, ибо был сотворен Геином.

2. Это учит нас строгости, с которой надо подходить ко всяким раздорам. Когда Ашем разделил воды на нижние и верхние, Он воздержался от объявления своей работы "хорошей", несмотря на то что такое разделение было необходимым. Насколько же сильнее мы должны остерегаться бессмысленных споров и разделений.

3. Достижения второго дня не заслуживали похвалы, так как они оставались незавершенными до третьего дня. На третий день Ашем закончил работу второго дня, собрав всю воду в океаны. Поэтому после третьего дня Творения Ашем дважды заявил, что его работа хороша, имея в виду и свою работу второго дня, теперь уже завершенную.

4. Ашем не применил слово "хорошо" по отношению к воде, так как позднее она будет использована для того, чтобы истребить человечество за грехи. И поколение Эноха и поколение Потопа были потоплены в наказание за свои грехи.

"Был вечер, и было утро, день второй"

 

Третий день Творения: возникновение деревьев, травы и Ган Эден

В начале третьего дня земля все еще была погружена в воду. Ашем повелел: "Да соберутся воды!". И тут же начали образовываться холмы и горы, давая воде возможность опуститься в долины.

Вода была недовольна своим заточением в океане и угрожала еще раз залить землю. Но Ашем повелел ей никогда не переступать своей границы. Вокруг океанов Он провел граничную линию из песка, чтобы она служила ограждением. Поэтому всякий раз, когда волны устремляются на берег, они тут же останавливаются и отступают, завидев песок, ибо сказано (Иермеяу 5:22): "Разве вы не боитесь Меня, — говорит Ашем, — разве не трепещете предо Мной, ибо Я положил песок границею моря, вечным пределом, которого оно не перейдет. И хотя волны устремляются вперед, победить не могут. Хотя они бушуют, не могут переступить".

Деревья

Ашем повелел: "Земля произрастит плодоносящие деревья, приносящие плод каждое по своему роду!"

И немедленно возникли деревья с прекрасными плодами. Первоначально повеление Ашема заключалось не только в том, чтобы плоды деревьев были съедобны, но чтобы и сами деревья, включая их ветки, кору и стволы, были тоже съедобны. Однако земля ослушалась этого повеления. Она произвела на свет восхитительные плоды, но неприятную на вкус древесину. Позже, когда Ашем наказывал Адама, Он заодно вспомнил земле этот грех и проклял ее.

Трава

Ашем повелел земле произвести различные виды трав и зелени. Когда на земле появилась трава, она не стала расти вверх. Она оставалась низкой, потому что еще не было дождей.

Почему Ашем не послал дождь немедленно или не заставил траву расти независимо от дождя? Он придержал дождь до сотворения человека, потому что хотел, чтобы человек молился о ниспослании дождя. И только лишь на шестой день Он сотворил Адама, и тот начал молиться, чтобы пошел дождь, и трава стала расти.

Ган Эден

Одновременно с деревьями и травой всего мира земля произвела на свет и Ган Эден. Тем не менее, наши Мудрецы считают Ган Эден отдельным творением. Причина этого кроется в том, что деревья и трава Ган Эден вечны, в отличие от всех прочих деревьев и трав.

Каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов. Ган Эден — это дворец Ашема на земле. В наши дни никто не знает о его местоположении, ибо Ашем спрятал его от нас. Это и есть Сад Наслаждения, в который Ашем поместил Адама до того, как тот согрешил, и в который праведники войдут однажды вновь.

В нашем мире никто, даже пророки, никогда не представляли себе полную картину того, какую награду пожалует Ашем в Ган Эден человеку, прожившему жизнь в соответствии с Торой, ибо сказано (Йешаяу 64:3): "Ничьим глазам, кроме Твоих, о Г-споди, никогда не дано увидеть, что сделаешь Ты для того, кто Тебя ждет".

Тем не менее, некоторым из мудрецов было дано мельком увидеть Ган Эден.

"И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день третий"

 

Четвертый день творения: размещение на небе солнца, луны и созвездий

В четвертый день Ашем разместил на небе солнце, луну и звезды.

Первоначально солнце и луна по размеру были одинаковы. Но луна пожаловалась: "Два царя не могут делить одну корону!" Тогда Ашем решил уменьшить луну в размерах. Впрочем, луна охотно согласилась с этим приговором и перестала жаловаться, так что Он поместил на ночное небо вместе с ней еще и звезды.

Тем самым мидраш как бы говорит нам, что тот, кто, подобно луне, ищет славы, в конечном счете идет к верному поражению. Тогда как тот, кто, подобно солнцу, молча сносит обиды, в конце концов вознаграждается.

Ашем не дал планетам указание светить только тем людям, кто этого заслуживает, отказывая в свете нечестивцам. Небесные светила — это подарок Ашема всему миру. Они дают свет всем: и праведникам, и грешникам.

"И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день четвертый".

 

Пятый день Творения: появление рыб, птиц и Левиатана

Птицы

На пятый день Ашем создал птиц, вылепив их из глины, вернее, из смеси земли с водой.

Рыбы

Ашем велел произвести все виды водоплавающих, начиная от самых мелких тварей, что ползают по дну океанов и озер, и кончая самыми крупными рыбами, населяющими моря.

Левиатан

Самое большое из всех гигантских морских чудовищ, созданных Ашемом, — это Левиатан. Он живет в океанских глубинах и держит главный столп земли меж своих плавников. Когда Левиатан хочет есть, он бьет по волнам своим огромным хвостом. Косяки рыб, думая, что еда близко, плывут к нему. Тогда Левиатан открывает свою страшную пасть и пожирает всех рыб, которым суждено в этот день послужить ему пищей.

Наши мудрецы утверждают, что в будущем Ашем приготовит для праведников блюдо из мяса Левиатана.

На пятый день Ашем благословил всех тварей, сказав: "Плодитесь и размножайтесь. Рыбы да наполнят воды в морях, а птицы да размножатся на земле".

Почему рыбы и птицы получили Б-жественное благословение? Потому, что и те и другие служат пищей человеку. Ашем благословил их на обильное размножение, чтобы человек не страдал от их недостатка.

"И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день пятый."

 

Шестой день Творения: появление животных, создание человека

Животные

Все животные были сотворены уже в первый день. Они были скрыты внутри земли до тех пор, пока на шестой день Ашем не повелел: "Да произведет земля живых существ: скот, ползучих гадов и земных зверей".

И тогда появились все твари земные, от ничтожно малого микроба до гигантского Рейма. Все они явились на свет полностью развившимися, а не как новорожденные детеныши.

 

Совещание с ангелами перед сотворением человека

Наконец, после того как были созданы небо, земля, растения и животные, Ашем сотворил человека.

Прежде, чем создать Адама, Ашем сказал: "Сотворим человека!" Подобно тому как глава государства советуется со своими министрами перед тем, как издать закон, так и Ашем начал действовать только после совещания с ангелами. Когда Ашем сказал: "Сотворим человека!", — Он обращался к Ангелам, чтобы выяснить, что они об этом думают.

Ангелы разделились на разные фракции. Некоторые из них были за сотворение человека, другие против.

Но Ашем отверг возражения всех, кто был против, и решил в пользу сотворения человека. Его окончательное слово звучало так: "Я добр и долготерпелив. Я готов создать человека, невзирая на все его недостатки!"

Ашем описал человека иными словами, чем всех прежних тварей. Он сказал: "Человек будет сотворен по Нашему образу и подобию, он будет обладать умственной потребностью постигать Творение и служить Властелину Вселенной, как если бы он был одним из ангелов. Разум — вот что будет выделять его как человека". И еще Ашем сказал: "Если он станет выполнять Мою волю, он будет нести в себе Б-жественный образ и царить над животными. Если же нет, то он лишится Б-жественного образа и уже не он будет господствовать над зверьми, а звери над ним".

После этого Ашем сотворил Адама.

 

Десять вещей, созданные перед наступлением Шабата

В конце шестого дня, прежде чем завершить Творение, Ашем создал средства для десяти будущих чудес. Их надо было успеть включить в Творение в соответствии с принципом "Нет ничего нового под солнцем" (Коэлет 1:9). Таким образом, в чудесах, как и во всех прочих вещах, нет ничего нового, ибо их потенциальная возможность была заложена во времена Творения.

