Полный текст главы "Бе-хукотай" - Ujew

Полный текст главы "Бе-хукотай"

Полный текст главы
Количество просмотров 408 Количество комментариев 0

Ашем обещает благословить наш народ за изучение и соблюдение Торы

Если весь еврейский народ будет с усердием изучать Тору и придерживаться ее законов, то нас ожидают самые дивные благословения.

Материальные благословения, упомянутые в этом разделе, не есть награда за изучение Торы. Истинная награда - духовные благословения грядущего мира. Однако в Письменной Торе нет рассуждений на тему грядущего мира, ибо покуда мы живем в этом мире, этот предмет недоступен нашему разумению. Письменная Тора говорит лишь о ясных и наглядных вещах.

Эти благословения включают в себя все виды возможных благ. Посему начинаются они с буквы «алеф» (26:3), а кончаются буквой «тав» (26:13).

Наш народ удостоен этих благословений мида кенегед мида за соблюдение Торы - от начала и до конца.

До наших дней была ли когда-нибудь воплощена в действительность утопия о еврейском народе, поголовно изучающем Тору? Отчасти была, как об этом известно из истории:

- Поколение пустыни было погружено в изучение Торы. Его называли Поколением Знания.

- Поколение Йеошуа тоже было занято изучением Торы.

- Давид и Шломо тоже были великими знатоками Торы и убеждали каждого еврея следовать их примеру.

- Царь Хизкияу заставил весь народ изучать Тору, воткнув в землю перед каждым домом учения меч и провозгласив, что любой еврей, отказывающийся учить Тору, будет присужден к смерти.

Все эти преданные Торе поколения вкусили добрую часть благословений, обещанных в этом разделе. Им были дарованы здоровье, сила, дожди в нужное время, процветание и победы над врагами.

Но все же в полной мере эти благословения еще никогда не становились явью. Еврейский народ никогда не достигал того уровня нравственного совершенства, который необходим для того, чтобы Б-жественные благословения были дарованы ему во всей полноте.

Всемогущий обещал, что все вышеупомянутые в этом разделе благословения исполнятся в грядущую эпоху, когда весь еврейский народ будет изучать и соблюдать Тору.

 

Брахот (Б-жественные благословения)

Плодоносные дожди в подходящее время

Следует отметить, что данное деление благословений произведено с целью облегчить постижение изучаемого вопроса. На самом деле мудрецы (Бава батра 88б) перечисляют двадцать два благословения. Маараль приводит такой список:

I. Дожди в свое время. 2. Земля дает свои произрастания. 3. Плодоносные деревья дадут свой плод. 4. Будет сходиться молотьба со сбором винограда, а сбор винограда - с посевом. 5. Будете есть свой хлеб досыта. 6. Будете жить спокойно и безбоязненно на вашей Земле. 7. И водворю мир в Земле. 8. Когда ляжете, никто не вспугнет вас. 9. Изведу лютых зверей из Земли. 10. Меч не пройдет по вашей Земле. 11. Будете гнать ваших врагов. 12. Благословение под этим номером в перечне Маараля пропущено; вероятно, он считал слова «и падут они перед вами» особым благословением. 13. Пятеро из вас прогонят сто, а сто - десять тысяч. 14. Я обернусь к вам, чтобы благословить. 15. Я распложу вас. 16. Умножу вас. 17. Укреплю свой завет с вами. 18. Старый урожай прочь будете убирать ради нового. 19. Я установлю Свое Святилище в вашей среде. 20. Не отринет вас Мой дух. 21. Буду ходить среди вас. 22. И буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом.

Тора провозглашает, что дожди прольются на землю «в свое время». Что означает «свое время»?

1. Дожди будут выпадать в те времена года, когда они нужны для произрастания посевов. В нисане выпадут обильные весенние дожди, а в мархешване - обильные осенние. И те, и другие принесут с собой лишь благо: весенние дожди не испортят плоды и не затопят землю, а осенние не смоют строения и посадки.

2. Дожди будут идти в удобное для людей время, когда большинство людей будут находиться в своих домах.

Почему в этом благословении дождь назван «вашим дождем»?

Тора предсказывает, что только Эрец Исраэль будет благословлена дождем, в то время как все другие страны будут страдать от засухи и голода, так что им придется покупать пищу у евреев.

 

Почва и деревья будут такими же плодоносными, как во времена Адама

Самое главное из всех благословений - благословение о плодородии Земли.

Ашем обещает: «Если вы будете безупречно соблюдать Тору, то земля даст свои произрастания (26:4), свои совершеннейшие первоначальные плоды, какие давала по замыслу Творца до прегрешения Адама». Это обещание подразумевает, что:

- все растения будут достигать своих полных размеров в тот же день, когда их посадят;

- плодоносные деревья будут давать спелые плоды за один день;

- неплодных деревьев вообще не будет. Каждое дерево станет приносить съедобные плоды;

- не только плоды деревьев будут съедобны, но и их кора;

- земля будет производить сладкие лепешки, а горы источать сок плодов.

