Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Вначале исправь себя
Ахарей Мот

Вначале исправь себя

23 августа 2017, 10:51

В недельной главе Ахарей Мот в стихе, говорящем о службе коэна гадоль (главного коэна в Храме) в Йом Кипур читаем: «И искупит себя и свой дом» (Ваикра, гл. 16, ст. 6).

То есть главный коэн в Храме сначала должен исправить себя, навести порядок в собственном доме и только потом, когда сам полностью очистится и исправится, может приступить к искуплению всей общины Израиля.

 

«Сначала исправь себя, — наставляют в Талмуде Учителя, — и только потом пытайся переделать других» (Трактат Бава Батра, лист 60).

 

Рассказывают, что рабби Янай (великий Учитель Талмуда; 3-й век) посадил дерево на общественной территории. То же самое сделал еще один человек. И вот, люди обратились к тому человеку и потребовали, чтобы он подрезал ветки на посаженном им дереве, так как они мешают прохожим. Человек пришел к рабби Янаю и спросил, должен ли он подрезать ветки дерева. Рабби сказал, чтобы он пришел за ответом на следующий день. И тут же распорядился, чтобы обрезали ветки на посаженном им самим дереве.

На следующий день, когда человек пришел к нему снова, рабби Янай сказал ему, что ветви надо обрезать.

- Но, ведь и ты посадил дерево в общественном владении?! - удивился человек.

- Иди, и, если увидишь, что мое дерево аккуратно подстрижено, - отвечал рабби Янай, - поступи точно также со своим.

Вначале исправь себя, а потом уже будешь исправлять других.

Одна из первых заповедей, которую получили евреи, выйдя из Египта, — заповедь о еврейском рабе. О том, в частности, что его нужно отпустить на свободу в год Шмиты (седьмой год). Как сказано: «Шесть лет он будет работать, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

Казалось бы, выполнять на практике эту заповедь евреи должны были только после расселения в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). 

Зачем же понадобилось устанавливать эту заповедь за десятки лет до того?

 

 

Евреи требовали, чтобы фараон отпустил их из рабства, - разъясняют мудрецы. Поэтому сами они должны были установить справедливость в отношении к своим рабам.

В нашей традиции есть заповедь, предписывающая увещевать и наставлять того, кто сбился с правильного пути. Но тому, кто стремится исполнить эту заповедь, следует прежде проверить, стоит ли он сам на верном пути, не заслуживает ли он порицания, не допускает ли ошибки в собственных действиях. Ведь увещевание, если мы хотим, чтобы оно проникло в самое сердце другого человека, тоже должно исходить из сердца, из самых его глубин.

Если же источник наставления — не в сердце, такое наставление и не подействует и не принесет пользы. Ибо тогда нельзя считать, что оно — во Имя Небес. Это будет «поучением», основанным на каких-то личных мотивах. Оно может обидеть того, кому адресовано.

Поэтому каждый, кто преподает Тору и дает духовные наставления, должен, в первую очередь, регулярно проверять себя, анализировать свое поведение, свои дела и поступки. Потому что негоже наставлять других в том, чем пренебрегаешь сам.

Сначала исправь себя, потом можешь наставлять других.

Адмор (глава хасидской общины) рабби Хаим бен Арье-Лейб Хальберштам из Цанз, автор Диврей Хаим, любил говорить, что в молодости он мечтал переделать мир, приблизить всех людей к Творцу. В зрелые годы, когда он понял, что всего мира ему не исправить, он решил навести порядок хотя бы в своем родном городе. Потом понял, что, если ему удастся привить трепет перед Вс-шним хотя бы среди домочадцев, в своей семье, это уже будет большим достижением. На склоне лет он решил довольствоваться малым и стремиться к тому, чтобы исправить себя. «Но даже в этом, — с грустью констатировал рабби Хаим, — я не слишком преуспел».

 

Автор: рав Мордехай Вейц На основе комментария рава Ицхака Крайзера (наше время, Бней Брак, Израиль).

 


 

 
Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Морально - это нормально
Полный текст главы "Ахарей Мот"
Стыд и Храм
Законы запрета на невейлу и трейфу