Сегодня религиозная жизнь еврея сопряжена с рядом трудностей. Светское общество с его взглядами на множество вещей является серьезным препятствием для истинной религиозности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек попадает в синагогу, ожидая пережить некие высокие чувства. Однако, зачастую, ему кажется, что он присутствует не на молитве, а на каком-то концерте, где исполняются песни, текст слов которых взят из молитв.
В подтверждение этому свидетельствуют слова посетителей синагоги, которые, выходя из нее, с удовольствием отмечают, что служба была «приятной». На самом деле за этим, казалось бы, безобидным комментарием, стоит большая трагедия. Такой взгляд на молитву в синагоге, к сожалению, является одним из проявлений современного кризиса огромного числа синагог по всему миру.
Синагога оказалась также под влиянием светского мира, который, в свою очередь, не совместим с такого рода понятиями, как «внутреннее молчание», поэтому ему приходится настоящую духовность выдавать за внешнее представление. Проще сказать, требующая концентрации и полного погружения религиозная служба превращается в еще один вид шоу. Такое преобразование делает человека равнодушным к подлинным духовным ценностям.
Печально признавать, что немало канторов являются одними из виновников такого положения дел. Основной задачей хазанута (кантороское пение) должна быть борьба с секуляризацией молитв, то есть ее полная независимость от светского мировоззрения. В реальности же канторы становятся на сторону секуляристов, забывая, что их голос слышит Всевышний, и начинают занимать и тешить публику – членов общины.
Основное же предназначение кантора – достучаться до сердец и побороть духовное равнодушие каждого прихожанина. Главный инструмент в этом деле для кантора – это молитва. Но и она становится для многих канторов способом показать свое мастерство и талант. Такая молитва, в итоге, услаждает лишь слух евреев, но никак ни доходит до их душ.
Что же представляет собой «правильное» пение кантора синагоги? Такое пение должно раскрывать духовный смысл слов, а интонация кантора должна отображать величественность и многообразие граней каждой молитвы. Всем знакомые слова молитвы благодаря искусству кантора обретают новое, ранее неведомое значение.
Как говорил Бааль Шем Тов, Господь повелел Ноаху, который вошел в Ковчег, найти более глубокое значение слов…
Во время молитвы еврей, произнося слова, должен вдумываться в их суть, подключая к этому процессу всю свою сущность. Тогда как миссия кантора – управлять теми, кто молится, и помочь им достичь понимания самой молитвы.
Безусловно, музыка тоже играет важную роль. Сказанное слово отличается от спетого присутствием во втором случае музыки, которая является символом победы над человеческой ограниченностью. С помощью музыки слова избегают возможности стать лозунгами. Музыка может добраться в такие места, где слова бессильны. Чувства, которые рождаются в человеке во время прослушивания музыки, невозможно ни с чем сопоставить. Она способна перенести слушателя туда, где не властвует сознание. Во время хазанута человеческое сердце просто «разрывается на куски», а молитва производит на него неизгладимое впечатление. Пение кантора не дает «высохнуть» словам молитвы.
Во времена существования Храма, коэн встречал еврея, приходившего в Храм для жертвоприношения за свой грех, и читал его мысли. В случае, когда, по мнению коэна, человек не до конца раскаялся, левиты должны были спеть для грешника, чтобы тот осуществил тшуву, то есть полностью покаялся…