Сначала Ашем постановил, чтобы земля рожала быстро и в изобилии. Но из-за ее прегрешения Он проклял ее и понизил ее плодородие. В будущем, когда еврейский народ посвятит все свое время и силы изучению Торы, проклятие «в поте своего лица будешь есть хлеб» будет отменено, и земля снабдит нас в изобилии как некогда. Возделывать землю станет ненужным.

Всякий еврей с легкостью обеспечит себе все необходимое и, как результат, сможет посвятить свое время служению Ашему.

 

Изобилие и насыщение малым

«И будет сходиться у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда будет сходиться с посевом» (26:5).

Урожай будет таким обильным, что молотьба пшеницы, которая начинается в нисане, после жатвы, продлится до сбора винограда, приходящегося на конец лета. А урожай винограда будет так благословен, что сбор его продлится до следующего сева.

Однако, продолжает Тора, сами вы не будете нуждаться во всем этом изобилии, ибо «будете есть свой хлеб досыта» (там же). Это отдельное благословение. Оно означает, что в будущем еврей будет чувствовать полное насыщение, съев лишь совсем немного пищи.

Что нам дает это благословение?

Насыщение едой и питьем отнимает у нас много драгоценного времени. В будущем Ашем сократит телесные потребности еврея, даруя ему тем самым добавочную возможность изучать Тору.

 

Мир

Хотя предыдущее благословение обеспечивает нам обилие еды и питья, это обещание значит само по себе немного, если не дополняется другим - обещанием мира. Каким бы богатством ни владел человек, он не может радоваться ему, живя в постоянном страхе.

Поэтому Всемогущий заверяет нас: «И водворю мир в Земле, и, когда ляжете, никто не вспугнет вас» (26:6). Это заверение крайне важно для того, чтобы мы смогли наслаждаться всеми предыдущими благословениями.

Это будет идеальный мир. Мир, обладающий неизвестными нам свойствами:

- Дикие звери в Эрец Исраэль будут безобидны - какими они были до прегрешения Адама. Пророк предсказывал: «И лев, как вол, станет есть солому» (Йешаяу 11:7), «И младенец будет играть над змеиной норой» (там же, 8).

Мудрецы учили: «Убивает не змея - убивает грех».

Звери стали опасны лишь из-за человеческих грехов. Ведь в начале Творения они питались травой. Когда в будущем евреи исполнят волю Всемогущего, звери перестанут угрожать им.

- Смирятся не только дикие звери, но и все вредоносные силы. Народы земли больше не будут поражать евреев.

- Ашем обещает: «Войны станут неведомы в Эрец Исраэль: даже чужеземные войска, идущие в другую страну на битву со своими врагами, не будут проходить через вашу Землю». Другими словами, буквально сбудется благословение о том, что «меч не пройдет по вашей Земле» (26:6).

 

Чудесные победы

Тора заявляет далее: «Будете гнать своих врагов, и падут они под мечом перед вами. И пятеро из вас прогонят сто, а сто из вас прогонят десять тысяч, и падут ваши враги перед вами под мечом» (26:7-8).

Так как в предыдущем благословении уже обещан нерушимый мир в Эрец Исраэль, то преследование врагов относится, скорее всего, к войнам во вражеских странах (Абарбанель).

Это обетование подразумевает, что, когда мы выполним волю Ашема, нам не надо будет сражаться, чтобы разгромить врагов. Мы должны будем только преследовать их - они падут от мечей друг друга.

Да и для погони за ними не надо будет снаряжать большие войска. Пятеро слабых евреев обратят в бегство сотню врагов, а сто слабых евреев - десять тысяч.

 

Преумножение потомства и счастливая семейная жизнь

Сказал Ашем: «Обращусь к вам и посвящу Свое милосердное попечение тому, чтобы росли вы числом и пренаполнялись духом. Благословлены вы будете многим потомством, и вырастут они, чтобы походить на вас духом и нравом.

С каждым рожденным ребенком будет расти ваше величие, ибо будет это дитя носить Мою Тору и мицвот, укрепляя узы между Ашемом и еврейским народом».

 

С течением времени плоды собранного урожая будут становиться лучше

Всемогущий обещает: «Урожай, собранный в ваших хранилищах, не будет гнить. Наоборот, с течением времени плоды будут делаться вкуснее и благоуханнее (не только пшеница и вино, которые улучшаются с возрастом).

И станете вы тогда перед невиданным выбором. Ваши кладовые и амбары еще будут полны припасов, как потечет в них новый урожай. И не захотите вы выбрасывать старое ради нового, ибо будет оно на вкус очень приятно».

 

Шехина будет обитать в вашей среде

Последнее духовное благословение - самое высшее:

«И установлю Я Свое обиталище среди вас» (26:11).

Всемогущий обещает: «Я отстрою в Иерусалиме Храм, где буду обитать. Этот Храм будет творением Моих Рук, а не рук человека. Поэтому простоит он вечно».

«И не отойдет от вас Моя Шехина» (26:11). «Вы никогда больше не будете изгнаны».

«И буду ходить среди вас» (26:12). «Буду среди вас, как в Ган Эдене».

Не все мидраши, цитируемые в этом параграфе, имеют в виду один и тот же период времени. Некоторые из обещаний, о которых они повествуют, сбудутся после прихода Машиаха, другие - в эпоху, следующую за воскрешением мертвых.

