Полный текст главы "Ахарей Мот" - Ujew

Полный текст главы "Ахарей Мот"

Полный текст главы
Количество просмотров 400 Количество комментариев 0

Коэну нельзя входить в Святилище без необходимости

В первый день месяца нисана, после гибели Надава и Авиу, Ашем велел Моше предостеречь коэнов, чтобы они не входили в Святилище иначе, как выполняя то или иное служение. Даже Аарону, хоть он и был первосвященником, разрешено было входить в Святая Святых только в Йом Кипур и лишь для того, чтобы исполнить там предписанное служение.

За нарушение этих запретов Небеса карают вошедшего без надобности в Святая Святых смертью. Того, кто без необходимости входил в Святилище, наказывали плетьми.

Почему Ашем огласил эти заповеди после смерти Надава и Авиу?

Ашем выбрал время, чтобы предостеречь Аарона и коэнов никогда не входить в Святилище просто так, по своему собственному желанию, зная, что впечатление от трагической смерти Надава и Авиу, которая, кроме всего прочего, была наказанием за своевольный вход в Святая Святых, надежнее всего удержит коэнов от этого греха.

Моше, который занимал наивысшую духовную ступень, было даровано особое положение. Ашем сказал ему: «Ты можешь входить в Святая Святых всякий раз, когда пожелаешь говорить со Мной...».

 

Йом Кипур во времена Храма. Подготовка

Ашем дал Моше пояснения об особом служении в Йом Кипур, которое должен был выполнять первосвященник.

Готовиться к этому самому святому дню года начинали за неделю, и все это время первосвященник жил в Храме, в особой палате. За семь дней он должен был очиститься и подготовиться к службе.

На третий и седьмой из этих подготовительных дней первосвященника окропляли водой, в которой был растворен пепел рыжей телицы - на тот случай, если он, сам того не зная, сделался нечистым, прикоснувшись к трупу.

Санхедрин посылал к первосвященнику мудрецов, чтобы они дали ему наставления о служении в Йом Кипур. Они читали ему отрывки из раздела Ахарей Мот, в которых говорится о служении в Йом Кипур и об алахот Йом Кипура, а он повторял их, пока не запоминал полностью. Если же он сам знал эти алахот, то он должен был их повторить подробно. Еще он упражнялся в совершении воскурений, в принесении жертв и зажигании светильника.

 

Канун Йом Кипура

В канун Йом Кипура перед первосвященником проводили всех жертвенных животных, а он запоминал их, чтобы суметь распознать при совершении службы.

Поутру наставлявшие его мудрецы уходили, и их место занимали опытные коэны, упражнявшиеся с ним в искусстве перекладывать благовония из ложки в ладонь - одном из самых трудных действий, которые первосвященник должен был совершать при служении в Святая Святых в Йом Кипур.

Во времена Второго Храма в канун Йом Кипура каждый год повторялась одна и та же горестная сцена:

Перед уходом мудрецы восклицали: «Досточтимый первосвященник, мы посланцы Верховного Суда, а ты - наш и его представитель. Заклинаем тебя Тем, Кто обитает в этом Доме, ни на йоту не менять порядок, которому мы обучили тебя!»

Причиной этого повторявшегося из года в год диалога было саддукейское обыкновение воскурять благовония иначе, чем было заповедано Устным Учением. Поэтому мудрецы каждый год заклинали первосвященника не следовать мнению саддукеев.

 

Ночь Йом Кипура

В ночь Йом Кипура первосвященник бодрствовал, читая главы Танаха. Если он начинал дремать, то молодые коэны будили его, щелкая пальцами. Если же он уставал, то ему говорили, чтобы он немного постоял на полу (каменный пол в Храме был всегда прохладным).

 

Особые одеяния первосвященника в Йом Кипур

Первосвященника можно было отличить от обычного коэна по восьми одеяниям, которые носил только он и четыре из которых были золотыми. Но в Йом Кипур он снимал эти четыре золотых одеяния всякий раз, когда входил в Святая Святых, так как там ему разрешалось носить только белые льняные одежды. Мудрецы так объясняют этот обычай.

