Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Уманьские хасиды: история самого шумного штетла Украины
История и культура

Уманьские хасиды: история самого шумного штетла Украины

Евгений Шнайдер
06 сентября 2018, 11:02
Время прочтения Время прочтения: 14 мин.

Умань - один из старейших городов Украины. Первое письменное упоминание о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода - Потоцких. В конце 17 века здесь начали селиться и евреи.

В 1749 г. произошло нападение гайдамаков, которые сожгли почти весь город. Новый владелец Умани граф Францишек Салезий Потоцкий отстраивает заново замок, получает у короля разрешение на проведение ежегодной ярмарки и приглашает в город турецких, сербских и еврейских купцов. В 1760 году Умань получает Магдебургское право. За несколько лет еврейское население города выросло до 450 человек.

Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.

В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время очередного восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительную сумму денег, чтобы укрепить боевой дух защитников замка. Однако это не помогло. Комендант крепости Рафаил Младанович отправил против осаждавших отряд во главе с сотником Иваном Гонтой, но Гонта, спокойно взявший деньги у евреев, перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон сдержать значительно превосходящего по количеству и силам противника не смог, а может, и не захотел. Объединенные отряды Гонты и Железняка ворвались в Умань и устроили кровавый погром. Часть евреев под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера укрылась в синагоге и успешно защищалась до тех пор, пока гайдамаки не подтащили пушки и полностью не разрушили здание. Все защитники погибли.

Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек - в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Насколько эта история правдива, сказать трудно, ибо точно такую же рассказывают о резне в Тульчине во время хмельниччины, только имена у действующих персонажей другие.

Гонта кончил плохо - поляки его поймали и казнили с особым садизмом. А совсем недавно в Умани был установлен памятник народным "героям" Гонте и Железняку - прямо напротив синагоги, которую они так и не смогли захватить...

В память об Уманской трагедии во многих общинах Правобережья в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста.

Памятник Гонте и Железняку

В 1773 году Умань унаследовал Станислав "Щенсный" Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк "Софиевка", сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк "Аркадия" князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет.

В 1793 году Умань по второму разделу Польши перешла в состав Российской империи. По состоянию на 1801 год в городе проживало 1895 евреев (58% всего населения), в т.ч. 6 купцов.

Парк "Софиевка"

В 1808 году в Умань из Бреслава (совр. пгт Брацлав) приезжает основатель бреславского хасидизма рабби Нахман бен Симха, внук Баал Шем Това. По словам рабби Нахмана, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманьской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом. Цадик умирает в праздник Суккот всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Перед этим он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году - и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Бреславские хасиды обязательно носят пейсы - по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться. Последний урок, который рабби дал своим ученикам, был на тему Рош а-Шана, и традиционно именно в этот праздник приезжает в Умань основная часть паломников со всего мира. Однако, и в другие дни на могиле рабби Нахмана многолюдно. По еврейской традиции, молитва у могилы праведника имеет особую силу, поэтому не только хасиды, но и нерелигиозные евреи, и даже неевреи приезжают сюда попросить благословения у Всевышнего.

Памятная табличка на месте дома рабби Нахмана

В 1990-е годы поднялся вопрос о перезахоронении праха рабби Нахмана в Израиле; была даже достигнута соответствующая договоренность между украинским и израильским руководством. Но бреславские хасиды резко воспротивились этому: такие действия противоречат главному поводу, по которому рабби попросил похоронить его именно в этом месте. Тем не менее, двое молодых хасидов, не разобравшись в сути завещания своего учителя (а может, и по другим причинам) как-то попытались тайком выкрасть останки, но украинская милиция вовремя обнаружила горе-гробокопателей.

В Умани также жил ближайших ученик Нахмана - Натан Штернгарц, который подробно записывал его мысли и учение. Сам Браславер не оставил после себя никаких письменных трудов, все систематизировал и сохранил рабби Натан. Главным образом благодаря рабби Натану Штернгарцу бреславский хасидизм сегодня - одно из крупнейших хасидских течений в мире. Похоронен ближайший ученик рабби Нахмана в месте, ставшем колыбелью этого течения - поселке Брацлав Винницкой области.

Огель и синагога на могиле рабби Нахмана

В первой четверти 19 века Умань становится одним из важнейших центров Гаскалы в Украине. Местный маскил лесоторговец Хаим Гурвич перевел на идиш и издал в бердичевской типографии книгу Кампе "Открытие Америки", позже он перевел ее и на иврит. Для уманьских евреев это была первая еврейская книга, не связанная с религиозными текстами; она приобрела огромную популярность. Другой маскил, поэт Авраам Готлобер в своих "Воспоминаниях" писал: "Книга Гурвича была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка". Хаим Гурвич также поддерживал тесный контакт с видным караимским ученым Исааком. Хасиды настолько сильно не любили Гурвича, что после его смерти создали легенду, согласно которой его грешная душа вечно странствует по миру и не находит покоя...