В этом мире лишь великие цадики воспринимают Шехину. Но в грядущем «явится Слава Ашема, и всякая плоть узрит ее» (Иешаяу 40:5).

Ашем говорит: «Не подвергайте сомнению Мою способность исполнять Мои обетования. Вспомните чудеса Исхода. Я все тот же Б-г. Я совершу чудеса для вас в грядущем. И сокрушу шесты вашего ярма» (26:13).

Ашем обещает, что в будущем (даже прежде, чем воссесть вершить суд над народами) Он сперва сломает раз и навсегда ярмо еврейского народа.

Таков смысл приведенного выше благословения: «И сокрушу шесты вашего ярма».

«И Я сделаю так, что будете ходить выпрямившись (комамиют) (26:13).

Этот стих содержит два обещания:

1. Ашем говорит: Вы будете ходить с высоко поднятыми головами, подобно людям, которые никого не боятся. Народы убоятся вас, ибо Святость Шехины будет осенять ваше чело».

2. «В будущем Я сделаю вас выше ростом».

После того, как Адам согрешил, его рост (кома) был равен ста амот. Ашем обещает, что каждый еврей сравняется с Адамом в росте.

По другому мнению, каждый еврей будет вдвое выше (комамиют) - его рост достигнет двухсот амот.

Как понимать этот мидраш?

Когда Адам согрешил, он стал карликом по сравнению со своим прежним ростом. Так внешне проявилась вся глубина его духовного падения с тех высот святости, на которых он стоял до того, как совершил грех.

Но в будущем рост каждого еврея увеличится, отражая его духовное совершенствование. Хотя в грядущем все евреи будут сведущи в Торе, их духовные уровни будут неодинаковы. Соответственно этому, и рост их будет различен. Еврею, который постигнет Тору на самом простом уровне, обещан рост в сто амот, на более глубоком - в двести, если же он проникнет в Тору глубже, то и рост его будет выше.

 

Клолот (проклятия)

Веря в то, что изучение Торы и выполнение мицвот принесут нашему народу благословения, мы могли бы допустить, что пренебрежение Торой и мицвот вызовет лишь отсутствие Б-жественных благословений. Это ошибочное представление. Тора указывает, что уход от нее обрекает нас на проклятия.

«Тора и меч были спущены с Неба, связанные воедино, - заявляет Всемогущий. - Либо вы выполняете то, что написано в Торе, либо получите меч».

Почему Ашем из всех народов угрожает проклятиями лишь евреям?

Ашем провозглашает: «Одних вас Я люблю из всех племен земли, потому и покараю вас за все ваши грехи» (Амос 3:2).

Наказания, которые сулит нам Тора, нельзя понимать, как отмщение. Напротив, Ашем содействует тем, кого Он любит, посылая им страдания в этом мире, чтобы они очистились для Грядущего мира.

Ашем говорит: «Не поступайте подобно идолопоклонникам: когда дни их текут счастливо, они восхваляют своих идолов, но проклинают, стоит прийти невзгодам. Вы должны возносить хвалу и за хорошее, и за плохое».

Человек должен так же радоваться страданию, как и счастью. Если бы он испытал лишь счастливые дни, то чем искупились бы его грехи?

Страдание очищает человека от грехов лучше, чем жертвоприношение. За жертвенных животных он платит своими деньгами, а страдания поражают само тело. Поэтому страдание обладает большей способностью приносить прощение.

 

Как еврей отходит от Торы

Тора начинает предостережение с того, как эти проклятия падут на нас, если мы оставим ее.

Что приводит соблюдающего Тору еврея к отдалению от нее?

Отдаление обычно происходит в семь ступеней (но не обязательно, чтобы эти семь ступеней прошел один человек. Они могут быть пройдены в ходе духовного упадка нескольких поколений).

Ступень первая. Отказ еврея от неустанного изучения Торы.

Ступень вторая. Невыполнение мицвот. Раз еврей несведущ в Торе, он рано или поздно перестанет следовать ей.

Ступень третья. Пренебрежение к евреям, соблюдающим Тору. Всякое соприкосновение с другими евреями, преданными Торе, напоминает ему о его отрыве от ее законов. Поэтому он говорит себе, что «их взгляды устарели» и что он стоит выше их, ибо «освободился» от ограничений, налагаемых Торой.

Ступень четвертая. Все эти прегрешения ведут к еще одному - к ненависти, направленной против знатоков Торы. «В конце концов, - рассуждает он, - это раввины заставляют нас учить и выполнять Тору, так что они во всем и виноваты».

Ступень пятая. На этой ступени отошедший от Торы еврей начинает препятствовать другим евреям соблюдать Тору. То, что начинается с личного небрежения Торой, выливается в непримиримую войну против всех, кто еще осмеливается быть верным Б-жьим законам. Существование евреев, которые не разделяют его взглядов и продолжают придерживаться Торы, настолько мешает ему, что он считает своей обязанностью оторвать их от такого образа жизни.

Ступень шестая. Дальнейшее отдаление от Торы приводит к отрицанию Б-годанности мицвот. Это отрицание существенно облегчает ношу, давящую на его совесть.