 

1. Четыре золотых одеяния напоминали о грехе золотого тельца. Находясь в Святая Святых для того, чтобы добиться прощения для народа, первосвященник не мог носить одежды, которые дали бы повод обвинять евреев. Если бы он вошел в Святая Святых в золотых одеяниях, то Обвиняющий Ангел заметил бы: «Сначала они изготовили золотого идола, а теперь пришли служить Тебе в золотых одеждах!»

2. Первосвященник походил в этот день на ангела.

3. Белые льняные одежды в присутствии Шохины выражали смирение.

 

Всякий раз, выйдя из Святая Святых, первосвященник снова переодевался в золотые одежды, выказывая тем самым почтение Храму.

В этот день он переодевался пять раз. До и после каждого переодевания он омывал руки и ноги из специального золотого кувшина, так что всего он совершал десять омовений в этот день. Кроме того, сменяя одежды, он должен был окунаться в микву.

 

Служение в Йом Кипур

Служение начиналось после полуночи: коэны тянули жребий, кому из них выполнять службу воздымания пригоршни пепла с жертвенника и очищения жертвенника от пепла.

Двор Храма еще до рассвета заполнялся народом.

Тамид (ежедневное утреннее жертвоприношение). Когда рассветало, первосвященник окунался в микву, омывал водой руки и ноги, облачался в свои золотые одеяния и начинал службу. Он приносил жертву тамид, сжигал обычную пригоршню благовония, заканчивал приготовление светильников Меноры и выполнял остальные действия обычной утренней службы.

Минхат Хавитин. Мучное приношение, которое первосвященник производил ежедневно.

Мусаф Йом Кипур. Особая жертва, приносимая первосвященником в Йом Кипур и состоявшая из тельца и семи ягнят. Затем он омывал руки и ноги водой, снимал золотые одежды, окунался в микву, облекался в четыре белых одеяния и снова омывал руки и ноги. Теперь он готов был к следующему этапу службы.

Исповедь первосвященника (первая). Он возлагал руки на свою личную жертву (тельца) и исповедовался в собственных грехах и в прегрешениях членов своей семьи. После исповеди, прежде чем зарезать тельца, первосвященник метал жребий о двух козлах, требовавшихся для центрального служения Йом Кипура.

Жеребьевка. Приводили двух козлов, одинаковых ростом, весом и внешним видом. Их покупали перед Йом Кипуром на средства общины. Приготовлены были два жребия, на одном написано «Ашему», на другом – «Азазелю». Их клали в урну, и первосвященник, не глядя, брал каждой рукой по жребию. Жребий, взятый правой рукой, он возлагал на козла, стоявшего справа от него, а взятый левой - на козла слева.

Затем жребии прочитывались вслух. О козле, помеченном жребием «Ашему», он провозглашал: «Этот пойдет в жертву хатат для Ашема!» К голове козла, помеченного «Азазелю», он прикреплял багряную нить и вторую такую нить привязывал ко входу в Святилище. Более того, багряная нить, привязанная ко входу в Святилище, чудесным образом белела, когда козла, отправленного к Азазелю, сбрасывали в пропасть, - Б-жественный знак прощения грехов, совершенных евреями.

Вторая исповедь и заклание тельца, принесенного первосвященником. Вернувшись к своей личной жертве (тельцу), первосвященник снова исповедовался в своих прегрешениях и прегрешениях всех коэнов. Он закалывал тельца и сливал его кровь в особую чашу, которую вручал одному из коаним.

Служба в Святая Святых. Теперь наступала решающая и самая сложная часть службы - ее-то и ожидал с нетерпением весь народ.

Первосвященник входил в Святая Святых, чтобы воскурить благовония.

Когда дым воскурения наполнял пмещение, Первосвященник завершал службу. В этот момент Слава Шехины являла себя, хотя все вокруг было окутано дымом, и первосвященник не мог ее видеть. После этого он выходил, пятясь, не отворачивая лица от Ковчега.

Во время пребывания первосвященника в Святая Святых все евреи возносили молитвы и его возвращения ожидали с трепетом. Тора предупреждает, что, если бы какая-нибудь часть этой церемонии была хоть чуть-чуть нарушена, первосвященника постигла бы небесная смертная кара (Ваикра 16:13).

