Три суда (притча) - Ujew

Три суда (притча)

Три суда (притча)
Количество просмотров 715 Количество комментариев 0

Когда-то жил в Бердичеве один богатый еврей. Но, несмотря на то, что денег у него было в достатке, он не спешил давать их на цдаку, поэтому по праву считался скрягой.

Когда он умер, работники похоронного братства решили проучить богача и сделать так, чтобы он хотя бы после своей смерти дал пожертвование. Поэтому они сказали родственникам покойного, что готовы похоронить богатого скрягу только при условии, что им заплатят за это в десять раз больше, чем обычно.

Наследники богача не согласились на такое условие, и вскоре весть о том, что еврея не хотят хоронить, разлетелась по всему Бердичеву.

В то время раввином города был известный хасидский праведник рабби Леви-Ицхак. Услышав всю историю с похоронами, он потребовал, чтобы представители похоронного братства выделили для покойного самое лучшее место на кладбище и чтобы с его родственников взяли лишь столько денег, сколько те согласны заплатить за похороны. Более того, рабби Леви-Ицхак попросил сообщить ему, когда состоятся похороны, потому что он сам хочет принять в них участие.

Бердичев - город небольшой, поэтому вскоре уже все жители города знали, что в похоронах скряги будет принимать участие сам раввин. Поэтому к похоронной процессии присоединились все от мала до велика, и богач был похоронен с большими почестями.

После похорон ученики праведника спросили его, за что же богач удостоился таких почестей. Рабби Леви-Ицхак ответил:

«Он трижды приходил ко мне на «суд Торы» и трижды выигрывал его».

 

Первый суд

Один еврей занимался мелкой торговлей. Он брал деньги у жителей своего местечка, ехал на ярмарку, покупал на эти деньги товары и привозил их в местечко. Благодаря этому ему удавалось заработать несколько рублей себе на пропитание. Однажды, когда он приехал на ярмарку, то обнаружил, что его кошелек со всеми деньгами, которые ему дали, пропал. Начал искать еврей кошелек и не смог найти. Тогда от горя он потерял сознание и упал на землю. Люди, увидевшие это, начали вводить его в чувство, но все было бесполезно. Как только еврей приходил в себя и вспоминал, что потерял чужие деньги, он снова падал на землю без чувств.

В это время на ярмарке находился и бердичевский богач. Увидев, что происходит, он узнал, сколько денег было в потерянном кошельке, вытащил нужную сумму и дал ее еврею, сказав, что он нашел деньги. Тем самым он спас жизнь бедного торговца.

Среди свидетелей случившегося был человек, который в действительности нашел кошелек. Вначале возобладало над ним злое начало, поэтому он решил оставить кошелек себе и не возвращать владельцу. Когда же он увидел, что богач вернул торговцу деньги, исполнив тем самым большую заповедь, -человек, нашедший кошелек, раскаялся и обратился к богачу, желая вернуть ему деньги, истраченные на помощь еврею.

Однако богач отказался взять деньги. «Я исполнил заповедь и не собираюсь ее продавать», - ответил он. Однако человек, нашедший деньги, не успокаивался и продолжал уговаривать богача взять деньги. Тот же не соглашался ни в какую. Тогда они решили обратиться ко мне.

Устроив «суд Торы» и разобравшись во всех подробностях, я признал, что богач прав и может не брать найденные деньги.

 

 

Второй суд

Один не очень богатый еврей хотел попытать своего счастья и отправиться на заработки в другой город. Но жена не отпускала его, справедливо замечая, что, если он уедет, ей с детьми не на что будет жить.

Тогда муж сказал ей, что он договорился с городским богачом, что каждый четверг бухгалтер богача будет давать ей деньги на неделю. Услышав это, жена согласилась отпустить еврея на заработки.

Наступил четверг, и женщина отправилась в дом богача, Выслушав ее, бухгалтер лишь рассмеялся, сказав еврей-муж ее обманул, чтобы сбежать из дома. Женщина же начала кричать, что ее муж - честный человек, и, если он сказал ей, что договорился с богачом, значит, так оно и есть.

Услышав крики, богач вышел из своего кабинета, и разобравшись, что происходит, велел бухгалтеру заплатить женщине ту сумму, о которой она говорит, и продолжать выплачивать деньги каждую неделю.

Еврей же, уехавший на заработки, хорошо преуспел в делах и через полгода вернулся в родной город богачом. Только одна мысль тревожила его во время возвращения: «Как его жена и дети жили все это время - он ведь не оставил им ни копейки?»

С тревожным сердцем переступив порог дома, он, к своему удивлению, увидел, что его жена и дети ни в чем не нуждаются. Более того, они встретили его с радостью. На вопрос, как они жили все это время, жена рассказала еврею, что каждую неделю получала деньги от богача, как и было договорено.

Еврей понял, что произошло: богач заботился о его жене без всякого договора, и сейчас, разбогатев, он решил подсчитать, сколько денег его жена получила за эти полгода, и отдать богачу долг.

Придя в дом богача и протянув деньги, еврей был удивлен, поняв, что тот вовсе не собирается их брать. Богач ответил, что он вовсе не одалживал еврею деньги, а просто пожалел бедную женщину и решил помочь ей, дав деньги в качестве подарка. Еврею же было неудобно оставаться в долгу перед богачом. В конце концов, они решили обратиться на «суд Торы» к раввину. Рабби Леви-Ицхак постановил, что прав богач.

 

Третий суд

Однажды к богачу обратился один еврей с просьбой дать ему ссуду. Он хотел заняться каким-то прибыльным делом, но не имел начального капитала. Тогда богач спросил его, кто может быть гарантом того, что еврей вернет деньги.

Еврей ответил: «Моим гарантом может быть Всевышний, Благословен Он». Такой гарант устроил богача, и он с радостью одолжил еврею деньги.

Человек вложил деньги в дело и через некоторое время сильно разбогател. Тогда он пришел к богачу, чтобы отдать ему долг. Но тот отказался брать деньги.

«Я уже получил назад свою ссуду, - сказал он удивленному еврею, - твой гарант все мне выплатил».

Так как еврей все же хотел заплатить богачу, они обратились к раввину, чтобы тот их рассудил. Рабби Леви-Ицхак снова постановил, что богач прав и может не брать денег.

После этих трех историй все жители Бердичева поняли, насколько праведным человеком был богач, а скрягой он притворялся только из-за своей скромности.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.