Отношение евреев к войне особое. Его хорошо отражает одна история про Авраама Линкольна. Как-то во время Гражданской войны ему сказали: «Надеюсь, что Бог на нашей стороне». На это президент ответил так: «А я надеюсь, что это мы на стороне Бога».
В Торе война считается печальной необходимостью, так как Древний Израиль вынужден был защищаться, как и любые другие народы. Однако Тора предусматривает важные правила, которые обеспечивают ведение войны сдержанно и с состраданием.

Большинство законов о войне не утратили своей актуальности даже спустя три тысячелетия. Все войны, которые вел израильский народ, можно разделить на две категории. Первая – это «милхемет мицва» или обязательная война, которую повелевал Всевышний, а вторая – «милхемет решут», т.е. добровольная война.
К обязательным войнам относятся все битвы, которые вел Йегошуа с целью завоевать Землю Израиля; в эту категорию входят и все войны, которые велись в защиту Израиля. Что касается добровольных войн, инициированных лидерами страны, то их разрешалось вести лишь с одобрения высшего суда из 71 мудрецов Торы – Сангедрина. Причем евреям запрещалось первым начинать войну, прежде чем они не попытались договориться с врагом мирно. Условия урегулирования конфликта базировались на «семи заповедях сыновей Ноаха» и включали выплату определенной суммы Израилю.
Тора предписывает при осаде города оставлять одну сторону открытой, чтобы позволить сбежать всем тем, которые это хотят. Запрещено выкорчевывать плодовые деревья за пределами осажденного города, а также нарушать подачу водоснабжения (хотя заметим, что запрет на беспорядочное уничтожение природных ресурсов действует и в мирное время).
Во время войны евреи также должны сохранять свое человеческое достоинство и соблюдать правила личной гигиены. В связи с этим еврейские солдаты всегда имели с собой специальные приспособления для закапывания своих отходов.
На войну еврейская армия всегда шла в сопровождении специального коэна, он назывался «коэн машуах-милхама» («помазанный на войну»). В его задачу входило поддерживать боевой дух солдат, напоминая, что Всевышний с ними. Кроме того, «коэн машуах-милхама» объявлял, что солдат, который недавно обручился с женщиной, но еще не женился на ней, посадил сад, но еще не собрал с него плодов, или построил новый дом, но еще не переехал в него, должен покинуть поле битвы и поддержать воинов из тыла. Причем, это касалось только обязательных битв, а в добровольных такие люди вообще не принимали участие.
Если воин боялся, что сможет ослабить боевой дух своих товарищей, он должен был покинуть фронт. И дело было не в страхе самой битвы, а в том, что имея грех перед Богом, он мог не заслужить защиту в опасной ситуации.
Все законы, которые касаются войны, призваны сделать из евреев «свет для народов», маяк праведности в темном и безнравственном мире. Это делается и для достижения главной задачи Торы – эпохи Машиаха, когда «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаягу 2:4).
По материалам imrey.org