Чтобы быть достойным войти в Святая Святых, первосвященник должен был сперва очиститься, достигнув отрешенности от всех земных устремлений.

Первосвященнику предписывалось не затягивать молитву, потому что народ ждал во внутреннем дворе и тревожился, выйдет ли он живым из Святая Святых.

- Разбрызгивание крови тельца, принесенного первосвященником. Второй раз первосвященник входил в Святая Святых, чтобы разбрызгать там кровь жертвенного тельца.

- Зарезание козла Ашему. Затем он покидал Святая Святых, чтобы зарезать во внутреннем дворе козла, предназначенного Ашему, и собрать его кровь в чашу.

- Разбрызгивание козлиной крови. Потом он еще раз входил в Святая Святых, чтобы разбрызгать козлиную кровь между шестами Ковчега точно так же, как он уже разбрызгивал кровь тельца, - одно движение вверх и семь движений вниз.

- Брызгание на Разделяющую Завесу и окропление Золотого жертвенника.

Стоя в Святилище, первосвященник брызгал кровью козла, а затем тельца на Разделяющую Завесу между Святилищем и Святая Святых. Затем он сливал вместе кровь тельца и кровь козла и помазывал этой смесью все четыре угла Золотого жертвенника, стоя при этом с восточной стороны от него и с северной стороны от светильника.

Далее он расчищал место на вершине жертвенника и окроплял его кровью; оставшаяся кровь выливалась, как обычно, на основание Наружного жертвенника.

Каждое из разбрызгиваний было связано с определенным видом искупления: разбрызгивание крови между шестами Ковчега в Святая Святых искупало нечистоту, которая могла постичь Святая Святых и ее содержимое; окропление Золотого жертвенника искупало осквернение, постигавшее Святилище и его утварь (светильник, стол, священные хлеба, саму Разделяющую Завесу и т.д.); окропление Золотого жертвенника искупало осквернение его самого и связанных с ним священных предметов.

- Отсылание козла Азазелю и третья исповедь. Первосвященник возлагал руки между рогов козла, предназначенного Азазелю, и произносил третье покаяние, на этот раз за грехи всего народа.

К Йом Кипуру заранее готовили человека, который отведет козла, предназначенного для Азазеля, в пустынную землю и сбросит его там со скалы. Ашем обещал, что через это служение будут искуплены грехи всей общины Израиля (Ваикра 16:22).

В чем значение этой уникальной и странной службы, связанной с козлом «для Азазеля», сбрасываемым со скалы в пустыне?

Что означает «Азазель»?

1. Это выражение составлено из слов «азаз» («сильный») и «эль» («мощный») - ибо таковы свойства скалы, с которой сбрасывали козла. «Козел для Азазеля» означает, таким образом, «козла, которого надо доставить на мощную скалу».

2. Согласно Гемаре, слово «Азазель» составлено из имен ангелов Азы и Азаэля, двух ангелов, которые во времена, предшествующие Потопу, умоляли Всемогущего допустить их поселиться в человеческом обличье среди людей, чтобы доказать, что они, в отличие от рода людского, не согрешат. Однако, когда Ашем разрешил им это, они своими прегрешениями превзошли даже порочное поколение Потопа.

Название «козел для Азазеля» подразумевало, что он искупал, среди прочих грехов, и деяния, равные по своей безнравственности поступкам Азы и Азаэля.

3. Слово «Азазель» означает также Сатана.

Однако Тора заявляет совершенно определенно, что козел «для Азазеля» не был жертвой, приносимой Сатану. Такая жертва прямо запрещена Торой (Ваикра 17:7).

И козел, сжигаемый на жертвеннике, и козел, отсылаемый в пустыню, - оба они являлись приношением в честь Ашема.

Довольно часто нам приходится делать выбор в неопределенной ситуации: варианты кажутся равнозначимыми, и человеческий разум откровенно пасует. Такая ситуация напоминает выбор между двумя козлами в Йом Кипур. Оба козла равны видом, ростом и весом; и все же один из них предназначен Ашему, а другого сбрасывают в пустыне со скалы.