В 1822 году сын Хаима Гурвича Гирш-Бер (он же Герман Бернард) попытался открыть в городе общеобразовательную еврейскую школу, "основанную на принципах Моше Мендельсона". Эта школа уже некоторое время подпольно существовала и была первой такого рода в Российской империи. Но местные власти наложили запрет: в тюрьме в это время сидел еврей по фамилии Мендельсон, и они, видимо, посчитали, что связанная с такой фамилией школа ничему хорошему детей не научит. Все же, через некоторое время школу открыть смогли (наверное, Мендельсона выпустили), но проработала она недолго из-за сильного противодействия ортодоксов, особенно хасидов. В 1835 году известный врач и общественный деятель Бернард Абрагамсон, проживавший в тот период в Умани, предпринял третью попытку открытия школы, но также потерпел неудачу.

Бывшая еврейская школа

 

Бывший хедер

В начале 20 века большинство уманьских евреев занималось ремеслами, особенно - шитьем, и мелкой торговлей. Были и крупные магазины, принадлежавшие семьям Файнштейн, Шварцман и Пхор, канцелярский магазин Шапиро, магазины ювелирных изделий Фраермана и Краснянского, продовольственный магазин Лернера, оружейный магазин содержал Вернер.

Евреи также владели разнообразными предприятиями. В Умани был банк М.Раппопорта, пивоваренный завод Аврума Альтмана, табачная фабрика Хаима Марьяновского и Мордко Краинского, махорочная фабрика Хаима Спектора, 2 гильзовые фабрики семьи Лейциных. Заведения шипучих вод (производство минералки) принадлежали Пейсаху Иоришу, Авруму Бараку, Шейве Туницкой, Срулю Сафре, Шмулю Ширжике; мельницы - Науму Зусьману, Янкелю Жорницкому, Срулю Тульчинскуму; мыловаренные заводы - Хаве Тверской, Хаиму Житомирскому, Берко Аксельруду, Авруму Бармату; завод колесной мази - Лейбе Мазуру; фабрика масляных красок и масловаренный завод - Фроиму Линдину; каретные заведения (можно сказать, таксопарки) - Элю Срулевичу Спиваку и Мордко Калехману. Традиционно евреи содержали фотоателье - А.Юрковская, С.Рабинович, Ф.Лесницкий, а также типографии - Иосиф Баран, Лейба Шапира, Двойра Вайнштейн, И.Цейтлин, Аврум Тарадаш, Вольф Айхенбойм. Сруль Мошкович Зоненберг заведовал земской почтой.

Еврейские магазины и заведения располагалось, в основном, в центральной части города. Здесь же находилось и большинство уманьских синагог.

Центральная городская синагога была сооружена при помощи купцов братьев Файнштейн на улице, носившей говорящее название - Кагальная. При ее строительстве властями было поставлено распространенное условие - перед синагогой возвести дом, который заслонял бы ее с улицы Дворцовой (совр. ул. Независимости) и располагавшегося на ней Военного собора. Интересно, что сегодня улица носит имя Спинозы, но уточнить, имеется ли в виду известный философ еврейского происхождения или какой-то его однофамилец, пока не удалось.

Место Центральной синагоги

Улица еврейского квартала

Второй еврейский квартал под названием Раковка размещался на окраине Умани. Проживала здесь, в основном, местная беднота. Центром района была Хоральная синагога (она же Старобазарная, она же синагога "Шомрим ла бокер" - "Стражи утра"), располагавшаяся на вершине высокого холма над рекой, на улице с не менее говорящим названием - Верхнееврейская (сегодня - улица Шолом-Алейхема). От синагоги и до самого низа холм со всех сторон был облеплен деревянными лачугами и мазанками, отчего район получил еще одно название - Нижний еврейский. Под холмом находился базар (он и сегодня никуда не делся), вокруг которого размещались традиционные еврейские "мотели" - заезды.