Ступень седьмая, конечная. Отрицание Б-га и Его Промысла. Этим еврей перерезает последнюю нить, связывающую его с иудаизмом.

Ашем грозит, что за каждую из семи ступеней, на которые мы становимся, удаляясь от Торы, нас постигнет одно из проклятий.

Раши сводит проклятия в группы, каждая из которых состоит из семи проклятий, являющихся воздаянием мида кенегед МИДа за какое-нибудь одно из семи прегрешений, удаляющих нас от Торы. Каждая такая группа предварена в Торе словами: «Продолжу поражать вас всемеро против ваших грехов» (26:18, 21, 24, 28). Разделение Раши указано нами в скобках в соответствующих местах. Первую группу - 26:16-17 - Раши не поясняет. Р. Бехае дает такой перечень проклятий из этой группы:1. Шахефет. 2. Кадахат. 3. Смертельные болезни. 4. Сеяние втуне. 5. Поражение от врагов. 6. Враги будут властвовать над вами. 7. И побежите вы, хотя никто за вами не гонится.

Выражение «всемеро» мы переводим как «ряд наказаний» (26:18 и т.д.), ибо по общему правилу, принятому в мидрашах, число семь указывает на большое количество.

 

Смертельные болезни

Здесь, как и раньше в случае благословений, мы даем подразделение проклятий, облегчающее понимание темы.

Талмуд (Бава батра 88б) перечисляет восемь проклятий, которые Маараль поясняет так:

1. Смертельные болезни (26:16) - все они входят в одно проклятие. 2. Сеяние втуне (там же). 3. Поражение от врагов (26:17). 4. Все пророчества от стиха 18 («И если все вы не послушаетесь Меня…») до стиха 20 считаются одним проклятием, как явствует из приведенных слов Торы. 5. Стихи 21-23 составляют отдельное проклятие, что видно из самого текста Торы. 6. Стихи 24-27. 7. Стихи 28-32. 8. От стиха 33 до конца проклятий говорится о наказании изгнанием.

Всемогущий предостерегает: «Если вы нарушите Тору, то будете наказаны страданиями.

Проклятия падут на вас быстро, одно за другим. Вы еще будете страдать от одного, как вас поразит другое».

«Пошлю на вас ужас» (26:16) - в виде смертельных болезней.

Отсутствие душевного спокойствия - таково проклятие, карающее нас за то, что мы утратили устойчивость в служении Ашему. Если мы не найдем времени и терпения на изучение Торы и на соблюдение мицвот, то в результате будем влачить жизнь, полную физического и нравственного беспокойства.

«И пошлю на вас болезнь шахефет» (там же). Что это за заболевание?

- Это смертельная болезнь, при которой все тело опухает.

- По другому мнению, она бросает больного в озноб.

«И нашлю на вас болезнь кадахат» (там же).

Кадахат - это смертельная болезнь, бросающая больного в жар.

«Вас одновременно поразят шахефет и кадахат, и вы будете снедаемы и жаром, и холодом. Поэтому напрасно вы будете ждать успокоения».

Человек, пораженный этими болезнями, будет мечтать о смерти и спрашивать: «Когда же я умру?» И его семья и все, кто придет к нему, станут сокрушаться, ибо узнают они, что нет ему исцеления.

Человеку следует приучить себя молить Всемогущего об охранении от болезни. Когда он уже занемог и молит об исцелении, Небесный Суд требует: «Представь доказательства, что ты имеешь особую заслугу, делающую тебя достойным исцеления».

Поэтому Ашем скорее примет молитву, сотворенную прежде недуга, а значит, человеку подобает молиться, когда он еще здоров.

Ашем обещает, что если еврейский народ будет духовно совершенен, то Он защитит его от всех болезней, ибо сказано (Шмот 23:25): «И Он благословит твой хлеб и твою воду. И отвращу болезнь от твоей среды».

Хоть в наши дни мы и обращаемся к врачам, все же при этом следует понимать, что врачи - лишь посредники Всемогущего и что только Он постановляет быть болезни или здоровью.

 

Сеяние втуне

Тора грозит нам: «И будете напрасно сеять ваши семена, и съедят их ваши враги» (26:16). Это двойное проклятие:

1. «Станете сеять, но земля не принесет урожая. В следующий год посеете опять, и возрадуетесь, увидев всходы. Но от этих всходов ничего не вкусите, а пойдут они вашим врагам».

2. «Под вашими семенами разумеются ваши дети. Вы вырастите их с превеликим трудом, но придут ваши враги и истребят их».

За какое прегрешение навлекает на нас Ашем проклятие «сеять втуне»?

За наш отказ отделять от теста халу (долю коэнов).

С другой стороны, Ашем обещает: «Если будете отдавать коэну начатки вашего теста, то почиет благословение над вашим домом» (Ехезкель 44:30).

 

Поражение от врагов

В Своих благословениях Всемогущий заверяет: «Я обращаюсь к вам», - подразумевается, что Он посвятит всю Свою милосердную заботу и попечение нашему процветанию. И в Своем Предостережении Он говорит нам, что «обратится к нам - чтобы покарать нас, если мы не будем выполнять свой долг» (26:17).