Служба Йом Кипура учит нас, что всякий, кто считает себя способным до конца проанализировать положение вещей, наверняка ошибется, так как поневоле будет руководствоваться своими пристрастиями и предубеждениями.

Тора поясняет, что первосвященнику не разрешалось самому выбирать между двумя козлами: ему приходилось положиться на Б-жественный жребий, на решение свыше.

Поэтому, чтобы не ошибиться в сложном и неясном выборе, человек должен положиться на мнение мудреца Торы - земного представителя «Гласа Свыше».

- Когда козел «для Азазеля» отправлялся в пустыню, первосвященник продолжал службу. Он подготовлял к сожжению на жертвеннике внутренности тельца и козла, кровь которых была употреблена для окропления.

- Чтение Торы. Как только первосвященнику передавали, что козел доставлен в пустыню, он выходил к народу и читал Тору - отрывки из раздела Ахарей Мот, где говорится о служении в Йом Кипур, и ту часть раздела Пинхас, в которой описываются дополнительные жертвоприношения -мусаф (Бемидбар 29:7-11).

После чтения Торы он произносил семь благословений.

- Остаток жертвы Мусаф. Затем первосвященник омывал водой руки и ноги, снимал белые льняные одеяния, окунался в микву, переодевался снова в золотые одежды, опять совершал омовение и заканчивал жертвоприношение Мусаф принесением козла в жертву хатат.

- Принесение в жертву баранов. После этого он приносил барана от себя и барана от общины - это были жертвы, совершаемые только в Йом Кипур.

- Сжигание внутренностей. Он сжигал внутренности тельца и козла «для Ашема».

- Ежедневная послеполуденная жертва ола (тамид). Он приносил ягненка в ежедневную послеполуденную жертву ола.

- Вынесение ложки и совка из Святая Святых. Первосвященник омывал руки, снимал золотые одежды, окунался в микву, облачался в белые одеяния и снова омывал руки и ноги. Затем он во второй раз входил в Святая Святых, чтобы забрать оттуда оставленные там ложку и совок (которые использовались для воскурения благовоний).

- Ежедневное воскурение. Потом он омывал руки и ноги, снимал белые одеяния, окунался в микву, снова надевал золотые одежды и омывал руки и ноги. Затем он сжигал в Святилище ежедневную возлагавшуюся на Золотой жертвенник пригоршню благовоний и зажигал светильник.

- Ежедневная минха первосвященника. После этого он сжигал на жертвеннике вторую половину своей ежедневной минхи.

Этим действием завершалась долгая и напряженная служба. В последний раз он совершал омовение, снимал золотые одежды, надевал свое собственное платье и выходил из Храма. Весь народ провожал его до дома, радуясь успешному завершению службы Йом Кипура.

 

Законы Йом Кипура

Тора предписывает в Йом Кипур полный пост и воздержание от работы.

Человек, сознательно евший в Йом Кипур, наказывается каретом (отрезанием души). Кроме того, мудрецы запретили в этот день такие действия: мытье для освежения тела, пользование косметикой или парфюмерией, ношение кожаной обуви, а также супружеские отношения.

Почему десятый день месяца тишрей избран на все времена стать Днем Искупления?

Сорок дней просил Моше прощения за грех золотого тельца. Наконец, двадцать девятого ава он в третий раз поднялся на вершину горы Синай, где молился еще сорок дней. Весь еврейский народ тоже провел эти дни в посте и молитве. В десятый день тишрей, по окончании этих сорока дней, Ашем объявил Моше: «Я простил по слову твоему» (Бемидбар 14:20). В знак дарования прощения Он начертал Десятисловие на второй паре скрижалей, вытесанных Моше. В десятый день тишрей Моше принес народу эти новые скрижали и объявил, что они получили Б-жественное прощение.

Б-жественное милосердие с самого Сотворения мира являлось неотъемлемым атрибутом этого дня. И каждый год десятого тишрей оно вновь и вновь с особой силой утверждается на Земле.

Какие грехи прощаются в Йом Кипур?

- Человек может искупить прегрешения, совершенные против Ашема, - но ему не простится зло, причиненное ближнему, если тот не даст ему своего прощения перед Йом Кипуром.