После смерти рабби Нахмана рядом с Хоральной синагогой была построена хасидская синагога. Первоначально хасиды планировали молиться во дворе дома, где жил их учитель, но рабби Натан помнил - цадик хотел, чтоб все уманьские евреи молились вместе. Он стал приходить на молитвы в Хоральную синагогу, и хасиды последовали его примеру. Тем не менее, сепаратистские настроения в бреславской среде крепчали. Спустя некоторое время рабби Натан вынужден был поддаться давлению своего окружения и инициировать строительство отдельного молитвенного дома для хасидов. Сегодня обе синагоги - хасидская и Старобазарная - расположены на закрытой территории завода "Мегаомметр", свободного доступа к ним нет.

Раковка, нач. 20 века

Хоральная (Старобазарная) синагога, 1950-е гг.

Бывшая Хоральная синагога на территории завода

Бывшая синагога бреславских хасидов

В 1910 году в городе действовали три частные мужские училища и талмуд-тора. По ревизии 1914 года в Умани проживало 28 267 евреев (56,2% всего населения).

В 1919 году в Умани произошло несколько еврейских погромов. Во время одного из них было убито около 350 человек. Погромами отметились и войска Директории, и крестьянские банды, и Красная армия; не осталось в стороне и местное население.

После установления советской власти многие евреи начали переселяться в областной центр и другие крупные города. К 1939 году в Умани оставалось осталось 13 233 еврея, что составляло около 30% от всего населения города.

Братская могила жертв погрома 1919 года.

На памятнике указано количество - 3 тысячи человек

В августе 1941 года Умань заняли немецкие войска. В этот момент в городе находилось около 15 000 евреев - местных и беженцев из ранее оккупированных мест. Сразу же нацисты расстреляли 80 человек из еврейской интеллигенции. В сентябре, по воспоминанию уцелевшей во время Холокоста Мани Файнгольц, около 1000 человек были заперты в подвале старой тюрьмы и удушены газом; после этого было расстреляно еще 1412 евреев.

Здание бывшей тюрьмы

Мемориальная табличка на здании

1 октября всех евреев переселили в район Раковки. Практически все имущество при этом у них было отобрано. В грабеже еврейского населения самое активное участие принимали их бывшие соседи. Спустя всего лишь неделю нацисты и полицаи устроили первую "акцию", в ходе которой уничтожили 5400 уманьских евреев и 600 евреев-военнопленных. Также были убиты те украинцы, которые пытались прятать евреев. Еще через 2 недели в урочище Сухой яр нацисты и их пособники во время второй "акции" расстреляли около 10 000 евреев из Умани и соседних местечек.

Оставшихся евреев-специалистов с семьями (около 1800 человек) поместили в гетто, которое было ликвидировано в апреле 1942 года. Всего по разным данным во время оккупации в Умани было уничтожено от 20 до 25 тысяч евреев.

Памятник на месте расстрела в урочище Сухой яр

После войны часть евреев вернулась в Умань из эвакуации. Территорию самого старого еврейского кладбища советские власти застроили жилыми домами, огель рабби Нахмана был разрушен. В 1957 году во время острой антирелигиозной компании в числе сотен синагог по всей Украине была закрыта и последняя уманьская синагога.

В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев - 5% всего населения.

Одна из бывших синагог в центре Умани

Бывший дом раввина

Во время независимой Украины паломники вновь вернулись в Умань, в последние годы их количество превышает 30 000 человек в год - и это все на протяжении одного короткого периода. В остальное время их намного меньше. На могиле рабби Нахмана построена синагога, а весь квартал вокруг превратился в настоящий филиал Израиля в Украине: надписи на всех магазинах на иврите, кошерные рестораны, сувенирная продукция соответствующего направления. Особенно впечатляет построенный недавно 9-этажный отель "Шаарей Цион" (Врата Сиона). Интересно, что в сувенирных лавках продаются портреты цадиков из других хасидских династий - например, был замечен портрет рабби Шнеура Залмана, основателя ХаБаДа, конкурирующей, так сказать, фирмы. А вот изображений самого Нахмана, по-видимому, не существует (кстати, по поводу изображения рабби Шнеура Залмана также высказываются сомнения, соответствует ли оно действительности).

Современный еврейский квартал Умани

Сувенирная лавка

В Умани родились известный еврейский писатель Григорий Полянкер, поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.

Сегодня в Умани есть 2 еврейские общины: небольшая местная, и постоянно проживающие здесь бреславские хасиды, которые присматривают за огелем, синагогой и гостиницей.

Использован материал:

Фото:

  • Евгений Шнайдер;
  • Виталий Буряк;
  • Википедия. Умань
Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Исход: как все было на самом деле?
Скептицизм – один из инструментов познания Б-га
Родительская справедливость: как, за что и почему наказывать своих детей
Еврейская рота батьки Махно
Кто и когда ввел празднование Симхат Тора?