Слово, которое услышать тяжелее всего - Ujew

Слово, которое услышать тяжелее всего

Слово, которое услышать тяжелее всего
Количество просмотров 27 Количество комментариев 0

История Билама, языческого пророка, начинается с последовательности событий, которые, похоже, не имеют никакой логики.

Начнем по порядку. Израильтяне приближаются к концу своего сорокалетнего путешествия по пустыне. Они уже сразились и победили Сигона, аморейского царя, и Ога, царя Башана. Они уже прибыли на равнины Моава (сегодня это точка, где южный Иордан пересекается с Мертвым морем). Балак, моавитянский царь, обеспокоен и идет разделить свое негодование со старейшинами Мидьяна. Язык, который Тора здесь использует, напоминает реакцию египтян в начале книги Исхода.

Египет: сказал своим людям: “Здесь, сыновей Израиля больше, чем нас …” и почувствовал отвращение к сыновьям Израиля.

Моав: Моав боялся людей из-за их числа; Моав испытывал отвращение к сыновьям Израиля.

Стратегия, которую использует Балак, заключается в том, чтобы обратиться за помощью к известному пророку и предсказателю - Биламу. Здесь тоже присутствует литературное повторение, на этот раз в словах Б-га, обращенных к Аврааму:

Б-г Аврааму: “Я благословлю тех, кто благословит тебя и прокляну тех, кто тебя проклинает”.

Балак Биламу: “Я знаю, что всякий благословен, кого ты благословляешь и проклят тот, кого ты проклинаешь”.

На этот раз параллель иронична (и действительно, история Билама полна иронии). В случае с Авраамом благословлял Г-сподь, а в случае с Биламом - казалось, что сила принадлежала ему самому. На самом деле, предыдущее заявление Б-га уже предсказывает судьбу Моава - каждый, кто попытается проклясть Израиль, сам будет проклят.

Историческое происхождение истории Билама подтверждено. Было обнаружено несколько фрагментов египетской керамики, датируемых вторым тысячелетием до нашей эры, которые содержали тексты проклятий, направленные на кнаанские города. Нанимать поэтов, которые, как считалось, находились под Б-жественным влиянием для написания проклятий против врагов было нормальным обычаем среди доисламских арабов. Что касается самого Билама, то значительное открытие было сделано в 1967 году. На стене храма в Дейр Алла была обнаружена гипсовая надпись, в которой говорилось о ночном видении пророка по имени Билам. Это самое первое археологическое упоминание конкретного человека из Торы. Таким образом, хоть сама история и содержит элементы притчи, она все же относится к ситуации, случившейся в определенном месте и времени.

Личность Билама остается двусмысленной, как в Торе, так и в последующей еврейской традиции. Был ли он предсказателем (читающим знамения и знаки) или же чародеем (практикующим оккультные искусства)? Был ли он настоящим пророком или просто мошенником? Соглашался ли он с Б-жественными благословениями или же желал проклясть Израиль? Согласно некоторым интерпретациям мидраша, он был великим пророком, равным Моше. По мнению других, он был псевдо пророком с “дурным глазом”, который желал увидеть падение Израиля.

То, что я хочу рассмотреть, не связано ни с Биламом, ни с его благословениями. Я хочу поговорить о предыстории, потому что именно там возникает одна из самых глубоких проблем - что Б-г хотел от Билама?

Это драма в трех действиях. Во-первых, появляются агенты из Моава и Мидьяна. Они заявляют о своей миссии - хотят, чтобы Билам проклял Израиль. Ответ Билама здесь является образцом приличия: “Останьтесь на ночь, пока я проконсультируюсь с Б-гом”. Ответа Г-спода весьма понятен:

Но Б-г сказал Биламу: “Не ходи с ними. Ты не должен проклинать этих людей, ибо они благословенны”.

Слушаясь Б-га, Билам отказывает заказчикам и они удваивает свои усилия. Возможно, более успешные посланники и более значительная награда смогут переубедить прорицателя? Появляется вторая группа агентов. Ответ Билама снова образцовый:

Даже если Балак отдаст мне свой дворец, набитый серебром и золотом, я ничего не смогу сделать против воли Г-спода, Б-га моего.

Тем не менее, он все-таки добавляет:

Оставайтесь сегодня здесь, как ваши предшественники, а я узнаю, что еще скажет мне Г-сподь.

