Закат
Закат
00:00
Календарь
22 Июля
2018
Еврейский календарь
10 Ав
5778
Уроки финансового кризиса
Образ жизни

Уроки финансового кризиса

U-jew
23 августа 2017, 11:00

В связи с финансовым кризисом на ум приходит вопрос: деньги являются добром или злом? Не только в религиозных кругах, но и в светском обществе вновь и вновь начинается дискуссия о морали и богатстве (мамоне). Одни говорят об «обожествлении денег», другие - о «причине всех зол». Критикуют «жадность и стремление к быстрым деньгам», напоминают о «необходимости чувства внутренней социальной ответственности в финансовой сфере».

 

Как ко всему этому относится иудаизм? Как рассматриваются собственность, имущество и состояние с еврейской точки зрения? В отличие от многих других философских учений и мировоззрений иудаизм не видит в деньгах причину всех бед и зол. Еврейская мистика учит, что всё материальное на этом свете с духовной точки зрения не отрицательно и не положительно. Оно нейтрально. Всё зависит только от того, как им пользуются. К примеру, вино. Его употребляют при выполнении многих религиозных ритуалов и обрядов: при Кидуше и Авдале в Шабат и в праздничные дни, при Пасхальном Седере, на свадьбах, при обрезаниях и во время застольных молитв. Однако, это же вино можно также применить с совершенно другой целью, причинив вред и нанеся им урон окружающим и себе самому.

 

То же происходит и с деньгами. Деньги - это продукт нашей работы, и они используются для нашего пропитания и обеспечения жизненных необходимостей и потребностей. Кроме того, мы можем употребить наши деньги, чтобы помочь другим людям и творить тем самым добро. Но деньги равным образом могут стать причиной несчастья. Вместо того чтобы рассматривать деньги как необходимое зло, наши мудрецы подчёркивают также и их позитивное значение и говорят, что мы должны молиться за финансовое благополучие самих себя и других людей. Когда коэны воздевают свои руки, чтобы благословить народ, они наряду с духовным аспектом всегда имеют в виду и благополучие финансовое. Более того, наши мудрецы учат, что бедный человек подобен мёртвому, ибо очень ограничен в своих возможностях помочь своим ближним. Таким образом, мы видим, сколь важна роль денег и сколь велика ответственность, связанная с этим.

 

Следующая история иллюстрирует эти мысли. Некогда жил очень бедный мужчина, который вопреки своей бедности постоянно приглашал к себе домой гостей и угощал их всем, чем располагал и что мог себе позволить. Нищета подчёркивала его щедрость, которая проявлялась в данных обстоятельствах особенным, глубоко впечатляющим образом. В один из дней бедный мужчина неожиданно приобрёл богатство. Он получил в наследство шикарный дом с богатой обстановкой, с изящными шторами и с мраморной лестницей. Через короткий период времени в характере этого богатого теперь человека стали происходить заметные изменения. Он стал относиться к своим ближним всё прохладней и нетерпимей. Его друзья, которые незадолго до этого чувствовали себя у него, как дома, были изгнаны вначале намёком, затем с помощью пары действенных слов и окончательно громким криком с тем, чтобы они не загрязняли изящный мраморный пол своими следами, а также не повредили и не запятнали дорогую обстановку и богатые шторы. Со временем люди всё более и более удалялись и отстранялись от него, и таким образом любимый и уважаемый всеми друг превратился в одного из самых непопулярных людей города. Сам же он, однако, не мог понять, почему все внезапно стали его избегать и сторониться. Пребывая в полной растерянности, он решил обратиться за советом к одному мудрому раввину. Раввин дружественно встретил его и после того, как внимательно выслушал его историю, указал пальцем на висящее на стене большое зеркало и сказал:

«Что это за странное окно? Я вижу в нём только самого себя. Где же все люди на улице? Разве сегодня день траура и оттого все остались дома?»

Мужчина был очень изумлён поведением раввина и пояснил ему, что это не окно, а зеркало. Но раввин произнёс:

«Я этого не понимаю. И окно, и зеркало сделаны из стекла. Но почему я не вижу в зеркале никого, кроме себя самого?»

 

 

Мужчина ответил:

«Вы правы, окно и зеркало изготовлены из стекла, но зеркало покрыто с одной стороны слоем серебра. Если бы серебра не было, то и сквозь зеркало можно было бы увидеть других людей». В ответ на слова мужчины раввин воскликнул:

«Теперь я понимаю суть проблемы. Обладая даже небольшим количеством серебра, человек видит только самого себя!»

 

Безграничная щедрость и широкая благотворительность составляют потенциал денег. С другой стороны, жадность и надменность предопределяют их грозную опасность. Но как избежать эгоцентризма, грубости и бесцеремонности? Проблема состоит в том, что часто мы стремимся приписать обретение нашей собственности нашего капитала только себе, только нашим способностям и заслугам. Но по мере того, как мы всё более и более идентифицируем себя с нашим материальным имуществом, нам всё труднее и труднее делиться своим богатством с другими людьми. Однако, если человек поймёт, что все материальные блага и благословения исходят от Вс-шнего и даются Им с одной лишь только целью: помочь творить добро, он соответственно изменит своё отношение к личной собственности.

 

Примечательно и достойно внимания также следующее. В последнее время случились два события, кардинально потрясшие весь финансовый мир. Это: разрушение Мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и новейший экономический кризис, который также берёт своё начало в Нью-Йорке. Примечательно, что каждое из этих событий произошло в год Шмиты, в год, когда в соответствии с заповедями Торы должны быть прощены и аннулированы все долги и все участки земли должны быть возвращены их первоначальным хозяевам.

 

Хотя мы не в состоянии с полной уверенностью интерпретировать современные события, но внутренний смысл и содержание года Шмиты предельно ясны: все во Вселенной принадлежит лишь одному авторитету. Творец и Создатель мира – единственный владелец всего, и только Он решает, кому и сколько получить капитала и имущества. 11 сентября 2001 года мировая держава была поражена прямо в сердце. Тем самым ей было показано, что она в действительности не имеет реального контроля над всем тем, что происходит на её территории. За прошедший год деньги самых стабильных мировых финансовых центров улетели с ветром, испарились в воздухе. Однозначно ясно, что мы должны сделать из этих мировых событий следующие выводы: следует сознательно и ответственно относиться к своему имуществу, необходимо не быть чересчур уверенным и никогда не забывать, что все мы подчиняемся Высшему Авторитету, который правит миром и всё решает. Вся материальная составляющая окружающего нас мира, которая кажется нам сегодня непреходящей, может очень быстро исчезнуть, не оставив и следа. Ни что материальное не вечно!

 

Автор:  р. Авраам Ицхак Радбиль

 


Другие статьи

Последние статьи

Что обуть 9 ава?

Наталья Шульман

«А идише мамэ»

рав Берл Лазар

Что мы оставляем нашим детям

U-jew

Этично ли обзаводиться семьей, не имея дохода

U-jew

Еврейская мода. Самые известные женщины-дизайнеры

Наталья Шульман