Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Когда Б-г смеется
Балак

Когда Б-г смеется

рав Джонатан Сакс
23 августа 2017, 11:09

Есть такое старое выражение, что Б-г смеется, когда слышит наши планы на будущее. Однако, если Танах является нашим путеводителем, то, стало быть то, что заставляет Б-га смеяться - это не наши планы, а наша иллюзия величия. С точки зрения самих небес, полный абсурд то, что люди мнят себя богоподобными.

В Торе есть несколько отличных примеров на этот счет. Смысл одного из них только недавно стал понятным - Вавилонская башня. Люди собрались вместе на равнине Шинар и решили построить город и башню, которая “достанет до небес”. В подтверждение того, что это было на самом деле, существуют археологические факты: несколько месопотамских зиккуратов с надписями, в которых говорится, что “они достают до неба”.

Идея заключалась в том, что высокие сооружения (искусственные горы, созданные человеком) позволят людям добраться до места обитания богов и таким образом пообщаться с ними. Города Месопотамии были одними из первых мест цивилизации, одним из поворотных моментов в истории человеческой жизни на земле. До зарождения сельского хозяйства древние жили в страхе перед природой: хищники, другие племена, жара и холод, засуха и наводнения. Их вера зависела от того, что находилось вне их контроля.

Когда в обиход вошло разведение домашних животных и ведение сельского хозяйства, только тогда люди начали объединяться в поселения, города, а затем и в империи. Переломный момент в балансе сил произошел между природой и культурой. Впервые люди не должны были адаптироваться к окружающей среде, они могли адаптировать ее под себя. Вот здесь они, а особенно правители, и стали мнить себя богами, полубогами или, как минимум, людьми, способными влиять на богов.

 

Самыми явными символами этого были сооружения монументальных масштабов: зиккураты в Вавилоне и других месопотамских городах, или пирамиды Египта. Они были построенные на ровной земле долины Тигр-Евфрат и дельты Нила, а по сему возвышались над близлежащими окрестностями. Великая пирамида Гизы, построенная еще до рождения Авраама, была настолько величественной, что на протяжении четырех тысяч лет оставалась самым высоким сооружением, созданным человеком.

Масштабы этих “гор”, построенных человеческими руками, позволили свои создателям думать, что те приобрели божественные силы, ведь они построили лестницу к небесам. Отсюда и выплывает значение фразы в рассказе Торы о башне: “И сошел Г-сподь, чтобы увидеть город и башню, которую построили Его дети”. Вот, где Б-г смеется. Люди думали, что достали до небес, но для Б-га это сооружение было настолько малым, что ему даже пришлось спуститься, чтобы посмотреть на него. Только с изобретением летающих аппаратов мы смогли узнать, насколько малы даже самые высокие здания.

Чтобы покончить с их высокомерием Б-г “спутал их язык”, так что они более не понимали друг друга. Вся затея превратилась во французский фарс. Мы можем представить эту сцену - строитель требует кирпич, а получает молоток; говорит помощнику идти направо, а тот сворачивает налево. Проект провалился в сумраке непонимания. Люди думали, что смогут добраться до небес, а в итоге даже не могли понять, что говорит им их товарищ. Незавершенная башня стала символом неизбежного провала честолюбивых амбиций. Строители достигли того, чего искали, но не совсем так, как они предполагали. Они хотели “создать себе имя”, и у них это вышло, только вместо притч о способностях человека достичь неба, они стали эмблемой путаницы. Высокомерие стало возмездием.

 

 

Второй пример лежит в периоде первых казней в Египте. Моше и Аарон превратили воду Нила в кровь и наполнили Египет лягушками. Затем египетские волшебники продемонстрировали, что и они обладают такой силой. Они были так увлечены желанием показать, что они могут делать то, что могут евреи, что совсем не понимали того, что они лишь ухудшили ситуацию. Настоящим умением было бы превратить кровь обратно в воду, и заставить лягушек исчезнуть, а не спровоцировать появление новых.

 

Мы слышим Б-жественный смех и в третьей казне: вши. Впервые волшебники попытались и не смогли воспроизвести эффект. Пораженные, они обратились к фараону и сказали: “Это дело рук Б-га”. Юмор начинается, когда мы вспоминаем, что для египтян символом власти была монументальная архитектура: пирамиды, храмы, дворцы и статуи огромных размеров. Б-г показал им Свою силу при помощи самых маленьких насекомых - болезненных, но почти невидимых глазу. И снова высокомерие стало возмездием. Когда люди думают, что они велики - Б-г показывает насколько они малы и наоборот. Только те, кто считают себя чем-то малым (как Моше, например), являются на самом деле великими.