Вот эти десять чудес:

<> Расщелина в земле - Ашем придал земле способность расступаться, чтобы поглотить непокорного Кораха с его людьми, когда настанет время их покарать.

<> Устье колодца - Ашем подготовил чудо с колодцем Мириам, блуждавшим по пустыне вместе с еврейским народом и снабжавшим его водой

<> Рот ослицы - Ашем наделил ослицу, которой предстояло везти на себе пророка Билама, способностью разговаривать на человеческом языке, чтобы осудить его за намеренье поехать и проклясть еврейский народ

<> Радуга - Ашем предназначил радуге стать знаком завета между Ним и человечеством о том, что второй потоп не затопит землю

<> Небесная манна - Ашем приготовил чудо с маном (небесной пищей), который сорок лет будет поддерживать сынов Израиля в пустыне

<> Жезл Моше - Ашем придумал для Моше чудодейственный жезл, при помощи которого тот сможет впоследствии совершать чудеса

<> Шамир - так называлось червеобразное существо, обладавшее поразительной способностью расщеплять самые твердые скалы. С его помощью царь Шломо, как резцом, тесал камни для Бейт Амикдаша, построенного без применения железа. Ашем наделил шамира такой способностью при Сотворении, в Эрев Шабат

<> Шрифт - буквы алфавита, алеф-бейт, который сам по себе обладает святостью, — неотъемлемый элемент Творения мира

<> Гравировальный резец - Ашем придумал также первый инструмент для гравирования букв на камне.

<> Лухот, скрижали - Ашем заранее припас скрижали, обладавшие чудесными свойствами, которые будут впоследствии дарованы еврейскому народу

 

День седьмой: Шабат

"И на седьмой день завершил Б-г работу, которую Он сделал" (Берешит 2:2).

Кажется, что этот стих говорит нам, будто Ашем закончил Свой труд непосредственно на седьмой день. Но так ли это Мир был создан во всей красоте и совершенстве, но не хватало важнейшего элемента — Шабата, покоя! Только вместе с Шабатом в мир пришел покой. Именно покой и был создан Ашемом на седьмой день.

"И благословил Б-г седьмой день..." (Берешит 2:3)

Шабат был благословен превыше всех прочих дней недели. Вот в чем это благословение выразилось:

1. В пустыне евреи получали двойную порцию мана в каждый Эрев Шабат(накануне субботы), что обеспечивало их пищей на Шабат. Благословение лишней порцией мана — только одно из подтверждений Б-жественного поручительства в том, что Ашем возместит человеку все, что он потратит в честь Шабата.

2. На самом деле человеку не только компенсируются любые денежные затраты, которые может повлечь за собой соблюдение Шабата, но ко всему прочему — тот, кто чтит этот день, вознаграждается еще хорошей жизнью и богатством. В этой связи мидраш приводит широко известный рассказ о человеке, который тратил большие суммы денег на покупку рыбы в честь Шабата и был вознагражден тем, что однажды обнаружил в рыбьих внутренностях драгоценный камень.

3. Ашем благословил Шабат еще и вкусной едой.

4. Другое благословение Шабата заключается в том, что каждый седьмой день грешники в Геиноме получают передышку в пытках и наказаниях.

5. Ашем дал первому Шабату, завершившему Шесть Дней Творения, возвышенное благословение. На всем протяжении Шабата он даровал Адаму радость наслаждаться тем особенным светом, который был создан в первый день, а затем сокрыт. В виде особого субботнего благословения Адаму была дана возможность пользоваться этим светом тридцать шесть часов: двенадцать часов в Эрев Шабат и двадцать четыре часа в Шабат. Свет был постоянным, то есть он не прекращался даже в течение двенадцати ночных часов, так что в Шабат Адам не знал темноты. По этой причине Тора не говорит о Шабате тех слов, что о всех прочих днях: "И был вечер, и было утро".

Когда Шабат окончился, тот свет исчез и опустилась тьма. Адам не знал раньше темноты, и его охватил ужас. В отчаянии он прижал руки к лицу и застонал: " Горе мне! Должно быть, Ашем наказывает меня за мой грех."

Тогда Ашем дал Адаму два камня, показав, как добывать огонь. Получив в дар огонь, Адам вознес хвалу Ашему: "Борей меорей аэш" (Благословен Ты, Ашем, создавший огонь и все его цвета и оттенки). Мы повторяем это благословение каждый субботний вечер, потому что именно в это время был сотворен огонь.

В тот же Эрев Шабат, не прожив еще дня на свете, Адам согрешил, съев запретный плод. Он заслуживал немедленного наказания, но сам Шабат защитил его. "Властелин Вселенной, — обратился Шабат к Ашему, — никто в мире никогда не умирал. Совершишь ли Ты первое наказание в Шабат! Как согласуется это со святостью и благословениями, которыми Ты удостоил этот день?"

Адам, избавленный от Геинома благодаря Шабату, воскликнул: "Не напрасно благословил и освятил Ашем этот день!" Он стал петь гимн во славу Шабата, возглашая (Теилим 92) "Песнь и стихи на день субботний". Шабат сказал: "Ты поешь гимн мне? Давай лучше оба споем Ашему! Славить Ашема — это и есть благо" (там же). Эти слова Адам сочинил, когда понял святость Шабата.

 

Как в Эрев Шабат был создан Адам и помещен в Ган Эден

Последний из шести дней Творения был первым днем месяца тишри.

Ашем собирался вылепить тело Адама. Вот как Он "работал":

Чтобы изготовить руки и ноги Адама, Ашем набрал земли со всех частей света.

Для туловища Он взял земли Вавилонской.

Чтобы изготовить Адаму голову, самую важную часть человеческого тела, Он взял земли из Эрец Исраэль.

Ашем положил собранную землю на горе Мориа, где впоследствии будет находиться жертвенник Храма, смешал ее с водой, взятой со всех океанов мира, и из получившейся глины вылепил фигуру человека.

Пока тело Адама недвижно лежало на земле, Ашем провел перед его глазами образы всех его будущих потомков. Адам увидел Ноаха и всех праведников будущего, Авраама и всех людей, перешедших в еврейство, Ицхака и всех тех, кому придется испытать страдания, Иякова и всех будущих великих знатоков Торы, Моше и всех смиренных людей, Аарона и всех священников, Давида и всех будущих царей.

Прежде чем оживить Адама, Ашем подумал: "Как Мне следует внести в него жизнь? Может, через рот? Я не могу так поступить, ибо он употребит свой рот для злословия. Через глаза? Нет, ибо он будет смотреть со злыми намерениями. И уши его тоже не подходят для того, чтобы душа вошла через них, ибо он будет слушать ими б-гохульства. Я изберу более подходящее отверстие — ноздри. Через ноздри загрязненный воздух выходит наружу. Ноздри как бы очищают тело. Пусть через них в тело войдет душа.

Рассказывая о сотворении Адама, Тора приводит слово "и сотворил Он" с удвоенной буквой иуд (Берешит 2:7), тогда как в другом случае, при повествовании о сотворении животных, в этом слове стоит только одна буква иуд. Таким образом Тора указывает, что сотворение Адама не было лишь физическим актом, но что Ашем придал ему двойственную природу:

<> Хотя тело его было сделано из глины, он обладал бессмертной душой.

<> Он был наделен способностью жить в двух мирах, в мире этом и в олам аба.

<> Адаму приданы были диаметрально противоположные наклонности, одна из которых вела его к доброму и благородному, а другая, гнала навстречу злу.

<> Даже физически Адам состоял из двух частей — он был мужчиной и женщиной одновременно. Спереди он был мужчиной, но сзади к этому мужчине присоединена была женщина.

Адам был творением Ашема и, следовательно, физически совершенным. В мир он явился уже обрезанным. До своего прегрешения он был так велик ростом, что не только доставал до небес, но и заполнял собой весь мир. (Т.е. в Адаме была заключена сущность всего, что сотворено). Краса его сверкала так, что даже после его смерти самая низменная часть его тела затмевала собой солнце.