«Вдобавок к болезням в ваших городах ужас навеют на вас угрозы от прочих стран. Ваши враги окружат ваши города и захватят их, а вы обратитесь в бегство».

Но и еще худшее постигнет вас: враги восстанут из вашей среды. Евреи, враждующие против своего народа, причинят ему больший ущерб, чем все язычники вместе.

Это подтвержденный историей факт. К нашему сожалению признаем, что отвергнувшие Тору евреи причинили нам больше зла, чем язычники. В давние времена сначала саддукеи, а затем караимы произвели раскол, расчленивший наш народ. Христиане преследовали нас постоянно, причем в средние века многие их указы против нас были приняты по наущению вероотступников; и в Восточной Европе самые фанатичные притеснители были из евреев. Также и сегодня самая серьезная из всех опасностей, угрожающих нашему народу, исходит изнутри, от так называемых «политических лидеров» или «интеллектуалов» и в Америке, и в Израиле, чья политика и чьи дела не сообразуются с Торой.

 

Урон гордыни еврейского могущества

Всемогущий предостерегает: «Не думайте, что перечисленные наказания - это все, что у Меня припасено для вас. Если вы откажетесь слушать Меня и будете продолжать свои прегрешения, Я навлеку на вас новые наказания».

Согласно Раши, эти слова предваряют семь проклятий, содержащихся в стихах 26:19-20, но Раши не поясняет, каковы эти проклятия.

Р. Бехае дает такой перечень проклятий:1. Поражение гордыни вашего могущества. 2. Сделаю ваше небо как железо. 3. И вашу землю как медь. 4. Истощаться будет попусту ваша сила. 5. Не даст ваша земля своих произрастаний. 6. И дерева земли не дадут своих плодов (то есть плоды не созреют). 7. А если плоды созреют, то деревья сбросят их наземь.

«И сломлю гордыню вашего могущества» (26:19).

Это проклятие имеет много значений, среди них такие:

1. «Я опустошу Храм, опору вашей силы» (Ехезкель 24:21). Хотя исполнение этого проклятия заставляет наш народ неизбывно скорбеть, в нем скрыто также и добро. (Б-г изольет свой гнев на дерево и камни Храма, а не истребит еврейский народ).

Таким образом, это проклятие, которым грозит Тора, подразумевает, помимо своего зловещего смысла, еще и то, что наш народ уцелеет и когда-то сможет заново отстроить свои разрушенные святыни.

2. «Истреблю ваших вождей и знать».

Это проклятие тяжело ударит по еврейскому народу. Люди способны выносить страдания, пока у них есть вожди, на чье руководство они могут положиться. Если вождей не останется, то народ окончательно падет духом.

 

Неурожай из-за засухи

Всемогущий заявляет далее: «Сделаю ваше небо как железо и вашу землю как медь!» (26:19).

Это проклятие ужаснее, чем похожее на него, провозглашенное в книге Дварим (28:23): «И станет твое небо, что над твоею головою, медью, а земля, что под тобою, - железом».

То проклятие подразумевает, что небеса останутся небесами, хотя и медными, все же они дадут немного влаги, а земля, хоть и не будет рожать, тем не менее, подобно железу, сохранит урожай, который окончательно высохнет.

Но проклятие в нашей главе пророчит худшее. Небо уподобится железу, не выделяющему ни капли влаги. Земля же станет влажной - подобно меди, которая запотевает, - и потому плоды станут гнить.

«Не стану Я внимать молитвам цадиков из вашей среды, которые будут умолять Меня послать дождь, пока вы не исправите свои пути».

Но если евреи будут праведны, то Б-г благословит весь мир; как обещал Он Аврааму: «Через твое семя все народы земли будут благословенны».

«И будет истощаться попусту ваша сила» (26:20).

«Будете сеять, пропалывать посевы, очищать их от тернов и запахивать свои поля. Но после всех этих тяжких трудов не даст земля своих произрастаний во время жатвы, ибо засуха уничтожит всходы. И не пожнете вы даже по своим семенам».

Это проклятие простирается и на другие случаи «истощения сил попусту». Например, еврей вырастил дочь и теперь выдает ее замуж. Но еще до окончания свадебных дней она умрет.

«И деревья земли не дадут своих плодов» (там же).

Это проклятие означает:

1. Почва будет проклята, и потому плоды не созреют в свое время.

2. Когда же они наконец созреют, дерево сбросит все свои созревшие плоды, и станут они негодными в пищу.

 

Ущерб от животных

«Если припишете вы все прежние проклятия простому совпадению и станете утверждать: “Причиной им не наши грехи, а природные бедствия”, то поразят вас последующие кары».

Раши перечисляет в этом ряду семь проклятий (26:21-22):1. Ущерб от домашнего скота. 2. Ущерб от диких зверей. 3. Ядовитые змеи (упомянутые в связи со схожим проклятием, содержащимся в Дварим 32:24). 4. Животные, истребляющие детей. 5. Звери, истребляющие скот. 6. Звери, убивающие евреев прямо в домах. 7. Запустение на дорогах.

