Еврейский календарь
4 Элул
5778
Календарь
15 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Лидерство и преданность
Балак

Лидерство и преданность

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 10:54

Является ли лидерство набором навыков, умением призывать и командовать? Или здесь должен быть также моральный аспект? Может ли плохой человек быть хорошим лидером, или его отрицательные качества ставит под угрозу его лидерство? Именно этот вопрос поднимается ключевой фигурой главы Торы «Билам», языческим пророком и моавитянским царем Биламом.

 

Во-первых, для ознакомления, у нас есть независимое доказательство того, что Билам существовал на самом деле. Археологическое открытие в 1967 году в Дейр-Алла на стыке рек Иордан и Иавок - непокрытая надпись на стене языческого храма, датированная VIII в. до н.э., имеющая ссылки на провидца по имени Билам бен Беор, удивительно схожие с нашей недельной главой. Билам был хорошо известной фигурой в том регионе.

 

Его навыки были явно впечатляющими. Он был религиозным виртуозом, востребованным шаманом, магом, орфографом и чудотворцем.  Балак говорит на основании опыта или репутации, «Я знаю, благословенен тот, кого ты благословил и проклят тот, кого ты проклял» (нам.: 22:6). Раввинистическая литература не поддает это вопросам. Фразу «ни один пророк не поднялся в Израиле как Моисей, с которым Г-сподь был знаком лицом к лицу» (Deut. 34: 10), мудрецы обдумали и пришли к выводу, что «В Израиле не было никакого другого пророка, на столько великого как Моше, но среди народов был. Кто он? Билам».

 

Другой текст мидраша говорит, что «Не существовало ничего в мире священней его – Билама, который превосходил даже Моше в мудрости волшебства». На техническом уровне Билам обладал всеми навыками.

 

Тем не менее, окончательное мнение о Биламе отрицательное. В главе «Цав» мы читаем ироническое продолжение эпизода из проклятий/благословений. Израильтяне, будучи спасенными Б-гом от проклятий Моава и Мидиана, пережили трагедию, в которой они сами были виноваты, позволив себе быть заманенными женщинами этих народов. И гнев Б-жий обращается против них. Несколько глав спустя (31: 16) выяснилось, что Билам разработал эту стратегию: «Они были теми, кто последовал совету Билама, и были обращены от Б-га, что случилось в Пеоре, так что чума поразила людей Г-спода». Не сумев проклясть Сынов Израиля, Бильааму в конце концов удалось нанести им большой вред.

 

И перед нами вырисовывается такая картина: одаренный человек, подлинный пророк, человек, которого сравнивают с самим Моше – и в тоже время фигура с порочным характером, что привело его к падению и репутации злодея, – как одни из упомянутых в Мишне, получив отказ в получении возможности разделить мир грядущий.

 

Что было его ошибкой? Существует много предположений, но одно из них дано в Талмуде от его имени. Что значит Билам? Ответ Талмуда: «это значит «человек без людей»».

 

 

Удовлетворительное пояснение. Билам человек без привязанности. Балак, посланный за ним, говорит: «Теперь пришел и наложил проклятие на этих людей, ибо они слишком сильны для меня… Ибо я знаю, что благословенен тот, кого ты благословил и проклят тот, кого ты проклял». Билам был пророком по найму. Он обладал сверхъестественными силами. Он мог благословить человека, и у того была бы удача. Он мог проклясть человека, и тот был бы окружен неудачей. Нет ни одного намека в письменах, библейских или иных, на то, что Билам был пророком в моральном смысле: что он был озабочен правосудием, пустыней, правильностью и заблуждениями тех, на чьи жизни он влиял. Как престарелый наемный убийца, Билам был одиночкой. Его услуги можно было купить. У него были навыки, и он их использовал с разрушительным эффектом. Но у него не было никаких обязательств, привязанностей, укорененности в человечестве. Он был человеком belo am, без народа.

 

Моше был противоположностью. Сам Б-г говорит о нем: «Он (в высшей степени) предан во всем моем доме». Тем не менее он был разочарован в евреях, он никогда не переставал доказывать свою правоту перед Б-гом. Будучи на их стороне, когда его вмешательство в дело с фараоном ухудшило их состояние, он обратился к Б-гу «Г-споди, зачем Ты истязаешь народ Твой? Зачем ты меня послал?».

 

Когда израильтяне слепили Золотого Тельца и Б-г пригрозил уничтожить людей и начать опять с Моше, тот сказал: «Теперь, если ты можешь, пожалуйста прости их грех. Если нет, вычеркни меня из книги, которую Ты написал». Когда разведчики, придя из Ханаана, хотели вернуться в Египет и на них обрушился гнев Б-жий, он сказал: «С Твоей огромной любовью, прости грех этого народа, как однажды ты их простил (с момента выхода) в Египте».

 

Когда Б-г пригрозил наказанием во время восстания Кораха, Моисей взмолился: «Ты будешь злится на всех, когда лишь одни грешит?». Даже когда его собственная сестра Мириам говорила плохо о нем и была наказана проказой, он молился от ее имени: «Пожалуйста, Г-сподь, исцели ее». Моше никогда не переставал молиться за своих людей, сколько бы те не грешили, хоть и такими молитвами он подвергал опасности свои личные отношения с Б-гом. Зная свои недостатки, он всегда оставался верным им. С иврита слово эмунах обычно переводится как «вера», и таким оно стало в средние века. Но в библейском иврите более удачный вариант перевода – это «верность, надежность и преданность». Это значит не покидать свое место, когда наступают тяжелые времена. Это является ключевым достоинством завета.

 

Есть одаренные люди, интеллектуально и духовно, которые все равно не могут добиться того, что им следовало бы сделать. Им не хватает основных моральных качеств: целостности, честности, смирения и, прежде всего, верности. То, что они делают, они делают с блеском. Но часто они совершают неправильные вещи. Осознавая свою одаренность, они часто смотрят на других с высока. Они допускают гордость, высокомерие и уверенность в том, что преступления сойдут им с рук. Билам является классическим примером, а также тот факт, что он планировал обратить израильтян к греху, зная при этом, что Б-г на их стороне, показывает, как иногда даже величайшие могут скатится к самым низам.

 

Те, кто верен другим, со временем начинает видеть, что и они верны ему. Те, кто не верен, в конечном итоге остаются преданными и теряют ту власть, что когда-то имели. Лидерство без верности невозможно. Сами по себе навыки не могут заменить моральные качества и заставить следовать людей за тем, кто их демонстрирует. Мы следуем за теми, кому доверяем, ибо они проявили себя и заслужили наше доверие. Это то, что сделало Моисея великим лидером, которым Билам мог бы быть, но таковым никогда не стал.  Всегда будь верен людям, которых ты ведешь.

 

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

И лежащий лев остается львом
Слово, которое услышать тяжелее всего
Полный текст главы "Балак"
От ненависти до любви
Когда Б-г смеется