- Тот, кто нетверд в соблюдении заповедей Торы в течение всего года и помышляет при этом в сердце своем: «В Йом Кипур я раскаюсь и обрету прощение», тот не получает искупления в Йом Кипур.

- Некоторые грехи так тяжелы, что даже покаяние и соблюдение всех запретов Йом Кипура не приносят искупления. К таким прегрешениям относится сознательное нарушение какой-либо заповеди Торы, несоблюдение которой влечет за собой смертную кару. Покаяние в Йом Кипур искупает это прегрешение лишь частично, оставшийся долг будет погашен страданиями.

Другой грех, который не искупается ни покаянием, ни даже дальнейшими страданиями, - это осквернение Б-жественного Имени. Только смерть полностью снимает с еврея это великое прегрешение, противное самой сути его бытия.

 

Запрет принесения жертв вне Мишкана

До сооружения Мишкана еврею разрешалось принести жертву Ашему на любом построенном им жертвеннике. Но после того, как Мишкан был установлен, Всемогущий повелел не совершать больше никаких, даже самых малых, жертвоприношений вне главного жертвенника.

Принесение всех жертв в одном-единственном месте отделяет нас от прочих народов, совершающих жертвоприношения в чистом поле, где кровь жертв достается демонам.

Ашем велел Моше придать особое значение тому, что евреи должны остерегаться нарушить запрет на жертвоприношения вне Мишкана, и сказать им, что Он покарает их за несоблюдение этого запрета, даже если оно совершено будет с намерением вознести жертву Ему.

Почему Ашем счел здесь необходимым усиленное предостережение?

Он увидел, что в пустыне евреи, даже после сооружения Мишкана, продолжали по привычке приносить жертвы на личных жертвенниках. Ашем покарал преступников смертью, а язычники после этого стали насмехаться: «Вот видите, Всемогущий убивает тех, кто поклоняется Ему!» Чтобы не дать и дальше совершаться Б-гохульству в глазах народов, Тора предваряет этот запрет двойным предостережением: «Объяви Аарону, его сыновьям и всем евреям, и скажи им...» (Ваикра 17:2). Повторное напоминание выражает настоятельное требование Ашема, чтобы евреи прекратили приносить жертвы вне Мишкана.

 

Кисуй адам (покрытие крови зарезанного животного)

Ашем заповедал: «Если кто-то зарежет зверя или птицу, то перед тем, как есть мясо, он должен покрыть кровь землей сверху и снизу».

Заповедь покрытия крови действительна и по сей день. Зарезав птицу или дикого зверя, шойхет читает благословение: «Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о покрытии крови». Затем он покрывает кровь и снизу, и сверху.

Мидраш поясняет, что эта заповедь связана с предыдущей - не совершать жертвоприношения на личном жертвеннике на открытом месте. Если еврей обнаружит на поле кровь животного, зарезанного кем-то для личной надобности, он может ошибочно принять эту кровь за жертвенную и тоже захочет совершить жертвоприношение вне Мишкана. Чтобы такого не случалось, Тора повелевает покрывать кровь.

Если человек съедает мясо, когда кровь животного еще не полностью покрыта, то его душа приобретает некоторые черты животной жестокости, от которой Тора стремится нас отучить. Покрывая кровь зарезанного животного, мы совершенствуем свою духовную природу.

Заповедь о покрытии крови не распространяется на домашних животных.

Кровь животных, принесенных в жертву, можно не покрывать, ибо ею окропляют жертвенник во искупление греха.

Но чтобы не создавать путаницы, в каких случаях кровь домашних животных покрывается, а в каких нет, Тора совершенно освободила нас от обязанности покрывать кровь домашних животных. А вот кровь птиц надо покрывать, поскольку лишь очень немногих из них можно приносить в жертву.

 

Не перенимать повседневные обычаи неевреев

Ашем предостерег евреев: «..по их (язычников) уставам не ходите» (Ваикра 18:3).

Смысл этого стиха не в запрещении идолопоклонства и суеверий - эти запреты прямо сформулированы в других местах Торы.

Нет, здесь явно высказано предостережение против того, чтобы евреи разделяли повседневные обычаи языческого мира или подражали этим обычаям.