«Я пошлю на вас полевых зверей, и они растерзают ваших детей, истребят ваш скот и войдут в ваши дома, чтобы напасть на вас.

Останется вас из тысячи - сто, а из ста - один.

И даже домашние животные станут поражать вас».

Наши мудрецы рассказывают, что случались времена, когда в Эрец Исраэль быки и ослы насмерть кусали людей.

«И все дороги ваши, большие и малые, станут безлюдными, ибо ни один путник не осмелится ходить по ним».

Причиной тому, что дикие звери начинают свирепствовать, являются такие прегрешения:

- Пустая глупая клятва. Например, клятва в том, что такой-то мужчина на самом деле женщина.

- Ложная клятва. Например, заверение в том, что некое ложное утверждение на самом деле истинно.

- Хилул Ашем (осквернение Имени Б-га).

- Осквернение Шабата.

 

Вражеская осада, ведущая к смерти и голоду

«Если вы станете утверждать, что все прежние несчастья были простым совпадением, и поэтому не примете их к сердцу, то постигнут вас и другие проклятия».

Раши (26:26) дает такой перечень следующих семи проклятий:1. Меч. 2. Осада. 3. Язва. 4. Сокрушение хлебной опоры. 5. Нехватка дров. 6. Сыпучий хлеб. 7. Проклятие чреву. Раши поясняет, что стих «И будете преданы в руки врага» (26:25) - это не отдельное проклятие, а часть проклятия мечом.

«Я отомщу за нарушение Моего завета Торы. За этот грех Я навлеку на вас меч, и вражьи полчища нападут на вас».

«Соберетесь в ваших городах» (26:25), страшась вражеской осады.

«И Я пошлю язву в вашу среду» (там же).

«И в ваших городах ваша жизнь будет в смертельной опасности».

«Будете преданы в руки врага» (там же).

«Наконец, неизбежно попадете в руки врага, когда станете выносить умерщвленных язвою для погребения».

Это проклятие сбылось во время осады Иерусалима.

По еврейскому закону труп нельзя оставлять в Иерусалиме на ночь. Потому каждый день евреи выносили своих мертвецов за городские стены, чтобы хоронить их там. Когда они выходили за пределы города, на них нападали враги и многих убивали.

«Внутри города положение ухудшится».

«Сокрушу у вас хлебную опору» (26:26). Проклятие означает, что все припасы придут к концу, - это худшее из проклятий.

«Десять женщин будут печь хлеб в одной печи» (там же).

Дров тоже не будет хватать, и поэтому десять женщин будут делить одну печь. «И придется им вместе собирать хлеб, чтобы взвесить его».

На муку, из которой будут печь хлеб, пойдет гнилое зерно, и при выпечке хлеб станет крошиться. Скверное тесто даст не цельные хлебы, а крошки, которые женщины будут собирать и взвешивать, чтобы поделить между собой.

«И будете есть и не насытитесь».

Это - отдельное проклятие. Оно означает: «И даже над едой, которую станете есть, будет тяготеть проклятие. Сколько бы ни съели, не ощутить вам сытости».

Проклятие о недостатке еды сбылось при разрушении обоих Храмов. При разрушении Первого Храма у имущих, несмотря на всеобщие лишения, еще оставалось немного пищи. Во время разрушения Второго Храма даже знатные евреи умирали от голода.

Какие грехи навлекают на нас смерть от меча, осады и голода?

Это кара за извращение справедливости и отказ изучать Тору.

 

Вершина голода: поедание собственных детей

«Если вы продолжите преступать Тору и откажетесь совершать тшуву, то вам уготован еще один ряд наказаний».

Раши (26:31) приводит такой перечень следующих семи проклятий:1. Поедание плоти сыновей и дочерей. 2. Разрушение высот. 3. Повержение мертвецов на изваяния идолов. 4. Уход Шехины. 5. Разрушение городов. 6. Обезлюдение Храма. 7. Прекращение жертвоприношений.

«И будете есть плоть своих сыновей и плоть своих дочерей будете есть» (26:29).

Это жуткое проклятие сбылось при осаде Иерусалима во время разрушения Первого Храма.

После разрушения Второго Храма не только родители ели своих детей, но и дети ели родителей; как пророчествовал Ехезкель (5:10): «Отцы будут есть своих сыновей, а сыновья будут есть своих отцов».

Ни один из народов не получил такого страшного и ужасающего опыта, который можно было бы сравнить со страданиями, выпавшими на долю еврейского народа. Потрясение от этих чудовищных событий, которое мы испытываем, когда читаем о них, призвано подвигнуть нас на постижение того, что Всемогущий никогда не позволит Своему народу полностью оторваться от Торы и раствориться среди других племен. Ашем заявляет (Ехезкель 20:32, 33): «Задуманному вами - не бывать! Как и тому, что вы говорите: Будем как (другие) народы, как племена (других) стран - служить дереву и камню. Жив Я - слово Всемогущего Б-га! Крепкой рукой, простертой мышцей и изливающейся яростью воцарюсь над вами».

Ужасающие события Катастрофы - тоже повторение проклятий Торы. С точки зрения религиозного еврея, они служат обновленным доказательством того факта, что еврейский народ никогда не исчезнет. Если мы оставим Тору, то ужасы и бедствия, подобных которым не знает история, напомнят нам о подлинной нашей задаче.

