На протяжение всего месяца элула, а особенно 10 дней между Рош а-Шана и Йом Кипур, для евреев крайне важно совершить покаяние, так как именно в этот период времени евреи были прощены Всевышним за грех Золотого тельца.
Как известно, спустя сорок дней после дарования Торы, когда Моше еще находился на горе Синай, сыны Израиля решили найти замену Б-гу и изваяли тельца. Всевышний очень разозлился на них за этот поступок и захотел уничтожить всех, оставив в живых только Моше и сделав его потомков великим народом. Однако Моше удалось переубедить Всевышнего и задержать наказание. Моше спустился с горы и разбил Скрижали Завета, а все грешники были приговорены к смертной казни.
Хоть все участники греха Золотого тельца были казнены, Всевышний не вернул своего прежнего отношения к сынам Израиля. Моше же, в свою очередь, не переставал молить Б-га о прощении для своего народа. Моше снова взошел на гору Синай, и в Йом Кипур Всевышний принял раскаяние евреев и передал им вторые скрижали как знак приближенности народа Израиля к Творцу. Так как все эти дни от новомесячья элула до Йом Кипура наполнены важными событиями, именно они считаются самыми благоприятными для покаяния.
В месяце элул есть также традиция трубления в шофар, установленная мудрецами. Это связано с тем, что когда Моше взошел на гору, сыны Израиля трубили в шофар в качестве предостережения от нового идолопоклонства. Считается, что звуки шофара побуждают к покаянию, так как у шофара есть такое качество, как отвращение людей от греха.
Поэтому в народе Израиля трубят в шофар на протяжении всего месяца. У ашкеназов есть обычай трубить в шофар каждый день элула после утренней молитвы (шахарит). Сефарды же в этот месяц читают слихот (покаянные молитвы), а во время чтения кадиша трубят в шофар. В общинах йеменских евреев, так же, как и у сефардов, принято трубить в шофар после чтения слихот, а иногда – и когда читают «Тринадцать качеств Б-жественного милосердия».
Несмотря на то что, трубление в шофар не заповедь Торы, а только традиция, для общины очень важно этот обычай соблюсти. Однако человеку, который молился сам и не слышал шофар, не нужно искать того, кто бы смог протрубить в шофар только для него.
Во времена гаонов в большинстве еврейских общин появилась традиция в каждый из Десяти дней раскаяния вставать с рассветом и читать слихот. В этих молитвах евреи просят о прощении грехов и милости для всего народа Израиля. В молитве мы также просим Творца не глядеть на наши грехи, и напоминаем о заслугах наших праотцов перед Ним. В слихот мы обращаемся ко Всевышнему с просьбой собрать в Святой Земле Израиля всех евреев, отстроить Храм и вернуть Свю Шхину.
Слихот читают в Десять дней покаяния потому, что именно в эти дни Всевышний наиболее благосклонен принять молитвы, и в эти дни совершает Высший суд над народом Израиля.
Очень важно, чтобы все евреи в эти дни смогли принять участие в общей молитве за благополучие всего народа и за раскрытие святости Всевышнего во всем мире. Тогда и личные молитвы каждого еврея смогут быть услышаны Б-гом.
Наши пророки указывают на то, что в час бедствия все евреи должны организовывать общественные посты и молитвы, в которых нужно просить Всевышнего о помиловании Святого народа и Святой земли.
Как сказано у пророков (Йоэль, 2:15-18): «Трубите в рог на Сионе, посвятите день посту, созовите собрание; соберите народ, созовите общину, соберите старцев, соберите детей и грудных младенцев; пусть выйдет жених из комнаты своей и невеста из-под полога своего. Меж притвором и жертвенником пусть плачут священники, служители Господни, и пусть скажут они: пощади, Господи, народ Твой и не предай удела Твоего позору, чтобы не стал он притчей для народов; зачем же станут говорить среди народов: где Б-г их? И возревновал Господь о земле Своей, и сжалился над народом Своим».
Одного чтения покаянных молитв для человека недостаточно – он должен пробудиться к раскаянию и исправить свои грехи. В связи с этим в еврейской традиции в этот период принято также заниматься изучением этических трактатов (мусар) и слушать наставления, побуждающие к покаянию.