Как только он был создан, ангелы, покоренные его величием и святостью, преклонились перед ним и пожелали воспеть хвалу. И только когда Ашем наслал на Адама сон, они поняли свою ошибку. Ведь он был создан всего лишь человеком!

 

Сотворение Хавы

Адам явился в мир, но сотворение человечества еще не было завершено. Ашем сказал: "Нехорошо, если человек будет в одиночестве. Сотворю Я ему помощницу кенегдо (2:18).

Слово кенегдо означает и "соответственно ему" и "против него." Если муж ведет достойную жизнь, то жена будет ему поддержкой, будет соответствовать ему, если же нет, то она станет ему противником.

Перед тем, как сотворить Хаву, Ашем привел к Адаму всех животных показать, что ни одно из них не годится ему в сотоварищи. Ашем привел животных к Адаму и попросил его подобрать подходящее имя каждому из них. Ангелы стояли рядом и наблюдали, как Адам называл всех животных сперва на Святом языке, а затем на каждом из семидесяти прочих языков, которые он знал благодаря своей интуиции.

Каждое выбранное Адамом имя правильно отражало особенности того животного, к которому оно относилось, и потому осталось за ним навсегда.

Наконец, Ашем спросил Адама: "А какое имя будет у тебя?"

Тот ответил: "Меня надо называть Адам ("землянин"), ибо я сотворен из земли,  адама".

— А как Мое Имя?" — спросил Ашем.

— А-д-о-н-а-й (Г-сподь), — отвечал Адам, — ибо Ты Господин над всеми созданиями!

Когда Ашем привел животных к Адаму, тот заметил, что каждое пришло со своей парой.

— У всех, кроме меня, есть супруга, — пожаловался Адам. — А у меня нет. Как только Ашем услышал эти слова, Он наслал на Адама сон, чтобы дать ему Хаву.

Пока Адам спал, Ашем отъединил женское тело, прикрепленное к Адаму со спины, и отнятую у него таким образом часть заменил плотью.

Такое толкование выводится из стиха (Теилим 139:4) Ахор вакедем цартани, "Сзади и спереди (т.е. двойным существом) создал Ты меня" (Раши, Кетубот). В Таргум Ионатан уточняется, что это ребро было у Адама тринадцатым.

Затем Ашем вдохнул в это тело жизнь как в самостоятельное существо.

Почему первоначально Ашем создал Адама и его жену в виде одного существа? Сотворив изначально мужа и жену единым организмом, Ашем вложил в природу мужчины способность выполнять заповедь Торы (2:24): "И прилепится он к своей жене", — т.е. только к своей жене и ни к какой другой женщине.

В Своей великой мудрости, Ашем сформировал тело Хавы иначе, чем Адама, придав ему удивительную способность — приносить в этот мир детей.

 

Свадьба в Ган Эден

Ашем Сам привел невесту к Адаму. Как счастлив мужчина, к которому царь самолично подводит невесту!

Ашем украсил Хаву, первую невесту, прежде чем вести ее к Адаму. Он заплел ей косы и украсил двадцатью четырьмя различными украшениями.

Когда Адам проснулся и увидел стоящую перед ним Хаву, он сразу понял, что обрел подругу, подобную себе, и воскликнул: "Тебя благословил Ашем! Ты есть часть меня и будешь зваться иша (женщина), ибо взята была из иш (мужчины).

В Ган Эден спустились ангелы, исполняя музыку для Адама и Хавы. Солнце, луна и звезды танцевали для них. Сам Ашем приготовил столы из драгоценных жемчугов и уставил их яствами. Он сам устроил хупу, свадебный полог, и стоял как хазан (кантор), благословляя Адама и Хаву.

Мы упоминаем об этой первой хупе в благословении, которое произносится на свадьбе: "О, доставь этой возлюбленной чете великую радость, какою в прежние времена Ты возвеселил Свое творение (Адама) в Ган Эден".

Тем самым мы благословляем каждую свадебную еврейскую чету, желая ей достичь той святости и счастья, которые были дарованы Адаму и Хаве в Ган Эден.

 

Как провел Адам день в Ган Эден

В Ган Эден не только деревья давали сочные и сладкие плоды. Там прямо на земле произрастала готовая еда в виде изысканных сладких хлебов. Адам бродил по саду, в то время как ангелы стояли, готовые выполнить любое его распоряжение. Они жарили мясо, наливали ему вино и т.д.

Надо понимать, что пища Адама в Ган Эден была духовной природы. Ашем разрешил Адаму вкушать от всех плодов сада (2:16), ибо до того, как он согрешил, еда не усугубляла материальную природу Адама, а возвышала его духовно. Поэтому Ашем хотел, чтобы человек получал ничем не ограниченное удовольствие от всех плодов.

Чем занимался Адам, пока был в Ган Эден?

Когда Ашем поместил его в этот сад, Он наказал ему (2:15): "возделывай и храни его". Ашем заповедал ему заниматься Торой и охранять Его мицвот, заповеди. Ведь известно, что Адаму было велено есть от Дерева Жизни, росшего в центре сада. Это дерево символизирует Тору, о которой сказано (Мишлей 3:18): "Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает ее". Так что задачей Адама было усиленно работать над Торой.

Так как в действительности Тора была дарована только двадцатью шестью поколениями позже, возникает вопрос: какую же Тору Адаму было заповедано изучать?

Ашем дал ему наставления по шести заповедям:

1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечить выполнение остальных пяти мицвот).

2. Запрет на б-гохульственное осквернение Имени Ашема.

3. Запрещение идолопоклонства.

4. Запрет на кровопролитие.

5. Запрет на прелюбодеяние.

6. Запрещение воровства.

Ашем дал первому человеку эти шесть важнейших заповедей как основные Б-жественные законы для передачи следующим поколениям. Во времена Ноаха Ашем добавил еще одну, седьмую заповедь: запрещение употреблять в пищу кровь или плоть живой твари. Эти семь законов составляют Семь Заповедей для потомков Ноаха, обязательных для всех людей на земле.

Кроме того, Ашем научил Адама правилам, касающимся Шабата и принесения жертв.

Насаждения в Ган Эден пышно разрастались как результат духовных достижений Адама. Когда он служил Ашему, молясь и принося жертвы, Ашем в ответ изливал свои благословения на растительность Ган Эден.

Затем Ашем дал Адаму наставления по одной очень важной мицве, назначенной одному Адаму, но не его потомкам. Соблюдение этой мицвы было определяющим для судеб мира. Ашем заповедал ему: "Не ешь от ДРЕВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ибо в тот день, когда поешь от него, непременно умрешь! Если же будешь соблюдать Мою заповедь, то жизнь твоя продлится вечно. В противном случае смерть настигнет и тебя, и Хану, и твоих потомков!"

 

Соблазн вкусить от Древа Познания и прегрешение

Ангелы на Небесах воскликнули: "Придумаем план, как заставить Адама согрешить перед своим Творцом!"

Самаэль был самым великим среди ангелов. Он полетел вниз на землю, дабы найти существо, подходящее для того, чтобы искусить Адама и Хаву и заставить их преступить заповедь Ашема. В конце концов он не встретил никого, кто по хитрости мог бы сравниться со змеем.

Надо сказать, что первоначально Ашем сделал так, что змей был выше всех остальных тварей, для того чтобы служить людям. С этой целью змей был наделен двумя свойствами: даром речи и способностью к прямохождению.

Итак, для своей цели Самаэль избрал змея. Спустившись с небес, он оседлал его, как если бы тот был верблюдом, и вселил в змея свой дух. Впредь все, что змей ни говорил, было внушено ему Самаэлем.

До того, как они согрешили, Адам и Хава были совершенно чисты и неиспорченны, их натурам не были присущи злые побуждения. И вот змей-Самаэль подошел к ним и предложил вкусить от Древа Познания — с тайным умыслом привить знание зла.