Подтекст понятен - Билам предполагает, что Г-сподь, возможно, передумает. Но это невозможно. Г-сподь так не поступает. Однако, к нашему удивлению, Г-сподь отвечает:

В ту ночь Б-г пришел к Биламу и сказал: “Раз уж эти люди пришли, чтобы убедить тебя, иди с ними, однако делай только то, что Я тебе скажу”.

Проблема №1: Сначала Б-г сказал “не ходи”. Теперь Он говорит “иди”. Сразу возникает проблема №2:

Билам проснулся утром, оседлал своего осла и отправился с принцами Моава. Б-г очень рассердился за то, что Билам пошел с ними. Ангел Г-сподень встал на дороге, чтобы противостоять ему.

Б-г велит Биламу идти и тот идет, затем Г-сподь сердиться. Неужели он изменил свое мнение дважды в одном рассказе? Голова кругом. Что вообще происходит здесь? Что же все-таки делать Биламу? Чего таки хочет Г-сподь? Нет никакого объяснения. Вместо объяснений рассказ переходит к знаменитой сцене осла Билама, которая также является загадкой и требует интерпретации:

Билам ехал на своем осле и его двое слуг были рядом. Когда осел увидел Ангела Г-споднего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, он тут же свернул с дороги на поле. Билам ударил его, чтобы вернуть назад на дорогу.

Затем Ангел встал на узкой дороге между виноградниками, со стенами с обеих сторон. Когда осел увидел Ангела, тут же прижался к стене так близко, что Билам ударился ногой. Он снова ударил своего осла.

Затем Ангел двинулся вперед и встал в таком узком месте, что не было места свернуть ни вправо, ни влево. Когда осел увидел Ангела то лег на землю, по-прежнему держа на себе Билама. Он рассердился и снова ударил осла посохом. Г-сподь открыл рот осла и тот сказал: Что сделал я тебе, что ты ударил меня три раза?”

Билам ответил ослу: “Ты сделал из меня дурака! Если бы у меня был меч, я убил бы тебя прямо сейчас”.

Осел промолвил: “Разве я не твой осел, на котором ты ездил до этого дня? Разве я поступал с тобой так раньше?” Билам ответил: “Нет”.

Тогда Г-сподь открыл Биламу глаза, и он увидел на дороге Ангела с мечом. Он склонился и пал лицом вниз.

Комментаторы предлагают различные способы разрешения очевидных противоречий в ответах Г-спода. Согласно Нахманиду, первый ответ Б-га “не ходи с ними” означал “не проклинай израильтян”. Второй ответ “иди с ними” означал “иди, но дай им понять, что ты скажешь лишь те слова, что я тебе велю, даже если это будут слова благословений”. Б-г рассердился на Билама не потому, что он пошел с посланниками, а потому, что он не сказал им этих слов.

В девятнадцатом веке Мальбим и рав Цви Хирш Мекленберг предложили другой вариант, основанный на текстовом анализе. Еврейский текст использует разные слова для обозначения “с ними” в первом и втором ответах. Когда Г-сподь говорит “не ходи с ними”, на иврите используется imahem. Когда позже Он говорит “иди с ними”, на иврите используется itam. Два предлога имеют немного разные значения. Imahem - значит “с ними мысленно и физически”, т.е. согласиться с их планами. Itam - значит “с ними физически, но не мысленно”, что значит, что Билам мог пойти с ними, но никак не соглашаться с их целями и намерениями. Г-сподь разозлился на Билама, потому что он согласился с их планом. Это гениальное решение.

Самый глубокий ответ является также и самым простым. Самое сложное слово для ушей - это слово “нет”. Билам спросил Б-га один раз, и ответом было “нет”. Этого должно было быть достаточно. Но Билам решил спросить снова. В этом действии и таилась его роковая слабость характера. Он знал, что Г-сподь был против того, чтобы он шел с посланниками, но тем не менее, он пригласил вторую группу остаться на ночь, на случай если Б-г передумает.

Б-г, однако, не передумал. Поэтому задержка Билама говорит не о Б-ге, а о нем самом. Он не принял Б-жественного отказа. Он хотел услышать ответ “да”, и в конечном итоге услышал его. И это не потому, что Б-г хотел, чтобы Билам отправился вместе с посланниками, а потому, что Г-сподь отвечает один раз, и если мы отказываемся принимать Его ответ, то Он не навязывает нам Свою волю. Как сказали мудрецы: “Человек идет по тому пути, по которому он хочет идти”.