Это повеление включает в себя запрет на ношение евреями особых культовых одеяний, употребляемых язычниками. Сюда же следует отнести и празднование нееврейских праздников.

 

Арайот (запрещенные интимные отношения)

Всемогущий перечислил Моше все запрещенные интимные отношения, сказав при этом: «Я знаю, что у евреев благородный нрав и что они от природы выше всех этих непотребств; и все же Я подробно перечисляю их, ибо они обычны среди народов, а даже величайший праведник восприимчив к своему окружению».

В число запрещенных отношений входят:

- Интимные отношения с близкими родственниками.

- Одновременное сожительство с двумя женщинами, одна из которых приходится другой дочерью.

- Сожительство с сестрой жены, когда жена еще жива.

- Прелюбодеяние с замужней женщиной.

- Совокупление мужчины с мужчиной и женщины с женщиной.

- Совокупление с животными.

- Совокупление или любой интимный контакт с нидой. (Женщина остается в состоянии ниды, пока не отсчитает семь чистых дней и не окунется в микву).

Человека, преднамеренно вступившего в некоторые из перечисленных выше запрещенных отношений, бейт дин карает смертью; нарушивший другие запреты наказывается «отрезанием души».

Почему кара за этот грех так сурова?

Человек, опускающийся до непотребного распутства, тем самым отрывает себя от своего Творца.

 

Карет (отрезание души)

В чем же заключается наказание «отрезанием души», о котором все время говорится в Торе? Возможны три вида «отрезания»:

1) сокращение земной жизни;

2) отрезание души от ее источника;

3) сокращение земной жизни и отрезание души от ее источника.

Объясним теперь смысл каждого вида.

1. Еврей, живущий праведно, но вдруг преступивший один из запретов Торы, нарушение которого влечет за собой «отрезание», умирает, не дожив до шестидесяти лет. Иначе говоря, первая разновидность этого наказания сводится к тому, что человеческая жизнь укорачивается. Но душа такого еврея останется жить после его смерти и удостоится удела в Мире Грядущем.

2. Еврея, грехи которого перевешивают его добродетели, называют нечестивым. Если он совершает прегрешение, наказываемое «отрезанием», то душа его будет отрезана от Б-жественного источника жизни в Мире Грядущем.

3. Самый суровый вид этого наказания - двойное «отрезание», означающее преждевременную смерть и потерю удела в Мире Грядущем. К этому виду «отрезания» приговариваются идолопоклонники, осквернители Имени Всемогущего и другие грешники, повинные в тяжких преступлениях (перечисленных мудрецами в Гемаре, Шавуот 13а).

 

Ашем сурово наказывает за распущенность

Обычно Ашем проявляет сдержанность по отношению к грешнику и ждет, чтобы тот раскаялся. Но распутников Ашем карает безотлагательно.

Он не только наказывает отдельных грешников - Он вызывает гибельный мор, проносящийся по всей стране, Его гнев несет великие разрушения.

 

Земля Израиля не терпит распутства

Хотя безнравственность карается повсюду, где бы она ни проявилась, в Земле Израиля она наказывается особенно строго: изгнанием из страны (Ваикра 18:28).

Чем же отличается Земля Израиля от прочих стран?

Изо всех стран света Земля Израиля обладает высочайшей степенью святости. Поэтому она как бы более чувствительна ко всякому злу, совершаемому в ее священных пределах. Если обитатели Святой Земли преступают волю Ашема, то ее благородная сущность не выносит их присутствия. Поэтому она неизбежно «изрыгает» их, и они отправляются в изгнание.

Израиль - это Дворец Царя. Прегрешение, которое может быть терпимо в любом другом месте, на Святой Земле карается безотлагательно.

В этом одна из причин, почему ни одному народу, пытавшемуся осесть в Земле Израиля (называвшейся ранее Землей Ханаанской), не удалось этого сделать. Один за другим народы изгонялись из страны, так как не обладали нужным уровнем святости.

Ашем предупреждал евреев: Земля будет вашей, пока вы будете чисты. Не пачкайте себя мерзостями, дабы «не изрыгнула Земля вас, как изрыгнула она народ, бывший до вас (народ хананеев)» (Ваикра 18:28).

