Один из великих комментаторов Торы, Рамбам, отмечал, что «всякий раз, когда человек дает милостыню бедному с неприятным лицом, он теряет свою заслугу, даже если он дает ему 1000 золотых монет. Вместо этого он должен дать ему с радостным лицом и с приветливостью». Отсюда мы выводим, что самое главное в помощи ближнему – это наше хорошее отношение к нему. Для любого человека гораздо важнее, когда к нему проявляют искреннее участие, чем просто дают материальную помощь.
В Талмуде также сказано: «Тот, кто дает бедному материальную помощь, благословляется (с Небес) шестью благословлениями, а тот, кто красиво с ним разговаривает и подбадривает его, удостаивается одиннадцати благословений».
Однажды рабби Брока Хузаа шел с пророком Элияу по рынку и решил спросить его, есть ли среди людей на рынке такие, кто уже заслужил место в Будущем Мире. Пророк указал рабби на двух людей. Когда Брока поинтересовался у них, кто они такие и чем занимаются, те ответили, что они веселят людей – они подходят к грустному человеку и стараются развеселить и убрать грусть с его лица.
В галахическом кодексе «Шульхан Арух» есть такая оговорка, которая касается заповеди почитания родителей: «Даже если сын кормит своего отца каждый день изысканными яствами, но показывает свое раздражение – ему полагается наказание за это».
Пример рава Хаима Крайзвирта, который считается одним из самых видных раввинов прошлого поколения, показывает нам, как важно, раздавая цдаку бедным, оказывать им максимальное уважение. Немало богатых евреев обращались к раву Крайзвирту, доверяя его мудрости, чтобы тот распределил их цдаку на свое усмотрение. Когда рав Хаим хотел передать деньги одному из бедных евреев, он просил его приехать за деньгами на такси за счет раввина. Это рав Крайзвирт объяснял тем, что для него большая честь передать деньги такому уважаемому еврею лично, но так как он не имеет такой возможности, то хочет оплатить ему такси, чтобы тот сделал честь раввину и приехал к нему сам.
По материалам imrey.org