Всемирная организация здравоохранения обеспокоена тем фактом, что с каждым годом во всем мире растет число самоубийств. В обществе к этому относятся двояко: понимая, что это ужасно и неправильно, одновременно сочувствуют тем, кто на это пошел – мол, это оттого, что эти люди несчастны и страдали. Некоторые даже борются за легализацию эвтаназии.
У религиозного человека в отношении самоубийства не может быть никаких сомнений – в Торе самоубийство причислено к самым страшным грехам, которые нельзя искупить. Самоубийца не удостаивается чтения кадиша и захоронения на еврейском кладбище, а мудрецы говорят, что такой человек не получит долю в Будущем мире.
Такая категоричная строгость объясняется тем, что человеческая жизнь является Божьим даром. Хоть у человека и есть право отказаться от этого дара, имея свободу выбора, но тогда это будет расцениваться, как отказ от самого Бога. А какой грех может быть больше этого?
Только Всевышний определяет, когда человек рождается и когда уходит – ведь человек в этом мире выполняет ту миссию, которую Бог возложил на него. Люди должны делать все, чтобы жить как можно дольше, чтобы иметь возможность служить Всевышнему.
В мишне есть такие слова: «Человек должен знать, другим говорить и на весь мир заявлять, что Он – Бог, Он – создатель, Он – творец; Он – всеведущ, Он – судья, свидетель и истец, и Он, Благословенный, будет судить, ибо нет перед Ним ни несправедливости, ни забвения, ни лицемерия, ни подкупа. И знай, что всему есть счет, и пусть не убеждает тебя инстинкт зла, будто могила станет тебе убежищем: ведь создан ты не по твоей воле, не по твоей воле родился, живешь и умрешь; и не по твоей воле придется тебе стоять на суде и давать отчет перед царем всех царей, Господом, благословен Он».
Отсюда мы учим, что главная миссия жизни – делать добро, улучшать окружающий мир и приближать приход Машиаха. Успешно выполнивший эту миссию заслужит награду в Будущем мире.
Что же касается страданий, то они не случайны и часто являются следствием недостатков человека, которые необходимо исправить и прийти к тшуве. Бывает, что страдания даны для того, чтобы, пройдя их, человек получил дополнительную заслугу для существования в Мире грядущем.
Важно понимать, что страдания и испытания всегда уступают радости от жизни, которую нам подарил Б-г. По этому поводу есть очень хорошая майса. Две сестры долго не могли выйти замуж. Причем одна из них была некрасивой, а вторая – злоязычной. Наконец одному мудрому свату удалось-таки подыскать сестрам женихов. Той, что была уродливой, достался слепой, а склочнице – глухой.
Однажды проездом в этом городе оказался известный врач, который мог излечивать все болезни. Так, когда к нему пришел слепой, врач сделал его зрячим, а когда пришел глухой – он вернул ему слух. На первый взгляд, жизнь этих двух людей должна была стать намного счастливей, но все оказалось совсем не так.
Когда слепец прозрел, он увидел уродливую внешность своей жены, а когда глухой стал слышать, то он узнал, какие неприятные слова говорит ему жена каждый день. В итоге оба отказались оплачивать счет за операцию, так как после нее их жизнь превратилась в еще большее мучение. Тогда пациенты и врач обратились к раввину, чтобы тот помог им решить проблему. Раввин, разобравшись в сути претензий, постановил вернуть все на прежние места, то есть, чтобы врач окончательно лишил зрения слепого, а слуха – глухого. На что, понятное дело, не согласились пациенты. В таком случае раввин призвал их заплатить за операции, потому что они сами теперь осознали, какое великое благо сотворил для них врач.
По материалам torah.ru