 

Разрушение высот: евреи, падающие замертво на идольские изваяния

«И разорю ваши высоты» (26:30) - ваши замки, своды и башни, и таким образом «разрушу ваши солнечные кумиры».

Евреи имели обыкновение устанавливать на своих крышах изваяния, обращенные лицом к солнцу. Назывались эти изваяния хаманим (от слова хама - солнце).

Тора грозит, что высокие места, куда они ставили изваяния, обрушатся, а идолы будут уничтожены.

«И повергну ваши трупы на распавшихся ваших идолов» (там же).

Во времена, предшествовавшие разрушению Храма, евреи погрязли в идолопоклонстве настолько, что имели обыкновение повсюду носить с собой маленькие, карманного размера, изваяния идолов. Ашем предупредил их, что они падут замертво на своих идолов.

Как уже объяснялось в предыдущих книгах, мы не осуждаем наших праотцев за поклонение идолам, потому что не можем судить о силе побуждений, толкавших их на это. По просьбе мужей Великого Собрания Всемогущий ликвидировал склонность человека к открытому служению идолам. И тогда идолопоклонство приняло отвлеченную форму. Оно стало проявляться в преклонении перед чужими философскими системами, могуществом, деньгами, наукой и так далее.

Далее Ашем угрожает, что за грехи евреев Он уведет Свою Шехину из их среды (там же).

 

Храм и вся Земля приходят в запустение

«И сделаю так, что опустеют ваши святилища» (26:31).

Тора предсказывает, что в дни праздников толпы народа не будут больше наполнять Храм, ибо в Эрец Исраэль не останется евреев.

Более того, это проклятие предсказывает грядущее разрушение синагог и домов учения (что подразумевается употреблением в этом стихе слова «святилище» во множественном числе, ибо синагоги и дома учения тоже именуются «святилищами»).

Почему Тора говорит здесь «ваши святилища»?

Ашем не захотел связать Имя Свое с Храмом, ибо во времена, предшествовавшие разрушению Храма, евреи, совершая службу, одновременно преступали Тору.

«И обонять не стану вашего благоуханного воскурения» (там же).

1. «Не стану ваши приношения принимать в благоволении».

2. «В конце концов прервется служба в Храме».

Перед разрушением Первого Храма служба продолжалась даже после вступления врагов в Иерусалим. Когда в Храме не осталось животных для жертвоприношений, евреи подкупали врагов корзинами золота и те перебрасывали требовавшихся животных через стену. В семнадцатый день тамуза евреи не получили животных для жертв и перестали приносить корбан тамид (ежедневное жертвоприношение). Другие виды службы в Храме продолжались до седьмого дня месяца ава.

Далее Тора предупреждает, что ничья нога не пройдет по улицам некогда людных городов (26:31) и что вся страна опустеет (26:32).

Завершается этот стих утешающим заверением. Всемогущий не желает, чтобы чуждые племена поселились в Эрец Исраэль и наслаждались ею. Поэтому Он обещает (26:32): «Придет она в разорение от наших врагов, которые станут жить на ней». Это обещание подразумевает, что ни один народ, кроме еврейского, не будет благоденствовать, поселившись в Эрец Исраэль, а поэтому не закрепится на ней.

Так и произошло. За прошедшие столетия многие народы пытались устроиться в Эрец Исраэль, но все они потерпели неудачу. Со времен разрушения Храма Земля не встречала добром ни единое чужое племя. Это - признак того, что она ждет возвращения своих сынов в дни Машиаха.

 

Изгнание - в наказание за идолопоклонство и несоблюдение шмиты

«И рассею Я вас между народами» (26:33).

Если людей, принадлежащих к одному и тому же народу, изгоняют в другую страну, то обычно они селятся вместе. Однако про евреев Всемогущий заявил: «Разбросаю вас так, как разбрасывает веятель ячменные зерна. Во все стороны раскидывает он зерна, ни одно из них не ложится рядом с другим. Так и вы будете разъединены».

Но и это проклятие, как все остальные, несет в себе скрытое благо.

Изгони Всемогущий весь наш народ в одну из стран - только в одну! - мы давно были бы стерты с лица земли. Но поскольку мы рассеяны по всему свету, то если нас преследуют в одной стране, мы спасаемся в других.

«И обнажу меч за вами» (там же).

Всемогущий предупреждает: «Если обнажу меч - не верну его в ножны. Он останется обнаженным: подвергнетесь нескончаемым преследованиям от рук врагов».

«И станет ваша Земля безлюдна, а города опустошенными» (там же).

Тора предсказывает: «Оказавшись в изгнании, вы долгое время не сможете вернуться на Землю. Она будет безлюдна многие годы. И когда, после долгого отсутствия, вы вернетесь в Эрец Исраэль, то не узнаете своих некогда возделанных земель, прекрасных садов и виноградников. Ваша Земля будет разорена. Не останется ни одного привлекательного места, куда бы вы могли вернуться».

За какие прегрешения были евреи изгнаны?