Когда евреи стали подражать обычаям окружавших их народов, сбылось то, о чем предостерегал Всемогущий. Они стали терпеть поражения в битвах и, в конце концов, отправились в изгнание.

Б-жественная Тора написана для всех времен. Она предупреждает нас, что мы сумеем прочно утвердиться в Земле Израиля, только если будем обладать таким уровнем святости, который соответствовал бы внутренней святости этой Земли, иначе нас постигнет та же судьба, которая постигла наших предков и те народы, чье распутство Земля не могла вынести.

Государству, жизнь которого основана на принципах Торы, обеспечена защита Свыше. Поэтому поддерживать нам нужно прежде всего ешивы, хедеры и другие религиозные учреждения.

 

Защита от безнравственности

Говоря о запрещенных связях, Тора употребляет особое выражение: «не приближайся к ним» (Ваикра 18:6,9).

Исходя из этого, наши мудрецы ввели законы, запрещающие мужчине уединяться с посторонней женщиной.

Предосторожности, охраняющие нравственность, - это не старомодные правила, без которых в нынешнее время можно обойтись. Нет, Всемогущий, вылепивший человеческую душу, прекрасно знает все движущие побуждения и инстинкты, вселенные Им во всякое творение. Поэтому Он повелел нам принимать меры предосторожности против безнравственности - самого трудноодолимого соблазна. Если инстинкт обуздан и запряжен в работу, цели которой святы, это связывает человека с Творцом, благодаря чему Шехина обитает в нашей среде. Если же мы пойдем по пути прочих народов, то будем низведены до уровня животных.

Дни праздника Суккот были самыми яркими и радостными из всех дней года. Великие мудрецы Торы, главы ешив, члены Санхедрина плясали и играли на разных музыкальных инструментах, а весь народ смотрел на это зрелище.

Первоначально женщины оставались в женском отделении, в то время как мужчины собирались у подножия Храмовой Горы; однако такое расположение приводило к излишнему общению полов и к чрезмерной игривости. Посему мудрецы приказали мужчинам занять женское отделение, а женщинам стоять снаружи. Но и это показалось недостаточным, и тогда на стенах Храма были сооружены балконы, которые перед каждым праздником Суккот обносились решетчатыми ограждениями, и теперь женщины могли смотреть на праздничное действо сверху.

Мудрецы сочли эти предосторожности обязательными, несмотря на то, что празднества проводились в Храме, где каждый еврей и так вел себя сдержанно и почтительно.

Мужчины и женщины будут разделены даже в момент оплакивания. И это несмотря на то, что:

а) в дни скорби люди меньше склонны к легкомыслию;

б) это пророчество касается того времени, когда Ашем с корнем вырвет из человеческого сердца злое начало, гнездящееся в нем сегодня, и восстановит ту чистоту, которой обладал Адам.

Приведенные примеры показывают, что Тора требует обязательных мер предосторожности для охраны чистоты и нравственности.

Удаляясь от безнравственности, человек соединяет себя со Всемогущим.

Тому, кто по нечаянности увидел нечто непристойное, но не позволил себе глядеть на это, уготована особая награда. О таком человеке сказано: «Тот... кто закрывает свои глаза, чтобы не видеть зла ...твои глаза увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» (Йешаяу 33:15, 17).

Мидраш поясняет, что наградой ему будет лицезрение Шехины и что, кроме того, он удостоится видеть, как грешники мучаются в Геиноме (в «земле отдаленной»).

Тора требует от еврея более праведного поведения, чем от язычника. Закон и язычникам запрещает прелюбодеяние и кровосмешение, но еврей осуждается даже за распутный взгляд (Ваикра раба 23:12) и за любое действие, побуждающее к безнравственности. Более того, Тора прямо запрещает безнравственные мысли.

 

Не отводить детей к жрецам Молоха

Ашем сказал евреям: «И своих детей не давай проводить (через огонь) пред Молохом» (Ваикра 18:21). В разделе Кедошим (20:1-5) об этом запрете говорится более подробно.

Как происходило поклонение Молоху? Разжигали два костра и проводили между ними детей.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.