Это объясняет другой любопытный эпизод говорящего осла Билама. Это не забавная сказка и не чудо. Это случилось из-за того, как люди Моава и Мадиана думали о Биламе, а может позже и из-за того, как он сам о себе думал. Балак, царь Моавитян, вместе с лидерами мадианитян, отправил к Биламу делегацию с просьбой проклясть израильтян: “Приди ко мне, прокляни этих людей, ибо они слишком сильны для меня … я знаю, что благословен тот, кого ты благословишь и проклят тот, кого ты проклинаешь”.

Это языческое понимание святого человека: шамана, мага, чудотворца, человека, имеющего доступ к сверхъестественным способностям. У Торы мнение противоположное: Б-г благословляет и проклинает, а не люди. “Я благословлю благословляющих тебя, и прокляну тех, кто проклинает тебя” - сказал Б-г Аврааму, - “Они должны возложить Мое имя на детей Израиля и Я благословлю их” - говорил Он о священниках. Идея о том, что можно нанять святого человека, чтобы тот проклял кого-то, по сути, предполагает, что Б-г может брать взятки.

Повествование немного неясно. Б-г говорит Биламу не идти. Балак посылает еще одну делегацию с более заманчивым предложением. На этот раз Б-г велит ему идти с ними, но говорить только то, что Он ему скажет. На следующее утро Билам собирается к отправлению, но далее в тексте говорится, что Б-г “рассердился” на него за то, что он пошел. Именно в этот момент происходит эпизод с ослом. Осел отступает в сторону поля, но Билам бьет его и заставляет вернутся на тропу. Ангел препятствует продолжению пути, и осел снова сворачивает, на этот раз в стену, травмируя ногу Билама. Он снова бьет осла, но тот ложится, отказываясь идти. Тут осел и начинает говорить. Затем Билам поднимает глаза и видит ангела, который до этого момента был невидим ему.

 

 

Почему Б-г говорит не идти, затем говорит, что ему стоит пойти, а потом и вовсе сердиться за то, что Билам пошел? Очевидно, что Б-г знал мысли Билама, знал, что он действительно хотел проклясть израильтян. Мы это знаем из того, что позже, когда попытка проклятия провалилась, израильтяне все равно потерпели неудачу, так как Билам все-таки смог причинить им вред - он посоветовал мадианитянам заставить своих женщин соблазнить израильтян и таким образом спровоцировать гнев Б-га. Билам не был другом израильтян.

Но история говорящего осла еще один пример Б-жественного смеха. Здесь был человек, которого считали маэстро сверхъестественных сил. Люди думали, что он имел право благословлять и проклинать кого ему вздумается. Тора говорит нам, что Б-г совсем не такой. У него было две идеи, которые он хотел донести - одну до моавитян и мадианитян, а вторую до самого Билама.

Он показал им, что Израиль не проклят, а благословлен. Чем больше ты кого-то проклинаешь, тем больше тот будет благословлен, а ты сам проклят. Сегодня это работает точно также. Во всем мире есть масса движений, которые проклинают государство Израиль и его людей. Чем больше злоба наших врагов, тем сильнее мы становимся.

Для Билама у Б-га было иное послание, довольно грубое: если ты думаешь, что можешь управлять Б-гом, то Я покажу тебе, что могу превратить осла в пророка, а пророка в осла. Твое животное сможет видеть ангелов, к которым твои глаза слепы. Билам должен был признать:

 

Как я могу проклясть тех, кого Б-г не проклял?

Как я могу судить тех, кого не осудил Г-сподь?

 

Гордыня всегда становится возмездием. В мире, где правящие увлечены бесконечными идеями самовозвеличивания, только Израиль создал мир, в котором мы приписываем свои успехи Б-гу, а неудачи - самим себе. И это сделало нас чрезвычайно сильными.

 

У меня был любимый друг, ныне покойный, о котором говорили, что “он настолько серьезно относился к Б-гу, что ему совершенно не нужно было серьезно относиться к себе”. Языческие пророки еще не усвоили урок, который важен для всех нас: важно не то, что Б-г делает то, чего мы хотим, а важно то, чтобы мы делали то, чего хочет Он. Б-г смеется над теми, кто думает, что у них есть божественные силы. И наоборот. Чем меньшими мы себя видим, тем величественнее мы становимся.                         

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

И лежащий лев остается львом
Слово, которое услышать тяжелее всего
Полный текст главы "Балак"
От ненависти до любви
Законы запрета на нееврейские вино, молоко, хлеб и приготовленные продукты