Искушение было слишком велико. Адам и Хава уже давно чувствовали, что их участие в освящении Имени Ашема ограничено. В чем заключалось это участие? В одной единственной задаче — подниматься раз за разом на еще более высокий уровень. Теперь же змей предлагал им новую возможность достичь величия — испробовать вкус зла, чтобы затем отвергнуть его и таким образом достичь нового уровня святости. Доводы змея запутали Адама и Хаву и заставили их поверить, будто, временно унизившись до испробования плода зла, они в конечном счете выиграют и освятят Имя Ашема в степени более высокой, нежели та, что была для них достижима прежде. Они ошиблись. Ашем высказался об этой их ошибке так(Коэлет 7:29): "Б-г создал человека (Адама) прямым, а люди пустились во многие помыслы".

Змей рассуждал следующим образом: "Любая попытка совратить Адама несомненно обречена на провал. Подойду-ка я сперва к женщине, ибо женщина скорее уступает искушению и ее гораздо легче уговорить".

Дождавшись времени, когда Адам заснул, змей завязал разговор с Хавой: "Разве Ашем запретил вам есть плоды в этом саду? Зачем они созданы, если вам нельзя есть от них?

— Нам разрешено есть плоды от всех деревьев, — отвечала женщина, — кроме дерева в центре сада. Причем запрещено не только есть от его плодов, но даже дотрагиваться до него. Если мы дотронемся, то умрем!

На самом деле Ашем не запрещал прикасаться к дереву. Адам сам наложил этот запрет на себя и на Хаву, чтобы избежать всякого близкого контакта с опасным деревом. Он был настолько доволен своей идеей, что не счел нужным объяснить Хаве, что это его собственная предосторожность ради охраны закона Ашема.

Змей воскликнул с лукавством: "Знаешь ли ты истинную причину, по которой Ашем запретил вам есть от этого дерева? Всякий искусный мастер ненавидит своих соперников. Сам Ашем ел от него и сотворил Вселенную. А сейчас Он старается помешать вам вкусить от него, чтобы вы не стали подобными Ему и не смогли тоже создавать миры!"

После этих слов змей хотел искусить Хаву соблазном нового для нее знания о зле, сказав: "Ашем создавал этот мир, оставляя Свое присутствие в тени, чтобы люди обнаружили Его и, освятив Его Имя, завоевали себе долю в вечности. Вы можете, поев от Древа Познания, сделать то же самое. Познакомившись с силами зла и преодолев их, вы сможете создавать новые духовные миры!"

Змей перешел к действию. Он подтолкнул Хаву к дереву. "Вот видишь, — сказал он, — ты не умерла от прикосновения к нему. Отсюда следует, что ты не умрешь и тогда, когда поешь его плодов. Причина, по которой Он запретил тебе есть эти плоды, — в том, что Он не хочет, чтобы ты обладала знанием добра и зла, которым обладает Он!"

Дерево стояло перед Хавой, маня своей красотой и суля открытие нового, неизвестного мира — мира знания. Рассуждения змея убедили Хаву. Она поддалась этому слишком сильному для нее искушению — взяла один из плодов Древа и съела.

Интересно отметить, что Тора не сообщает нам прямо название Запретного Древа. Почему Ашем не открыл его породу? Потому что Он не хотел, чтобы на деревья этого вида показывали как на причину, принесшую в мир смерть.

Тем не менее, у некоторых из наших мудрецов были свои мнения относительно его породы:

1. Это был виноград. (Никакие другие плоды, кроме винограда, не влекут за собой страданий и нищеты, ибо из винограда делают вино, которое разрушительно действует на слабых людей).

2. То была пшеница, которая в те времена росла на деревьях. (Пшеница символизирует знание, потому что, например, ребенок обретает способность называть отца и мать в том возрасте, когда он начинает есть продукты из пшеницы. Поэтому Древо Познания должно было быть пшеницей).

3. То было фиговое дерево. (Адам и Хава сшили себе одежды из фиговых листьев. Тем самым они исправили свою ошибку с помощью листьев того же дерева, посредством которого согрешили).

4. То было дерево этрог. (Такое мнение основано на стихе (3:6): "И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи". По-видимому, не только плоды, но и древесина была хороша на вкус. А таким свойством обладает только этрог).

Как только Хава съела плод, перед ней возник образ приближающегося ангела Смерти. Она воскликнула: "Кажется, я обречена на смерть! И Ашем сотворит для Адама новую жену! Дам-ка я и своему мужу часть плода. Если мы умрем, то оба. Если будем жить, то тоже оба!" Она дала несколько плодов Адаму, и он их съел.

Теперь вопрос: как могло случиться, что Адам взял из ее рук плод Древа Познания, запрещенного Ашемом? Разве слова женщины для него были более авторитетны, нежели запрет Творца? В Мидраше даны три ответа:

1. Он не знал, что это был за плод, ибо Хава подала его в виде выжатого из него сока. (Этот ответ согласуется с тем мнением, согласно которому дерево было виноградом. Хава лукаво предложила Адаму виноградный сок).

2. Хава победила своими доводами. Она сказала Адаму: "Из-за того, что я поела от запрещенного дерева, я умру. Но если ты думаешь, что тебе дадут новую Хаву, ты ошибаешься. После Шести Дней Творения ничего нового под солнцем создано уже не будет. С другой стороны, если ты полагаешь, что после моей смерти останешься жить один, то ты и здесь ошибаешься, ибо мир создан был с тем, чтобы быть заселенным. Для нас двоих лучше оставаться вместе и разделить одну судьбу!" Адам послушался ее и разделил на двоих общую вину.

3. Хава вопила до тех пор, пока Адам не сдался и в конце концов сделал так, как она хотела.

Хава накормила запретным плодом не только Адама, но и всех зверей и птиц, тем самым лишив бессмертия и их.

После прегрешения Адам и Хава почувствовали, что их характер изменился. В их душу вселилось стремление ко злу, йецер ара, которое стало неотъемлемой частью их личности. Они поняли, что отняли у всех последующих поколений мир очевидного добра. Внезапно они почувствовали себя нагими и незащищенными как в духовном, так и в физическом смысле: в духовном — потому что лишили себя одной решающе важной мицвы, которая являлась их жизненной задачей, а в физическом — потому что чешуеобразная пленка, до того покрывавшая их тела, соскользнула, защищавшие их Облака Славы рассеялись, и их тела стали открытыми.

 

Последствия прегрешения Адама

Как только Адам и Хава согрешили, они тут же услышали беседу, которая велась на Небе. Они услышали, как ангелы стали восклицать: "Сегодня смерть войдет в этот сад! Адам и Хава должны умереть, ибо Ашем сказал им: "В тот день, когда ты вкусишь от него, непременно умрешь" (2:17). Вслед за этим они услышали ответ Ашема: "Я смилостивлюсь над ними, предав словам запрета снисходительный смысл. Вот что они будут значить: "В тот день, когда ты вкусишь от него"подразумевает не обычный земной день, состоящий из двадцати четырех часов, а Мой День, который длится тысячу земных лет (ибо сказано (Теплим 90:4): "Пред Твоими очами тысяча лет, как день вчерашний"). Поэтому они проживут тысячу лет".

Ощутив свою наготу, Адам стал искать, чем ее прикрыть. Он попытался нарезать листьев с деревьев сада, но услышал, как они закричали: "Это вор! Он обманул своего Творца!" И все они, кроме фигового дерева, отказались дать свои листья.

Адам не мог получить листьев ни от одного дерева, кроме того, с которым согрешил, — фигового дерева. Из его листьев Адам и Хава сшили мужскую и женскую одежду.

Ашем не появлялся перед Адамом и Хавой, пока они не прикрыли свою наготу, чтобы не смущать их.

Услышав голос зовущего их Ашема, они спрятались за деревьями. Ужасный стыд за свой грех заставил их трепетать при звуке голоса Ашема, хотя раньше они слушали его без страха.

До своего прегрешения Адам был таким высоким, что доставал небо, но как только он согрешил, его рост сократился примерно до шестидесяти метров. Поэтому ему удалось укрыться между деревьями, чего раньше он сделать не мог.

Ашем позвал: "Айека". Перевести это слово очень трудно, потому что в нем заключено много значений:

1. "Где ты?" Хотя Ашем знал, где находился Адам, Он специально начал разговор с невинного вопроса, чтобы облегчить Адаму признание своей вины.