Наши мудрецы указывают на два главных греха:

1. Ашем возглашает: «Я повелел вам давать земле отдых в каждый седьмой год, но вы не соблюдали эту мицву. Пока пребудете вы в изгнании, наверстает земля все те годы отдыха, которых вы ее лишили (26:34-35). И тогда утихнет Мой гнев на вас».

Грех пренебрежения шмитой столь тяжек, что он еще раз упоминается в Предостережении (26:43).

2. Изгнание - это воздаяние мида кенегед мида за идолопоклонство.

Всемогущий говорит: «Если вы хотите поклоняться идолам, то Я приведу вас в страны, полные идолопоклонства».

«Что до оставшихся из вас, то Я вселю в их сердца страх в земле их врагов. Погонит их шелест трепещущего листа, и побегут, как от меча, и падуг, хотя никто не преследует» (26:36).

«И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя никто не преследует» (26:37).

Проклятие о евреях, убивающих друг друга, сбылось во времена римских гонений.

Слова стиха «и споткнутся друг о друга» наши мудрецы истолковывают как «один погибнет за грехи другого». Стих учит нас основополагающему принципу Торы о взаимной ответственности евреев. Если один из них преступил Тору, и другой мог остановить его, но не остановил, молча взирая на прегрешение, то второй несет ответственность за грех своего ближнего. Более того, всякий раз, когда кто-то из евреев грешит, хотя бы и тайно, - он наносит вред всему еврейскому народу. Все евреи составляют единую духовную целостность, их души связаны между собой. Поэтому еврей, совершающий прегрешения, не только вредит своей собственной душе, но, и это самое страшное, наносит ущерб всему народу.

«И затеряетесь среди народов, и пожрет вас земля ваших врагов» (26:38).

Этот стих предсказывает, что в чужих землях евреи будут разбросаны далеко друг от друга и не смогут общаться между собой. Многие из них умрут в изгнании.

«Оставшиеся из вас умрут в своих беззакониях в землях ваших врагов» (26:39).

Этот стих означает, что те евреи, которые и в изгнании будут продолжать грешить, в конце концов погибнут.

«И в беззакониях своих отцов умрут они» (там же).

Если сыновья прилепятся к нечестивым путям своих отцов, то они будут наказаны страданиями не только за свои собственные грехи, но и за грехи своих отцов.

 

Утешение и надежда на будущее

Всемогущий заявляет: «Я не допущу, чтобы за время изгнания евреи целиком растворились в других народах. Если они станут подражать своим соседям, неевреям, то Я заставлю их признать Мое владычество, излив на них Свой гнев».

«И если тогда они признают свои прегрешения и возвратятся ко Мне, то Я сразу же пожалею и избавлю их за заслуги их праотцев».

«Тогда вспомню Я Свой завет с Яаковом и Свой завет с Ицхаком, и Свой завет с Авраамом вспомню, и Землю вспомню» (26:42).

Ашем упоминает всех праотцев по именам, поскольку каждый из них был настолько велик, что Всемогущий мог заключить с ним свой завет, если бы даже остальных праотцев не было: с одним Авраамом, или с одним Ицхаком (если б даже он был не сыном Авраама, а первым из праотцев), или с одним Яаковом (если бы даже он не был ни сыном Ицхака, ни внуком Авраама). Отдельного завета с любым из праотцев вполне хватило бы, чтобы освободить еврейский народ из изгнания.

Что касается наших праматерей, то, хотя они явно не упоминаются в этом стихе, все же и им возданы почести. Их заслуги тоже нужны для нашего избавления. На праматерей в нашем стихе намекает слово «вместе (с кем-то)» и подразумевает, что Ашем вспомнит тех, кто был вместе с нашими праотцами, а именно: наших праматерей.

И, наконец, Ашем обещает, что Он вспомнит Землю. Зачем говорить про Землю?

Между нашими праотцами и Эрец Исраэль существовала особая связь. Обитание в Земле помогало им достичь совершенства. Поэтому Земля, так много значившая в их жизни, всякий раз упоминается вместе с ними.

Далее Ашем обещает: «Хоть Я и покараю изгнанием еврейский народ, тем не менее совсем не отвергну его. В дни жесточайших гонений взращу Я в его среде праведников и мудрецов, чтобы избавить народ от уничтожения».

«Не презрю Я их» (26:44) - это обещание касается вавилонского ига, во время которого евреев защищали Даниэль, Ханания, Мишаэль и Азария, занимавшие при дворе царя высокие должности.

«И не возгнушаюсь ими» (там же) - ибо возведу Шимона Праведника на высокую должность и он избавит евреев от опасности.

Как защитил евреев Шимон Праведник?

Кутим (самаритяне, враги евреев) подстрекали Александра Великого разрушить Храм, утверждая, что храмовое служение является бунтом против царя. Александр поверил им и вместе со своим войском направился к Иерусалиму.

Когда первосвященник Шимон Праведник узнал, что Александр с войском на подходе к городу, он облачился в свои восемь храмовых одеяний, которые он носил, совершая служение в Храме, и приказал, чтобы все остальные коэны тоже надели священные облачения. После этого он вместе с коэнами вышел за ворота Иерусалима, чтобы встретить царя.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.