Истинный смысл второго ответа “иди с ними” заключается в “если ты настаиваешь, Я не могу тебя остановить, однако Я зол, что ты спросил второй раз”. Его мнение не изменилось ни в одной из сцен, Он не хотел, чтобы Билам отправлялся с посланниками. Его ответ “да” во второй сцене означает “нет”, однако это было “нет”, которое Билам не мог услышать, которое он был не готов услышать. Когда Г-сподь говорит с нами и мы не слушаем, Он не пытается уберечь нас от нашего же выбора. Он ведет нас по пути, по которому “мы хотим идти”.

Но Б-г не был готов позволить Биламу совершить его путешествие. Поэтому он устроил самую изящную демонстрацию на предмет разницы между истинным и ложным пророчеством. Лжепророк говорит. Настоящий пророк слушает. Лжепророк говорит людям то, что они хотят услышать. Настоящий пророк говорит им то, что они должны услышать. Лжепророк верит в свои собственные силы. Настоящий же знает, что у него нет никаких сверхсил. Лжепророк говорит своим голосом. Настоящий пророк говорит не голосом Б-га (“Я не человек слова” говорил Моше; “Я не могу говорить, ибо я еще ребенок” говорил Иеремия).

История с Биламом и его ослом смешна, и, как я уже говорил раньше, только одна вещь вызывает Б-жественный смех - человеческое притязание на величие. Билам был известен как величайший пророк своего времени. Его слава распространялась за пределы Моава и Мидьяана. Его знали как человека, который владеет секретами благословений и проклятий. Но Б-г показал Биламу, что если будет Его воля, то даже осел станет более великим пророком, чем он сам. Осел увидел то, чего не мог увидеть Билам - Ангела, стоящего на пути. Когда люди думают, что могут по-своему интерпретировать то, что Г-сподь скажет, Он смеется. И, в этом случае, смеемся и мы.

Несколько лет назад я делал телевизионную программу для BBC. Я столкнулся с такой проблемой - я хотел сделать фильм о покаянии, но сделать его нужно было так, чтобы он был понятен и неевреям, и тем, кто не придерживался вообще никакой религии. Какой пример я мог выбрать для того, чтобы это продемонстрировать?

Я решил, что одним из способов могло быть рассмотрение проблемы наркозависимых. Их поведение было для них разрушительным (и они сами об этом знали), и в то же время наркотики вызывали привыкание. Преодоление этой привычки требует огромного резерва силы воли. Этим людям пришлось бы признать, что жизнь, которой они живут, наносит им вред и они должны измениться. Это показалось мне светским эквивалентом покаянию.

Я провел день в реабилитационном центре, и это было душераздирающе. Молодые люди, возрастом от 16 до 18 лет, все происходили из неблагополучных семей. Многие из них пережили унижения со стороны членов семьи. Кроме сотрудников центра, у них не было никакой другой поддержки. Персонал представлял собой исключительных людей - их задача была ошеломляюще сложной. Им удавалось заставить наркозависимых отказаться от наркотиков на несколько дней, может недель, а затем наступал рецидив и весь процесс начинался сначала. Я начал понимать, что их терпение было не намного меньшим, чем терпение Б-га по отношению к нам. Сколько бы раз мы не терпели неудачу, мы должны начинать сначала. Б-г никогда не теряет веры в нас, и это придает нам сил. Здесь, в этом центре, были люди, которые выполняли Б-жественную работу.

Я спросил начальника центра, социального работника, что именно она давала молодым людям, чтобы они получили шанс изменить себя. Я никогда не забуду ее ответа, ибо это был один из самых прекрасных ответов, которые я когда-либо слышал: “Мы, вероятно, первые люди на их пути, которые заботятся о них безвозмездно. И мы первые в их жизни, кто переживает за них достаточно для того, чтобы сказать “нет”.

“Нет” - слово, которое сложнее всего услышать, но оно также является и самым важным; оно является признаком того, что кто-то о нас заботиться. Это то, что, смирившись, в конце концов узнал и Билам. И мы должны этому научится, если мы хотим быть открыты для голоса Б-га.

 

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.