2. "Как понимать эту крутую перемену? Совсем недавно ты поступал согласно Моей воле, а теперь ты слушаешься змея! Только что ты возвышался над миром, а теперь ты ростом стал не выше деревьев сада". Словом айека Ашем как бы побуждал Адама к раскаянию, тешуве, для чего давал ему понять, насколько низко он пал.

3. Слово айека можно снабдить гласными значками так, чтобы оно читалось эйха, что означает возглас скорби. Ашем воскликнул: "Увы!" Он опечалился от падения Адама.

— Почему ты стал бояться Моего голоса? — спросил Ашем.

— Властелин Вселенной, — ответил Адам, — я понял, что Твоя Шехина покинула Ган Эден. Я почувствовал себя нагим, лишенным единственной заповеди, которую Ты мне дал, и поэтому спрятался.

В ответ Ашем сказал: "Ты пытался спрятаться от Меня? "Может ли кто-нибудь спрятаться так, чтобы Я не знал, где он?" (Это цитата из Ирмияу 23:24).

Ашем продолжал выспрашивать Адама в надежде, что тот признает свое прегрешение и тогда его можно будет простить. "Вкусил ли ты от древа, от которого Я запретил тебе есть?" — спросил Он. Но вместо того, чтобы признать вину, Адам ответил: "Разве я грешил, пока был один? Та женщина, которую Ты привел ко мне, ввела меня в соблазн и заставила нарушить Твое повеление!"

Ашем увидел, что Адам не выказывает никаких признаков раскаяния и, более того, демонстрирует неблагодарность. Поэтому он обратился к женщине:

— Что ты натворила? Ты не только согрешила сама, но и склонила к греху Адама!

Тем самым Ашем хотел, чтобы Хава призналась, что поступила плохо, и тогда ее можно будет простить.

Но вместо этого она свалила вину на змея: "Властелин Вселенной! Так это змей заставил меня согрешить!

Теперь настала очередь змея подвергнуться испытанию. Однако Ашем не стал спрашивать его, как спрашивал Адама и Хаву, ибо рассудил так: "Этот зловредный змей хитер и красноречив. Если Я спрошу его: "Почему ты так поступил?", — он, наверняка, ответит: "Ты дал заповедь Адаму и Хаве. Они принебрегли Твоими словами, послушавшись не Тебя, а меня. Разве я виноват, что они обратили свой слух к ученику, а не к Учителю?"

Ашем сказал: "Хотя каждый из вас обвиняет другого, наказание понесут все!" После этого Ашем и Его Небесный Праведный Суд собрались, чтобы рассмотреть дело. Сначала они вынесли приговор змею, потом женщине, а затем Адаму. Начали со змея, как с самого низшего. Постановили так:

Приговор змею

Ашем сказал змею: "Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен".

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. Как следствие этой кары змей потерял способность говорить.

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей. Каким образом? — Твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей.

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов. Благая сторона есть даже в проклятии Ашема: змею дана была способность быстро заползать в щель, чтобы ускользнуть от опасности.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И наконец, ты умрешь.

Кроме того, змей навлек на себя наказание, которому подвергаются все, распространяющие дурную молву, поскольку оклеветал Ашема, сказав: "Он потому запретил вам есть от этого дерева, что Сам ел от него, а теперь боится, что вы сможете стать подобными Ему, то есть способными творить миры". Поэтому его поразила проказа. Кольцо на шкуре змея — это и есть знаки его проказы. Змей никогда не получит исцеления, даже во времена Машиаха, когда все прочие твари будут излечены от своих болезней.

 

Приговор женщине

Наказан был не только змей, женщине тоже были объявлены десять кар. Ашем сказал ей:

1. Ты будешь испытывать неудобства, причиняемые менструациями.

2. Сразу после первой брачной ночи ты будешь запрещена мужу на несколько дней.

3. Воспитание детей будет связано с большими трудностями и самопожертвованием.

4. Беременность будет причинять тебе недомогания и неудобства.

5. В родах ты будешь претерпевать страдания.

6. Несмотря на то что твой муж будет господствовать над тобой, а для раба естественно пытаться освободиться от своего хозяина, ты не только не будешь избегать этого подчинения, но и домогаться его.

7. Однако ты будешь сдерживать желание подчиниться мужу в своем сердце.

8. Ты будешь прикована к дому и не сможешь появляться на людях с непокрытыми волосами.

9. В суде тебя не будут выслушивать в качестве свидетельницы. Раз Адам послушался и поверил своей жене и та его подвела, то решено было, что женщинам как свидетельницам доверять нельзя.

10. И наконец — смерть.

Ашем дал женщинам три специальные заповеди для искупления прегрешения Хавы:

<> Женщинам заповедано зажигать свечи перед наступлением Шабата. Склонив Адама к греху, Хава погасила вселенский свет, ибо сказано (Мишлей 20:27): "Душа мужчины — это свеча Ашема". Поэтому вновь разжечь утраченный свет — задача женщины.

<> Женщинам заповедано отделять халу от теста, ибо Хава осквернила вселенскуюХалу (Адама).

<> Женщины обязаны соблюдать законы семейной чистоты (недопустимость близости с мужем во время менструаций и в течение семи дней после них), чтобы искупить грех Хавы, вызвавший пролитие крови Адама.

Женщина, пренебрегающая выполнением этих трех специальных заповедей, подвергает себя опасности умереть при родах. Во время любой опасности для человека Сатан (Обвинитель) как бы выписывает все его поступки и, если среди них обнаруживается какой-нибудь грех, представляет обвинение в Б-жественный Суд. Поэтому в критический период родов поступки женщины тщательно рассматриваются на Небесах, и, если она оказывается недостойной, ее постигает кара.

 

Приговор Адаму

В дополнение к смертному приговору Ашем наложил девять проклятий также и на мужчину. Он сказал Адаму:

1. Твоя сила убудет.

2. Твой рост уменьшится.

3. Ты станешь нечистым (в ритуальном смысле).

4. Ты станешь нечистым физически (из-за истечения семени).

5. Ты станешь нечистым через супружеские отношения.

6. Посеяв пшеницу, пожнешь тернии.

7. Ты будешь, подобно зверям, есть траву.

8. Добывание средств к жизни будет причинять тебе душевную скорбь.

9. Ради этих средств тебе придется трудиться в поте своего лица. Ты должен будешь прилагать усилия, чтобы заработать себе на хлеб.

10. Наконец, ты должен умереть.

 

Ашем одевает Адама и Хаву

Ашем увидел, что Адам и Хава недовольны одеждой из фиговых листьев, которую они себе сшили. Поэтому Он явил доброту, сделав им красивые одежды, которые им понравились. Для верхней одежды была использована шкура, которую сбросил змей.

Адам и Хава ценили эти Небесные Одеяния за их особые качества и бережно хранили их для грядущих поколений. На них были нанесены изображения животных, и всякий, кто их надевал, приобретал дар подчинять себе всех зверей. Адам завещал их своему сыну Шету, тот передал их Метушелаху, а Метушелах вручил их Ноаху. Ноах захватил их с собой в ковчег, но, когда, спасшись от потопа, он опьянел, его сын Хам украл их и затем отдал нечестивому царю Нимроду, которым все восхищались за его якобы исключительные охотничьи таланты. На самом деле, успехи Нимрода объяснялись тем, что у него было одеяние Адама, дававшее власть над всеми животными. Эсав, увидевший на Нимроде адамовы одежды, возжаждал их и убил Нимрода, после чего отдал их на хранение своей матери Ривке. Ривка в свою очередь вручила их Яакову, когда послала его, переодетого Эсавом, получить благословение от Ицхака. Яаков не возвратил одеяние, сказав: "Эсав его недостоин". Вместо этого он схоронил их в укромном месте.

 

Изгнание из Ган Эден и новая жизнь после прегрешения

Адам провел в Ган Эден только одну ночь. Сад был создан накануне Шабата, и в тот же день человек согрешил. За это он заслуживал немедленного изгнания из Ган Эден, но защитой ему послужил Шабат, и он был изгнан только после того, как Шабат закончился.

Изгнав Адама и Хаву из Ган Эден, Ашем поселил их по соседству с садом, на горе Мориа. Он надеялся, что святость раскинувшегося рядом Ган Эден окажет на них благотворное влияние.

