Согласно мидрашам, собака появляется в самом начале творения мира. Практически во время Каина, когда Каин говорит Всевышнему: «Ты меня изгнал от своего лица и каждая встреча с тобой меня убьет». Написано, что Всевышний дал ему знак. Есть много трактовок, что такое знак по мидрашам. И один из комментариев говорит, что этим знаком была собака, которая предупреждала Каина об опасности. То есть понимание о том, что собака – это друг человека, пошло еще со времен Каина. Это первая встреча собаки в Торе.
Второй раз мы ее встречаем в Ковчеге. В Ковчеге она «отличилась». Написано, что трое нарушили запрет близости. Близость была запрещена, это была часть исправления греха разврата. Так вот, нарушили близость трое: ворон, Хам и собака (келев). И здесь мы видим противоречие. С одной стороны, собака - это друг человека, с другой - сопровождающий Каина знак, а с третьей - у собаки есть склонность к разврату. И здесь нужно сказать, что собака символизирует в Торе Амалека. Почему?
Сказано, что есть несколько таких тем, когда в Торе запрещено различного рода соединения. Например, мясо и молоко. Их запрещено соединять, потому что мясо это гвура (строгость), а молоко - это хесед (милосердие). Еще одно из таких соединений – лён и шерсть, то есть лён - это гвура, сила Каина, а шерсть - это сила Авеля, хесед. Причем иногда мы говорим, что соединение хеседа и гвуры дает более высокое качество - теферет. Это отдельный разговор о том, когда можно соединять, когда нельзя соединять, когда это хорошо или плохо.
Тем не менее всё-таки существуют соединения, которые запрещены. Об одном из таких соединений написано: «не паши на быке и осле вместе».
Бык работает, с его помощью сеют и собирают урожай. Это сила, гвура. А осёл наоборот, ложится и не хочет идти. Он любит полежать, такая восточная нега у него – вот это черезмерный хесед.
Казалось бы, нельзя соединять такие две силы в прямом и духовном понимании заповедей. Когда их соединяют, то можно подумать, что вроде и берут что-то хорошее от этого и от этого и, может, будет линия гармонии теферет, они справятся и уравновесят друг друга. Но нет. Написано, что когда соединяются бык и осёл, то рождается клипа (скорлупа, закрывающая святость) – клипа Амалека. Вот Амалек - это соединение хеседа и гвуры, хотя, конечно, он ближе к линии гвуры и к линии Каина. Средняя линия клипы, или соединение клипы – это Амалек. В нём есть и гвура, и хесед, поэтому в Торе животное, которым он символизируется – это собака.
Из такого соединения быка и осла и рождается собака. Естественно, в духовном понимании. И качество собак описывается как «наглость» - азут, не знают насыщения, всё время всё мало. Это опять одна сторона. Посмотрим на картину в цельности.
Есть такая вещь, которая называется перех-шера. Это отрывки, которые, как передали наши мудрецы, рассказывают о том, что все творения поют Всевышнему. Земля поет, небо поёт, травы поют. Все творения поют: небеса, природные явления, животные, птицы и, наконец, насекомые. Но самое последнее животное, которое поет песнь Всевышнему, это собака. Написано, что собаки говорят: «пойдем, поклонимся и приклоним колено перед Всевышним». Был такой рабби Шая, ученик раби Ханины бен Доса, он постился 85 постов, чтоб понять, как это собаки, про которых сказано, что они не знают насыщения, поют песнь.
И пришел к нему ангел. Он сказал, что, когда евреи выходили из Египта, «не скрипнул пёс языком». Они получили за это награду – «падаль и всяких мертвых животных бросайте им». Еще ангел говорит, что собаки еще удостоились того, что их экскрементами обрабатывают пергамент, на котором пишут Тору.
Возникает вопрос: неужели Б-г не нашел среди своих творений более благородного материала для обрабатывания святой Торы, чем собачьи отходы? Это же не самое хорошее животное. Еще и из их отходов?!
Как так может быть? Но теперь, для того, чтобы это понять, я хотел бы вернуться к тому, что собака первый раз появляется у Каина. То есть она относится к силе Каина, как и Амалек. К силе гвуры, определенной наглости.
Собственно говоря, в чем вопрос рабби Шая о том, почему собака не может петь песнь. Собака, получается, это символ Амалека. А Амалек – это творение, которое нужно уничтожить. Потому что это качество “азут” - восстание против Всевышнего, это сила Каина. И вот собака, это животное, поёт песнь. И какую? Песнь о полном самоотречении: “Пойдем преклоним колено перед Всевышним”.
Ангел ему отвечает, что, во-первых, собаки не лаяли в Египте во время казни первенцев. И написано, что если есть где-то рядом смерть, то собака лает. Да, там был ангел смерти. Но там собаки молчали, даже сказано было, что “собака не скрипнет своим языком”, чтобы все видели разницу евреями и египтянами. Тут была идея в том, что даже в самое низкое творение, которое символизирует Амалека, даже туда доходит Божественная святость. Святость доходит настолько низко, до таких низких животных, что даже их отходами обрабатывают Тору. То есть нет ничего пустого в творении.
Как пользоваться качеством наглости “азут”? Написано, что когда Моше поднимается на гору Синай и видел, как Всевышний рисует коронки буквам Торы, то он спросил, что Тот делает. На что Господь ему ответил, что придет еще рабби Акива, который через много поколений сможет дать толкования этим коронкам.
Для чего же есть эти коронки? Во-первых, у каждой еврейской души есть буква в Торе, а у геров, которые приходят в этот мир, корень души в этих коронках. Рабби Акива, величайший мудрец Торы, происходил, как известно, из семьи геров. Коронка - это нечто добавочное в букве. Суть в том, что ты приходишь и можешь добавить своё мнение, то есть тут должно быть качество “азут” - наглость. Но тут святая наглость, когда ты можешь прийти и добавить что-то своё. Это и есть качество собаки.
Но кто может себе позволить такую наглость что-то добавлять? Тот, кто имеет полный битуль, самоотречение перед Всевышним. Собака и живет в парадоксе. С одной стороны, она полностью принадлежит хозяину и живет ради хозяина, то есть она предана и получает за это награду. С другой стороны, собака - это всё еще наглость. И правда, кто может себе позволить такую святую наглость? Когда кто-то приходит с такой наглостью к Всевышнему, то Всевышний может раскрыть ее святой корень. То есть Б-г не раскрывает там земную наглость, а дает возможность прийти и добавить что-то от себя в Тору, может, иногда даже поспорить Б-гом.
Или как Мордехай, который стоит против Амана и открыто идет на войну, хотя, может, по закону Торы нельзя так. Это и есть святая наглость. Наглость прийти и раскрыть какой-то новый уровень, которого не было. Это сила “азут”, сила святой наглости. Это сила, которая коренится у того, у кого есть полное самоотречение. Как собака, которая была полностью предана Каину.
Последняя песнь всего творения, которую поёт собака, отображает битуль - самоотречение и преданность.