Само по себе изгнание составляло часть адамова наказания. Ашем как бы постановил: "Несмотря на то, что Адам заслуживает незамедлительной смертной кары, Я милостиво заменяю смерть изгнанием и выдворяю его в ссылку, поступая с ним как с убийцей, который по еврейскому закону изгоняется до суда из своего дома в город-убежище".

Новая жизнь Адама разительно отличалась от прежней. Из-за своего прегрешения он лишился шести чудесных вещей:

<> Сияния своего лица.

<> Вечной жизни.

<> Своего роста.

<> После прегрешения деревья стали давать меньше плодов.

<> Земля стала взращивать чертополох и терновник.

<> Яркий свет, созданный Ашемом в первый деньпосле прегрешения был сокрыт.

Изгнанный из Ган Эден Адам не мог больше найти готовой к употреблению пищи. Чтобы добыть себе кусок хлеба, он работал более напряженно, чем какой-либо человек после него. Ему пришлось высаживать семена в почву, собирать урожай, вязать колосья в снопы, выбирать зерна из соломы, молоть муку и печь свой хлеб.

И все равно — когда он жал колосья, то находил вместо съедобных зерен тернии, ибо Ашем проклял землю.

— Как долго будет земля оставаться проклятой? — спросил Адам у Ашема.

— Пока не родится ребенок, который придет в мир обрезанным, — ответил Ашем. Он имел в виду Ноаха.

Поставив Ангелов смерти при входе в Ган Эден, Ашем лишил Адама возможности снова войти туда.

 

Каин и Эвель

В тот же день, накануне Шабата, Хава родила пятерых детей: сначала Каина с сестрой-близнецом, а затем Эвеля, появившегося на свет вместе с двумя сестрами.

И Каин и Эвель женились на своих сестрах-близнецах, но Каин возжелал одну из сестер Эвеля. При этом он заявил: "Она должна быть моей, ибо я первенец". На что Эвель возразил: "Нет, она принадлежит мне, потому что родилась вместе со мной".

У братьев были разные характеры. Каин ничем не был похож на своего праведного брата Эвеля. Появившись на свет прежде чем Адам раскаялся в своем прегрешении, Каин обладал душой, к которой прилепилась змея.

Эвель избрал занятие пастуха. Он не захотел стать земледельцем, потому что, боясь проклятия, наложенного на землю Ашемом, не хотел возделывать проклятую землю. Его брат оказался более упрямым. Он сказал: "Я все равно буду обрабатывать почву, поскольку наказание (3:17) "со скорбью будешь питаться от нее" относится только к нашему отцу, к Адаму, совершившему прегрешение." И Каин стал земледельцем, причем работа его настолько захватила, что ничего, кроме нее, он уже не видел.

Человек должен работать лишь для того, чтобы обеспечить себе минимум средств к существованию — такова воля Ашема. Так как любовь Каина к земле заставила его трудиться постоянно, то, когда Ашем наказал Каина за убийство, Небесный суд постановил: быть ему скитальцем и не сможет он уже никогда наслаждаться возделыванием земли.

Когда наступило четырнадцатое нисана, Адам призвал своих сыновей и сказал: "Я знаю, в будущем евреи станут приносить в этот день пасхальные жертвы Ашему в память о чудесах, которые произойдут с ними в пасхальную ночь. В этот день и вам подобает принести жертвы, чтобы угодить Создателю".

Каин и Эвель выбрали жертвы для Ашема. Первый принес льняное семя — самый негодный плод, который смог найти — и возложил его на жертвенник, построенный Адамом.

Эвель, напротив, принес в жертву самое лучшее, что у него было. Для жертвы Ашему он выбрал ягнят без порока, никогда не стриженных и не выполнявших никакой работы.

Конечно, Ашему были ведомы побуждения, по которым каждый из братьев принес свою жертву. Он остался доволен чистосердечием Эвеля и принял его жертву, послав Небесный огонь поглотить ее.

Но жертва Каина осталась лежать на алтаре нетронутой, ибо Ашем был недоволен его помыслами. Каин обиделся, лицо его омрачилось.

Тогда Ашем растолковал Каину: "Если ты изменишься к лучшему, Я прощу тебе совершенное прегрешение. В противном случае твои грехи вспомнятся в Судный День".

Но Каин не внял словам Ашема. "Нет ни справедливости, ни судьи, ни о лам аба (будущего мира)!" — объявил он Эвелю.

"Ты неправ, — ответил Эвель. — Справедливость существует. Твоя жертва осталась непринятой из-за того, что ты принес ее с неискренними побуждениями." Но услышав эти слова, Каин продолжал б-гохульствовать.

Однажды, когда они были в поле, между ними разгорелся спор. Каин предложил: "Раз мы наследники Адама, то давай поделим мир!"

Дело в том, что Каин стремился найти предлог, чтобы устранить своего брата и стать единственным хозяином мира. Так как он был чрезмерно привязан к земле, он предложил Эвелю такой раздел: "Возьми себе все, что движется, а я получу саму землю!"

Как только Эвель согласился, Каин воскликнул: "Уходи! Ты стоишь на моей собственности!" Эвель побежал прочь. Но Каин бросился вдогонку, крича: "Убирайся, земля принадлежит мне!"

Испуганный Эвель побежал на высокий холм в надежде, что Каин прекратит погоню. Но Каин настиг его и собрался убить. Однако Эвель был сильнее. Он возобладал и подмял Каина под себя.

— Нас только двое сыновей, — взмолился Каин, — что ты скажешь нашему отцу, если убьешь меня?

Услыхав эти слова, Эвель смилостивился и отпустил Каина. Каин встал, поднял камень и ударил им Эвеля в шею. Эвель упал замертво.

Взяв тело Эвеля, Каин унес его и спрятал в поле. Затем Каин сказал: "Я должен убежать подальше от отца и матери, ибо они обвинят меня в смерти брата, поскольку в мире больше нет никого, кто мог бы его убить".

Тут же появился Ашем. "От родителей ты можешь убежать, но не от Меня", — сказал Он. "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я его не увижу? — говорит Ашем (Ирмияу 23:24).

— Где Эвель, брат твой? — спросил Он, как бы побуждая Каина ответить: "Я плохо сделал, убив его, и сожалею об этом".

Но в ответ Каин бесстыдно изрек: "Я поставлен хранителем поля и виноградника. Но разве я сторож брату своему! Откуда я знаю, куда он пошел? Ты — Хранитель всех тварей, зачем Ты меня спрашиваешь, где он?"

В ответе Каина, кроме всего прочего, содержался тонкий упрек Самому Ашему. Его слова подразумевали: "Хранитель вселенной — Ты! Тогда почему Ты позволил мне убить его?"

Ашем не принял отговорок Каина. "Злодей, — сказал Он ему. — Ты отвечаешь не только за кровь своего брата, но и за убийство всех его нерожденных детей. Ко Мне вопиет голос крови Эвеля и всех потомков, которые могли у него быть и которым ты помешал появиться на свет. Твои потомки будут стерты с лица земли из-за того, что ты не дал появиться потомкам твоего брата".

Возникает вопрос: в самом деле, почему Ашем позволил осуществиться смертоносным намерениям Каина и не защитил Эвеля?

Наши мудрецы поясняют, что Эвель заслужил смертный приговор. Точнее говоря, он подлежал наказанию смертью с того момента, когда Небесный Огонь спустился и поглотил его жертву. Вместо того, чтобы скромно удалиться, Эвель стоял и получал удовольствие от сияния Шехины.

Подобный же случай мы находим в книге Шмот (24:11), в эпизоде, когда старейшины получали удовольствие, глядя на Шехину. Комментарий отмечает, что Моше, бывший воплощением души Эвеля, исправил его ошибку: когда Ашем явился перед ним, он побоялся взглянуть на Шехину (Шмот 3:6).

 

Наказание Каина

Ашем объявил Каину, что тот больше никогда не получит удовлетворение от работы на земле: "Даже если ты станешь пахать и сеять, земля уже не будет такой плодородной, как раньше".

Кроме того, Ашем наказал Каина за его честолюбивое стремление стать единственным владельцем мира. Мида-кенегед-мида, мера за меру: все вышло наоборот — отныне Каин будет скитальцем на земле. Ашем сказал ему: "Как только ты остановишься, все погонятся за тобой и станут тебя избивать. Поэтому ты будешь вынужден постоянно спасаться бегством, и всякий раз, когда ты захочешь остановить свой бег, чтобы обосноваться на земле, земля разверзнется под тобой. И наконец, ты умрешь, в бесчестии и никогда не будешь погребен как должно!"

Каин и Эвель символизируют два разных типа людей. Эвель представляет собой человека, жизнь которого направлена к приобретению олам аба, будущего мира. Такой человек не стремится к накоплению имущества и отдает Ашему лучшее из того, чем владеет. В свою очередь, Каин — это прототип человека, привязанного к материальному миру и тратящего большую часть своего времени и талантов на то, чтобы превратить свою жизнь в сплошное материальное процветание. Успехов он, как правило, не достигает. Наоборот, его действия губительны для него самого. В конце концов он становится не знающим отдыха скитальцем, который ни в чем не находит удовлетворения, ибо "Тот, кто любит деньги, не насытится ими" (Коэлет5:9).

Каин внял ужасному проклятию, которым был проклят, и признал, что поступил плохо. "Мой грех больше, нежели можно снести, — признался он Ашему в раскаянии. — Я осознаю, что он настолько тяжел, что ему нет искупления".

Впрочем, Талмуд истолковывает каиновы слова не как покаяние, а как упрек Ашему: "Разве мой грех тяжелее прегрешения шестисот тысяч людей (поклонение Золотому тельцу), которые, тем не менее, получат прощение?".

— Я признаю Твою волю, обрекающую меня стать скитальцем, но боюсь, что меня сразу же убьют. Все живое знает, что я заслуживаю смертной кары. Теперь, когда Твоя Шехина меня покинула, дикие звери перестанут меня бояться.

Ашем ответил: "Обещаю, что тебя не убьют сразу. Семь поколений Я буду ждать с местью за смерть Эвеля".

И Ашем дал Каину особый знак, чтобы никто его не убил.

Что это был за знак? Наши мудрецы высказывают на эту тему несколько мнений:

1. Он стал прокаженным. (Это не даст людям поднять на него руку: либо потому, что они будут бояться болезни, либо потому, что это будет означать, что он уже получил свое наказание от руки Ашема и приравнен к мертвецу.)

2. Ашем дал Каину сторожевого пса (который предупредит его о любой надвигающейся опасности).

3. На лбу у Каина вырос рог (чтобы помочь сражаться с теми, кто, возможно, нападет на него).

4. Чтобы защитить Каина, Ашем вытатуировал у него на лбу одну из букв своего Б-жественного Имени.

Хотя словами "Мой грех больше, нежели можно снести", Каин и выразил свое раскаяния, оно было неполным. Тем не менее Ашем учел даже такое подобие раскаяние и снял с Каина половину наказания. Земля по-прежнему должна была разверзаться под ним, но он был избавлен от вечной доли скитальца. Более того, было решено, что со временем ему будет позволено выбрать для себя какое-либо одно место.

Как только Каин услышал, что наказание наполовину смягчено, он возликовал. Он ушел от Ашема в легкомыслии, не собираясь завершать исправление.

А что Адам и Хава? Обнаружив Эвеля мертвым, они погрузились в скорбь.

Тело Эвеля было нетронутым. Его сторожевой пес стоял рядом и защищал труп от хищных птиц и полевых зверей. Адам и Хава были в замешательстве, не зная, что делать с мертвым телом. Никогда еще они не видели, как кого-либо хоронили.

Тогда Ашем послал в поле двух воронов и умертвил одного из них. Оставшийся в живых сказал: "Я покажу Адаму, что делать дальше". Он выкопал в земле яму и схоронил в ней своего мертвого товарища. В виде награды за этот поступок Ашем не дал умереть с голоду птенцам погибшего ворона, ибо сказано (Теплим 147:9):"Он дает пищу зверям и воронятам, громко жалующимся". Несмотря на то, что вороны, как правило, черного цвета, иногда у них рождаются белые птенцы. Взрослые птицы не признают их за своих детей, бросая на произвол судьбы. Но Ашем обеспечивает воронят едой и всем необходимым.

После того, как Каин был проклят, Адам встретил его и спросил: "Какой приговор произнесли над тобой?"

— Я совершил тешуву, самоисправление, и поэтому правосудие обрушило на меня свой гнев не в полную силу, так что мое наказание было смягчено, — ответил Каин.

— Неужели сила самоисправления так велика! — воскликнул Адам. — Неужели оно бесследно стирает прошлые злодеяния человека, и Ашем считает их как бы не совершавшимися?

После этого Адам сам раскаялся в своем прегрешении: 130 лет он постился и воздерживался от близости с женой.

Свое обещание отомстить за убийство Эвеля Ашем выполнил ровно через семь поколений.

Лемех, потомок Каина (к тому времени Лемех уже вырастил детей, которые были седьмым поколением после Каина), обычно ходил на охоту со своим сыном Тувал Каином. Так как Лемех был слеп, его вел сын. Однажды Тувал Каин закричал своему отцу: "Я вижу зверя!" Лемех натянул тетиву и выстрелил. Но то было не животное. Я ошибся! — воскликнул Тувал Каин. — Ты подстрелил человека с рогом!"

— Горе мне, — завопил Лемех. — Это наш прадед Каин.

В отчаянии Лемех взмахнул руками и случайно убил своего сына.

Вечером две жены Лемеха пошли искать мужа. Они нашли его сидящим рядом с трупами Каина и Тувал Каина. Возмущенные, они отказались жить с Лемехом.

— Зачем нам вынашивать новых детей, если их постигнет та же кара Ашема? — вопрошали они.

— Вы ошибаетесь, если полагаете, что Ашем сразу же истребит весь наш род, — возразил Лемех. — Разве умышленно убил я Каина и Тувал Каина? Мы знаем, что Ашем на семь поколений отложил наказание Каина за намеренное убийство. Не логично ли, что наказание за мои действия, которые были случайными, следует отложить на еще более долгий срок?

Однако его жены не вняли ему и предложили: "Давай решим дело перед судьей."

Они все вместе пришли к Адаму и рассказали ему свое дело. Лемеховы жены доказывали: "Господин! Наш муж убил прадеда Каина и своего сына Тувал Каина. Почему должны мы вынашивать новых детей, обреченных на истребление?"

Лемех сказал: "Господин! Все произошло случайно, я не действовал умышленно".

Выслушав обе стороны, Адам решил: "Ада и Цила, послушайтесь своего мужа! Мир был создан для того, чтобы рождались дети!"

— Врач, вылечи сперва свою собственную болезнь, — усмехнулись лемеховы жены. — Ты сам уже сто тридцать лет живешь раздельно с Хавой!

Их слова дошли до сердца Адама, и он вернулся к Хаве. Вскоре у них родился сын, который по внешнему виду был точной копией Адама. Так же, как и Адам, он родился обрезанным. Хава назвала его Шетом, пояснив (4:25): "Ибо Б-г положил мне другое семя вместо Эвеля, которого убил Каин". Имя Шет означает также "основатель мира", ибо Шет стал преемником Адама. Адам передал ему законы, открытые ему Ашемом, и вручил Небесные Одеяния, которые сделал Ашем Адаму.

 

Смерть Адама

Адам умер в девятьсот тридцать лет.

Он не дожил до тысячи лет, обещанной ему Ашемом, ибо семьдесят лет своей жизни он подарил другому человеку.

Когда дыхание жизни еще не коснулось Адама и он все еще был глиняной статуей, Ашем показал ему всех его будущих потомков. Среди них Адам увидел Давида, которому уготовано было родиться, прожить всего три часа и затем умереть.

— Властелин Вселенной, — взмолился Адам, — неужели эта святая душа не совершит никаких деяний в этом мире?

— Так предопределено, — ответил Ашем.

— А сколько должен прожить я? — спросил Адам.

— Тысячу лет.

— Признаешь ли ты возможность делать другому подарки? — поинтересовался Адам.

— Да, — ответил Ашем.

— Тогда разреши мне даровать Давиду семьдесят лет моей жизни.

Адам составил договор, гласивший, что Давид бен Ишай получит семьдесят лет от его жизни. Свидетелями, подписавшими этот договор, были Ашем и один из ангелов. Но, когда Адам, прожив девятьсот тридцать лет, и в самом деле должен был умереть, он вдруг стал отрицать, что составил какой-то договор: "Разве Ты не пообещал мне жизнь длиной в тысячу лет?" Тогда Ашем извлек документ, показывавший, что оставшиеся семьдесят лет принадлежат Давиду.

Этот мидраш касается одной из самых глубоких тайн нашей истории. Адам, Давид и Машиах тесно связаны друг с другом. Адам согрешил, поэтому Шехина покинула землю. Заложив фундамент Храма в Иерусалиме, Давид вернул Шехину. Миссию Адама окончательно завершит Машиах, который навсегда возвратит Шехину на землю. (Буквы имени Адам — начальные буквы имен Адама, Давида и Машиаха).

Когда Адам осознал, что конец близок, он подумал: "Я должен найти в земле место для своих останков. Раз я творение рук Ашема, то весьма вероятно, что грядущие поколения будут пытаться обожествить мои останки. Поэтому я должен их скрыть.

В поисках места для захоронения, Адам обнаружил участок земли около будущего города Хеврона, над которым он различил отблеск света Ган Эден. Именно этот участок он выбрал местом своего последнего успокоения и выкопал в земле две пещеры, одну внутри другой. Позже эта сдвоенная пещера стала известной как Пещера Махпела.

Когда Адам умер, Создатель Сам позаботился о его похоронах. Так как рост Адама даже после прегрешения оставался гигантским, Ашему пришлось согнуть его тело, чтобы оно поместилось в пещере.

Все люди горько оплакивали Адама, ибо он был благочестивым и святым человеком.

Останки Хавы были похоронены в той же пещере Махпела.

 

Десять поколений от Адама до Ноаха

Все десять поколений от Адама до Ноаха вызывали гнев Ашема, но Он проявил терпение и только в десятом поколении обрушил на них Потоп.

Вот эти десять поколений:

1. Адам

2. Шет

3. Энош

4. Кейнан

5. Маалель

6. Йеред

7. Ханох

8. Метушелах

9. Лемех (отец Ноаха, тезка упомянутого выше потомка Каина).

10. Ноах

Теперь мы объясним, в чем заключалась порочность каждого из этих поколений.

<> Адам: Во времена Адама мир пал из-за его прегрешения. Шехина, обитавшая раньше на земле среди людей, вынуждена была удалиться на первое из небес.

<> Шет: В его времена Ашема гневили порочные потомки Каина.

<> Энош: Его поколение первым осквернило Имя Ашема, распространяя мысль о необходимости поклонения существам, отличным от Него. Они положили начало культу Небесных тел, объявив, что солнце, луна и созвездия сами по себе заслуживают почестей как слуги Ашема, которых Он назначил освещать Вселенную. В соответствии с этим, они воздвигли звездам храмы и алтари в убеждении, что, оказывая им почет, они угождают Ашему.

<> Кейнан: Хотя сам Кейнан был мудрым и могущественным правителем, увещевавшим своих подданных служить Ашему, его поколение было растленным.

<> Маалель: О его поколении можно сказать то же самое, что и о поколении Кейнана.

<> Йеред: Йеред был праведником, но остальное человечество (как и раньше) было погружено в разврат.

<> Ханох: Ханох также был исключением в своем поколении. Сначала он долгое время жил отшельником, сосредоточившись на молитве и самосовершенствовании. Затем он попытался влиять на своих современников с тем, чтобы они служили Ашему.

Ашем предвидел, что Ханох не в силах сохранить свое благочестие в греховные времена. Поэтому Он забрал его в мир иной очень молодым. Огнедышащие кони, ниспосланные с Неба, живым увезли его в Ган Эден.

<> Метушелах: Метушелах, предок Ноаха, будучи праведником, стоял выше всех современников. Он неоднократно укорял свое поколение: "Совершите раскаяние, исправьтесь, иначе Ашем вызовет потоп!" Из-за его праведности Ашем медлил и не вызывал потоп до тех пор, пока не кончились семь дней траура после его смерти.

<> Лемех: потомок Шета. В его время, в виде предостережения человечеству, мир был поражен голодом, но это не помогло исправлению людей.

<> Ноах: Ноах превосходил всех людей, живших прежде него. Он чтил и поддерживал не только своих родителей, но даже дедов и прадедов, в то время как все его предки, даже будучи праведниками, ограничивались тем, что помогали только своим отцам. Ноах взял на себя обязанность заботиться обо всех своих оставшихся в живых предках.

Известно, что Ноах родился обрезанным. Его задачей, с которой он справился, было принесение в мир облегчения и успокоения, о чем предрекал Адаму Ашем: "С рождением обрезанного младенца с земли будет снято проклятие, наложенное на нее после твоего прегрешения."

Поколения, предшествовавшие Ноаху, сеяли пшеницу, а собирали тернии и чертополох. С рождением Ноаха почва снова стала такой, какой была прежде, и снова начала приносить чистое зерно.

Пока Ноах не родился, животные не слушались своих хозяев: корова восставала на скотника, а бык — на пахаря. Но отныне они снова подчинились господству человека.

До Ноаха человеческая рука не расчленялась на пальцы. Ноах был первым, кто родился с раздельно двигающимися пальцами, что облегчило ему ручной труд.

До тех пор пока не родился Ноах, мертвецы не знали покоя в своих могилах. Подземные воды подымались и затопляли могилы каждое утро и каждый вечер. Это было посланное Ашемом наказание за грехи, которые совершались покойниками при жизни днем и ночью. С рождения Ноаха это наказание прекратилось.

Ноах был изобретателем всех земледельческих орудий, таких как плужный лемех, серп, лопата. До него люди обрабатывали почву голыми руками.

Таким образом, Ноах стал утешителем человечества. Его отец для того и назвал его Ноах чтобы намекнуть: "Вот человек, который принесет облегчение в нашей работе и утешит печаль наших рук".

На самом деле грамматически правильный перевод слова "утешитель" звучит как Менахем. Однако дед Ноаха Метушелах предупредил его отца Лемеха, что люди попытаются извести Ноаха посредством волшебства. Поэтому он посоветовал Лемеху дать ребенку другое имя, которым его называли бы люди, а истинное имя скрыть, чтобы волшебство не подействовало на него.

Несмотря на то что все десять поколений между Адамом и Ноахом вызывали гнев Ашема, Всемогущий отложил Всемирный Потоп до поколения Ноаха. Пока праведники Ханох, Йеред и Метушалах были живы, Ашем не хотел обрушивать на мир Свою кару. И только к концу жизни десяти поколений Ашем сказал: "Я сотру человека, которого создал, с лица земли, ибо сожалею, что сотворил его".

Когда Ашем оплакивал греховность человека, два ангела, Шамхазай и Азаэль,появились перед Ним и резонно спросили:

— Властелин Вселенной, разве до сотворения человека мы не говорили Тебе, что он будет недостойным существом?

— Если Вселенная существует не ради человека, то какой цели она служит? — возразил Ашем.

— Мы, ангелы, достаточная причина для ее существования!

На это Ашем ответил:

— Я знаю, что если бы вам пришлось обитать на земле и вам были бы присущи те злые побуждения, что и человеку, то вы были бы намного хуже людей.

— Тогда разреши нам жить среди смертных, и Ты увидишь, как мы освятим Твое Имя!

— Хорошо, опускайтесь вниз и делайте так, как сами только что предложили, — повелел Ашем.

Шамхазай и Азаэль стали жить на земле, как люди. Узрев красоту человеческих женщин, они не смогли воспротивиться искушению и согрешили с ними. От этих союзов произошли появившиеся среди допотопных поколений великаны, творившие грех убийства, прелюбодеяния и разбоя.

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Десять способов укрепить свой брак без ведома вашего супруга
История одного проклятия
Еда в Рош а-Шана
Работа твоей мечты
Особенности еврейской (не)охоты